5. Учить уравнивать множества, добавляя или убирая один
элемент.
Активизация словаря: учить понимать вопрос «как сделать
поровну?».
Методика обучения понятиям «один», «много», «ни одного»
Предварительная работа
В 1-й младшей группе детского сада занятия по математике не проводятся, но работа по математическому развитию детей уже идет на других занятиях и в других режимных процессах. Накапливаются знания об окружающих предметах («что это?», «какой?») и их совокупностях («сколько?»), формируется предметно-практическая деятельность, идет обогащение сенсорного опыта. На занятиях по развитию речи детей делят на подгруппы по 5-6 человек, близких по уровню развития речи (говорящие хорошо, говорящие своеобразно, не говорящие). Вводят понятия «много» (больше трех), «мало» (меньше трех), учат использовать существительные во множественном и единственном числе
Особенности наглядного материала
Демонстрационный материал является раздаточным.Используются объемные предметы, игрушки, кубики, шарики, строительный материал, вкладыши, пирамидки с тремя колечками, матрешки двух-, трехместные, палочки с наборными шариками, музыкальные инструменты и др.
Методика обучения
Вначале занятия по математике проводятся в форме дидактической игры, затем дидактическая игра является одной из частей занятия. В дошкольных учреждениях общего вида в начале года во 2-й младшей группе дети делятся по подгруппам по уровню развития, затем занятия проводятся со всей группой. В специализированных детских садах деление по подгруппам на математических занятиях идет на всех годах обучения.
Так как мышление у детей наглядно-действенное, каждое слово воспитателя сопровождается показом, а любое действие сопровождается словом. Ребенок обязательно должен каждый объект взять в руки, рассмотреть его, подействовать с ним, многократно проговорить нужные термины (повторить за воспитателем или ответить на вопрос).
Фрагмент игры «Мячики»
Наглядный материал: большие синие мячи, маленькие красные мячи, корзина, коробка.
Организация: подгруппа детей (или один ребенок) и воспитатель сидят на ковре, вокруг лежат много мячей.
Номер программной задачи
Речь воспитателя
Речь детей
1
— Возьми один мяч
1
— Какой он? Погладь его
— Маленький, красный, гладкий
1
— Что с ним можно делать?
— Покатать, поиграть
1
— Покатай, поиграй
1
— Возьми еще один мяч, другой
1
— Расскажи о нем
— Большой, синий, гладкий
1
— Дай мне один мяч
1.2
— Сколько у тебя мячей?
— Один мяч
1,2
— А у меня сколько мячей?
— Один мяч
2,3
— По скольку у нас мячей?
— По одному мячу
2,3
— Собери все красные мячи в коробку
— Один мяч, один мяч,...
2
— Сколько мячей в коробке?
— Много мячей
2
— А у тебя в руках сколько мячей?
— Ни одного мяча
2,3
— Собери все синие мячи в корзину
— Один мяч, один мяч,...
2
— Сколько мячей в корзине?
— Много мячей
2
— Ав коробке?
— Много мячей
2,3
— По скольку синих и красных мячей?
— Синих и красных мячей по многу
2
— Дай мне несколько красных мячей
2
— Сколько красных мячей осталось в коробке?
— Мало мячей. Немного мячей
2,4(а)
— Где больше мячей: в коробке или в корзине?
— В корзине мячей больше, чем в коробке
2,4(а)
— Где меньше мячей?
— В коробке мячей меньше, чем в корзине
Рассмотрим примеры развития количественных представлений при использовании различных дидактических игр.
Дидактические игры
Наглядный материал и организация
Основная задача
Ключевые задания и вопросы
«Мячики»
Много маленьких красных и больших синих мячей на ковре. В стороне коробка и корзинка
Учить видеть «один», «много», «ни одного» в подготовленной обстановке. Учить выделять и называть различные свойства предметов. Учить
составлять множества из одинаковых элементов. Учить сравнивать множества по количеству на глаз
— Что это? — Сколько? — Какой? — Возьми. — Что с ним можно делать? — Покатай, погладь, покидай. -Дай. — По скольку? — Собери. — Чего больше? — Чего меньше?
«Догони мяч»
Воспитатель вносит корзину с мячами (по количеству детей)
Учить видеть и составлять множества из одинаковых элементов. Учить выделять один элемент из множества
— Что это? — Сколько? — Догоните по одному. — По скольку у каждого? — Какой? — Что с ним можно делать? — Соберите мячи в корзинку
«Отбери от кубиков шарики»
Воспитатель ввозит машину с кубиками и шариками (по количеству детей). В стороне коробки двух цветов
Повторить понятия «один», «много», «ни одного», «по одному», «по многу». Учить узнавать и называть цвет и форму предмета.
Учить группировать предметы по указанному признаку
— Что это? — Какой? — Что с ним можно делать? — Покатай. — Построй. — Сколько? — По скольку?
— Собери кубики в красную коробку, а шарики в синюю коробку
«Прогулка кукол»
Машина с разными куклами (по количеству детей). На полу короткая и длинная дорожка
Учить видеть и составлять множества из разных элементов.
Повторить понятия «один», «много», «ни одного», «по одному».
Повторить понятия «длинный», «короткий»
— Что это? Сколько? Какие?
— Девочки проведут кукол по длинной дорожке, а мальчики — по короткой дорожке.
— Как сделать так, чтобы в машине стало много кукол?
«Игрушки на столе»
Разные игрушки (по количеству детей) на столе
Закрепить умение видеть и составлять множества из разных элементов.
Повторить понятия «один», «много», «ни одного», «по одному»
— Что это? Это? Это?...
— Как их можно назвать одним словом?
— Сколько игрушек?
— Возьми одну. Расскажи о ней. Поиграй.
— По скольку у вас игрушек?
— Как сделать так, чтобы на столе стало много игрушек?
«Сбор урожая», «В лесу», «Поможем белке собрать грибы» и др.
На ковре различные предметы (яблоки, шишки, грибы...)
Закрепить умение видеть и составлять множества из одинаковых и разных элементов.
Повторить понятия «один», «много», «ни одного», «по одному», «по многу»
— Что это? — Сколько? — Возьмите по одному. — Сколько взял? — По скольку у каждого? — Как сделать много? — Поставьте по одному. — Сколько стало? — Как сделали много?
«Вазы с флажками»
Три вазы с желтыми, красными,
зелеными флажками на столе
Учить составлять
множество из подмножеств.
Повторить понятия
«вверху», «внизу»,
«впереди», «сзади»,
«справа», «слева».
Повторить понятия
«один», «много», «ни
одного», «по одному»,
«по многу»
— Что это?
— Какие?
— Сколько?
— Возьмите по одному.
— Помашите вверху, внизу,
справа...
— Красные флажки поставьте
в красную вазу, желтые —
в желтую, зеленые — в зеленую.
— По скольку флажков в каждой вазе?
— Поставим все флажки в одну
вазу.
— Сколько стало?
«Рыбки в пруду»
Таз с водой, пластмассовые рыбки трех цветов
(по количеству
детей)
Закрепить умение
составлять множество изподмножеств.
Повторить понятия
«один», «много», «ни
одного», «по одному»,
«по многу»
— Давайте сделаем пруд.
— Кто плавает в пруду?
— Что это?
— Сколько? Какие?
— Возьмите по одной.
— Запустите красных рыбок
в пруд, теперь желтых...
— По скольку рыбок каждого
цвета?
— Сколько всего рыбок?
«Матрешки на прогулке»
На грузовике
двухместные матрешки, на столе
два круга, две полоски двух размеров (большие и
маленькие)
Повторить понятия
«один», «много», «ни
одного», «по одному»,
«по многу».
Повторить понятия
«большой», «маленький».
Закрепить умение рас-
полагать предметы в
ряд и по кругу
— Как матрешки пляшут?
— Что это стучит внутри?
— Кто это? Какие?
— Поставьте больших матрешек
на большой круг, маленьких — на маленький.
— Какой это хоровод? Это?
—Сделайте на большой полоске ручеек из больших матрешек, на маленькой — из маленьких.
— Какой это ручеек? Это?
«Возьми и отнеси», 1
вариант
На стульях разложены игрушки
(1 мишка, много
матрешек, 1 ведро, много совков...)
Учить находить «много»
и «один» на ограничен-
ной площади
— Какие предметы лежат на
стульях? Сколько их?
— Возьми одного мишку, отнеситуда, где много матрешек...
— Сколько взял?
— Сколько на стуле предметов?
«Возьми и отнеси», 2 вариант
На стульях разложены игрушки (1 мишка, много мишек, 1 матрешка, много
матрешек)
Учить находить «много» и «один» на ограниченной площади, обращая внимание только на количественный состав
— Какие предметы лежат на стульях? Сколько их? — Возьми одного мишку, отнеси туда, где много матрешек... — Сколько взял? — Сколько на стуле предметов?
«Возьми и отнеси», 3 вариант
В групповой комнате специально расставлены предметы
(1 и много)
Учить находить «много» и «один» в подготовленной обстановке
— Возьми одну чашку и отнеси туда, где много, каких хочешь, предметов. — Куда отнес? Почему?
«Возьми и отнеси», 4 вариант
Свободная обстановка в групповой комнате
Учить находить «много» и «один» в свободной обстановке
— Давайте посмотрим, каких предметов у нас в группе много, а какой только один
Методика обучения сравнению множеств по количеству способами наложения и приложения
Предварительная работа
Во второй младшей группе дети уже умеют работать с множествами. Видят и составляют группы предметов, выделяя их существенные признаки. Им интересно сравнивать группы по количеству, причем они испытывают тягу к составлению равночисленных множеств. Это является основой для обучения сравнению множеств путем наложения. Необходимо научить их правильно устанавливать взаимно однозначные соответствия («один к одному») между предметными множествами, уравнивать группы по количеству, добавляя и убирая один предмет. Это подготовит детей к счетной деятельности и к усвоению понятия числа (образованию соседних чисел).
Наглядный материал:
• Игрушки, строительный материал;
• Конструкторы, объемные геометрические формы;
• Всевозможные вкладыши (матрешки, ведерки и др.).
• Наборы картинок и геометрических фигур (демонстрационные и раздаточные).
• Однополосные (для наложения) и двухполосные (для приложения) карточки-считалочки (демонстрационные и раздаточные).
Последовательность использования наглядного материала
Объемные игрушки и предметы -------- карточки –считалочки с картинками ------ картинки и чистые карточки ----- геометрические фигуры
Методика обучения
Сначала учим детей сравнению множеств по количеству приемом наложения, затем — приложения. Понятия даются небольшими порциями с предварительным закреплением. Все термины отрабатываются на большом разнообразии наглядного материала.
Фрагменты занятий
Программные задачи
Наглядный материал
Речь воспитателя
Речь детей
Дать понятия
Ведра, совки
— Что это?
— Ведра
«по многу».
— Сколько?
— Много ведер
Показать «закон сохранения количества»
— Поставьте ведерки вряд
— Одно ведро, одно ведро...
— Сколько ведер?
— Много ведер
— Что это?
— Совки
— Сколько?
— Много совков
— Разложите совочки вряд
— Один совок, один совок...
— Сколько совков?
— Много совков
— Ведер и совков помногу
— Ведер и совков помногу
— Повторите
— Ведер и совков по многу
Дать понятия
Блюдца, чашки
— Что это?
— Блюдца
«столько — сколько», «одинаково», «поровну»
— Сколько?
— Много блюдец
— Что это?
— Чашки
— Сколько?
— Много чашек
— По скольку блюдец и чашек?
— Блюдец и чашек по многу
— Расставьте блюдца вряд
— Одно блюдце,...
— На каждое блюдце поставьте по одной чашке
— Одно блюдце — одна чашка...
— На всех блюдцах есть чашки?
-Да
— Значит, чашек столько, сколько блюдец, а блюдец столько, сколько чашек. Повторите
(Дети сначала повторяют за воспитателем, а затем отвечают на его вопросы, используя разные формулировки.)
— Чашек и блюдец поровну, одинаково
— Что можно сказать о блюдцах и чашках?
Дать понятия «больше —
меньше»
Однополосные карточки-считалочки демонстрационные и разда-
точные
— Что это?
— Сколько?
— Что это?
— Цветы
— Много цветов
— Бабочки
— Сколько?
— Много бабочек
— По скольку цветов и бабочек?
— Цветов и бабочек по многу
— Бабочки сели на цветочки. Один цветок— одна бабочка, один цветок — одна бабочка...
— Один цветок —одна бабочка, один цветок — одна бабочка...
— На все цветочки сели бабочки?
-Да
— Что можно сказать про цветы и бабочек?
Дети используют разные формулировки.)
— Как еще можно сказать?
— Одна бабочка улетела. Что теперь можно сказать?
— Чего меньше?
— Бабочек меньше, чем цветов
— Чего больше?
— Цветов больше, чем бабочек
— Бабочка прилетела. Что можно сказать?
— Их стало опять поровну
— Цветочек сорвали. Чего теперь меньше?
— Цветов меньше, чем бабочек
— Чего больше?
— Бабочек больше, чем цветов
Научить уравнивать множества по количеству, добавляя и убирая один предмет
Картинки демонстра-
ционные
— Кто это?
— Белочки
— Сколько?
— Много белок
— Что это?
— Шишки
— Сколько?
— Много шишек
— По скольку белок и шишек?
— Белок и шишек по многу
— Белочки стали собирать шишки
— Одна белка — одна шишка...
— Всем ли белкам хватило шишек?
— Нет, одной белке не хватило шишки
— Что можно сказать про белок и шишки?
— Шишек меньше, чем белок. Белок больше, чем шишек
— А что нужно сделать, чтобы белок и шишек стало поровну?
— Добавить одну шишку
— Добавим одну шишку
— Что теперь можно сказать?
— Стало поровну (и другие формулировки)
— Что мы сделали, чтобы белок и шишек стало поровну?
— Добавили одну шишку
— А как можно было сделать по-другому? (Воспитатель убирает одну шишку.)
— Убрать одну белку
— Уберем одну белку. Что теперь можно сказать?
(Различные формулировки)
— Как мы сделали поровну?
— Убрали одну белочку
II. Работа с раздаточным материалом
Раздаточные чистые полоски и геометрические фигуры (5 квадратов, 4 круга) у каждого ребенка на парте
- Положите перед собой полоски
- что у вас на подносе
- квадраты, круги
- возьмите в руку один квадрат. Что вы про него знаете?
(дети вспоминают свойства фигур)
- возьмите в руку один круг. Что вы про него знаете?
- по скольку квадратов и кругов?
- квадратов и кругов по многу
- разложите квадраты на полоске в ряд. Берите по одному правой рукой. Раскладывайте слева направо
- один квадрат, один квадрат…
- а теперь на каждый квадрат положите по одному кругу
- один квадрат – один круг, один квадрат – один круг…
- на всех ли квадратах лежат круги?
- нет. На одном квадрате нет круга
- что про них можно сказать?
- квадратов больше, чем кругов
- как еще можно сказать?
- кругов меньше, чем квадратов
- а как сделать поровну?
- добавить один круг
- возьмите у меня по одному кругу, добавьте
- что теперь можно сделать?
- квадратов и кругов поровну (и другие формулировки)
- что мы сделали, чтобы квадратов и кругов стало поровну?
- добавили один круг
- ну-ка, верните мне по одному кругу. А как можно сделать поровну по-другому?
- убрать один квадрат
- уберите один квадрат. Что теперь можно сказать?
(дети делают различные формулировки)
- как мы сделали поровну?
- убрали один квадрат
вывод: поровну мы делали двумя способами: добавляли один предмет и убирали один предмет
Замечание. Понятия «больше» и «меньше» даются одновременно.
Необходимо добиваться от детей различных вариантов ответов на один вопрос и обязательно проговаривать концовки («кругов меньше, чем квадратов»).
Обучение сравнению множеств по количеству способом приложения идет в той же последовательности, что и способом наложения. Чтобы предотвратить ошибки детей, необходимо:
• показать переход от способа сравнения множеств наложением к способу приложения;
• обсудить правила работы на карточке, понятия «над» и «под» применительно к ориентировке на листе бумаги;
• показать приемы работы сначала на вертикально расположенной плоскости (чтобы не подсовывали один предмет под другой);
• требовать проговаривать при работе: «один цветок — одна бабочка,...»
Программные задачи
Наглядный материал
Речь воспитателя
Речь детей
Показать переход от способа сравнения множеств наложением к способу приложения
Показать «закон сохранения количества»
Объемная лесенка с несколькими ступеньками. Кубики, пирамидки