Методические рекомендации "Организация работы по ослаблению агрессивного поведения у детей дошкольного возраста"
Методические рекомендации "Организация работы по ослаблению агрессивного поведения у детей дошкольного возраста"
Методические рекомендации "Организация работы по ослаблению агрессивного поведения у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Организация работы по ослаблению агрессивного поведения у детей дошкольного возраста"»
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области
«Зерноградский педагогический колледж»
Методические рекомендации
по теме «Организация работы по ослаблению агрессивного поведения у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации»
Зерноград, 2021 г.
Составитель: Д. В. Смоквина, студентка 4 В группы специальности «Дошкольное образование»
Руководитель: С. З. Бойко, преподаватель профессионального цикла высшей квалификационной категории ГБПОУ РО «ЗернПК».
Предлагаемый сборник составлен согласно Федерльному государственному образовательному стандарту среднего профессионального обрзования по специальности 44.02.01. «Дошкольное образование». Методические рекомендации по теме «Организация работы по ослаблению агрессивного поведения у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации» предназначены как для индивидуальной, так и для групповой деятельности студентов с целью формирования профессиональных компетенций, для воспитателей и методистов ДОО, для родителей детей дошкольного возраста.
Данный сборник включает в себя диагностический материал, комплекс игр и упражнений, план-конспект родительского собрания, ряд рекомендаций в виде памятки и информационный стенд для родителей, которые способствуют организации работы по ослаблению агрессивного поведения у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
I. Диагностический материал 5
II. Комплекс игр по теме «Марсиане» 7
1. Игра «Добрые приветствия» 7
2. Игра «Прибытие» 7
3. Игра «Смешная газировка» 8
4. Игра «Пугающая встреча» 8
5. Игра «Минута разговора» 9
6. Игра «Первые слова» 9
III. Комплекс упражнений по ослаблению агрессивного поведения 10
7. Упражнение «Ласковые лапки» 10
8. Упражнение «Я разрушил злость» 10
9. Упражнение «Обзывалки» 11
10. Упражнение «Бумажные мячики» 12
IV. План-конспект родительского собрания по теме «Агрессия. Профилактика агрессивного поведения» 12
V. Памятка для родителей по теме «Как реагировать на агрессивное поведение ребёнка» 21
VI. Информационный стенд для родителей на тему «Агрессивный ребёнок. Что делать?» 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст — это период, когда закладывается фундамент будущей личности. Именно в дошкольный период закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и окружающим. Одной из важных проблем в отечественной психологии и педагогике является повышенная агрессивность детей дошкольного возраста. Агрессивное поведение – одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее эффективный и быстрый способ достижения своей поставленной цели.
Многочисленные наблюдения показывают, что агрессивное поведение, сложившееся в детстве, остается устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. У определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, превращаясь в устойчивое качество личности.
Агрессивное поведение у ребенка способно значительно ограничивать и даже снизить его активность, а также сформировать у него тревожность и низкую самооценку. При наличии агрессивного поведения у ребенка значительно снижается его способность к продуктивной деятельности и к общению и взаимодействию с другими людьми. Такое поведение отрицательно влияет на развитие личности. Таким образом, агрессивное поведение носит отрицательный характер, как для общества, так и для самого ребенка.
После работы с методикой проводится балльная оценка уровня агрессии (суммируются все баллы):
- 1 уровень - от 0 – до 4 баллов: у ребенка нет опасности закрепления ситуативно-личностных реакций агрессии; ребенок самостоятельно овладевает собственной агрессивностью;
- 2 уровень – от 5 до 7 баллов: есть опасность закрепления агрессивных реакций, ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением;
- 3 уровень – от 8 до 10 баллов: ребенку требуется значительная психолого-педагогическая помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций.
Ф.И.О.
Краснеет (бледнеет) в
состоянии раздражения (гнева)
Стремится делать назло другим
Ребенок стремится бросить мяч в другого человека сильнее, чем это требуется по правилам игры
Толкает и бьёт других детей в состоянии раздражения
Говорит обидные слова детям и взрослым
Итог
Комплекс игр по теме «Марсиане» Игра «Добрые приветствия»
Цель: развитие самоконтроля, создание доброжелательной атмосферы.
Ход: сначала марсиане смеются, затем, когда они перестают смеяться, они глубоко дышат: делают вдох – выдох, вдох – выдох. Это помогает им думать. И они понимают, что на планете Земля им ничего не угрожает. К ним относятся по – доброму. Марсиане приветствуют всех жителей Земли нежным рукопожатием, а животных (игрушки) ласково гладят. Взрослый предлагает передавать по кругу движение, называя представителя Земли. Например, «Приветствуем зайчонка». «Приветствуем мальчика» и др.
Игра «Прибытие»
Цель: отражение негативных эмоций.
Ход: марсиане идут. Они смотрят недоверчиво, враждебно на чужую планету. Шаги изменяются, становятся более сильными, громкими, ритмичными. Так они двигаются в своих скафандрах. Прочные скафандры защищают пришельцев от нападений и опасностей, но дышать и двигаться в них трудно. Марсианам хочется снять их, но страх сдерживает их желание. И вдруг один из марсиан срывает с себя шлем и вдыхает свежий воздух Земли. Ему это нравится. Все следуют его примеру, срывают шлемы и вдыхают воздух. Их хмурые лица разглаживаются, и некоторые даже улыбаются.
Игра «Смешная газировка»
Цель: эмоциональная разрядка.
Ход: землянам показалось, что пришельцы хотят пить, и они дают каждому бутылку газировки. Марсиане первый раз пробуют ароматный напиток. Одним глотком они выпивают все и ощущают воздушные пузырьки внутри себя. Пришельцам это кажется странным. Они хотят прогнать эти пузырьки прочь. Пузырьки поднимаются от ног к рукам, животу, груди, становятся сильнее и шипучее. Под звук «бух» воздух вылетает через антеннки на макушке. Несколько раз «бух». Марсианам становится смешно, они дружно, громко смеются. Вместе с ними смеются и земляне.
Игра «Пугающая встреча»
Цель: снятие мышечных зажимов, разрядка общей агрессивности.
Ход: на крики марсиан сбегаются животные (игрушки) и люди Земли. Марсиане останавливаются и готовятся к встрече. Им эта встреча кажется опасной, и они решают напугать землян. По сигналу все марсиане отходят друг от друга и начинают устрашающе кричать, топать ногами, махать руками. Земляне с удивлением смотрят на пришельцев. Тогда марсиане производят устрашающее действие ещё раз. Земляне продолжают удивляться их энергичным действиям.
Игра «Минута разговора»
Цель: свободная реализация вербальной активности.
Ход: марсиане останавливаются и прислушиваются к звукам. Им очень хочется самим оговорить. Издать какие – то звуки. Разговор был разрешен, но только на одну минуту. Каждый быстро проговаривает какие – то слова, предложения. Кто – то сочиняет рассказ. Взрослый ограничивает время каким – то сигналом.
Ход: марсиане продолжают свой путь. Во время ходьбы они тренируются в произношении трёх земных слов (по одной минуте каждое) с разной интонацией и громкостью: «Нет». «Да». «Я».
Комплекс упражнений по ослаблению агрессивного поведения Упражнение «Ласковые лапки»
Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым.
Ход: подбираем 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на песок. Все предметы делают следы на кинетическом песке (ходят по песку), а потом ребенку предлагаем оголить руку по локоть; объясняем, что по руке будет ходить "зверек" и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой "зверек" прикасался к руке - отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Вариант игры: "зверек" будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.
Упражнение «Я разрушил злость»
Цель: снижение агрессии посредством песочной терапии
Ход: предлагаем детям победить свою злость с помощью фигурки из песка – например, во время ссоры можно вылепить шарик или башенку. Скажите малышу: «Представь, что это твоя злость, теперь ты можешь разрушить эту башню – и тебе станет легче». После того, как фигура будет разрушена, предложите ребенку разгладить песок и оставить на нем свои отпечатки или вылепить с помощью формочек фигурки, которые ему нравятся, в знак примирения с собой. Такие занятия успокаивают и воспитывают детей. Предлагаем ребенку делать так каждый раз, когда он разозлится.
Упражнение «Обзывалки»
Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.
Ход: необходимо сказать детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты солнышко!». Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.
Упражнение «Бумажные мячики»
Цель: достижение эмоциональной разрядки.
Ход: на полу проводится «граница». Группа делится на две команды. Из газет, старых бумаг сминаются «мячики». По команде ведущего команды перебрасывают на противоположную сторону «мячики». Задача – перебросить их как можно больше, чтобы почти все «мячики» оказались на территории «противника».
План-конспект родительского собрания по теме «Агрессия. Профилактика агрессивного поведения»
Цель. Обсуждение проблемы обучения и воспитания агрессивного ребёнка.
Задачи.
Познакомить родителей с причинами, которые приводят к агрессивному поведению детей.
Помочь родителям находить способы преодоления агрессивности у детей.
План:
Вступительное слово воспитателя.
Что такое агрессия? Её формы.
Портрет агрессивного ребёнка.
Причины появления агрессии у детей.
Принципы общения родителей с агрессивными детьми.
Ознакомление со способами выражения (выплёскивания) гнева.
«Золотые правила» воспитания, связанные с темой данного собрания.
Итоги собрания. Обмен мнениями по теме собрания.
Ход собрания.
Вступительное слово.
Здравствуйте, уважаемые родители.
Тема нашей встречи серьезна и трудна. Это тема проявления нашими детьми жестокости и агрессии. Что же это за явление и стоит ли о нем говорить? Давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь ее преодолеть.
На интерактивной доске слова Эриха Фромма, прочитайте их, они помогут нам раскрыть тему нашего собрания:
«Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется от собственной душевной боли»
Знакомство с планом собрания.
Что такое агрессия? Сочетание социальных, семейных, психологических неблагоприятных факторов негативно влияет на развитие детей, вызывая, нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми. Сегодня мы обсудим лишь одну из форм проявления отклоняющегося поведения - агрессию. Давайте попробуем разобраться в причинах детской агрессивности и рассмотрим пути коррекции поведения детей.
Агрессия – это такое поведение, которое противоречит нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический и моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Эмоциональные переживания, такие, как недоброжелательность, злость, мстительность, гнев не всегда приводят к агрессии. Важно учить детей осознавать и регулировать эмоции, приводящие к агрессивному поведению.
Агрессивность присуща любому человеку. Иногда агрессивность помогает ребёнку адаптироваться к новой среде, достичь цели, познать новое. Такой тип агрессивности необходим для выживания. Если агрессивность выражается в форме ненависти и враждебности, то она может нанести вред.
Формы проявления агрессии:
- физическая – проявляющаяся в конкретных физических действиях, направленных против какого-либо лица, либо наносящие вред предметам (ребенок дерется, кусается, ломает, швыряет предметы);
К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип поведения, который культивируется в семье и средствах массовой информации. Однако в настоящее время и у девочек все чаще проявляются разные формы агрессии.
Каков же портрет агрессивного ребенка
Агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.
Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому ненужным. Он использует любую возможность, стремиться разозлить маму, учителя, сверстников; он не успокоится до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку.
Агрессивные дети часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.
Детям с агрессивным поведением свойственны некоторые общие черты: эмоциональная грубость, озлобленность, как в отношении сверстников, так и окружающих взрослых, неадекватная самооценка, повышенная тревожность, неумение находить правильный выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов.
Причины появления агрессии у детей.
Причины проявления агрессии у детей могут быть разными: соматические и психические заболевания, недостаточное развитие интеллекта, низкий уровень самоконтроля, повышенная возбудимость нервной системы, неразвитость коммуникативных навыков.
Часто причиной детской агрессивности являются отношения в семье. Ребёнок копирует агрессивное поведение членов семьи – хамство, ругань, унижения, оскорбления. В таком случае агрессивность становится нормой его жизни.
Противоречивое поведение в отношении к ребёнку, когда папа и мама предъявляют к нему противоположные требования, также может спровоцировать проявления агрессивности.
В последние годы психологи рассматривают отдельно такую причину возникновения детской агрессии, как СМИ. Способствуют этому компьютерные игры. Совершая в них виртуальные акты насилия, ребёнок перестает видеть грань между игрой и реальностью.
Ознакомление со способами выражения (выплёскивания) гнева.
Именно ваш пример того, как адекватно справляться с раздражением поможет вашему ребёнку освоить приемлемые формы выражения гнева и использовать их в сложных ситуациях:
- старайтесь не прикасаться к ребёнку в минуты раздражения;
- посчитайте до 10;
- напрягайте и расслабляйте кисти рук, дышите медленно и глубоко;
- разорвите или сомните бумагу, ненужную газету;
- сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить (примите теплую ванну, душ; выпейте воды мелкими глотками, позвоните друзьям; просто расслабьтесь, лёжа на диване; послушайте любимую музыку; переключите мысли, подумав о чём-то хорошем).
Способы выражения гнева у детей:
Громко спеть любимую песню.
Пометать дротики в мишень.
Попрыгать на одной ноге.
Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячом.
Пускать мыльные пузыри.
Устроить бой с боксерской грушей или подушкой.
Полить цветы.
Погоняться за кошкой (собакой).
Пробежать несколько кругов вокруг дома.
Поиграть в настольный футбол (баскетбол, хоккей).
Сломать несколько ненужных игрушек.
Устроить соревнование «Кто громче крикнет. Кто выше прыгнет. Кто быстрее пробежит».
Стучать карандашом по столу.
Скомкать или помять несколько листов бумаги, а затем их выбросить.
Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем замалевать его.
Слепить из бумаги фигуру обидчика и сломать ее.
Послушать музыку.
«Золотые правила» воспитания, связанные с темой данного собрания.
Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
Не давайте своему ребёнку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
Не ставьте своему ребёнку каких бы то не было условий.
Будьте тактичны в проявлении воздействия на ребёнка.
Не наказывайте своего ребёнка за то, что позволяете делать себе.
Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребёнку в угоду чему – либо.
Не шантажируйте ребёнка своими отношениями друг с другом.
Не бойтесь поделиться с ребёнком своими чувствами и слабостями.
Не ставьте свои отношения с собственным ребёнком в зависимость от его успехов.
При общении с детьми рекомендуется употреблять следующие выражения:
Ты у меня самый умный, (красивый и т.д.)
Как хорошо, что ты у меня есть.
Ты у меня молодец!
Я тебя очень люблю.
Как ты хорошо это сделал, научи и меня этому.
Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.
Итоги собрания. Обмен мнениями по теме собрания.
Предлагаю высказаться родителям по проведению данного собрания: актуальна ли тема, понятны ли причины возникновения агрессии у детей, воспользуются ли родители советами по преодолению агрессии. Какие вопросы ещё интересуют родителей, благодарю за участие.
Спасибо за внимание!
П амятка для родителей по теме «Как реагировать на агрессивное поведение ребёнка»
И нформационный стенд для родителей на тему «Агрессивный ребёнок. Что делать?»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Методические рекомендации включают в себя диагностический материал, комплекс игр и упражнений, план-конспект родительского собрания, ряд рекомендаций в виде памяток и информационный стенд для родителей, которые способствуют организации работы по ослаблению агрессивного поведения у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Для составления методических рекомендаций мы изучили методическую и психолого – педагогическую литературу, проанализировали понятие «агрессия» с точки зрения разных специалистов. Так же мы изучили классификации агрессивных действий.
Далее мы изучили методы и формы для успешной профилактической работы по ослаблению агрессивного поведения у детей дошкольного возраста, такие как: игровая терапия, проективное рисование, куклотерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия. Также мы изучили причины агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Подведя итог всего вышеизложенного, следует отметить, что особенно важным для изучения агрессивности являются дети дошкольного возраста, когда эта черта находится на стадии формирования. Поэтому нами были подобраны методические рекомендации по теме организации работы по ослаблению агрессивного поведения у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Данное пособие будет полезным в работе воспитателя дошкольной образовательной организации, а также родителям, которым будет интересна тема методических рекомендаций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Галкина, Г.А. Профилактика агрессивного поведения дошкольников в ДОУ с помощью песочной терапии. - Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/-profilaktika-agresivnogo-povedenija-doshkolnikov-v-dou-s-pomoschyu-pesochnoi-terapi.html – (Дата обращения: 03.11.2020) – Текст: электронный.
Выготский, Л.С. / Р. С. Немов - Вопросы детской психологии // - СПб: Просвещение, 2014. 224 с. – Текст: непосредственный.
Пономарева, В.С. Роль театрализованной деятельности в коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28844110 – (Дата обращения: 03.11.2020) – Текст: электронный.
Романова, А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей. Альбом диагностических и коррекционных методик // – М.: «Плэйт», 2011, с. 12 – 17. – Текст: непосредственный