kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методы арт-терапии в работе педагога - психолога

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главной задачей работы педагога-психолога в детском саду является оказание поддержки в развитие личности ребенка, развитие индивидуальных способностей, ресурсов. В настоящее время увеличивается количество детей, которые отличаются повышенным беспокойством и эмоциональной неустойчивостью, тревожностью, вследствие чего проблема своевременной коррекции, становится актуальной. В этом  помогают арт-терапевтические методы, они дают широкие возможности в развивающей и коррекционной работе с детьми-дошкольниками.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методы арт-терапии в работе педагога - психолога»

Методы арт - терапии в работе педагога-психолога

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Высокий темп психического, лич­ностного и физического развития в этот период позволяет ребенку в кратчайшие сроки пройти путь от беспомощно­го существа до человека, владеющего всеми основными началами человеческой культуры. Он идет по этому пути не в одиночестве, рядом с ним постоянно находятся взрос­лые – родители, воспитатели, психологи.

Дошкольное образование на современном этапе ориентировано не только на обеспечение познавательного развития ребёнка, но и на становление базовых свойств его личности: самооценки, эмоциональной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально психологических особенностей в системе отношений с другими людьми. В дошкольном учреждении ребенок получает первый опыт взаимодействия с взрослыми, зарождения и освоения дружеских отношений с другими детьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в гармонии с самим собой и окружающими, и вместе с ними узнает много нового и интересного. Грамотное взаи­модействие взрослых в процессе воспитания ребенка обес­печивает максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей, позволит избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного раз­вития.

Главной задачей работы педагога-психолога в детском саду является оказание поддержки в развитие личности ребенка, развитие индивидуальных способностей, ресурсов. В настоящее время в нашем регионе увеличивается количество детей, которые отличаются повышенным беспокойством и эмоциональной неустойчивостью, тревожностью, вследствие чего проблема своевременной коррекции, становится актуальной. В этом мне помогают арт-терапевтические методы, они дают широкие возможности в развивающей и коррекционной работе с детьми-дошкольниками. Исполь­зование арт-терапевтических методов и приёмов в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками затрагивает нераскрытые дарования у детей, нормализует их эмоциональ­ное состояние, развивает коммуникативные навыки и волевые качества, что существенно повышает социальную адаптацию. Использование арт-терапии в практике педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения обосновано присущими ему функциями: воспитательной, развивающей, коррекционной, психотерапевтической, диагностической.

Арт-терапия – не просто красивое и модное слово, а прежде всего, это современный метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления здоровья детей. Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения. Ребенок только начинает узнавать самого себя, других людей и мир вокруг, причем часто сталкивается с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в школе. Взрослые хотят помочь ребенку, но часто не знают, как правильно и нетравмирующе для психики это сделать. Объяснения, убеждения и нравоучения не помогают, а сам ребенок затрудняется объяснить, что с ним происходит: например, почему он не хочет идти в детский сад или чего он боится в темноте. Как раз в таких случаях и может помочь арт-терапия.

Применение арт-терапевтических методов буквально незаменимо в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, несформированности у ребенка коммуникативной компетентности, а также при низком уровне развития игровой деятельности и отсутствия у ребенка игровых мотивов и интереса к игре. Арт-терапия относится к психологическому воздействию искусством и используется в социальной, педагогической, психологической работе как средство гармонизации и развития психики человека через его занятия художественным творчеством. Например, рисуя, создавая песочную композицию ребенок получает возможность не только уменьшить излишнее возбуждение, тревожность, агрессивность, недоверие к окружающему миру, но и обрести уверенность в себе и успех, а также связанные с ним положительные переживания и образцы поведения.

Арттерапия предоставляет ребенку широкие возможности для эмоционального отреагирования социально приемлемым способом. В случае трудностей общения - замкнутости ребенка, низкой заинтересованности в сверстниках или в излишней стеснительности ребенка арттерапия позволяет объединить детей в группу при сохранении индивидуального характера их деятельности, облегчить процесс их коммуникации, опосредовать его общим творческим процессом и его продуктом. Арт-терапевтический метод позволяет психологу как нельзя лучше объединить индивидуальный подход к ребенку и групповую форму работы.

Арт-терапия включает в себя такие виды как:

  • песочная терапия – сочетание невербальной формы психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка (композиции из фигурок) и вербальной (рассказ о готовой работе);

  • изотерапия – коррекция посредством изобразительной деятельности;

  • сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей,

  • музыкотерапия – это вид арттерапии, где музыка используется в коррекционных целях;

  • куклотерапия – изготовление и применение различных кукол;

  • фототерапия – использование фотоматериалов и слайдов в работе с детьми;

  • игровая терапия – метод коррекции посредством игры и др.

Подробнее остановлюсь на методах, которые я использую в своей практике. Один из методов арт-терапии – это песочная арт-терапия. Игра с песком как способ развития и самотерапии известен с древних времен. Ребенок часто не может словами выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. История песочной терапии берет начало в 1929 г., когда английский детский психотерапевт Маргарет Ловенфельд впервые применила песочницу в игровой психотерапии с детьми. Она придавала большое значение тактильному контакту ребенка с песком и водой, дополнявшему проективную игру с различными предметами и куклами. Песок обладает свойством пропускать воду, в связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Песочная терапия в детском саду – широко распространённая методика. Для её применения достаточно иметь ящик с песком или же полноценную песочницу. Поступление ребенка в дошкольное учреждение сопровождается проблемой адаптации к новым нормам и правилам жизни, на этом этапе очень хорошо использовать песочную терапию. Дети младшего дошкольного возраста учатся тактильным ощущениям, самовыражению и раскрепощаются посредством лепки различных фигур из песка или же рисования с использованием как сухого, так и мокрого песка. В своей практике я использую также и кинетический песок. Он пластичный, легко меняет форму, рассыпается на мелкие частички, которые продолжают двигаться даже после окончания воздействия. Использование терапевтического средства, как кинетический песок способствует коррекции поведения у дошкольников, снятию симптомов тревожности, гиперактивности, замкнутости, формированию умения выражать чувства, повышению самооценки и формированию уверенности в себе. Кинетический песок развивает мелкую моторику рук, благоприятно влияет на тактильные ощущения, а также успокаивает и расслабляет мышцы рук. Правильно подобранные игры и упражнения с песком способствуют снятию психоэмоционального напряжения, а также развитию межполушарного взаимодействия. У ребёнка происходит высвобождение подавленной энергии, что позволяет трансформировать её и направить на развитие и обучение.

Творческая деятельность, как и искусство, оказывает положительное влияние как на взрослого человека, так и на ребёнка. Поэтому для работы с дошкольниками я использую такой метод работы, как изотерапия. Его популярность растёт с каждым днём, а результативность не прекращает удивлять родителей и детей. Для малышей изотерапия представляет собой комплекс особых методик и упражнений с использованием творческих видов работы. Эти методики применяют для оздоровления и коррекции психологического состояния. Изотерапия является универсальной технологией, её можно использовать как для отдельной работы с проблемными детьми, так и для совместного детского и детско-родительского творчества. Это, с одной стороны, метод художественной рефлексии, позволяет: обогатить и развить внутренний мир ребенка, с другой стороны, технология, позволяющая раскрыть художественные способности ребенка, развивает мелкую моторику, с третьей стороны - это метод психокоррекции, с помощью которого можно корректировать эмоциональное состояние ребёнка и помогать решать его внутренние психические проблемы. Занятия неограничиваются обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Для изотерапии подходят все виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры, цвета и размера, кисти разных размеров и жесткости, грим, уголь, соленое тесто, глина, сыпучие продукты (крупы, горох, фасоль, макароны) засушенные листья.В процессе изотерапии дети создают рисунок на заданную или свободную тему. Специалист внимательно следит за затем, что рисует ребёнок и какие эмоции он испытывает в этот момент. После рисования ребёнок описывает, что он изобразил.

В своей работе я также использую сказкотерапию, Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расши­рения сознания, совершенствования взаимодействия с окружаю­щим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи. Сказка для ребенка — особая реальность, которая позволяет ему раздвигать рамки обычной жизни и столкнуться со сложными явлениями и чувствами в доступной для понимания ребенком форме. Учитывая разнообразие форм, мягкое воздействие, естественность и легкость восприятия арт-терапии, эта форма психологического сопровождения становится весьма перспективным, ценным, а порой и незаменимым методом практической работы с дошкольниками.

Ни для кого не секрет, что музыка оказывает на человека невероятно сильное влияние. Музыкотерапия помогает повысить работоспособность подрастающего человека, снимает стресс и развивает творческие способности. В лечебных целях музыку применяют с давних времен, так как приятные эмоции, вызываемые мелодиями, повышают активность коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения использую мелодичную классическую и современную релаксирующую музыку, наполненную звуками природы (шелест листьев, голоса птиц,шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Слушая такую музыку дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.

Наиболее часто используемые упражнения – хлопки и постукивание в ритм музыки, прослушивание музыкальных произведений, а также игра на различных инструментах. На занятиях музыкотерапией можно использовать психогимнастические этюды и упражнения, которые способствуют не только расслаблению детей и снятию психоэмоционального напряжения, учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние, дети учатся нормам и правилам поведения. Музыкотерапия ориентирует педагога на сотрудничество с ребенком, на интеграцию различных видов художественной деятельности. Поэтому её рекомендуется использовать не только на музыкальных занятиях, но и во всех видах деятельности.

На мой взгляд, проведение интегрированных коррекционно-развивающих занятий, в которых сочетаются музыкотерапия, изотерапия, сказкатерапия, техники телесно-ориентированной арт-терапии и др. наиболее эффективно, так как у ребенка появляется возможность реализовать свои творческие способности и фантазию, обогащается словарь детей, развиваются коммуникативные умения. Таким образом, использование арт-терапевтических приемов в психокоррекционной практике способствует творческому самовыражению личности ребенка, закладывает основные предпосылки для самопознания и гармонизации в развитии у всех участников воспитательно-образовательного процесса, является мягким и безопасным методом при работе с психоэмоциональным состоянием ребенка, при условии сочетания как индивидуальных, так и групповых форм работы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Методы арт-терапии в работе педагога - психолога

Автор: Роскошная Алла Николаевна

Дата: 05.02.2021

Номер свидетельства: 572320

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Социально-педагогическая работа с детьми с задержкой психического развития "
    ["seo_title"] => string(89) "sotsial-no-piedaghoghichieskaia-rabota-s-diet-mi-s-zadierzhkoi-psikhichieskogho-razvitiia"
    ["file_id"] => string(6) "128578"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415537813"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Волшебные краски на воде"
    ["seo_title"] => string(25) "volshebnye_kraski_na_vode"
    ["file_id"] => string(6) "644992"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1706703822"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Современные методы работы с детьми из неблагополучных семей. "
    ["seo_title"] => string(70) "sovriemiennyie-mietody-raboty-s-diet-mi-iz-nieblaghopoluchnykh-siemiei"
    ["file_id"] => string(6) "192179"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427433647"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Конспект урока русского языка 4 класс на тему: Домашние животные и птицы"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-4-klass-na-tiemu-domashniie-zhivotnyie-i-ptitsy"
    ["file_id"] => string(6) "293833"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455553991"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Задержка речи у ребенка (советы логопеда)"
    ["seo_title"] => string(48) "zadierzhka_riechi_u_riebienka_soviety_loghopieda"
    ["file_id"] => string(6) "345268"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1474560734"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства