Просмотр содержимого документа
«Методика "Круг" - одна из форм работы для развития детей с ОВЗ»
С самого рождения ребенок испытывает потребность в общении с окружающими людьми. Ребенок растет, и эта потребность увеличивается. Младенцу достаточно для общения родителей и узкого круга родных и знакомых. С 2–3 лет ребенок стремится играть с другими детьми.
Во взаимодействии со сверстниками ребенок усваивает разные формы и правила поведения, учится общаться с другими детьми, добиваться того, что он хочет, и учитывать желания других. Во время общих игр происходит развитие эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, ребенок учится подражать другим, осваивает новые действия, игры, увеличиваются активный и пассивный словарь, развиваются коммуникативные навыки ребенка.
У детей с нарушениями развития большинство психических функций формируются с запаздыванием, в том числе и навыки общения. Развитие общения у ребенка, имеющего какие-либо отклонения, может качественно отличаться от развития его в норме. Часто «особому» ребенку трудно установить эмоциональный контакт даже с родными, а тем более с другими детьми и взрослыми. Навыки взаимодействия и общения, которыми в норме ребенок овладевает сам, у «особого» ребенка могут сформироваться только в результате специальной работы. Отсутствие навыков общения, а также недостаточность механизмов саморегуляции затрудняют интеграцию такого ребенка в детские группы.
Обычно работа с таким ребенком начинается с индивидуальных занятий, а первым опытом посещения групповых занятий часто становится КРУГ – ритмически организованное, краткое по времени и эмоционально насыщенное занятие. Оно интересно и доступно детям, которые только начинает посещать группу. Для тех, кто уже адаптировался в группе, КРУГ является традиционным началом группового дня. Это занятие создает положительный эмоциональный фон в группе, повышает активность во взаимодействии между детьми и помогает им настроиться на групповые занятия.
Эта публикация поможет педагогам и родителям в организации занятия КРУГ.
КРУГ – это традиционное начало группового дня для детей, уже адаптированных к занятиям в группе и постоянно ее посещающих. Это занятие позволяет детям увидеть и поприветствовать друг друга, поднимает эмоциональный фон в группе, дает эмоциональную подпитку каждому ребенку. Участвуя по очереди или вместе в играх, прикасаясь друг к другу, дети лучше осознают свою причастность к коллективу, больше настраиваются на контакт. КРУГ сразу организует пришедших на занятия детей как группу и помогает им настроиться на последующие занятия и игры.
Занятие КРУГ – это ритмически организованное, не длительное по времени занятие, эмоционально и сенсорно наполненное играми, направленное на стимуляцию активного участия ребенка в общей игре, на развитие его коммуникативных возможностей, эмоциональной сферы и возможностей саморегуляции.
Ритмические игры
Ритмические игры – основное наполнение КРУГа. Их цель – эмоциональное единение детей и взрослых, заражение эмоциями.
Ритм играет важную роль в организации поведения ребенка. Вся наша жизнь организована ритмически: смена времен года, дня и ночи, события, составляющие наш обычный день – все они сменяют друг друга в определенной последовательности и наступают примерно в одно и то же время. Похоже устроено занятие КРУГ: игры следуют одна за другой, ребенок быстро усваивает их последовательность, начинает ждать самую любимую игру, знает, когда занятие закончится.
С ритмом мы имеем дело и когда читаем стихи, поем песни, слушаем музыку. Внешний ритм, заданный педагогом, помогает ребенку организовать собственную активность: многим легче хлопать в ладоши или качать головой в ритме звучащего стихотворения или песни. Если движение ребенка подчинено внешнему ритму, ему легче и изменять его по ходу выполнения упражнения: остановиться, когда замолчал педагог, читающий стихотворение, увеличить темп или сменить само движение. В условиях ритмически организованного действия мы не даем ребенку инструкций, а создаем такую среду, в которой он сам включится в игру и будет совершать определенные повторяющиеся движения.
Таким образом, ритм как одна из обязательных характеристик игр занятия КРУГ выполняет как стимулирующую, так и регулирующую функцию, активизируя ребенка, побуждая его принять участие в предлагаемых ему играх, а также помогая организовать свою активность, соотнести ее с действиями других участников занятия.
Взрослые рассказывают стихи-потешки, сопровождая их простыми действиями (раскачивания, наклоны, хлопки и др.) и вовлекая детей в эти движения.
Примеры игр‚ используемых на занятии КРУГ в нашем ДОУ.
Гули-гули-гули-гоп
Ритмическая игра, в которой тренируется переключаемость с одного действия на другое и внимание.
Гули-гули-гули-гоп
Сели Машеньке на лоб.
Крылышками хлоп-хлоп.
Гули-гули-гули-гоп.
Участники рассказывают стихотворение и показывают, где лоб и как машут крыльями, под соответствующие слова. Первая и последняя строка – хлопаем поочередно в ладоши и по коленкам.
Лунь плывет
Ритмическая игра на подражание, позволяет тренировать переключаемость и изменение темпа.
Лунь плывет,
Лунь плывет!
Галки летят,
Галки летят!
Участники рассказывают стихотворение и сопровождают его движениями. «Лунь плывет» – показывают медленными движениями, а «галки летят» – быстрыми.
Сижу, сижу на камушке
Игра на взаимодействие с сенсорным и ритмическим компонентами. Позволяет развивать эмоциональный контакт и способы выражения эмоций. Выявляет предпочтения среди детей в группе.
Сижу, сижу на камушке,
Сижу на горючем.
А кто меня крепко любит?
А кто пожалеет?
Кто меня сменит?
Ребенок-водящий садится в центр круга на стульчик, ему на плечи или на голову надевают платочек. Все поют грустную народную песню. Тот, кто в конце песни погладил водящего, садится на его место.
Вариант: все участники жалеют и гладят того, кто сидит в середине. После этого он выбирает следующего водящего.
Так мы топаем ногами...
Ритмическая игра. Облегчает формирование образа себя, способствует развитию речи.
Так мы топаем ногами,
мы ногами, мы ногами,
Так мы топаем ногами
Солнечным весенним днем.
Так мы хлопаем в ладоши,
мы в ладоши, мы в ладоши,
Так мы хлопаем в ладоши
Солнечным весенним днем,
и т. д.
Участники рассказывают стихотворение и выполняют те действия, о которых говорят. Можно имитировать действия, которые ребенок делает по утрам («Так лицо мы умываем», «Так мы волосы причешем» и т. д.). Если возможно, то предлагаем детям самим придумать, что еще они хотят показать. В другое время года и в другую погоду меняют последнюю строчку (например, «пасмурным осенним днем» и т. д.).
Продолжаем использовать ритмические игры и потешки, играя с детьми в кругу. Представленные ниже игры направлены на социально-коммуникативное и эмоциональное развитие наших малышей.
Дождь идет
Ритмическая игра на подражание.
Дождь идет,
А мы бежим –
В домик спрятаться спешим.
Будет дождь стучать в окно –
Мы не пустим все равно.
Участники рассказывают стихотворение и выполняют соответствующие движения: хлопают руками, топают ногами, делают «крышу», соединяя руки над головой, стучат указательным пальцем по коленке, мотают головой.
Дует ветер
Ритмическая сенсорная игра. Позволяет развивать тактильную сферу, слуховое внимание, восприятие. Помогает в развитии эмоционального контакта.
Ветер по морю гуляет,
Ветер парус раздувает,
Парус / Васю / накрывает.
Участники берутся за края платка. Поднимают и опускают его в ритме стихотворения. Платок накидывают по очереди на каждого из детей со словами «Раз, два, три – лети!» Дети «ищут» спрятанного, снимая с него платок.
Надувала кошка шар
Ритмическая игра-потешка, позволяет тренировать внимание и координацию движений.
Надувала кошка шар,
А котенок ей мешал.
Подошел и ножкой топ,
И у кошки шарик: «Хлоп!»
Участники берутся за руки и, поднимая их вверх, показывают, какой шар надувала кошка. Под слова второй и третьей строчки топают ногами, на слове «хлоп» – хлопают в ладоши.
Правая и левая
Ритмическая игра на подражание и освоение схемы тела.
Правая и левая водят поезда.
Правая и левая строят города.
Правая и левая могут шить и штопать.
Правая и левая могут громко хлопать.
Ночь стоит над городом,
Руки так устали,
Правая и левая спят на одеяле.
Рассказывая стихотворение, участники сопровождают его соответствующими движениями: показывают поочередно правую и левую руки и подражают тем действиям, о которых говорится.
Участники рассказывают стихотворение и одновременно хлопают в ладоши или по коленям. На последнюю строчку гладят (отряхивают) живот. Игра повторяется для других частей тела.
Черепаха
Ритмическая игра, направленная на развитие сенсорной сферы и обогащение сенсорного опыта. Помогает развитию слухового внимания, формированию схемы тела.
Шла большая черепаха
И кусала всех со страха.
За плечи (ножки / бока / спинку...).
Кусь-кусь-кусь-кусь –
Никого я не боюсь!
Участники рассказывают стихотворение и одновременно стучат руками по коленкам или по полу. Когда ведущий называет часть тела, которую «кусает» черепаха (например, ножки), все прячут свои ножки от черепахи. Со словами «Кусь-кусь-кусь-кусь – никого я не боюсь!» ведущий и другие взрослые щипают за ножки тех детей, которые их не спрятали, привлекая внимание к соответствующей части тела, дожидаясь эмоциональной реакции. Игра повторяется, а водящий называет другие части тела.
Шалтай-Болтай
Ритмическая игра с сенсорным компонентом (тактильное воздействие). Способствует стимуляции речи, развитию двигательной координации.
Шалтай-Болтай сидел на стене,
Шалтай-Болтай свалился во сне.
Вся королевская конница
И вся королевская рать
Не могут Шалтая,
Не могут Болтая,
Шалтая-Болтая собрать.
Все участники КРУГа садятся поплотнее (обычно для этого делают круг поменьше), берутся за руки и рассказывают стихотворение «Шалтай-Болтай», раскачиваясь из стороны в сторону и подталкивая при этом соседей плечами или локтями. Со словами «свалился во сне» наклоняются вперед, а со словом «собрать» – сначала поднимают руки вверх, а потом снова наклоняются.
Вариант: если участники сидят на полу на подушках, то в конце стихотворения можно «падать» назад.