kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации, направленные на развитие социально-бытовых навыков у слепых и слабовидящих учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формируя у учащихся навыки самообслуживания, необходимо учитывать типологические особенности каждой группы школьников, т. е. необходимо осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении. Таким образом, экспериментальные исследования последнего времени, а также многолетний опыт работы отдельных педагогов и коллективов вспомогательных школ убедительно свидетельствуют, что социально-бытовая подготовка является той сферой, где возможна высокая успешность слепых и слабовидящих детей с умственной отсталостью. Успех подготовки воспитанников к самостоятельной жизни зависит от ряда условий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации, направленные на развитие социально-бытовых навыков у слепых и слабовидящих учащихся»

Методические рекомендации, направленные на развитие социально-бытовых навыков у слепых и слабовидящих учащихся


Формируя у учащихся навыки самообслуживания, необходимо учитывать типологические особенности каждой группы школьников, т. е. необходимо осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении. Таким образом, экспериментальные исследования последнего времени, а также многолетний опыт работы отдельных педагогов и коллективов вспомогательных школ убедительно свидетельствуют, что социально-бытовая подготовка является той сферой, где возможна высокая успешность слепых и слабовидящих детей с умственной отсталостью. Успех подготовки воспитанников к самостоятельной жизни зависит от ряда условий.


Полноценная социально-бытовая подготовка детей осуществима лишь путем целенаправленной педагогической работы в этом направлении.


Нормально развивающиеся дети некоторые знания, способы поведения усваивают самостоятельно, незаметно для окружающих: в процессе общения со взрослыми и сверстниками, во время совместной работы с родными и близкими по хозяйству, ухаживая за младшими, получая информацию из книг, по радио и телевидению. Так называемое спонтанное, самостоятельное познание ребенком мира окружающих его вещей, явлений – более медленный и менее эффективный путь обогащения запаса представлений и развития умственных способностей по сравнению с процессом направленного обучения. Еще боле значимо целенаправленное обучение для слепых и слабовидящих детей с умственной отсталостью, так как в силу особенностей своего развития им затруднительно самостоятельное приобретение необходимых знаний и умений.


Формирование того или иного блока социально–бытовых знаний и умений у ребенка должно представлять собой не эпизодические мероприятия, а целенаправленную систему работы, вначале имеющую своей целью полноценное восприятие ребенком необходимых сведений, правильное формирование действий, приемов, операций, затем – разнообразное их закрепление и регулярное применение на практике. Таким образом, система работы должна быть направлена на получение ребенком конкретных результатов в освоении необходимых ему в жизни социально-бытовых знаний и умений.


Эти результаты могут быть различны их осведомленность и умелость в каждой области социально-бытовой деятельности человека. Но педагогические усилия не должны быть направлены на получение одинаковых результатов у всех учащихся. Педагогическая работа имеет своей целью достижение каждым слепым и слабовидящим ребенком с умственной отсталостью максимально возможного для него уровня социально-бытовой умелости.


Ориентируясь на достижение конкретных результатов в подготовленности воспитанников, педагогам необходимо четко планировать свою работу, в том числе и каждое занятие. При этом применение методов и приемов обучения не должно быть формальным, направленным лишь на реализацию положения о необходимости разнообразия и смены видов деятельности детей на занятии. Отбор методов должен быть обоснованным и осуществляться с учетом задач данного этапа обучения, их сочетание должно быть логичным, целостным. Кроме того, при выборе методов и приемов, а также вариантов применения каждого метода (более легких либо усложненных), необходимо учитывать социально-бытовой опыт каждого ребенка, уровень его развития, индивидуальные особенности и возможности, т.е. осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к воспитанникам.


Четкости планирования педагогической работы способствует развернутый анализ содержания формируемых у детей умений и навыков, а также педагогическая диагностика, т.е. целенаправленный контроль за динамикой усвоения детьми социально-бытовых знаний, умений и навыков.


Для успешного усвоения учебного материала детьми важно сделать его максимально наглядным: использовать различные средства наглядности (натуральные предметы, изображения, фотографии, схемы, карты-планы, макеты, муляжи, игрушки); формировать широкий круг представлений детей в процессе экскурсий; осуществлять с ними наблюдения за реальными объектами, жизненными ситуациями, оценивать действия людей в этих ситуациях, а также моделировать эти ситуации на занятиях.


Необходимым условием успешности обучения детей является их активная деятельность в процессе восприятия и усвоения материала. То, чему обычного ребенка можно научить на словах, для ребенка с особыми образовательными способностями становится доступным только в процессе собственной деятельности, специально организованной и направляемой педагогом. Активность детей на занятиях предусматривает: обследование изучаемых предметов, осуществляемое на полисенсорной основе; оперирование предметами, игрушками, картинками; составление схем, планов; различные игры детей (дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские); выполнение разнообразных упражнений, практических работ; рисование, лепку, конструирование; многократное применение новых слов, фраз.


Важнейшим условием успешности обучения детей является обеспечение понимания ими учебного материала, его осмысление. Понятое содержание усваивается детьми быстрее, точнее и прочнее по сравнению с тем, что лишь заучивается путем многократных повторений. Поэтому большое внимание следует уделять четкому, доступному объяснению формируемых действий, поступков («Зачем ты сделал узелок на конце нити?»).


Основой эффективности процесса усвоения детьми социально-бытовых знаний и умений является их общее развитие. Средством повышения уровня развития слепого и слабовидящего ребенка с умственной отсталостью служат коррекция и компенсация недостатков его развития.


В познавательной деятельности коррекция направлена на развитие умений воспитанников выделять главное в получаемой информации, анализировать, сравнивать, обобщать, связывать новый материал с ранее усвоенным.


Широкий круг социально-бытовых умений и навыков, которым необходимо научить учащихся, и ограничение возможностей учителя СБО фактором времени не позволяют им осуществлять полноценное закрепление многих знаний и умений. Поэтому успешность педагогической работы по социально-бытовой подготовке воспитанников зависит от взаимодействия учителя и воспитателя: согласованности их действий, информированности о работе друг друга и ее результатах, скоординированности планов работы. В результате такой интеграции обеспечивается целостность, системность и последовательность процесса социально-бытовой подготовки воспитанников.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Михайлова Анастасия Зотовна

Дата: 16.01.2019

Номер свидетельства: 495677


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства