Просмотр содержимого документа
«Методика работы по развитию глазомера у дошкольников»
ЛЕКЦИЯ
ТЕМА: «Методика работы по развитию глазомера»
Цель:
Ознакомление с методикой работы с дошкольниками по развитию глазомера.
Ориентировка детей в величине предметов во многом определяется глазомером - важнейшей сенсорной способностью. Развитие глазомера непосредственно связано с овладением специальными способами сравнения предметов. Вначале сравнение предметов по длине, ширине, высоте детьми проводится практическим путем наложения и приложения, а затем на основе измерения. Глаз как бы обобщает практические действия руки.
Глазомер — способность человека определять расстояние с помощью зрения и мышечных ощущений.
Развить глазомер можно при выполнении любых упражнений: при ходьбе дети должны уметь правильно ставить ногу, соблюдать направление; в прыжках — точно попадать ногой на доску, чтобы, оттолкнувшись, совершить полет в нужном направлении, а затем приземлиться в определенном месте; при построениях в колонну по одному нужно на глаз измерить расстояние до впереди стоящего ребёнка; в метании на дальность и особенно в цель — расстояние до цели и т. д. Важно при выполнении упражнений учить детей измерять расстояние на глаз, проверяя затем его шагами.
Глазомер представляет собой способность определять расстояния не прибегая к применению специальных приборов или устройств (помимо собственных глаз). Для того чтобы выработать у себя достаточно хороший глазомер, следует постоянно делать специальные упражнения для определения расстояний, как можно чаще измерять их на глаз, а также с помощью расчетов измерять расстояние до видимых предметов, распознавать крутизну склонов, скорость и ширину течения рек.
Для того чтобы развить глазомер у детей, необходимо с ними упорно тренироваться. При этом существует несколько упражнений, которые направлены на развитие глазомера.
1. Необходимо оторвать от газеты небольшую полоску бумаги, а затем попросите попытаться сложить ее одинаковыми частями по размеру, на 3 или 4.
2. Поиграйте в "угадайку" Для этого ребенок должен угадать сколько именно шагов нужно пройти до конкретного места, к примеру, от стула к стене.
3. Обращайте внимание детей на размеры, а также длину предметов, сравнивайте их. На прогулке спрашивайте, какой дом или дерево выше остальных. А что если несколько небольших домиков поставить друг на дружку как будто конструктор, тогда что будет выше?
Таким образом, вы сможете развить не только глазомер у дошкольников, но также и логическое мышление, зрительное восприятие и память.
Со временем дети научатся самостоятельно определять расстояния между разнообразными предметами.
Научите детей находить пропорциональные соотношения на примере анализа простых форм. Для этого понадобятся самые простые, обычные предметы. Можете взять любые предметы, которые захотите, лишь с одним условием - они должны быть не сложные по своей структуре, форме.
К примеру, достаточно взять несколько бутылок, разных по форме и по размеру, можете взять обычные стеклянные банки, которые также должны быть различны по размеру. Здесь не нужно прибегать к свето-теневой передаче. Сейчас вы сможете поработать с объемами и научиться находить их пропорции. При этом материалы разместите на предметной плоскости практически на одной линии.
С детьми средней группы полезно проводить специфические упражнения для развития глазомера.
Фрагмент:
Наглядный материал: на столе много разных полосок, на фланелеграфе образец.
Или: образец у каждого ребенка на парте, на фланелеграфе много полосок.
Ход:
— Посмотри на полоску-образец, запомни длину.
— Найди такую же по длине.
Образец воспринимается только зрительно и остается на месте. После выполнения задания дети проверяют правильность своего выбора способом приложения или наложения.
Замечание: аналогичные упражнения проводятся с шириной и высотой.
Усложнения
1. Количество полосок, из которых выбирают, увеличивается от 2 до 5 (в старших группах до 10).
2. Уменьшается контрастность размеров.
3. Даются задания на сравнение величины по представлению:
— Что выше у нас на участке забор или беседка?
— Что длиннее: дорога до беседки или до ворот?
— Назови два предмета, про которые можно сказать, что один толще другого.
Дидактические игры
«Подбери пары лыж»;
«Сбор фруктов»;
«Дополни предложение» («Дуб толще ...») и др.
Упражнения в развитии глазомера
1. Возьми красный прямоугольник и найди такой же по размеру среди других, не прикладывая свой прямоугольник к другим.
2. Посмотри внимательно на эти два прямоугольника. Какой из них больше другого?
3. У меня есть два одинаковых квадратика. Сложи их и получится прямоугольник. Теперь найди такой же прямоугольник.
4. Назови самый большой треугольник?
5. Какого цвета самая маленькая фигура?
6. Назови все квадраты, начиная с самого маленького.
7. Посмотри на этот кружок и скажи, в какое отверстие на этом листе бумаги он может поместиться?
Задание для студентов: подобрать 10 упражнений для развития глазомера дошкольников.