«Наше дерево» - дидактическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с миром деревьев.В пособие собраны экологические сказки, стихи, загадки, народные приметы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методичка- Наше дерево»
«Наше дерево» - дидактическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с миром деревьев.
Дидактическое пособие предназначено педагогам дошкольного и дополнительного образования детей, учителям. В книге собран материал по ознакомлению детей с разными видами деревьев, дающий широкое представление об обитателях леса, способствующий развитию кругозора. В пособие собраны экологические сказки, стихи, загадки, народные приметы.
Наше дерево
Дидактическое пособие по ознакомлению детей с миром деревьев.
Воспитатель- ВотчельИ.А
От составителя.
Перед вами первая книга из серии «Живой мир» - «Наше дерево». Она составлена на основе опыта работы со старшими группами детского сада Костанайской области по проекту «Наше дерево». В течение года в рамках проекта воспитатель вместе с детьми проводили исследовательскую деятельность, прогулки, походы, экскурсии, наблюдения, опыты, эксперименты, собирали коллекции, игры, проводили беседы и викторины.
Это дидактическое пособие адресовано детям дошкольного и младшего школь-ного возраста, педагогам дошкольного и школьного образования и родителям.
Влечение к природе заложено в каждом человеке от рождения, поскольку он сам часть природы. А деревья окружают нас постоянно. Однако дети, как правило, на них не обращают внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к животным и цветущим растениям. Кроме того, дети часто воспринимают растения, в том числе и деревья, как неживые объекты, поскольку у них нет способов передвижения, аналогичных тем, которые есть у животных. Дерево - прекрасный объект для фенологических наблюдений. Так, лиственные деревья имеют ярко - выраженные сезонные изменения. На их примере могут быть наглядно рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой. С деревом ребенку проще общаться на равных, чем с небольшими растениями, легче представить его своим другом.
Предлагаемая книга познакомит ребенка с миром деревьев, позволит расширить его естественно - научный кругозор, вызовет интерес и желание внимательно наблюдать.
Данное дидактическое пособие предполагает три аспекта: воспитательный, образовательный и развивающий: воспитательный аспект состоит в развитии у ребенка умения видеть красоту деревьев, чувства любви и бережного отношения к нашим зеленым друзьям, образовательный - в обогащении детских представлений о мире деревьев и развитии способности выделять в самых общих чертах основные закономерности их роста и развития.
В книге представлена информация о строении дерева, его частях, друзьях и врагах, даны описания портретов деревьев в разное время года. Также собраны художественные произведения, пословицы, загадки о десяти видах деревьев и кустарников.
Материал располагается последовательно, отдельно о каждом дереве:
Иллюстрация и паспорт дерева( где указывается место произрастания, возраст, размеры, отличительные особенности).
Дидактические игры с практическими заданиями «Чем полезно то или иное дерево?»
Информация «К сведению воспитателя».
В пособии предложены иллюстрированные игры на закрепление знаний о деревьях: «Хвойные или лиственные?», «Чьи листья и семена?», «С какого дерева листок?» и так далее. Эти игры очень нравятся детям, ребята легко запоминают их содержание и могут в дальнейшем играть без помощи взрослых. В книгу также включены вопросы к викторинам и беседам, стихи и пословицы о лесе. Заканчивается пособие правилами поведения в лесу.
Книга, которую вы держите в руках, станет добрым помощником родителям и воспитателям в подготовке детей к поступлению в школу.
Что такое «экологический проект»?
Прежде всего - это решение определенных задач в процессе исследования.
Обычно проект состоит из трех основных этапов:
подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с педагогами и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов;
собственно- исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы.
заключительный: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов и, по - возможности составление рекомендаций для практических работников.
На подготовительном этапе перед педагогом и детьми ставятся следующие задачи:
выбрать дерево, которое нравится больше всего. Узнать, как оно называется.
Подумать на что или на кого похоже дерево или придумать для него имя (дуб- Великан, береза- Красавица, Белянка, ель- Ежик, яблоня или вишня в цвету- Невеста и т.д.).
Узнать, кто посадил дерево. Может быть с ним связана какая- нибудь интересная история?
Выяснить растут ли такие деревья в наших лесах или это «пришелец» из других мест? Если да, то где его родина?
Задание детям: познакомиться со своим деревом – подойти к нему, шепнуть свое имя, сказать, как его зовут, обнять, погладить кору, послушать, что оно прошелестит в ответ.
Сделать кормушку и повесить на свое дерево. К нему будут прилетать птицы, чтобы спасать от нашествия гусениц.
Подготовить тетрадь (альбом), в которой будут отмечаться результаты наблюдений за жизнью дерева (рисунки, рассказы, сказки, осенние листья и т.п.). Нарисовать на ее обложке что- нибудь связанное с жизнью растения, написать название «Наше дерево».
Методика работы с детьми в рамках проекта «Наше дерево» разработана на основе интегрированного подхода. В ходе работы дети вели наблюдения, экспериментировали, рисовали, лепили, играли, слушали музыку, знакомились с литературными произведениями, сочиняли свои сказки и рассказы.
Важно, что проект в целом способствовал не только экологическому образованию, но и развитию ребенка, как личности, развитию психических процессов (мышление), эмоциональной сферы, сенсорных навыков, эстетическому развитию, оказывал оздоровительное влияние (основная часть работы проводилась на улице).
Сроки проведения: не менее года, т.к. ребенок должен иметь возможность проследить изменения в жизни дерева в разные сезоны. Регулярность проведения наблюдений и исследований зависит от времени года, наиболее часто они проводились в период смены сезонов, например, в августе- сентябре, октябре- ноябре, марте- апреле. Именно в эти периоды наиболее ярко выражены сезонные изменения в жизни природы, в том числе деревьев.
Содержание.
Доброе дерево………………………………………………………….
Дедушка Дерево………………………………………………………..
Из чего состоит дерево?………………………………………..………
Загадки о частях дерева………………………………………………...
Поговорим о дереве (Беседа)…………………………………………..
Что нужно нашему дереву?……………………………………………
Найди сам друзей и врагов…………………………………………….
Друзья и враги………………………………………………………….
Портреты деревьев…………………………………………………….
Березкин паспорт………………………………………………………
Стихи и загадки о березе………………………………………………
Экологическая сказка «Березка»……..………………………………
Народные приметы…………………………………………………….
К сведению воспитателя………………………………………………
Чем полезна береза? …………………………………………………..
Паспорт дуба…………………………………………………………..
Загадки о дубе………………………………………………………….
Экологическая сказка «Дуб»…………..………………………………
Найди дубовый листок…………………………………………………
Чем полезен дуб?………………………………………………………
Елочкин паспорт………………………………………………………
Загадки о елке………………………………………………………….
Стихотворение «Покосился еж на елку»……………………………
Для чего нужна елочка?……………………………………………….
Кленовый паспорт…………………………………………………….
Стихотворение «Кленовый листок»………………………………….
Загадка о клене…………………………………………………………
Для чего нужен клен?………………………………………………….
Паспорт липки………………………………………………………….
К сведению воспитателя………………………………………………
Стихи о липе……………………………………………………………
Чем полезна липа?……………………………………………………..
Паспорт рябинки……………………………………………………….
Экологическая сказка «Рябинушка»………………………………….
Стихотворение «Красненькую ягоду…»……………………………..
Загадки о рябине……………………………………………………….
Чем полезна рябина?…………………………………………………..
Паспорт сосенки………………………………………………………..
Стихотворение «Спросите у белки»………………………………….
Загадки о сосне…………………………………………………………
Сосенка или елка?………………………………………………………
Чем полезна сосна?……………………………………………………..
Паспорт сирени…………………………………………………………
Стихи о сирени…………………………………………………………
Экологическая сказка «Сирень»………………………………………
Чем полезна сирень?……………………………………………………
Тополиный паспорт…………………………………………………...
К сведению воспитателя………………………………………………
Чем полезен тополь?…………………………………………………..
Паспорт яблоньки………………………………………………………
Загадки о яблоне………………………………………………………..
Найди плод яблони……………………………………………………..
Чем полезна яблоня?………………………………..………………….
Как называются эти деревья?………………………………………….
Хвойные и лиственные деревья………………………………………
Где растут шишки?……………………………………………………..
Деревья и кустарники…………………………………………………..
Найди и назови………………………………………………………….
Угадай, с какого дерева лист?…………………………………………
Чьи это листья и семена?………………………………………………
С какого дерева листочек?…………………………………………….
Назови эти растения……………………………………………………
Поговорим о дереве……………………………………………………
Викторина «Растения леса»……………………………………………
Слова- родственники…………………………………………………..
Стихотворение «Прогулка в лес»……………………………………..
Загадки о лесе…………………………………………………………..
Что в лесу на букву Ш?………………………………………………
Стихи о лесе…………………………………………………………….
Стихотворение «В гостях у леса»……………………………………..
Стихотворение «Город Лес»…………………………………………..
Стихотворение «Лесной пожар»………………………………………
Стихотворение «Мертвый лес»……………………………………….
Стихотворение «Лесной гость»……………………………………….
Стихотворение «Березка»…………………………………………….
«Лес- наше богатство»…………………………………………………
Правила поведения в лесу……………………………………………..
Игротека ………………………………………………………………..
Литература………………………………………………………………
6
6
7
8
8
9
11
13
14
16
17
18
18
19
20
21
21
22
23
24
25
26
27
28
29
29
30
31
32
32
33
34
35
35
35
36
37
38
38
39
40
41
42
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
64
65
66
66
67
67
67
67
67
68
68
69
70
71
72
Доброе дерево.
Доброе дерево, старые ветки,
В листьях запутались шумные ветры.
Сколько птенцов под густою листвою
Ты укрывала от стужи и зноя?
Старые ветви ночами не спали,
Чтобы на землю птенцы не упали,
Чтобы им с дерева, словно с порога,
В синее небо открылась дорога.
Лето промчится, и перед зимой
Дерево птицам помашет листвой.
Будет потом ему сниться и сниться,
Как по весне возвращаются птицы.
Их не пугают опасные кручи,
Белые молнии, черные тучи.
Птицы на Родину мчаться умеренно
Зная, что помнит их каждое дерево.
Дедушка- дерево.
У дедушки Дерева добрые руки,
Большие, зеленые, добрые руки…
Какая- то птица на плечи садится,
Какая – то птица в руках суетиться,
Жучище примчался и сел.
Качался и все восхищался,
И все восхищался.
Стрекозы примчались и тоже качались,
И все свиристели в пуховой пастели,
Смеялись, качались,
Качались, свистели!
Дедушка Дерево пчел подхватил
И на ладони свои усадил.
У дедушки дерева добрые руки,
Большие, зеленые, добрые руки.
Наверно, их стоили сто двадцать пять,
Ч
6
тоб всех покачать, чтоб всех покачать.
Из чего состоит дерево?
крона
ветви
лист
ствол
почки
корни
Назови части дерева. Покажи, где находится ствол, ветки, листья, почки, корни.
7
Загадки.
Дарит время молодцу
Ежегодно по кольцу.
(Дерево).
Чем больше колец,
Тем старше жилец.
(Дерево).
Много рук, а нога одна.
(Дерево).
Меня в лесу оставили,
Весь век торчать заставили:
В ушанке заячьей зимой,
А летом с бритой головой.
( Пень).
Царства темного жильцы
Ползут в разные концы,
Неустанно влагу пьют
Всем растениям жизнь дают.
(Корни).
Уселись на веточках весной пичужки
И что- то лопочут при встрече друг дружке.
Весной и летом сидят, не слетая,
Зимой посмотришь- исчезла вся стая.
(Листья).
Летел пан, на воду попал
Не плывет, не тонет.
(Лист).
Поговорим о дереве.
Что это?
Это дерево или куст?
Какие части у него есть?
В каком лесу растет это дерево?
Что из дерева можно сделать
(построить дом, изготовить бумагу,
сделать мебель, карандаш,
игрушку)…?
Чего боится дерево (огня, воды,
мусора, насекомых, зайцев, человека
с топором или пилой)?
8
8
9
Что нужно нашему дереву?
Что нужно нашему дереву?
10
Вода.
Деревья пьют воду так же, как и люди. Одним деревьям воды нужно много, а другим – меньше. От избытка влаги деревья могут погибнуть также, как и от недостатка. Воду дерево получает с дождем, с талой водой, «пьет» ее из земли – почвы. Кроме дождей, бывают и другие виды осадков – снег, роса, иней, град, талая вода.
Солнце.
Свет – тепло. Солнце окрашивает деревья (листья), как художник в зеленый цвет. Одни деревья любят свет, другие могут расти в тени ( ель). Когда осенью день становится короче, деревья получают сигнал: нужно готовится к зиме. Одни деревья выдерживают холод, другие могут жить только в тепле. Если зимой бывают очень сильные морозы, дерево может погибнуть. От количества тепла зависит начало появления листьев.
Воздух.
Деревья, как и мы должны дышать. Они дышат через маленькие отверстия на листьях, которые нельзя заметить невооруженным глазом. Деревьям, как и нам нужен чистый воздух. От грязного воздуха (дыма) они погибают. В тоже время сами деревья очищают воздух, делают его пригодным для дыхания человека и других существ.
Земля.
Деревья растут в земле. Их корни глубоко уходят в землю, питаются минеральными и другими полезными веществами, за счет которых дерево живет и растет.
Ветер.
У ряда деревьев (например, ели, сосны) ветер переносит пыльцу, а также распространяет их семена (ель, береза, сосна, клен, ясень, липа, тополь).
Дождевые черви.
Участвуют в образовании почвы, «пропускают» через себя комочки земли, сухие листья, таким образом рыхлят почву, делают ее пригодной для роста растений, в том числе и деревьев. Чем больше листьев перерабатывают черви, тем больше «пищи» для растений.
Пчелы, шмели, бабочки.
Эти насекомые пьют сок – нектар из цветков и опыляют их (но не у всех растений).
Птицы.
Их роль в жизни разных деревьев разная. Это дети должны выяснить во время собственных исследований. Птицы поедают различных насекомых (не называйте их «вредными»). В природе нет «полезных» или «вредных», они все выполняют определенную роль, все необходимы. Живущие на дереве переносят их семена.
Найди сам друзей и врагов
11
Найди сам друзей и врагов
Град несет необходимую влагу, но и может побить его цветы и плоды.
Метель закутывает снегом ветки деревьев, им не будет страшен мороз. Сильный буран может поломать ветки деревьев.
Дождь дает необходимую для роста дерева воду.
Солнышко дает свет и тепло нашему дереву.
От засухи дерево может погибнуть. Ведь оно хочет пить так же, как и люди.
Сделаем кормушки и повесим на наше дерево, на которые прилетят птицы.
Маленькое деревце надо поливать каждый день ,чтобы оно окрепло и не погибло.
Что может быть хуже мальчишки, ломающего ветки.
Собственные мнения детей.
Может ли дерево прожить без солнца и воды?
Кто ухаживает за деревьями в лесу?
Может ли дерево прожить без помощи человека?
Дятел - лесной доктор. Он вытаскивает из - под коры насекомых, которые вредят дереву.
Заяц зимой грызет кору деревьев, а мыши – корни.
Эти насекомые не принесут нашему дереву пользы. Тля ест листочки, майский жук – корни, короед точит кору дерева, гусеницы поедают листья и плоды.
12
Живые существа связаны
в природе «невидимыми
нитями».
Дрозды едят плоды
с деревьев и помогают им
расселяться (1).
Пчелы опыляют
цветки деревьев (2).
Птицы приходят
деревьям на выручку. Они
вьют на ветках гнезда и
кормят птенцов и
насекомых (3).
Прожорливые
гусеницы грызут листья (4).
Короеды и их личинки
прогрызают под корой
длинные ходы (5).
Стрекозы могут
отдыхать на деревьях (6).
Некоторые грибы
растут на корнях деревьев и
добывают для них воду (7).
Дождевые черви
живут под корнями. Они
едят опавшую листву (8).
Попробуй разобраться, кто дереву друг, а кто – враг.
13
Портреты деревьев
Лето – пора цветения, плодоношения. Листья на деревьях набрали свою полную силу. Плодовые деревья отцвели, на них зреют плоды. На елке в гуще иголок спрятались шишки, так любимые белками и птицами.
Весна – это новый год в природе. Все растения просыпаются, живительная влага поступает из почвы в стволы деревьев, бежит по веткам, наливаются почки из которых скоро появляются листочки. Елка тоже радуется весеннему теплому солнышку.
Зима – самая холодная пора года. Многие деревья не переживают сильных морозов, гибнут. Снежок укутал их ветви, стволы, и не дает дереву замерзнуть. Елка тоже укуталась снегом, не холодно ей. Когда много снега, то он сползает с еловых веток под своей тяжестью, чтобы их не сломать.
Осень – золотая пора. В это время лиственные деревья теряют свои листья, и они летят маленькими, желтыми и красными бабочками по ветру. Готовятся деревья к зиме, холодам. Елка же только смотрит и шуршит иголками, ведь она не сбрасывает свой наряд на зиму.