Тема НОД | «В берёзовой роще» |
Цель НОД | Обучение созданию пейзажа русской природы; развитие творческих способностей воспитанников, инициативы и самостоятельности. |
Планируемый результат обучения | Обучение смешанным техникам рисования; Развитие детского изобразительного творчества; Воспитание любви и бережного отношения к родной природе, к родному краю; Обогащение и активизация словарного запаса. |
Основные понятия | Берёзонька, кудрявая, ветвистая, белоствольная, березки-сестрицы, раскрасавица, стройная, ненаглядная, рощица. |
Методы | Рассматривание репродукций картин, рассказ, беседа, поисковые вопросы, |
Интегрируемые образовательные области | Художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие |
Ресурсы | Репродукции картин И.Левитана, А.И.Куинджи, И.И.Шишкина «Берёзовая роща», аудиозапись «Звуки рощи», акварельные краски, альбомные листы, кисти жёсткие и мягкие, стаканчики с водой, ватные палочки, клей. |
Формы организации совместной деятельности | Индивидуальная, фронтальная, партнёрская. |
Этапы НОД | Формируемые УУД | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Вводный этап | Регулятивные: Умение слушать в соответствии с целевой установкой; | Организационный момент: Здравствуйте дети, давайте поприветствуем друг друга в это прекрасное утро. Доброе утро лесам и полям, доброе утро скажу всем друзьям, доброе утро родной детский сад, видеть друзей всех своих очень рад. | Настрой на работу Самоконтроль готовности. Выполнение действий вместе с воспитателем |
Мотивационно-побудительный этап | Регулятивные: Умение слушать в соответствии с целевой установкой; Познавательные: Умение выделять существенную информацию из текста; | Проблемная ситуация: «Ребята, нам пришло звуковое сообщение, хотите узнать, кто нам написал? На экране: «Здравствуйте ребята! Пишет Вам Лесовичок. У меня беда, Снежная Королева заморозила самые красивые деревья, и они не могут проснуться после зимнего сна. В нашем лесу будет очень скучно и грустно. Расколдовать деревья можете только вы! Спешите! Я на вас надеюсь!» - Ну, что поможем Лесовичку! - Для начала нужно отгадать загадку и узнать, какое дерево в лесу заколдовано! Русская красавица Стоит на поляне, В зеленой кофточке, Белом сарафане. - Как называют березу в загадке? - Ребята, а вы знали, что берёза является символом России. А теперь вы послушайте, как Галина Садовая описывает березку - символ России. Береза – символ России, сокровище русской земли. Веками ей песни дарили, признанья стихами в любви. Береза – символ России, царица русских полей. Она средь невест всех красивей, величественней и белей. Шелестом листьев березы шепчет Россия нам. Весной святой родины слезы бегут у берез по стволам. Береза – символ России, печаль в ней и радость земли. Веками ей песни дарили, с поклоном к березе все шли. Россию еще называют берёзовым краем. Берёза - щедрое и доброе дерево. Люди издавна знали цену этому дереву, любили березку за ее красоту, и за пользу, которую она приносит. | Постановка и принятие детьми цели НОД Ответы детей. Выслушиваются мнения детей. |
Актуализация знаний, постановка учебной задачи | Познавательные: Умение ориентироваться в системе знаний. Регулятивные: принимать и сохра-нять поставленную задачу; Коммуникативные: Умение излагать свои мысли в устной форме. | Какие чувства у вас возникают после этого стихотворения? А ведь чувства можно не только словами выразить, но и красками. Что у березы названо зеленой кофточкой? Что белым сарафаном? Какой ствол у березы? А если у нее белый ствол, то как можно сказать одним словом, какая березка? Что еще характерно для ствола березы? | Ответы детей |
Организационно-поисковый этап | Познавательные::Умение ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные: Умение изла-гать свои мысли в устной форме. | Вот посмотрите, великие художники написали свои картины под названием «Березовая роща» (демонстрирует репродукции И. Левитан, А. И. Куинджи, И. Шишкин). Скажите, как авторам удалось передать настроение? А как вы определили какие деревья ближе, а какие далеко? Что главное на всех картинах и почему вы так думаете? Как, по-вашему, можно создать композицию легкую с ощущением простора? Я вижу, что все уже знают, какой прекрасный пейзаж можно создать, и я вам предлагаю перейти в нашу мастерскую. А поможет нам в создании шедевра наша волшебная пальчиковая гимнастика. | Высказывания детей Рассуждения детей |
Пальчиковая гимнастика | | У красы- березки платье серебриться У красы-берёзки зелёные косицы. Со двора к березке выскочили козы. Стали грызть берёзку, а берёзка в слезы | (Ладони плотно соединяют перед собой, надавливая) Руки прижаты тыльной стороной друг к другу. Пальцы расто-пырены, подняты вверх. Шевелят кистями и пальцами.) (Указательный и мизинец выпрямлены, остальные – сжаты, показывают козу двумя руками) (Трут кулачками глаза, имитируют плач). |
Практическая часть | Познавательные: Умение осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; Регулятивные: умение слушать в соответствии с целевой установкой; Коммуникативные: Умение излагать замысел в ходе работы. | С чего начнем работу? (С наброска композиции: вначале определим линию горизонта, нарисуем убегающую дорогу или тропинку, а может и ручеёк. Находим в красках синий цвет, выбираем нужную для рисования неба. Вспомним о том, что предметы на переднем фоне - больше, а на заднем - меньше. Определим, где будут белые стволы деревьев и хорошо их прорисуем белым мелком, расставив темные пятна. Начинаем рисовать с самого верха листа, наносим горизонтальные линии синего цвета. Чтобы небо стало красивым и ровным, воспользуемся влажными салфетками (растираем цвет). Вспоминаем, как правильно пользоваться кистью и красками. Пока наш фон высыхает, сделаем ствол березы. Какой он? Берем бумажный прямо-угольник и скручиваем его в трубочку. Край смазываем клеем и приклеиваем. Получившийся ствол приклеиваем к фону. Чего на стволе не хватает? Правильно, черных полосок. Рисуем их маленькой кисточкой. Что нам осталось нарисовать? Да, нарисуем березке зеленый платок. - Так как нам надо расколдовать деревья, разморозить их, то нам надо применить волшебство. Крону нашим березкам мы нарисуем волшебными красками. - Берем волшебную краску и с помощью ватной палочки наносим на лист методом тыка. Пейзаж можно дополнить цветами, кустами и жителями рощи. Затем прорисовываются детали тонкой кистью). Под музыкальное сопровождение (звуки леса) ребята рисуют пейзаж. По мере выполнения работ размещаем рисунки на столе, т. к. краска долго высыхает, и проводим анализ выполненной работы: | Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение по поводу предстоящей работы. |
Заключительный этап Рефлексия | Познавательные: умение делать несложные выводы; Личностные: развитие способности к самооценке; Регулятивные: умение адекватно воспринимать оценку воспитателя, товарищей. | Как вы думаете, у нас получилась березовая роща? Конечно, посмотрите сколько много берез мы нарисовали. У нас получилась настоящая берёзовая роща, в которой хочется прогуляться, послушать пение птиц, прислоняться к прохладному стволу дерева, чтобы набраться от него сил и здоровья А какая березка вам больше всего нравится? Как вы считаете, какая береза получилась необычной? Ребята, как вы думаете, мы смогли помочь Лесовичку? Я думаю, колдовство Снежной королевы потеряло свою силу, и берёзки в лесу начинают просыпаются от зимнего сна. Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием! | Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности Воспитатель и дети обмениваются своими впечатлениями о занятии. |