kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методика формирования умения ориентироваться на своем теле

Нажмите, чтобы узнать подробности

В процессе общения с детьми взрослый называет и показывает его части тела.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методика формирования умения ориентироваться на своем теле»

ТЕМА: «Методика формирования умения ориентироваться на своем теле. Методика формирования умения различать пространственные направления относительно себя»

Цель:

Изучение методики формирования умения ориентироваться на своем теле и различать пространственные направления относительно себя.

Анализ программных задач

  1. Учить ориентироваться на своем теле («на себе» — Я).

2. Учить различать и называть пространственные направле­ния относительно себя («от себя» — Я -»): вверху — внизу; впереди — позади; справа — слева.

  1. Учить определять местоположения предмета относительно себя (П - Я).

  2. Учить определять собственное положение в пространстве (Я -» П).

  3. Учить определять местоположение предмета относительно другого лица (П - Л).

6. Учить определять местоположение предметов относитель­но друг друга (П -► П).

7. Учить двигаться в указанном направлении. Познакомить с правилами дорожного движения (ПДЦ).

8. Учить ориентироваться на листе бумаги (чистом и в клетку).

9.Учить «читать» и моделировать пространственные отношения на рисунках, чертежах, планах, схемах.

Методика формирования умения ориентироваться на своем теле «на себе» — Я (задача 1)

Предварительная работа

В процессе общения (одевания, умывания и др.) с детьми взрослый называет и показывает его части тела: «Помоем нож­ки», «Оденем шапочку на головку». Сначала в пассивной, а за­тем в активной речи ребенка фигурируют названия частей тела, сопровождая практический опыт детей.

Методика обучения

В процессе игр, повседневных ситуаций, а затем и на заняти­ях (начиная со II младшей группы) формируем знания у детей, сопровождая активным обогащением речи.

Последовательность формирования знаний:

1. Части тела (сначала на собственном теле ребенка, затем можно использовать куклы и другого человека):

  • Покажи, где голова.

  • На что надел ботинки?

  • Помоем спинку...

2. Пространственные направления на себе (обговариваем на ребенке и на игрушке во время игр, физкультуры, прогулки и др.)

  • Впереди — лицо, грудь, живот.

  • Сзади — спина.

  • Вверху — голова.

  • Внизу — ноги.

  • Руки — по бокам.

3. Правая и левая руки (во время еды, рисования и др. обра­щаем внимание ребенка на функциональные преимущества пра­вой руки.Слева руками детьми работаем индивидуально, ни в коем случае не переучивая и не ругая их):

В какой руке держишь ложку?

В какую руку взял хлеб?

  • В какой руке держишь карандаш?

  • Какой рукой придерживаешь лист бумаги?
    4. Правосторонние и левосторонние части тела (на физкультуре, во время игр и занятий обговариваем названия частей тела, связывая их с названием рук):

  • Левая нога там, где левая рука.

  • Правая нога с той стороны, где правая рука.



Задание1 для студентов: Опишите любую дидактическую игру, в которой дошкольники развивают умение ориентироваться на своем теле.

Методика формирования умения различать пространственные направления относительно себя «от себя» — Я - (задача 2)

Предварительная работа

Только после изучения собственного тела и направлений на нем (задача 1) переходим к ориентировке относительно себя.

Методика обучения

Во II младшей группе в процессе игр, работы с раздаточным материалом и др., на занятиях й вне их даются задания сначала по подражанию, затем по команде. Образец действий показыва­ется «в зеркальном отображении».

В старшей группе, после того как сформируется умение ориентироваться относительно другого лица, можно отменить «зер­кальный показ».

  • Раскладывай круги правой рукой слева направо.

  • Подними левую руку вверх?

  • Взмахни флажком вправо, влево.

Посмотри вниз, вверх.

- Сделай два шага назад, вперед.

Задание 2 для студентов: Опишите любую дидактическую игру, в которой дошкольники развивают умение ориентироваться относительно себя

Методика формирования умения определять местоположение предмета относительно себя П -» Я (задача 3)

Предварительная работа

В опыте ребенка накапливаются представления о различном расположении предметов относительно него. В его пассивном и активном словаре появляются пространственные предлоги и на­речия.

Методика обучения

В средней группе проводим работу по систематизации зна­ний детей о возможных положениях предметов относительно него, обогащаем и активизируем словарный запас ребенка:

  • Стол стоит справа от меня.

  • Стул стоит передо мной.

  • Сзади меня окно.

Усложнения

  1. Сначала ребенок дотрагивается до предмета, затем показы­вает рукой, потом только смотрит на него.

  2. Сначала рассматриваются предметы в непосредственной близости от ребенка, затем расстояние до предмета постепенно увеличивается.

  3. Постепенно увеличивается количество рассматриваемых предметов.

Задание 3 для студентов: Опишите любую дидактическую игру, в которой дошкольники развивают умение определять местоположение предметов относительно себя

Замечание: чтобы другие дети смогли определить правиль­ность высказываний водящего, необходимо его поставить спи­ной к группе.

При расстановке детей вокруг водящего нельзя давать инст­рукцию по ориентировке относительно другого лица, пока она не освоена: «Встань справа от Саши». Надо говорить: «Встань так, чтобы Саша был слева от тебя».

«Добавь слово»:

Сначала с детьми обсуждается, что где находится в группе относительно их. Затем воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают:

  • Стол стоит... (Впереди нас.)

  • Полка висит... (Сзади нас.)

  • Слева от вас... (Окно.)

  • Справа от вас... (Цветок.)

Замечание: сначала дети сидят в ряд, лицом в одном направ­лении и могут отвечать хором и индивидуально с взаимопровер­кой и взаимопомощью. Затем детей можно посадить по кругу и выслушивать только индивидуальные ответы, так как у каждого свое направление.

«Скажи, что где находится», «Кто ушел и где он стоял?» и др.

Методика формирования умения определять собственное положение в пространстве Я -П (задача 4)

Со средней группы проводится большая работа по развитию речи у детей, обогащение ее пространственными предлогами и наречиями. Дети учатся правильно определять и говорить о сво­ем положении относительно других предметов:

  • Я сижу за столом.

  • Я сижу на стуле.

  • Я лежу под одеялом.

  • Я стою у окна.

  • Я спрятался за шкаф.

  • Задание 4 для студентов: Опишите любую дидактическую игру, в которой дошкольники развивают умение определять свое положение в пространстве

Методика формирования умения ориентироваться относительно другого лица П -» Л (задача 5)

Со старшей группы учим детей ориентироваться относи­тельно другого человека. В процессе этой работы ребенок сна­чала проверяет свой ответ практически, а затем должен на­учиться мысленно представлять себя на месте другого человека или куклы.

Фрагмент:

Воспитатель стоит напротив детей:

  • Где находится окно относительно вас? (Слева.)

  • А относительно меня? (Справа.)

  • Почему так? (Вы не так стоите.)

  • Встаньте на мое место. Убедитесь в правильности своего
    ответа.

  • Попробуйте это сделать мысленно. Где относительно меня дверь?

Замечание: после освоения этой ориентировки можем отме­нить «зеркальный показ» образца выполнения действий.

Методика формирования умения определять место положения предметов относительно других предметов П - П (задача 6)

Со II младшей группы начинаем работу с детьми по пра­вильному использованию пространственных предлогов и наре­чий.

Дети учатся рассказывать о расположении предметов отно­сительно друг друга и располагать предметы в соответствии с ин­струкцией воспитателя:

  • Карандаш лежит на столе.

  • Кубик упал под стол.

  • Ручку достала из стола.

  • Мяч выкатился из-под стола.

  • Игрушка показалась из-за спины.

  • Поставь кубик перед пирамидкой, а матрешку за пира­мидкой.

  • Поставь предметы друг за другом.

  • Поставь игрушки напротив друг друга.

Замечание: проводится большая словарная работа.

Дети часто путают или вообще не применяют сложные пред­логи (из-за, из-под).

Необходимо тренировать их в правильном использовании нужного слова.

После освоения правого и левого направлений в старшей группе усложняем задания:

- Расскажи, что где стоит на столе. (Справа от кубика стоит пирамидка, а слева матрешка.)

  • Поставь мишку справа от зайчика, а собачку слева от зай­чика.

  • Поставь красный кубик между синим и зеленым. Расска­жи, где стоят кубики относительно красного.

Замечание: после освоения ориентировки относительно дру­гого лица (в старшей группе) дети могут пытаться мысленно ста­вить себя на место другого предмета при определении места положения предмета относительно другого предмета. Необходимо объяснить им, что этого делать не надо: «У предмета право там, где твоя правая рука, когда ты смотришь на предмет» (исключение куклы, когда играют роль человека).

Дидактические игры

«Что изменилось?», «Где спрятана игрушка?», «Зайчик в лесу», «Расставь на столе предметы и расскажи о них», «Расскажи, что видишь»;

«Поручение» («Поставь игрушки на полке так, как я скажу»); «Парные картинки» (Дети получают по одной карточке с изображением какого-либо сюжета.

Парные картинки с изме­нившимся сюжетом остаются у воспитателя. Воспитатель пока­зывает одну из карточек. Ребенок, у которого похожий сюжет, описывает свою картинку и отличия на карточке воспитателя);

«Построй игрушки» («Поставь игрушки друг за другом, ли­цом друг к другу, напротив друг друга») и др.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методика формирования умения ориентироваться на своем теле

Автор: Трушникова Галина Петровна

Дата: 13.03.2022

Номер свидетельства: 602123

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Последовательность обучения основным техническим приемам  в русской лапте. "
    ["seo_title"] => string(82) "posliedovatiel-nost-obuchieniia-osnovnym-tiekhnichieskim-priiemam-v-russkoi-laptie"
    ["file_id"] => string(6) "186640"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426399837"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Последовательность обучения основным техническим приемам в русской лапте. "
    ["seo_title"] => string(84) "posliedovatiel-nost-obuchieniia-osnovnym-tiekhnichieskim-priiemam-v-russkoi-laptie-1"
    ["file_id"] => string(6) "186642"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426400283"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Мастер - класс "Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики" "
    ["seo_title"] => string(88) "mastier-klass-razvitiie-poznavatiel-noi-aktivnosti-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "228931"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441550550"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 3 КЛАСС "
    ["seo_title"] => string(50) "fizichieskaia-kul-tura-rabochaia-programma-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "233249"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443031803"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ФИЗИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. "
    ["seo_title"] => string(102) "mietodika-proviedieniia-laboratornykh-rabot-po-fizikie-s-ispol-zovaniiem-informatsionnykh-tiekhnologii"
    ["file_id"] => string(6) "234889"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443543730"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства