Просмотр содержимого документа
«Методика обучения сравнению предметов по величине способами наложения и приложения»
ЛЕКЦИЯ
ТЕМА: «Методика обучения сравнению предметов по величине способами приложения и наложения»
Цель:
Ознакомление с методикой обучения сравнению предметов по величине способами приложения и наложения.
Предварительная работа
Когда дети научатся выделять и сравнивать разные параметры величины предметов при резкой контрастности их размеров, объясняем, что в тех случаях, когда на глаз сравнить нельзя, применяется способ приложения и наложения. Детей знакомят со способами сравнения предметов по длине, ширине, высоте – приемами приложения и наложения. Сначала, для сравнения даются предметы, отличающиеся друг от друга только по одному признаку величины: это могут быть две полоски одного цвета, одинаковые по ширине, сделанные из одного материала, но разные по длине; при этом одна полоска должна быть намного длиннее (короче) другой – это поможет ребенку выявить признак длины.
Начинать надо с приложения, так как предметы одного цвета при наложении сливаются. Способ наложения следует вводить тогда, когда для сравнения используют предметы разного цвета. При этом нужно показать детям, как сравнивая длину: предметы кладут рядом и подравнивают их концы с одной стороны (левой), а пользуясь наложением, совмещают также верхние и нижние края. При сравнении по ширине совмещают верхние и нижние края, а сравнивая высоту, предметы ставят рядом на одну плоскость. Воспитатель показывает детям, как правильно пользоваться этими приемами, объясняет свои действия словами, учит детей обозначать выделенный признак словом. Какая ленточка длиннее (короче, шире, уже)? - спрашивает воспитатель, побуждая детей к употреблению слов, обозначающих сравнительную величину предметов. Разъясняя их значение, воспитатель говорит – «Видите, дети, часть этой дощечки выступает, значит, она шире, а у этой дощечки не хватает кусочка, значит, она уже». Незнакомые слова необходимо выделять интонацией, дети хором их повторяют.
Умения пользоваться способами наложения и приложения тщательно отрабатываются. Детям задаются вопросы: «Что надо сделать, чтобы узнать? Как прикладывать?»
Методика обучения
Дети меряются ростом, вставая рядом или спиной друг к другу, чтобы узнать, кто выше, кто ниже (приложение).
Дети примеривают пальто, кофту. Выясняют, что вещи меряют, чтобы узнать, в самый ли раз они человеку, такого ли они размера (наложение).
Воспитатель объясняет, что, меряясь ростом и меряя одежду, дети сравнивают предметы по размеру способами приложения и наложения.
Затем детям предлагается сравнить, например, полоски, немного различающиеся по длине. Совместно с детьми формулируется правило и проговаривается сначала при помощи воспитателя, затем самостоятельно.
Правило:
Одна полоска прикладывается к другой (если цвет одинаковый) (рис. 20) или накладывается на другую (если цвет разный) так, чтобы их концы, обычно слева, совпадали. Если при этом другой конец одной полоски выступает, значит, она длиннее, а другая — короче. Если правые концы точно совпали, значит, полоски одинаковые по длине.
Замечание: правило для сравнения ширины аналогично. Только необходимо подравнять полоски обычно по нижней стороне.
Для сравнения высоты предметы необходимо поставить рядом на ровную горизонтальную поверхность на одну линию или один перед другим.
Дидактические игры
«Ателье»;
«Мастерская»;
«Найди пару»;
«Магазин»;
«Соберем домик» и др.
Примеры заданий для дошкольников на владение приемами сравнения:
1. Приложи красный прямоугольник к синему и скажи, какой из них длиннее.
2. Приложи зеленый прямоугольник к красному и скажи, какой из них шире.
3. Построй ряд из прямоугольников от самого низкого до самого высокого.
4. Построй ряд из прямоугольников от самого широкого к самому узкому.
5. Сравни двух кукол, какая из них выше. Почему ты так решил?
6. Как ты сравнивал кукол?
7. У нас есть два платья для кукол. Но одно платье на низкую куклу, а второе на высокую. Как мы узнаем, какое платье для какой куклы?
Задание для студентов: придумать 10 примеров для дошкольников на сравнение предметов по разным параметрам величин.