Методы формирования этических представлений детей старшего дошкольного возраста
Методы формирования этических представлений детей старшего дошкольного возраста
Подбор и применение разнообразных эффективных методов формирования нравственно-этических представлений и моральных качеств личности является одной из первостепенных задач для педагогов ДОУ. Огромное значение на формирование нравственных представлений оказывают методы, используемые в работе педагога. Методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста применяются взаимосвязано, в комплексе, а не изолированно друг от друга.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методы формирования этических представлений детей старшего дошкольного возраста»
Методы формирования этических представлений детей старшего дошкольного возраста
Нравственные эталоны, образцы, нормы и правила вырабатываются в процессе усвоения доступных ребенку этических понятий. Таким образом происходит развитие нравственной сферы личности. Важнейшим показателем соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием личности является единство нравственного сознания, воплощенное в устойчивых нравственных качествах. Процесс нравственного развития является длительным и непрерывным.
Подбор и применение разнообразных эффективных методов формирования нравственно-этических представлений и моральных качеств личности является одной из первостепенных задач для педагогов ДОУ. Огромное значение на формирование нравственных представлений оказывают методы, используемые в работе педагога. Методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста применяются взаимосвязано, в комплексе, а не изолированно друг от друга.
Для формирования представлений используют интеллектуальные, положительные эмоциональные, практически-действенные средства, межпредметные связи, социальную и профессиональную позицию педагога. Применяя определенные формы, методы педагогической работы, мы формируем у ребенка отношение к себе (честность), к другим (уважение, отзывчивость), к труду (ответственность), к природе (бережное отношение). Формирование у ребенка нравственных представлений и понятий помогает человеку в выборе правильного поведения.
Процесс формирования нравственно-этических представлений осуществляется в разных формах, с помощью различных методов, приемов и средств. Детей можно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, раскрывая их и доступной форме, можно лишь опираясь на ранее усвоенные навыки культурного поведения.
Методы нравственного воспитания дошкольников это пути, способы достижения заданной цели воспитания. Классификация методов:
- формирование нравственного поведения: упражнение, поручения, требования, воспитывающая ситуация;
соответствие метода цели и задачам воспитания; гуманный характер и реальность метода;
подготовленность условий и средств для использования метода;
избирательность отбора метода; тактичность применения метода;
планирование возможного результата воздействия метода;
терпение и терпимость педагога при использовании метода;
преобладающая практическая направленность метода в нравственном воспитании дошкольников.
Методы нравственного воспитания дошкольников применяются не изолированно, ав комплексе, во взаимосвязи. Основанием для выбора методов, используемых в комплексе, служит ведущая воспитательная задача и возраст детей (объяснение + упражнения + поощрение и т. п.).
Средства нравственного воспитания дошкольников:
художественные средства: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и т.п. Эта группа средств способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Они наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.
2. природа - она вызывает у детей гуманные чувства, желание заботиться о слабых, нуждающихся в помощи, их защите, формирует у детей уверенность в себе.
3 собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность, при воспитании практики нравственного поведения. Каждый вид детской деятельности имеет свою специфику, выполнят функцию средств воспитания. Общению отводится особое место в этой группе средств. Являясь средством нравственного воспитания, выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.
4 Атмосфера, обстановка, окружающая ребенка в которой живет ребенок, также выступает средством нравственного воспитания, она активизирует весь механизм нравственною воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.
Формирование нравственно-этических представлений у старших дошкольников происходит в различных формах: беседы, положительный пример, убеждение, моральное стимулирование, позитивная оценка, одобрение, подкрепление, игровое моделирование нравственных ситуаций, анализ конфликтных ситуаций, решение моральных дилемм, рефлексия, игровые и реальные отношения, игровая коррекция. Важно оптимальное сочетание и интеграция специфических видов детской деятельности, способствующие развитию мотивационной направленности детей старшего дошкольного возраста на усвоение этических понятий и нравственных норм.
Таким образом, правильно подобранные методы, средства являются залогом успешного формирования нравственно-этических представлений детей старшего дошкольного возраста.