kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методика обучения сравнению величины с помощью условной мерки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первое знакомство с условной меркой может происходить при знакомстве со свойствами квадрата и прямоугольника.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методика обучения сравнению величины с помощью условной мерки.»

ЛЕКЦИЯ 22

ТЕМА: «Методика обучения сравнению величины с помощью условной мерки. Методика ознакомления с общепринятыми мерами длины: метром и сантиметром»

Цель:

Изучение методики обучения сравнению величины с помощью условной мерки. Изучение методики ознакомления с общепринятыми мерами длины: метром и сантиметром.

Методика обучения сравнению величины с помощью условной мерки, равной одному из сравниваемых предметов.

Предварительная работа

Первое знакомство с условной меркой может происходить при изучении свойств квадрата и прямоугольника еще в средней группе. Детям объясняется: чтобы сравнить стороны фигуры, нарисованной на доске (можно предложить другую проблемную ситуацию, когда способ сравнения непосредственно приложением и наложением не подходит), необходим предмет-помощник, полоска, равная по длине одной из сторон.

Все стороны квадрата такой же длины, как полоска, значит, они все одинаковой длины.

У прямоугольника по 2 (противоположные) стороны одинаковой длины.

Замечание: необходимо различать термины:

«Померить» — сравнить величину одного предмета с величиной другого предмета (непосредственно приложением или наложением — с детьми II младшей группы, или с помощью условной мерки, равной одному из сравниваемых предметов, — старшей группе).

«Измерить» — дать численную характеристику величине (сравнить с величиной того же рода и результат обозначить числом — в подготовительной группе).

Методика обучения

Надо поставить детей в ситуацию, когда непосредственно сравнение размеров предметов невозможно и необходим помощник — третий предмет — условная мерка.

Примеры:

1. Чтобы построить на полу дом такой же высоты, как образец на столе у воспитателя, необходимо померить высоту дома палочкой и пользоваться ею при строительстве, контролируя высоту дома меркой.

2. При постройке моста необходимо учитывать высоту машин, которые будут под ним проезжать. Чтобы не проверять машиной, надо померить ее высоту и пользоваться меркой при строительстве.

3. Чтобы не испачкать стол (например, при рисовании), надо постелить клеенку. Чтобы клеенка покрыла весь стол и не свисала с него, надо померить одной ленточкой ширину стола, другой — длину, и с помощью двух мерок отрезать клеенку нужного размера.

Дидактические игры

«Мастерская» (например, изготовление ножек для табурета);

«Магазин» (например, покупка обложки для книги, скатерти на стол, обуви для куклы);

«Ателье» и др.

Методика обучения измерению длины с помощью условной мерки

Предварительная работа

Готовность детей к обучению измерению протяженности определяется их умениями:

• выделять, называть и сравнивать длину, ширину, высоту предметов;

• считать;

• пользоваться условной меркой, равной одному из сравниваемых параметров, и др.

Методика обучения

Обучение проводится в подготовительной группе (можно раньше) на различных вариантах заданий, упражнений, игр, с использованием разнообразных бытовых ситуаций. Необходимо, по возможности, предавать деятельности практическую направленность (покрыть стол клеенкой, отрезать ленту нужной длины и т. п.).

Этапы обучения:

1. Пояснить смысл и значение измерительной деятельности.

2. Сообщить сумму правил.

3. Упражнять для практического овладения приемами работы.

Варианты введения измерения: экскурсия в магазин --- проблемная ситуация --- подготовка к школе

Правила измерения протяженности

1. Выбрать целесообразную мерку.

2. Определить точку отсчета и направление измерения.

3. Приложить мерку к началу протяженности, сделать отметку другого конца, напротив мерки поставить фишку.

4. Приложить мерку к отметке еще раз и так по всей протяженности.

5. Сосчитать количество фишек и назвать количество отложенных мерок.

6. Сказать, что и чем измерено, и каков результат.

Замечание: вначале мерка должна укладываться целое число раз. Важно обратить внимание на переход от числа фишек числу выложенных мерок и сделать правильный вывод. Можно не использовать фишки, а выкладывать вдоль всей протяженности полоски одинаковой длины.

Фрагмент:

— Вечером мы будем рисовать красками. Что надо сделать, чтобы не испачкать стол? (Покрыть его клеенкой.)

— Клеенка находится в большом рулоне. Нам нужно отрезать небольшой кусок. Что нужно сделать, чтобы он подошел к столу? (Измерить длину и ширину стола.)

— Чем можно измерить длину и ширину стола? (Полоской, палочкой, ...)

— Измерять будем вот этой полоской. Длину отмечать кружками, а ширину — треугольниками.

— Какие предметы нам необходимы для работы? (Мерка, круги, треугольники, мел, ножницы.)

Воспитатель объясняет правила измерения. Затем вместе детьми измеряет длину и ширину стола, отмеряет и отрезает клеенку, обсуждая действия и результаты работы.

Что мы измерили? (Длину и ширину стола.)

Чем мы измеряли? (Полоской.)

Какой результат получили? (Длина — 5 мерок, ширина 3 мерки.)

Как проверить, правильно ли мы померили и клеенку? (Положить клеенку на стол.)

Усложнения

1. Измерение без фишек. («Взрослые сразу считают количество отложенных мерок».)

2. Измерение с остатком. («Длина стола — 5 мерок с половиной» или «5 мерок и еще вот столько».)

3. Обсуждение: «На что показывает число?» (Длина больше ширины.)

4. Измерение разными мерками и обсуждение результатов. (Чем больше мерка, тем меньше число получится, при этом сама величина не изменяется. Для сравнения двух предметов надо измерять их одинаковыми мерками.)

Ошибки детей:

• Неправильно устанавливают точку отсчета (не от самого края).

• Мерка перемещается произвольно (прикладывается не к самой отметке, сдвигается в разных направлениях).

• При измерении без фишек забывают считать мерки.

• При измерении несколькими мерками пропускают начальный отрезок.

Замечание: полезно приобщать детей к нахождению и исправлению ошибок:

— Кто заметил ошибку?

— Как ее исправить?

— Как измерить правильно?

Можно предложить детям домашнее задание: «Измерьте дома длину и ширину стола, подоконника».

Методика ознакомления с общепринятыми мерами длины: метром и сантиметром

Предварительная работа

Обучение измерению длины условными мерками подготавливает детей к знакомству с общепринятыми мерами, названий которых они слышали от взрослых.

Методика ознакомления с метром

I. Экскурсия в магазин тканей:

наблюдение за действиями продавца;

рассматривание линейки длиной 1 метр;

объяснение, что «метр» — это название этого инструмента, потому что его длина 1 метр;

специальная демонстрация способа измерения ткани метром;

сравнение ширины разной ткани с метром на глаз и проверка линейкой (ширина ситца меньше метра, ширина шерсти больше метра);

покупка ткани, тесьмы, ленты (2 м, 3 м, ...).

II. Беседа на занятии:

Что видели в магазине?

Что и когда покупали со взрослыми?

Где еще применяется измерение с помощью метра?

Зачем нужна одинаковая для всех мерка — метр?

Рассматривание линейки-метра:

Как называется эта мерка?

Почему?

Людям каких профессий она нужна?

III. Практическая деятельность:

обследование метровой линейки, сравнение ее длины с расстоянием между разведенными руками, с ростом детей.

рассматривание и сравнение разных по виду измерительных инструментов (деревянного, металлического, складного и др.), но одинаковых по длине (1 метр) способом приложения;

упражнение в измерении метром (длины и ширины комнаты, длины дорожки и др.).

Методика ознакомления с сантиметром

Последовательность обучения:

1) подвести детей к мысли, что не всегда удобно измерять метром (например, мелкие предметы);

2) продемонстрировать модель сантиметра (полоска длиной 1 см), пояснить, что это тоже общепринятая мерка, которая называется «сантиметр» («Что можно измерить сантиметром?»);

3) обследовать новую мерку (взять в руки, провести пальцем, сравнить с метром);

4) изготовить линейку с сантиметровой шкалой без цифр (можно на готовую деревянную линейку наклеить полоску бумаги и сделать отметки);

5) упражнять в измерении самодельной линейкой размеров мелких предметов, геометрических фигур и др., используя подсчет количества отрезков;

6) предложить для удобства расставить цифры («Считать деления каждый раз долго и неудобно, поэтому их можно обозначить цифрами») и измерить отрезки;

7) рассмотреть фабричную линейку и сформулировать правила пользования линейкой при измерении.

Правила пользования сантиметровой линейкой:

1. Выбрать точку отсчета.

2. Приложить к началу протяженности черточку с нулем, а линейку плотно прижать к поверхности вдоль измеряемой величины.

3. Посмотреть, какое число соответствует концу протяженности (обратить внимание на то, что пересчитывать деления уже не надо).

4. Сформулировать результат измерения (что, в чем и сколько): «Длина коробки (карандаша, отрезка,...) 5 сантиметров».

Ошибки детей:

• Начинают измерение не от нуля, а от начала линейки.

• При неплотном накладывании линейка смещается.

• Вместо термина «сантиметр» говорят «мерка» и др.

Упражнения

1. Определить длину и ширину прямоугольного листа бумаги.

2. Измерить стороны квадрата, прямоугольника, подтвердив их свойства.

3. Начертить геометрические фигуры указанного размера (отрезок, квадрат, треугольник и др.).

4. Определить на глаз длину отрезка и проверить линейкой.

5. Измерить данный отрезок и начертить другой, на 1 см длиннее.

6. Измерить два отрезка и начертить третий, равный по длине двум вместе взятым.

7. Вырезать полоску длиной 10 см и шириной 1 см (лучше использовать бумагу в клетку). Можно на базе этой деятельности познакомить с дециметром.

Задание для студентов: придумать 7 примеров для развития измерительной деятельности дошкольников


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методика обучения сравнению величины с помощью условной мерки.

Автор: Трушникова Галина Петровна

Дата: 10.03.2023

Номер свидетельства: 627275


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства