Просмотр содержимого документа
«Методика обучения сравнению величины с помощью условной мерки.»
ЛЕКЦИЯ 22
ТЕМА: «Методика обучения сравнению величины с помощью условной мерки. Методика ознакомления с общепринятыми мерами длины: метром и сантиметром»
Цель:
Изучение методики обучения сравнению величины с помощью условной мерки. Изучение методики ознакомления с общепринятыми мерами длины: метром и сантиметром.
Методика обучения сравнению величины с помощью условной мерки, равной одному из сравниваемых предметов.
Предварительная работа
Первое знакомство с условной меркой может происходить при изучении свойств квадрата и прямоугольника еще в средней группе. Детям объясняется: чтобы сравнить стороны фигуры, нарисованной на доске (можно предложить другую проблемную ситуацию, когда способ сравнения непосредственно приложением и наложением не подходит), необходим предмет-помощник, полоска, равная по длине одной из сторон.
Все стороны квадрата такой же длины, как полоска, значит, они все одинаковой длины.
У прямоугольника по 2 (противоположные) стороны одинаковой длины.
Замечание: необходимо различать термины:
«Померить» — сравнить величину одного предмета с величиной другого предмета (непосредственно приложением или наложением — с детьми II младшей группы, или с помощью условной мерки, равной одному из сравниваемых предметов, — старшей группе).
«Измерить» — дать численную характеристику величине (сравнить с величиной того же рода и результат обозначить числом — в подготовительной группе).
Методика обучения
Надо поставить детей в ситуацию, когда непосредственно сравнение размеров предметов невозможно и необходим помощник — третий предмет — условная мерка.
Примеры:
1. Чтобы построить на полу дом такой же высоты, как образец на столе у воспитателя, необходимо померить высоту дома палочкой и пользоваться ею при строительстве, контролируя высоту дома меркой.
2. При постройке моста необходимо учитывать высоту машин, которые будут под ним проезжать. Чтобы не проверять машиной, надо померить ее высоту и пользоваться меркой при строительстве.
3. Чтобы не испачкать стол (например, при рисовании), надо постелить клеенку. Чтобы клеенка покрыла весь стол и не свисала с него, надо померить одной ленточкой ширину стола, другой — длину, и с помощью двух мерок отрезать клеенку нужного размера.
Дидактические игры
«Мастерская» (например, изготовление ножек для табурета);
«Магазин» (например, покупка обложки для книги, скатерти на стол, обуви для куклы);
«Ателье» и др.
Методика обучения измерению длины с помощью условной мерки
Предварительная работа
Готовность детей к обучению измерению протяженности определяется их умениями:
• выделять, называть и сравнивать длину, ширину, высоту предметов;
• считать;
• пользоваться условной меркой, равной одному из сравниваемых параметров, и др.
Методика обучения
Обучение проводится в подготовительной группе (можно раньше) на различных вариантах заданий, упражнений, игр, с использованием разнообразных бытовых ситуаций. Необходимо, по возможности, предавать деятельности практическую направленность (покрыть стол клеенкой, отрезать ленту нужной длины и т. п.).
Этапы обучения:
1. Пояснить смысл и значение измерительной деятельности.
2. Сообщить сумму правил.
3. Упражнять для практического овладения приемами работы.
Варианты введения измерения: экскурсия в магазин --- проблемная ситуация --- подготовка к школе
Правила измерения протяженности
1. Выбрать целесообразную мерку.
2. Определить точку отсчета и направление измерения.
3. Приложить мерку к началу протяженности, сделать отметку другого конца, напротив мерки поставить фишку.
4. Приложить мерку к отметке еще раз и так по всей протяженности.
5. Сосчитать количество фишек и назвать количество отложенных мерок.
6. Сказать, что и чем измерено, и каков результат.
Замечание: вначале мерка должна укладываться целое число раз. Важно обратить внимание на переход от числа фишек числу выложенных мерок и сделать правильный вывод. Можно не использовать фишки, а выкладывать вдоль всей протяженности полоски одинаковой длины.
Фрагмент:
— Вечером мы будем рисовать красками. Что надо сделать, чтобы не испачкать стол? (Покрыть его клеенкой.)
— Клеенка находится в большом рулоне. Нам нужно отрезать небольшой кусок. Что нужно сделать, чтобы он подошел к столу? (Измерить длину и ширину стола.)
— Чем можно измерить длину и ширину стола? (Полоской, палочкой, ...)
— Измерять будем вот этой полоской. Длину отмечать кружками, а ширину — треугольниками.
— Какие предметы нам необходимы для работы? (Мерка, круги, треугольники, мел, ножницы.)
Воспитатель объясняет правила измерения. Затем вместе детьми измеряет длину и ширину стола, отмеряет и отрезает клеенку, обсуждая действия и результаты работы.
Что мы измерили? (Длину и ширину стола.)
Чем мы измеряли? (Полоской.)
Какой результат получили? (Длина — 5 мерок, ширина 3 мерки.)
Как проверить, правильно ли мы померили и клеенку? (Положить клеенку на стол.)
Усложнения
1. Измерение без фишек. («Взрослые сразу считают количество отложенных мерок».)
2. Измерение с остатком. («Длина стола — 5 мерок с половиной» или «5 мерок и еще вот столько».)
3. Обсуждение: «На что показывает число?» (Длина больше ширины.)
4. Измерение разными мерками и обсуждение результатов. (Чем больше мерка, тем меньше число получится, при этом сама величина не изменяется. Для сравнения двух предметов надо измерять их одинаковыми мерками.)
Ошибки детей:
• Неправильно устанавливают точку отсчета (не от самого края).
• Мерка перемещается произвольно (прикладывается не к самой отметке, сдвигается в разных направлениях).
• При измерении без фишек забывают считать мерки.
• При измерении несколькими мерками пропускают начальный отрезок.
Замечание: полезно приобщать детей к нахождению и исправлению ошибок:
— Кто заметил ошибку?
— Как ее исправить?
— Как измерить правильно?
Можно предложить детям домашнее задание: «Измерьте дома длину и ширину стола, подоконника».
Методика ознакомления с общепринятыми мерами длины: метром и сантиметром
Предварительная работа
Обучение измерению длины условными мерками подготавливает детей к знакомству с общепринятыми мерами, названий которых они слышали от взрослых.
Методика ознакомления с метром
I. Экскурсия в магазин тканей:
• наблюдение за действиями продавца;
• рассматривание линейки длиной 1 метр;
• объяснение, что «метр» — это название этого инструмента, потому что его длина 1 метр;
• специальная демонстрация способа измерения ткани метром;
• сравнение ширины разной ткани с метром на глаз и проверка линейкой (ширина ситца меньше метра, ширина шерсти больше метра);
• покупка ткани, тесьмы, ленты (2 м, 3 м, ...).
II. Беседа на занятии:
— Что видели в магазине?
— Что и когда покупали со взрослыми?
— Где еще применяется измерение с помощью метра?
— Зачем нужна одинаковая для всех мерка — метр?
Рассматривание линейки-метра:
— Как называется эта мерка?
— Почему?
— Людям каких профессий она нужна?
III. Практическая деятельность:
• обследование метровой линейки, сравнение ее длины с расстоянием между разведенными руками, с ростом детей.
• рассматривание и сравнение разных по виду измерительных инструментов (деревянного, металлического, складного и др.), но одинаковых по длине (1 метр) способом приложения;
• упражнение в измерении метром (длины и ширины комнаты, длины дорожки и др.).
Методика ознакомления с сантиметром
Последовательность обучения:
1) подвести детей к мысли, что не всегда удобно измерять метром (например, мелкие предметы);
2) продемонстрировать модель сантиметра (полоска длиной 1 см), пояснить, что это тоже общепринятая мерка, которая называется «сантиметр» («Что можно измерить сантиметром?»);
3) обследовать новую мерку (взять в руки, провести пальцем, сравнить с метром);
4) изготовить линейку с сантиметровой шкалой без цифр (можно на готовую деревянную линейку наклеить полоску бумаги и сделать отметки);
5) упражнять в измерении самодельной линейкой размеров мелких предметов, геометрических фигур и др., используя подсчет количества отрезков;
6) предложить для удобства расставить цифры («Считать деления каждый раз долго и неудобно, поэтому их можно обозначить цифрами») и измерить отрезки;
7) рассмотреть фабричную линейку и сформулировать правила пользования линейкой при измерении.
Правила пользования сантиметровой линейкой:
1. Выбрать точку отсчета.
2. Приложить к началу протяженности черточку с нулем, а линейку плотно прижать к поверхности вдоль измеряемой величины.
3. Посмотреть, какое число соответствует концу протяженности (обратить внимание на то, что пересчитывать деления уже не надо).
4. Сформулировать результат измерения (что, в чем и сколько): «Длина коробки (карандаша, отрезка,...) 5 сантиметров».
Ошибки детей:
• Начинают измерение не от нуля, а от начала линейки.
• При неплотном накладывании линейка смещается.
• Вместо термина «сантиметр» говорят «мерка» и др.
Упражнения
1. Определить длину и ширину прямоугольного листа бумаги.
2. Измерить стороны квадрата, прямоугольника, подтвердив их свойства.
3. Начертить геометрические фигуры указанного размера (отрезок, квадрат, треугольник и др.).
4. Определить на глаз длину отрезка и проверить линейкой.
5. Измерить данный отрезок и начертить другой, на 1 см длиннее.
6. Измерить два отрезка и начертить третий, равный по длине двум вместе взятым.
7. Вырезать полоску длиной 10 см и шириной 1 см (лучше использовать бумагу в клетку). Можно на базе этой деятельности познакомить с дециметром.
Задание для студентов: придумать 7 примеров для развития измерительной деятельности дошкольников