Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации и проведению игр которые лечат (правильная осанка)»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №38
Методические рекомендации по организации и проведению
игр которые лечат (правильная осанка)
Инструктор по ФК: Тимощенко И.В.
Правильная осанка – залог здоровья.
Многие из нас в детстве слышали множество замечаний по поводу своей осанки: не сутулься, не горбаться, сиди ровно!.. Это все не просто прихоти родителей, а жизненно важное правило. Правильная осанка — это не только красиво. От неё напрямую зависит наше здоровье. Ещё В.И. Даль говорил: «Без осанки конь — корова». И это действительно так. Правильная осанка не даётся человеку с рождения — её нужно воспитывать и поддерживать ежедневно.
В дошкольный период формируется основы физического и психического здоровья ребёнка, вырабатывается определённые черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. В связи с этим особая роль отводится правильно организованному физическому воспитанию в условиях детского сада и семьи. Многие ученые отмечают: на протяжении последних десятилетий в нашей стране сложилась тревожная тенденция ухудшения физического развития и состояния здоровья всего населения, в том числе и детей. Высок процент дошкольников с нарушениями телосложения и осанки. Наиболее часто встречающиеся нарушения осанки у дошкольников: искривления позвоночника в виде боковых его отклонений (сколиозы), чрезмерное отклонения в грудном отделе ( кифозы) и в поясничном отделе (лордозы),плоскостопие и врождённая косолапость, асимметричное положения плеч.
Правильная осанка является одним из важных показателей здоровья. Именно она создаёт условия для нормального функционирования таких основных систем, как дыхательная, сердечно - сосудистая и др. Осанка имеет не только эстетическое значение, но и социальное. Ведь максимальную работоспособность, как в труде, так и в учебной деятельности можно достичь лишь правильную осанку.
Причин неправильной осанки и её дефектов много: гиподинамии и, как следствие, недостаточное развитие мышц спины, живота, бедер, шеи, груди, удерживающих позвоночник в нужном положении, ходьба с опущенной головой, сидения с опущенными плечами и согнутой спиной. Развитию дефектов осанки способствуют несоответствующая росту ребёнка мебель, неудобная одежда, неправильные позы и привычки детей (например, опора при состоянии на одну ногу, чтение и рисование лёжа в постели на боку), однообразные движения (отталкивание одной и той же ногой при езде на самокате, при прыжках во время игр, ношения какого-либо груза в одной и той же руке). Значительную роль в возникновении нарушений осанки и играет неудовлетворительный общий режим жизни ребёнка (пассивный отдых, отсутствие прогулок на открытом воздухе, недостаточный сон, нерациональный режим питания). Развитию нарушений осанки способствуют также частые инфекционные и острые респираторные заболевания, ослабляющие организм и ухудшающие физическое развитие.
Основным средством формирования правильной осанки и коррекции ее нарушений в дошкольном возрасте являются физические и гимнастические упражнения с различными предметами.
«Ель, елка , елочка»
Педагог предлагает детям пойти в лес. Дети идут по залу (площадке).Педагог говорит «В лесу стоят высокие ели, встаньте ровно, как эти стройные ели, подтянитесь, выпрямитесь». Дети останавливаются, принимают позу правильной осанки(голова, туловище, ноги прямо) и раздвигают руки - «ветви» слегка в стороны, ладонями вперед. Педагог: «Пойдем дальше в лес, посмотрим, есть ли у высокой ели сестрички?» Дети идут за педагогом. Он останавливается: «Вот и сестрички ели, они пониже, но такие же стройные и красивые».Педагог предлагает детям встать как елки – принять правильную осанку, но в полуприсяде. «Пойдем, дети, поищем еще сестричек елей. Вот они совсем маленькие, но и удаленькие: красивые и тоже стройные». Педагог просит детей стать маленькими елочками. Дети садятся на корточки, голова прямо, спина выпрямлена, ладони слегка разведены в стороны. Игра повторяется несколько раз. Педагог поощряет детей, выполнивших задание правильно .
Ожидаемый результат: воспитывание и формирование правильной осанки; тренировка внимания.
«Все дальше и выше»
Дети сидят. Педагог, отходя от детей, бросает им мяч по очереди и приговаривает: «Бросим дальше, бросим выше». Игру можно проводить с одним партнером, дома и в группе.
Ожидаемые результаты: развитие координации движений , умения ориентироваться в пространстве; обучение разным приемам игры в мяч.
«Подпрыгни до ладошки»
Дети сидят на скамье или стоят. Педагог подзывает то одного, то другого ребенка и предлагает ему дотянуться до ладони, а с 4-5 лет- подпрыгнуть так , чтобы головой достать до его ладони. Руку педагог держит на небольшом расстоянии от головы ребенка.
Вариант игры: подпрыгнуть и достать рукой бубен, яркую игрушку или колокольчик, который педагог держит на некотором расстоянии от головы ребенка. Самые прыгучие дети соревнуются между собой, прыгая на еще большую высоту.
Ожидаемый результат: развитие ловкости, быстроты реакции и движений , чувства равновесия, устойчивого внимания, воспитание дисциплины; формирование правильной осанки.
«Филин»
Дети сидят . По сигналу педагога «День!» дети – «филины» медленно поворачивают головой вправо и влево. По сигналу «Ночь!» дети смотрят вперед и взмахивают руками – «крыльями», опуская их вниз, протяжно , без напряжения, произносят «у-у-ффф». Контролировать осанку. Повторить упражнение 2 – 4 раз.
Ожидаемый результат: развитие координации движений рук с дыхательными движениями; тренировка зрения и слуха.
«Дерево»
Цель: укрепление мышечного корсета, формирование правильной осанки. Рекомендуемый возраст - 3-4 года.
Предложите малышу помочь семечку превратить в большое крепкое дерево. Для этого, сидя на корточках, обхватывает руками колени, прячет в них голову. Ведущий говорит: "Упало семечко осенью в землю, перезимовало там, а с первыми весенними лучами проклюнулось и потянулось к солнцу". После этих слов малыш медленно поднимается на ноги, выпрямляет туловище и выпрямляет руки вверх. Полностью распрямившись, ребенок напрягает тело и тянется как можно выше. Повторить 5-6 раз.
«Канатоходцы»
Цель: укрепление мышечного корсета, формирование правильной осанки, развитие равновесия. Рекомендуемый возраст - 4-7 лет.
На полу раскладывается веревка - это цирковой кант. Дети - канатоходцы. От них требуется пройти по канату и не упасть. Для этого они должны принять правильную осанку - расправить плечи, подтянуть живот, голову слегка приподнять, для равновесия развести руки в стороны. Ведущий при этом может читать стихи:
Мы ребята - акробаты,
Смело ходим по канату,
Прямо, боком, с поворотом,
И, закрыв глаза, с подскоком.
Чтобы делать это ловко,
Нам нужна всем тренировка.
Дети ходят по веревке прямо, потом боком, приставным шагом. Можно усложнить игру, если ребята будут дополнительно носить на голове груз в виде мешочка с песком
Литература:
«Инструктор по физической культуре» 2014, №1
«Инструктор по физической культуре» 2014, №6
Муниципальное Автономное Учреждение Информационно – Методический Центр г.Томска: Методическое пособие «КАРТОТЕКА ФОРМ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «Физическое развитие».