Кружок "Страна красивой речи" предназначен для педпгогов дошкольного образования. Этот материал позволит систематезировать и обогатить знания детей по лексическим темам
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Страна красивой речи»»
Программа кружка
«Страна красивой речи»
с детьми группы компенсирующей направленности
№ 5 "Берёзка"
Руководитель: учитель-логопед Пигунова Н.И.
Пояснительная записка.
Развитие связной речи играет ведущую роль в процессе развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по формированию речи в детском саду. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем. Владение навыками связной речи позволяет ребенку вступать в свободное общение со сверстниками и взрослыми, дает возможность получить необходимую ему информацию, а также передать накопленные знания и впечатления об окружающем.
Обучение детей рассказыванию может проводиться в разной форме: составление рассказов-описаний по теме, по картине, по серии картинок, упражнения типа «Закончи сказку по-своему», «Закончи предложение» и т. д.
Рассказывая по игрушкам, дети учатся отбирать предметно - логическое содержание для описаний и повествований, приобретают умение выстраивать композицию, связывать части в единый текст, изобразительно пользоваться языковыми средствами.
Широкое использование игрушек на занятиях по развитию связной речи с детьми будет способствовать более эффективному формированию у них полноценных высказываний.
Художественные произведения в символической форме раскрывают перед детьми смысл человеческих отношений, переживаний. Любое художественное произведение постигается двумя путями. Первый – путь переживания, эмоционального проникновения в его суть. Второй – мыслительный анализ прочитанного, выделение идей, событий.
Особое место в жизни ребенка занимает сказка, где соседствует добро и зло, верность и предательство, дружба и вражда. Разыгрывая сказку, дети как бы проживают её, принимая на себя определенную роль. Дети выражают свое эмоциональное отношение к героям сказок голосом, мимикой, посредством движений. Иными словами, как бы эмоционально проживают её. Однако подлинное проникновение в литературное произведение включает в себя и анализ основных событий, понимание связи между ними – задача не простая для маленького ребенка. Все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. Иными словами, ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.
Описание разделов программы
Программа определяет развитие тех речевых знаний и умений, которыми должен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к школьному обучению. В программе выделяют следующие основные структурные элементы:
Воспитание звуковой культуры речи предполагает развитие навыков звукового анализа, интонационной стороны речи. Упражнения направленные на развитие чувства ритма и рифмы готовят детей к восприятию поэтической речи и формируют интонационную выразительность его собственной речи.
Словарная работа предполагает решение задач, связанных с обогащением, закреплением и активизацией словаря; формирование навыков точного выбора слова при формулировании мысли и правильного его употребления в любом контексте. Дети должны научиться выбирать из синонимического ряда наиболее подходящее слово, понимать переносные значения слов в зависимости от противопоставлений и сочетаний. Работа с многозначными словами подводит ребенка к пониманию переносного значения слов, к точной передаче творческого замысла в самостоятельных сочинениях.
Формирование грамматического строя речи предполагает обогащение речи ребенка разнообразными грамматическими формами и конструкциями, развитие языковых обогащений. Осуществляется при помощи упражнений на согласование существительных и прилагательных в роде, числе и падеже, употреблении несклоняемых слов, образовании степени сравнения прилагательных, изменение значения слова, придания ему другого смыслового оттенка с помощью суффиксов. Для формирования в речи детей разнообразных сложных предложений используется прием составления коллективного письма.
Развитие связной речи включает формирование умений строить разные типы высказываний, соблюдая их структуру и используя разнообразные типы связей между предложениями и между частями высказывания. Развитие умений четко выстраивать в рассказе сюжетную линию, использовать средства связи между смысловыми частями высказывания формирует элементарное осознание структурной организации текста, влияет на развитие наглядно – образного и логического мышления.
Предполагаемые результаты:
повышение уровня познавательной активности детей, формирование умения самостоятельно планировать практические и мыслительные действия;
обогащение номинативного, предикативного и качественного словаря детей грамматическими категориями;
умение самостоятельно строить связное высказывание;
воспитывать культуру речевого общения как часть речевого этикета.
Данная программа социально-педагогической направленности рассчитана на один год обучения детей 6-7-летнего возраста с Общим недоразвитием речи второй год обучения.
К концу курса занятий дети должны уметь:
- участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы и отвечать на них.
- основные средства связи между смысловыми частями высказывания
- основные понятия программы
Система занятий предназначена для детей старшего дошкольного возраста
Частота встреч – 1 раза в неделю
Количество детей в группе – 10 – 12 человек.
Длительности одного занятия – 20 - 25 минут.
Критерии отбора детей – на основе запроса родителей.
Цели и задачи
Цель: Формирование связной речи у детей с Общим недоразвитием речи через составления пересказов, рассказов ( описательных, по серии картин, из личного опыта, по картине, по мнемотаблице)
Задачи:
- Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием.
- помогать составлять план рассказа и придерживаться его.
- развивать умение составлять рассказы из личного опыта.
- продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.
- учить детей давать описание внешнего вида игрушки, предмета, друг друга, себя;
- учить связно и последовательно рассказывать сказку без опоры на вопросы или план, выразительно пересказывать текст;
- учить детей составлять небольшой сюжетный рассказ по картине: рассказывать о событиях, предшествовавших изображенным на картине; придумывать продолжение сюжета, название картины;
- учить детей придумывать сказку по вопросам, по плану ;
- придумывать свое окончание знакомой сказки;
- развивать у детей фантазию.
-сформировать навыки описательной речи;
- учить составлять рассказ из личного опыта;
-расширять представление об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка.
-формировать приемы пересказа литературных произведений;
- познакомить с рассказыванием по картине и рассказыванием по серии сюжетных картин;
- развивать составление описательных рассказов об игрушках.
Принципы создания программы:
1. Доступность.
2. Систематичность и последовательность.
3. Нагляность.
Методы и приёмы:
- наглядные (показ, рассматривание предмета, картинки, игрушки и т. д.);
-практических (игры-драматизации, настольные инсценировки, дидактические игры, игры-занятия)
-словесные (которые связаны с художественным словом, метод рассказа воспитателя и метод беседы)
4.«Новый год».Составление рассказа по сюжетной картинке.
Январь
1. «Новый год». Рассказывание из личного опыта.
2. Дикие птицы. Составление рассказа описания по плану воспитателя.
3. Поговорим с игрушками. Составление рассказ по набору игрушек.
4. Зимние забавы. Составление рассказа по картине.
Февраль
1. Мой любимец. Рассказывание из личного опыта.
2. Военная техника. Составление рассказа по набору игрушек.
3. «23 февраля».Составление рассказа по сюжетной картинке.
4. И. Шишкина «Зима».Рассматривание и рассказывание по картине.
Март
1. Букеты для мамы. Составление описательного рассказа.
2.«Здравствуй, мамочка моя!» Составление рассказа из личного опыта.
3.«Лошадь с жеребенком».Рассказывание по картине.
4. Ранняя весна. Составление рассказа из личного опыта.
Апрель
1. Угадай, кто это?Составление описательного рассказа о себе.
2. «День космонавтики».Составление рассказа по сюжетной картинке.
3. «Два жадных медвежонка».Придумывание нового конца сказки.
4.«Строим дом». Рассказывание по картине.
Май
1.«Перелётные птицы». Рассказывание по сюжетная картинке.
2. Как трудятся мои родители. Составление рассказа из личного опыта.
3.«Колосок».Пересказ украинской народной сказки.
4.«Весна».Составление творческого рассказа о весне.
Список использованной литературы:
Кузнецова, Е.В., Тихонова, И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. Сценарии занятий. / Е.В. Кузнецова [и др.] – М.:ТЦ СФЕРА, 2004.
Смирнова, Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4—5 лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. / Л.Н. Смирнова. — М.: Мозаика-Синтез, 2004.
Смирнова, Л.Н. Логопедия в детском саду: Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. / Л.Н. Смирнова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Теремкова, Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5 – 7 лет. Ч 1. / Н.Э. Теремкова. – М.: «Гном и Д», 2006.
Теремкова, Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5 – 7 лет. Ч 2. / Н.Э. Теремкова. – М.: «Гном и Д», 2006.
Теремкова, Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5 – 7 лет. Ч 3. / Н.Э. Теремкова. – М.: «Гном и Д», 2006.
Теремкова, Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5 – 7 лет. Ч 4. / Н.Э. Теремкова. – М.: «Гном и Д», 2006.
Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения - практическое пособие для педагогов и школьных психологов. Часть 1. Перевод с немецкого. / К. Фоппель. – Москва: Генезис, 1998.
Яцель, О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи: Конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах. / О.С. Яцель. – М.: Гном и Д, 2005.