kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методичка- Наше дерево

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Наше дерево» - дидактическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с миром деревьев.В пособие собраны экологические сказки, стихи, загадки, народные приметы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методичка- Наше дерево»










«Наше дерево» - дидактическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с миром деревьев.














Дидактическое пособие предназначено педагогам дошкольного и дополнительного образования детей, учителям. В книге собран материал по ознакомлению детей с разными видами деревьев, дающий широкое представление об обитателях леса, способствующий развитию кругозора. В пособие собраны экологические сказки, стихи, загадки, народные приметы.

























Наше дерево





Дидактическое пособие по ознакомлению детей с миром деревьев.














Воспитатель- ВотчельИ.А


























































От составителя.


Перед вами первая книга из серии «Живой мир» - «Наше дерево». Она составлена на основе опыта работы со старшими группами детского сада Костанайской области по проекту «Наше дерево». В течение года в рамках проекта воспитатель вместе с детьми проводили исследовательскую деятельность, прогулки, походы, экскурсии, наблюдения, опыты, эксперименты, собирали коллекции, игры, проводили беседы и викторины.

Это дидактическое пособие адресовано детям дошкольного и младшего школь-ного возраста, педагогам дошкольного и школьного образования и родителям.

Влечение к природе заложено в каждом человеке от рождения, поскольку он сам часть природы. А деревья окружают нас постоянно. Однако дети, как правило, на них не обращают внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к животным и цветущим растениям. Кроме того, дети часто воспринимают растения, в том числе и деревья, как неживые объекты, поскольку у них нет способов передвижения, аналогичных тем, которые есть у животных. Дерево - прекрасный объект для фенологических наблюдений. Так, лиственные деревья имеют ярко - выраженные сезонные изменения. На их примере могут быть наглядно рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой. С деревом ребенку проще общаться на равных, чем с небольшими растениями, легче представить его своим другом.

Предлагаемая книга познакомит ребенка с миром деревьев, позволит расширить его естественно - научный кругозор, вызовет интерес и желание внимательно наблюдать.

Данное дидактическое пособие предполагает три аспекта: воспитательный, образовательный и развивающий: воспитательный аспект состоит в развитии у ребенка умения видеть красоту деревьев, чувства любви и бережного отношения к нашим зеленым друзьям, образовательный - в обогащении детских представлений о мире деревьев и развитии способности выделять в самых общих чертах основные закономерности их роста и развития.

В книге представлена информация о строении дерева, его частях, друзьях и врагах, даны описания портретов деревьев в разное время года. Также собраны художественные произведения, пословицы, загадки о десяти видах деревьев и кустарников.

Материал располагается последовательно, отдельно о каждом дереве:

  • Иллюстрация и паспорт дерева( где указывается место произрастания, возраст, размеры, отличительные особенности).

  • Стихи, загадки, экологические сказки, пословицы, поговорки.

  • Дидактические игры с практическими заданиями «Чем полезно то или иное дерево?»

  • Информация «К сведению воспитателя».

В пособии предложены иллюстрированные игры на закрепление знаний о деревьях: «Хвойные или лиственные?», «Чьи листья и семена?», «С какого дерева листок?» и так далее. Эти игры очень нравятся детям, ребята легко запоминают их содержание и могут в дальнейшем играть без помощи взрослых. В книгу также включены вопросы к викторинам и беседам, стихи и пословицы о лесе. Заканчивается пособие правилами поведения в лесу.

Книга, которую вы держите в руках, станет добрым помощником родителям и воспитателям в подготовке детей к поступлению в школу.

Что такое «экологический проект»?

Прежде всего - это решение определенных задач в процессе исследования.

Обычно проект состоит из трех основных этапов:

  1. подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с педагогами и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов;

  2. собственно- исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы.

  3. заключительный: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов и, по - возможности составление рекомендаций для практических работников.

На подготовительном этапе перед педагогом и детьми ставятся следующие задачи:

  • выбрать дерево, которое нравится больше всего. Узнать, как оно называется.

  • Подумать на что или на кого похоже дерево или придумать для него имя (дуб- Великан, береза- Красавица, Белянка, ель- Ежик, яблоня или вишня в цвету- Невеста и т.д.).

  • Узнать, кто посадил дерево. Может быть с ним связана какая- нибудь интересная история?

  • Выяснить растут ли такие деревья в наших лесах или это «пришелец» из других мест? Если да, то где его родина?

  • Задание детям: познакомиться со своим деревом – подойти к нему, шепнуть свое имя, сказать, как его зовут, обнять, погладить кору, послушать, что оно прошелестит в ответ.

  • Сделать кормушку и повесить на свое дерево. К нему будут прилетать птицы, чтобы спасать от нашествия гусениц.

  • Подготовить тетрадь (альбом), в которой будут отмечаться результаты наблюдений за жизнью дерева (рисунки, рассказы, сказки, осенние листья и т.п.). Нарисовать на ее обложке что- нибудь связанное с жизнью растения, написать название «Наше дерево».

Методика работы с детьми в рамках проекта «Наше дерево» разработана на основе интегрированного подхода. В ходе работы дети вели наблюдения, экспериментировали, рисовали, лепили, играли, слушали музыку, знакомились с литературными произведениями, сочиняли свои сказки и рассказы.

Важно, что проект в целом способствовал не только экологическому образованию, но и развитию ребенка, как личности, развитию психических процессов (мышление), эмоциональной сферы, сенсорных навыков, эстетическому развитию, оказывал оздоровительное влияние (основная часть работы проводилась на улице).

Сроки проведения: не менее года, т.к. ребенок должен иметь возможность проследить изменения в жизни дерева в разные сезоны. Регулярность проведения наблюдений и исследований зависит от времени года, наиболее часто они проводились в период смены сезонов, например, в августе- сентябре, октябре- ноябре, марте- апреле. Именно в эти периоды наиболее ярко выражены сезонные изменения в жизни природы, в том числе деревьев.


Содержание.




Доброе дерево………………………………………………………….

Дедушка Дерево………………………………………………………..

Из чего состоит дерево?………………………………………..………

Загадки о частях дерева………………………………………………...

Поговорим о дереве (Беседа)…………………………………………..

Что нужно нашему дереву?……………………………………………

Найди сам друзей и врагов…………………………………………….

Друзья и враги………………………………………………………….

Портреты деревьев…………………………………………………….

Березкин паспорт………………………………………………………

Стихи и загадки о березе………………………………………………

Экологическая сказка «Березка»……..………………………………

Народные приметы…………………………………………………….

К сведению воспитателя………………………………………………

Чем полезна береза? …………………………………………………..

Паспорт дуба…………………………………………………………..

Загадки о дубе………………………………………………………….

Экологическая сказка «Дуб»…………..………………………………

Найди дубовый листок…………………………………………………

Чем полезен дуб?………………………………………………………

Елочкин паспорт………………………………………………………

Загадки о елке………………………………………………………….

Стихотворение «Покосился еж на елку»……………………………

Для чего нужна елочка?……………………………………………….

Кленовый паспорт…………………………………………………….

Стихотворение «Кленовый листок»………………………………….

Загадка о клене…………………………………………………………

Для чего нужен клен?………………………………………………….

Паспорт липки………………………………………………………….

К сведению воспитателя………………………………………………

Стихи о липе……………………………………………………………

Чем полезна липа?……………………………………………………..

Паспорт рябинки……………………………………………………….

Экологическая сказка «Рябинушка»………………………………….

Стихотворение «Красненькую ягоду…»……………………………..

Загадки о рябине……………………………………………………….

Чем полезна рябина?…………………………………………………..

Паспорт сосенки………………………………………………………..

Стихотворение «Спросите у белки»………………………………….

Загадки о сосне…………………………………………………………

Сосенка или елка?………………………………………………………

Чем полезна сосна?……………………………………………………..

Паспорт сирени…………………………………………………………

Стихи о сирени…………………………………………………………

Экологическая сказка «Сирень»………………………………………

Чем полезна сирень?……………………………………………………

Тополиный паспорт…………………………………………………...

К сведению воспитателя………………………………………………

Чем полезен тополь?…………………………………………………..

Паспорт яблоньки………………………………………………………

Загадки о яблоне………………………………………………………..

Найди плод яблони……………………………………………………..

Чем полезна яблоня?………………………………..………………….

Как называются эти деревья?………………………………………….

Хвойные и лиственные деревья………………………………………

Где растут шишки?……………………………………………………..

Деревья и кустарники…………………………………………………..

Найди и назови………………………………………………………….

Угадай, с какого дерева лист?…………………………………………

Чьи это листья и семена?………………………………………………

С какого дерева листочек?…………………………………………….

Назови эти растения……………………………………………………

Поговорим о дереве……………………………………………………

Викторина «Растения леса»……………………………………………

Слова- родственники…………………………………………………..

Стихотворение «Прогулка в лес»……………………………………..

Загадки о лесе…………………………………………………………..

Что в лесу на букву Ш?………………………………………………

Стихи о лесе…………………………………………………………….

Стихотворение «В гостях у леса»……………………………………..

Стихотворение «Город Лес»…………………………………………..

Стихотворение «Лесной пожар»………………………………………

Стихотворение «Мертвый лес»……………………………………….

Стихотворение «Лесной гость»……………………………………….

Стихотворение «Березка»…………………………………………….

«Лес- наше богатство»…………………………………………………

Правила поведения в лесу……………………………………………..

Игротека ………………………………………………………………..

Литература………………………………………………………………



6

6

7

8

8

9

11

13

14

16

17

18

18

19

20

21

21

22

23

24

25

26

27

28

29

29

30

31

32

32

33

34

35

35

35

36

37

38

38

39

40

41

42

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

64

65

66

66

67

67

67

67

67

68

68

69

70

71

72














Доброе дерево.

Доброе дерево, старые ветки,

В листьях запутались шумные ветры.

Сколько птенцов под густою листвою

Ты укрывала от стужи и зноя?

Старые ветви ночами не спали,

Чтобы на землю птенцы не упали,

Чтобы им с дерева, словно с порога,

В синее небо открылась дорога.

Лето промчится, и перед зимой

Дерево птицам помашет листвой.

Будет потом ему сниться и сниться,

Как по весне возвращаются птицы.

Их не пугают опасные кручи,

Белые молнии, черные тучи.

Птицы на Родину мчаться умеренно

Зная, что помнит их каждое дерево.


Дедушка- дерево.

У дедушки Дерева добрые руки,

Большие, зеленые, добрые руки…

Какая- то птица на плечи садится,

Какая – то птица в руках суетиться,

Жучище примчался и сел.

Качался и все восхищался,

И все восхищался.

Стрекозы примчались и тоже качались,

И все свиристели в пуховой пастели,

Смеялись, качались,

Качались, свистели!

Дедушка Дерево пчел подхватил

И на ладони свои усадил.

У дедушки дерева добрые руки,

Большие, зеленые, добрые руки.

Наверно, их стоили сто двадцать пять,

Ч

6

тоб всех покачать, чтоб всех покачать.

Из чего состоит дерево?





крона


























ветви




лист





ствол


почки





корни








Назови части дерева. Покажи, где находится ствол, ветки, листья, почки, корни.


7


Загадки.


Дарит время молодцу

Ежегодно по кольцу.

(Дерево).


Чем больше колец,

Тем старше жилец.

(Дерево).


Много рук, а нога одна.

(Дерево).


Меня в лесу оставили,

Весь век торчать заставили:

В ушанке заячьей зимой,

А летом с бритой головой.

( Пень).











Царства темного жильцы

Ползут в разные концы,

Неустанно влагу пьют

Всем растениям жизнь дают.

(Корни).


Уселись на веточках весной пичужки

И что- то лопочут при встрече друг дружке.

Весной и летом сидят, не слетая,

Зимой посмотришь- исчезла вся стая.

(Листья).


Летел пан, на воду попал

Не плывет, не тонет.

(Лист).









Поговорим о дереве.


  1. Что это?

  2. Это дерево или куст?

  3. Какие части у него есть?

  4. В каком лесу растет это дерево?

  5. Что из дерева можно сделать

(построить дом, изготовить бумагу,

сделать мебель, карандаш,

игрушку)…?

  1. Чего боится дерево (огня, воды,

мусора, насекомых, зайцев, человека

с топором или пилой)?

8

8


9

Что нужно нашему дереву?































































Что нужно нашему дереву?

10



Вода.

Деревья пьют воду так же, как и люди. Одним деревьям воды нужно много, а другим – меньше. От избытка влаги деревья могут погибнуть также, как и от недостатка. Воду дерево получает с дождем, с талой водой, «пьет» ее из земли – почвы. Кроме дождей, бывают и другие виды осадков – снег, роса, иней, град, талая вода.



Солнце.

Свет – тепло. Солнце окрашивает деревья (листья), как художник в зеленый цвет. Одни деревья любят свет, другие могут расти в тени ( ель). Когда осенью день становится короче, деревья получают сигнал: нужно готовится к зиме. Одни деревья выдерживают холод, другие могут жить только в тепле. Если зимой бывают очень сильные морозы, дерево может погибнуть. От количества тепла зависит начало появления листьев.



Воздух.

Деревья, как и мы должны дышать. Они дышат через маленькие отверстия на листьях, которые нельзя заметить невооруженным глазом. Деревьям, как и нам нужен чистый воздух. От грязного воздуха (дыма) они погибают. В тоже время сами деревья очищают воздух, делают его пригодным для дыхания человека и других существ.


Земля.

Деревья растут в земле. Их корни глубоко уходят в землю, питаются минеральными и другими полезными веществами, за счет которых дерево живет и растет.


Ветер.

У ряда деревьев (например, ели, сосны) ветер переносит пыльцу, а также распространяет их семена (ель, береза, сосна, клен, ясень, липа, тополь).






Дождевые черви.

Участвуют в образовании почвы, «пропускают» через себя комочки земли, сухие листья, таким образом рыхлят почву, делают ее пригодной для роста растений, в том числе и деревьев. Чем больше листьев перерабатывают черви, тем больше «пищи» для растений.




Пчелы, шмели, бабочки.

Эти насекомые пьют сок – нектар из цветков и опыляют их (но не у всех растений).







Птицы.

Их роль в жизни разных деревьев разная. Это дети должны выяснить во время собственных исследований. Птицы поедают различных насекомых (не называйте их «вредными»). В природе нет «полезных» или «вредных», они все выполняют определенную роль, все необходимы. Живущие на дереве переносят их семена.




Найди сам друзей и врагов


















































11




Найди сам друзей и врагов





Град несет необходимую влагу, но и может побить его цветы и плоды.












Метель закутывает снегом ветки деревьев, им не будет страшен мороз. Сильный буран может поломать ветки деревьев.


Дождь дает необходимую для роста дерева воду.


Солнышко дает свет и тепло нашему дереву.


От засухи дерево может погибнуть. Ведь оно хочет пить так же, как и люди.











Сделаем кормушки и повесим на наше дерево, на которые прилетят птицы.


Маленькое деревце надо поливать каждый день ,чтобы оно окрепло и не погибло.


Что может быть хуже мальчишки, ломающего ветки.


Собственные мнения детей.

  • Может ли дерево прожить без солнца и воды?

  • Кто ухаживает за деревьями в лесу?

  • Может ли дерево прожить без помощи человека?


Дятел - лесной доктор. Он вытаскивает из - под коры насекомых, которые вредят дереву.


Заяц зимой грызет кору деревьев, а мыши – корни.


Эти насекомые не принесут нашему дереву пользы. Тля ест листочки, майский жук – корни, короед точит кору дерева, гусеницы поедают листья и плоды.








12










Живые существа связаны

в природе «невидимыми

нитями».


Дрозды едят плоды

с деревьев и помогают им

расселяться (1).

Пчелы опыляют

цветки деревьев (2).


Птицы приходят

деревьям на выручку. Они

вьют на ветках гнезда и

кормят птенцов и

насекомых (3).


Прожорливые

гусеницы грызут листья (4).


Короеды и их личинки

прогрызают под корой

длинные ходы (5).


Стрекозы могут

отдыхать на деревьях (6).


Некоторые грибы

растут на корнях деревьев и

добывают для них воду (7).


Дождевые черви

живут под корнями. Они

едят опавшую листву (8).



Попробуй разобраться, кто дереву друг, а кто – враг.


13

















































Портреты деревьев





Лето – пора цветения, плодоношения. Листья на деревьях набрали свою полную силу. Плодовые деревья отцвели, на них зреют плоды. На елке в гуще иголок спрятались шишки, так любимые белками и птицами.












Весна – это новый год в природе. Все растения просыпаются, живительная влага поступает из почвы в стволы деревьев, бежит по веткам, наливаются почки из которых скоро появляются листочки. Елка тоже радуется весеннему теплому солнышку.



Зима – самая холодная пора года. Многие деревья не переживают сильных морозов, гибнут. Снежок укутал их ветви, стволы, и не дает дереву замерзнуть. Елка тоже укуталась снегом, не холодно ей. Когда много снега, то он сползает с еловых веток под своей тяжестью, чтобы их не сломать.









Осень – золотая пора. В это время лиственные деревья теряют свои листья, и они летят маленькими, желтыми и красными бабочками по ветру. Готовятся деревья к зиме, холодам. Елка же только смотрит и шуршит иголками, ведь она не сбрасывает свой наряд на зиму.

15



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методичка- Наше дерево

Автор: Вотчель Ирина Александровна

Дата: 13.03.2022

Номер свидетельства: 602108

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Конспект НОД по рисованию в нетрадиционной технике «тычком» во второй младшей группе «Осеннее дерево»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_nod_po_risovaniiu_v_netraditsionnoi_tekhnike_tychkom_vo_vtoroi_mladshei"
    ["file_id"] => string(6) "521444"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1569869731"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Внеклассное занятие по развитию креативного мышления у первоклассников «Дерево дружбы»"
    ["seo_title"] => string(89) "vnieklassnoiezaniatiieporazvitiiukrieativnoghomyshlieniiaupiervoklassnikovdierievodruzhby"
    ["file_id"] => string(6) "274674"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1452433260"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект коррекционно-развивающего занятия (в рамках внедрения ФГОС НОО)"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_korriektsionno_razvivaiushchiegho_zaniatiia_v_ramkakh_vniedrieniia_fgo"
    ["file_id"] => string(6) "359928"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479406865"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(34) "Где живет доброта? "
    ["seo_title"] => string(20) "gdie-zhiviet-dobrota"
    ["file_id"] => string(6) "231953"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442682151"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Открытый урок  «Национально-освободительное движение под руководством Кенесары Касымова» "
    ["seo_title"] => string(93) "otkrytyi-urok-natsional-no-osvoboditiel-noie-dvizhieniie-pod-rukovodstvom-kieniesary-kasymova"
    ["file_id"] => string(6) "153176"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420979422"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства