Методические рекомендации «Организация познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ»
Методические рекомендации «Организация познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ»
Китайская пословица «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Согласно ФГОС ДОработа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков.
Если обратиться к основной образовательной «Программе от рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой исследовательская деятельностьотражена в образовательной области «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ».
Поставлена цель: Развитие познавательных интересов и способностей детей (сенсорных, интеллектуально-познавательных и интеллектуально-творческих).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации «Организация познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ»»
Методические рекомендации «Организация познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ» Подготовила старший воспитатель С.И. Шихова 18.01.2022 г. Китайская пословица «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Согласно ФГОС ДО работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков.
Если обратиться к основной образовательной «Программе от рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой исследовательская деятельностьотражена в образовательной области «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ».
Поставлена цель: Развитие познавательных интересов и способностей детей (сенсорных, интеллектуально-познавательных и интеллектуально-творческих).
Задачи познавательного развития:
Развитие детских интересов, любознательности.
Формирование познавательных действий, становление сознания.
Формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Начиная с младшей группы и на протяжении всего дошкольного детства, авторы предлагают использовать разнообразные формы работы: рассматривание, наблюдение, игра – экспериментирование, исследовательская деятельность и пр.
Кроме этого имеется методическое пособие «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» под ред. Н.Е. Вераксы, О.Р. Галимова. В процессе выполнения увлекательных опытов и экспериментов дети знакомятся с доступными физическими явлениями (процессы, отражающие три состояния вещества (твердое, жидкое, газообразное), и их переходы, тепловые явления и давления жидкостей и газов).
В методическом пособии «Ознакомление с природой» О.А. Соломенниковой исследовательская деятельность представлена в разделе: «Экспериментирование».
Исследовательская деятельность в ДОУ организуется в следующих формах
1. Коллективная (занятия проводится при соблюдении принципов: доступности, структурности, непродолжительности)
2. Подгрупповая (исследовательская работа проводится в подгруппах, выводы подгрупп сравниваются и анализируются)
3. Индивидуальная (воспитатель организует работу в индивидуальном порядке, чаще с отстающим в группе ребенком или с тем, у кого появился интерес).
Деятельностный подход
Деятельность – это активное взаимодействие человека с окружающей средой. Ребенок познает мир через деятельность. Принцип деятельностного подхода – ребенок познает мир, получает знания через все виды деятельности, каждый является активным участником в добывании, передаче знаний, привлекает к этому друзей и взрослых.
Этапы познавательно-исследовательской деятельности
Этап исследования
Пример структуры исследования «Как растения пьют воду?» в старшей группе детского сада
Постановка проблемы
Выяснить, каким образом растения потребляют воду.
Целеполагание
Воспитанники предлагают варианты решения проблемы, приходят ко мнению, что нужно провести наблюдение за потреблением воды каким-либо растением.
Выдвижение гипотез
Ребята размышляют, как можно сделать этот процесс зримым для человеческого глаза (дать растению выпить цветной воды).
Проверка гипотезы
Каждый воспитанник разводит в баночке с водой пищевой краситель, ставит в раствор лист китайской капусты или цветок белой гвоздики.
Анализ полученного результата
Утром ребята видят, что капустные листы (гвоздики) приобрели те оттенки, что и растворы, в которых они простояли ночь.
Формулирование выводов
Вода поднимается по стеблю к верхушке растения. Соответственно, если растение произрастает в почве, то начинает «пить воду» нижняя часть, т. е. корни.
Фиксирование результатов
• Использование готовых форм (картинок, фотографий, зарисовок - в младшем возрасте); • Дневник наблюдений или исследовательские карточки • Схематические зарисовки; • Использование условных знаков; • Рисунки-прогнозы; • Фотографирование; • Запись рассказа ребенка.
Еще можно использовать стенды, где вывешивается план проведения опыта, диаграммы, фотографии с результатами.
Лэпбук (книга на коленях)
Лэпбук — это тематическая папка, содержащая ряд кармашков, окошечек, миниатюрных вложенных книжечек. Здесь может вместиться огромное количество материала по теме, оформленного в виде карточек, иллюстраций, схем, дидактических игр и т. д.
Типичные ошибки педагога при организации познавательно-исследовательской деятельности • Недооценка познавательного и воспитательного значения экспериментов; • Большинство организованных экспериментов носят созерцательный характер; • Часто эксперименты не получают логического завершения; • Из экспериментов не формируются циклы; • Результаты экспериментов не всегда используются в последующих занятиях; • Недостаточно развиты связи с другими видами деятельности; • Педагог лишает ребенка права на ошибку; • Выводы сообщаются педагогом без привлечения детей; • Анализ результатов опытов подменяется анализом поведения детей и их отношения к работе. Организация РППС
Большое внимание в исследовательской деятельности уделяется организации развивающей среды в группе. Должна быть создана мини-лаборатория (центр науки), где дети размещают различные материалы (природные, бросовые) для проведения опытов, экспонаты. В центрах познавательно-исследовательской деятельности дошкольников организовать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для самостоятельной деятельности детей.
Необходимо постоянно пополнять центры познавательно-исследовательской деятельности дошкольников различным оборудованием, схемами для самостоятельной работы.
Для поддержания интереса к исследовательской деятельности в уголке экспериментирования могут «жить» персонажи, которых можно придумать и сделать совместно с детьми и родителями. Дети дошкольного возраста задают много вопросов. Часто этим же занимается веселый, озорной и любопытный Незнайка, который приходит в группу из волшебного Цветочного города. Он «участвует» в экспериментах, «приносит» интересные вещи юным исследователям. У Незнайки есть яркие нарукавники и фартук для нужных и интересных вещей. Всё это способствует развитию наблюдательности, любознательности, повышению интереса к экспериментальной деятельности. Можно создать уголок «Школа Незнайки» для формирования у детей любознательности, познавательного интереса и поисковой активности.
Таким образом, исследовательская деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками.