kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Методы и приёмы воспитания бережного отношения к природе у дошкольников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одна из главных задач экологического воспитания воспитания дошкольников - воспитание гуманого, эмоционально - положительного, бережного, заботлевого отношения к миру природы и окружоющего мира в целом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Методы и приёмы воспитания бережного отношения к природе у дошкольников»»

22



Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»










«Методы и приёмы воспитания бережного 

отношения к природе

у дошкольников».




Воспитатели: Кукарина Лариса Николаевна












г. п. Малиновский

2022





План


Введение 3

1. Бережное отношение к природе в системе экологического и нравственного воспитания дошкольников 5

2. Бережное отношение к природе в программах ДОУ 8

3. Основные методы и приемы воспитания бережного отношения к природе у дошкольников (из опыта работы) 11

Заключение 15

Список литературы 17

Приложение 19















Введение


Охрана природных ресурсов и их национальное использование являются важнейшей государственной задачей и делом всего российского народа. Высокая личная ответственность за бережное отношение к природе должна воспитываться с раннего возраста. Дело охраны природы, актуальность которого увеличивается с каждым годом, зависит в большей мере от сознательности каждого человека, его гражданской ответственности за судьбу родной природы. А это в свою очередь требует усиления внимания к воспитанию бережного отношения к природе, начиная уже с дошкольного возраста – общение с природой является основой нравственности будущей личности. Бережное отношение человека к приро­де складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности и, в част­ности, образования.

Одна из главных задач экологического воспитания дошкольников – воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом. Чтобы научить детей понимать природу, чувствовать ее красоту, беречь ее богатства, нужно прививать им эти чувства с самого раннего детства, когда их интерес к окружа­ющему миру велик. Нравственность и культура человека формирует ответственное отношение к природе, основанное на убеждении, что природа принадлежит всему обществу. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное и бережное отношение к природе, к "рукотворному миру", к себе и к окружающим людям.

Цель работы – выявление специфики воспитания бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста.

Задачи работы:

1. Изучить литературу по теме исследования.

2.Определить место бережного отношения к природе в системе экологического и нравственного воспитания дошкольников.

3.Рассмотреть бережное отношение к природе в программах ДОУ.

4. Обобщить свой опыт по воспитанию бережного отношения к природе у дошкольников.



1.Бережное отношение к природе в системе экологического и нравственного воспитания дошкольников


Для дошкольной педагогики экологическое воспитание – это направление, целью которого является формирование начал экологической культуры.

Формирование начал экологической культуры - это становление осознанного правильного отношения:

- непосредственно к самой природе во всем ее многообразии;

- к людям, охраняющим и созидающим ее;

- к людям, созидающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности;

- к себе, как части природы;

- понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды;

- осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой [1, с. 24].

В дошкольном детстве закладываются ос­новы экологической культуры. Здесь дети впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее их отношение к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ее ценность, насколько глубоко будет воспитано в школьнике чувство бережного отношения к природным объектам. «Формирование бережного отношения к при­роде – сложный и длительный процесс. Ко­нечным результатом этого процесса должно быть не толь­ко овладение детьми определенными знаниями, но умение и желание активно сохранять, защищать, улучшать, облагораживать при­родную среду» [9, с. 5].

Экологическое воспитание – это один из основных аспектов нравственного воспитания. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой и художественной деятельности. Однако далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется бережное отношение к растениям и животным. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления – знание о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней - важнейшая задача экологического воспитания в дошкольном учреждении.

В дошкольном возрасте особое воспитательное значение имеет заботливое отношение к животным, растениям, птицам, бабочкам и другим, являющееся специфическим выражением нравственной культуры личности [5, с. 33]. Воспитание бережного и заботливого отношения ребенка к природе вырабатывает в нем те нравственные нормы, которые в дальнейшем станут мотивом, побудителем его поведения. Ценностное отношение к природе состоит в бережном, заботливом отношении к природе, что соответствует целям всестороннего, целостного развития личности.

В век научно-технической революции очень важно научить детей видеть и понимать красоту окружающей природы, беречь и умножать её" богатства. Рассказывая о природе детям, мы открываем перед ними сказочный мир жизни растений и животных, учим любить и внимательно относиться к ним. В. А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал о том, что «...прежде чем открыть книгу, прочитать по слогам первое слово» необходимо прочитать« страницы самой чудесной книги в мире - книги природы» [10, с. 59]. Он считал, что природа мозга ребенка требует, чтобы его ум воспитывался у источника мысли, среди наглядных образов, и прежде всего - среди природы. «Ребенок мыслит образами», - писал он. Это значит, что, слушая рассказ взрослого об экологическом кризисе, он рисует все происходящее в своем представлении. Чем ярче в его представлении эти картины, тем глубже он осмысливает происходящее, правильность или неправильность происходящего.

Таким образом, воспитание бережного отношения к природе занимает одно из главных мест в системе экологического и нравственного воспитания дошкольников.









2. Бережное отношение к природе в программах ДОУ


Основная цель программы Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа» – воспитание с первых лет жизни «гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним» [8, с. 4]. Программа «Наш дом-природа» состоит из десяти блоков. Каждый включает обучающий и воспитывающий компоненты-знания о природе и развитие к детей разных аспектов отношения к ней (бережной заботы, умения видеть красоту и др.). Дошкольники учатся понимать, насколько тесно природные компоненты связаны между собой и как живые организмы зависят от среды обитания. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. «Такой подход позволяет подвести детей к элементарному пониманию проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой и последствий деятельности людей» [8, с.9]. Важное значение придается социальнонравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоционально положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту. Благодаря программе «Наш дом – природа», дети приобретают также первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.

Программой воспитания и обучения детей дошкольного возраста предусмотрено «воспитание у дошкольников любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать её красоту, умения бережно относиться к растениям и животным» [7, с. 82].

Первое отношение к природе складывается у малышей на основе эмоций, чувств, возникших в ходе созерцания ее красоты. Но одного лишь эмоционального восприятия для формирования бережного отношения к природной среде недостаточно. Воспитатель должен стремиться соединить возникшие в результате непосредственного общения с природой чувства детей с природоохранительными знаниями, что, в свою очередь, станет побудителем различной природоохранительной деятельности.

В средней группе детей учат внимательно наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними. Детей этого возраста подводят к пониманию того, что «для жизни и роста растений нужно создавать благоприятные условия (определенная почва, солнечный свет, тепло, влага и т. д.). Ребята должны знать, что под влиянием солнца и влаги трава быстро растет, начинают поспевать некоторые ягоды, фрукты, овощи» [7, с. 83].

Главная цель экологического воспитания в старшей группе – «формирование начал экологической культуры: правильного отношения к природе, к себе и другим людям, как части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Правильное отношение строится на элементарных знаниях экологического характера, которые в дальнейшем определяют мотивы поступков и поведения» [7, с. 86].

Экологические знания - это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; об использовании природных богатств, загрязнении окружающей среды и т.д. «Знания - не самоцель в экологическом воспитании, но необходимое условие для выработки отношения к окружающему миру, которое должно носить эмоционально-действенный характер и выражаться в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать, охранять все живое, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но и потому, что на их изготовление были затрачены материалы природного происхождения» [2, с. 43].

Т. В. Потапова в программе «Надежда» наряду с вопросами образования в области окружающей среды большое внимание уделяет формированию у ребенка основ гражданской позиции, в том числе ознакомлению с правами человека, вопросам рационального природопользования (полное название программы – «Программа подготовки детей дошкольного возраста к обучению основам экологии, природопользования и правам человека»). Автор подчеркивает, что «при ознакомлении ребенка с окружающим миром следует делать упор не столько на знания о предметах и явлениях, сколько на навыки бережного и неразрушающего обращения с ними и активное желание поступать щадящим и сберегающим образом» [6, с. 8].

Таким образом, в программах экологического воспитания в ДОУ воспитание бережного отношения к природе обозначена как одна из основных задач. Это нацеливает педагогов ДОУ на разработку методов и приемов воспитания бережного отношения детей к природе.




3. Основные методы и приемы воспитания бережного отношения к природе у дошкольников (из опыта работы)


Основным содержанием экологического воспитания дошкольников является формирование у ребенка осознанного бережного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Формируя бережное отношение к природе, педагог должен выделять главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для нас дом – безнравственны. «Важнейшим условием воспитания у детей гуманного отношения к природе является осознание ими себя как части живой природы» [4, с.12]. Дошкольнику легче установить сходства, чем найти отличия. Именно они ведут к сравнению с собой. Например: животному (растению) больно, как и мне, оно двигается, питается, дышит – как и я. Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и поэтому должны беречь её и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку.

Бережное отношение детей к природе «строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ» [3, с.54]. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе с взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.

Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю, Родине. Любить Родину - значит любить родную природу, умело оберегать её. Каждый день мы бываем с детьми на прогулке, ходим мимо кустарников, деревьев, цветочных клумб, ухоженных добрыми и заботливыми руками, ходим, порой, безучастные ко всему, что нас окружает. А потом удивляемся: почему ребенок сломал березку во дворе, растоптал цветы на клумбе, обломал кустарники. Почему? Потому, что мы не научили их сохранять и охранять посадки, своими руками сажать растения, наблюдать за ростом, ухаживать за ними. Взрослые должны помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняются отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, среди которых:

- представление о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способах удовлетворения этих потребностей;

- понимание взаимосвязи между живыми существами и средой обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;

- осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно [11, с. 21].

Воспитание бережного отношения к природе невозможно без активного сотрудничества с родителями, но, к сожалению, не всех родителей это волнует. Действенная любовь, настоящая забота о природе возникает у ребенка лишь тогда, когда ежедневно перед ними пример отношения к природе взрослого. «Воспитание действительной любви к природе будет эффективным лишь тогда, когда дети ежедневно общаются с природой и когда это общение направлено взрослым» [12, с. 39]. Поэтому одно из направлений воспитания бережного отношения к природе – работа с родителями. Провожу тематические родительские собрания на темы «Как воспитать у ребенка любовь к природе», «»Береги природу», готовлю материалы для стенда по этой теме, провожу открытые мероприятия – экологические праздники и т.д..

Многочисленные, интересные наблюдения в природе помогли мне сформировать у детей отношение сочувствия к представителям растительного и животного мира. Благодаря занятиям по экологии дети научились анализировать, правильно задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, выявлять самое важное, научились ухаживать за растениями и животными. Я познакомила детей с различными произведениями искусства, т.к. для осуществления экологического воспитания большое значение имеет эстетическое восприятие природы детьми. А так как дети становились старше, то немного и постепенно вносила в наблюдения изменения, чтобы заставлять детей больше думать и анализировать. Например: предлагала детям разобраться в ситуациях и ответить на вопрос: “Как бы вы поступили?”.

1. Саша и Дима построили из песка “улицу” и решили ее озеленить. “Как это сделать?” — спросил Саша. “Нарвем веточек — вот и будут кусты и деревья”, — ответил Дима. Предложений детей было много: не надо озеленять; придумать новую игру; просто представить, что озеленили. Но остановились на предложении Ани — собрать сухие веточки, а на них повесить “носики” клена — вот и будут деревья.

2. На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент “продуктов”, обрывая растения: листочки ивы — “кильки”, стручки желтой акации — “бобы”, головки ромашки пахучей — “конфетки” и т.д.

В этой ситуации все дети единогласно сказали, что у нас таких девочек нет, а нужно для этого собрать семена клена, маленькие камушки, сережки тополя, семена липы.

Такие проблемные ситуации предлагаю родителям. Очень интересные рассуждения были по поводу вот такой ситуации. Саша, прикрывая что-то в ладошке, заглядывая туда, нежно улыбается. Таня подходит к нему и говорит: “Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же!”. Из ладошки падает на асфальт маленькая гусеница, чья-то нога безжалостно топчет ее. Сначала послышались бойкие высказывания детей: так ей и надо, она вредная; гусениц давить надо; и вдруг Юля сказала: “Но ведь она живая, ей тоже хочется жить!”. Ребята замерли, но к единому мнению прийти не смогли. А как бы вы поступили, товарищи взрослые, чтобы вы сказали? Поразмышляйте на досуге».

Воспитываю бережное отношение к природе во время руда в природе – подкормка птиц зимой, окучивание деревьев и кустарников снегом, уход за комнатными растениями и т.д.

В старшей группе систематически провожу интегрированные занятия, цель которых – воспитание бережного отношения к природе. Привлекаю к их проведению родителей. Конспекты интегрированных занятий в старшей группе, представлены в приложении 1 и 2.



Заключение


Бережное отношение к природе - одна из характеристик личностных качеств, входящих в формирование экологической культуры человека. Это качество проявляется в способности к самостоятельному анализу взаимодействия общества и природы, творческом мышлении в решении задач охраны природы. Экологическая воспитанность согласуется с высокими гражданскими и нравственными качествами: умением следовать принципом бережливости и экономии природных богатств, соблюдением моральных и правовых норм по отношению к природе.

В системе морально-нравственного воспитания - воспитание любви к природе и бережного к ней отношения у дошкольников является одним из основных направлений.  Воспитание бережливого отношения к природе у дошкольников, основанное на любви к природе и на принципах единства воздействия на чувства, опыт, сознание, поведение – основа гармоничного и целостного развития личности ребёнка. Любое педагогическое воздействие, должно вызывать положительный эмоциональный отклик, формировать осознанность, расширять представления об устройстве и явлениях мира.

Специфика воспитания бережного отношения к природе.

Воспитание бережного отношения к природе - это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей. Основными методами и приемами этого воспитания выступают подчеркивание взаимосвязи природы и человека, развитие умения любоваться и любить природу, вооружение дошкольников элементарными экологическими знаниями, обсуждение специально созданных ситуаций, требующих бережного отношения к природе, привлечение родителей.

Восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

В результате обобщения своего опыта по воспитанию бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста было установлено следующее.

Бережное отношение к природе состоит в заботливом отношении к природе, что несет в себе воспитательное значение, что соответствует целям всестороннего, целостного развития личности. Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, взрослые способствуют активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут основой его нравственного поведения. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.


























Список литературы


  1. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников [Текст] / Л.И. Егоренков. – М.: Детство-Пресс, 2008. - 128 с.

  2. Маневцова, Л.М. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст]: учеб пособие для пед. училищ / Л.М.Маневцова, П.Г. Саморукова. – М.: Детство-Пресс, 2009. – 319 с.

  3. Маханева, М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]: метод. пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М.Д. Маханева. – М.: АРКТИ, 2004. – 187 с.

  4. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Н.Николаева. – М.: Академия, 2006. – 336 с.

  5. Попова, Т.И. Мир вокруг нас [Текст]: материалы комплексной программы культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста / Т.И.Попова. – М.: Линка-Пресс, 2004. – 189 с.

  6. Потапова, Т.В. Знать, любить, охранять. Экологическое образование с первых лет [Текст] / Т.В. Потапова // Семья и школа. – 2002. – №3. – С. 6-11.

  7. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст]; под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой и Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 232 с.

  8. Рыжова, Н.А. Наш дом – природа [Текст]: программа экологического воспитания дошкольников / Н.А. Рыжова. – М.: Карапуз, 2008. – 23 с.

  9. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в дошкольных образовательных учреждениях: теория и практика [Текст] / Н.А. Рыжова. – М.: Карапуз, 2005. – 227 с.

  10. Сухомлинский, В. А. Книга о воспитании [Текст] / В.А.Сухомлинский. – М.: Детство-Пресс, 2010. – 238 с.

  11. Экологическое образование [Текст]: учебно-методическое пособие; сост. Н.В. Гороховатская [и др.]. – СПб.: Издательство РГПУ им.А.И.Герцена, 2005. – 321с.

  12. Ясвин, В.А. Психология отношения к природе [Текст] / В.А. Ясвин. – М.: Смысл, 2006. – 186 с.





















Приложение 1


Конспект интегрированного занятия в старшей группе

Тема занятия «Секрет яблока»


Цели:

  • Познакомить детей с сортами яблок, их вкусовыми качествами, условиями выращивания.

  • Дать знания, как человек заботиться о яблонях, чтобы вырастить хороший урожай.

  • Воспитывать интерес к литературному и музыкальному наследию.

  • Воспитывать бережное отношение к природе, стремление к взаимопомощи и поддержке.

Оборудование и материал:

  • корзина с яблоками,

  • поднос,

  • доски для нарезки яблок,

  • пластмассовые ножи с зазубринками,

  • фартуки,

  • яблоки.

Ход занятия

Дети заходят в группу, здороваются с гостям

В.

Походим мы немножко

И сон с себя стряхнем,

Нам нужно по-тя-нуть-ся!

Начинай! Не спеши!

Носом поровней дыши!

Все проснулись, улыбнулись.

Дети садятся.

Раздается стук в дверь. Заходит Яблоня, в руках у нее корзина с яблоками. Здоровается. Ребята, вы узнали кто я?

Яблоня. Отгадайте-ка, ребятки, мою загадку:

Само с кулачок, румяный бочок,

Потрогаешь - гладко, откусишь - сладко. Что это?

Верно, яблоко. Это фрукт или овощ? (ответы детей).

А где растет яблоко? (это фрукт, растет в саду, на яблоневом дереве).

А кто знает секрет “рождения” яблочка?

В. Яблоня, ты оставайся у нас и послушай, что дети знают о яблоках.

В. Дети, как рождается яблоко? (ответы детей).

Правильно. Растет яблоко долго- от ранней весны до поздней осени. Весной Яблонька радует нас белорозовыми нежными цветами. Летом цветочки преображаются в маленькие плоды-яблочки.

Но они еще не поспели и потому невкусные. А кто знает, от чего зависит вкус яблочка?

(Предполагаемые ответы детей): Если мало было солнышка, влаги, то и яблочко будет кислым, не сочным.

О нем надо заботиться. Правильно, чтобы яблочко налилось спелостью, стало румяным и сочным – человек должен заботиться. Но как нужно заботиться о яблоне? (ответы детей). Конечно, поливать, рыхлить землю, бороться с вредными насекомыми, подвязывать ветки, чтобы они не сломались от ветра и от тяжелых плодов.

То о чем мы сейчас говорим, рассказывает знакомая вам песенка. Я напомню первые строки: “Маленькая яблонька, подрастай, маленькая, яблонька, расцветай”. Вспомнили? Давайте споем эту песню. Дети поют песню “Яблонька” (стоя).

В. Вот и созрели яблочки, которые принесла нам Яблоня. Спасибо, тебе, Яблоня за яблочки. (Воспитатель высыпает плоды на поднос).

Посмотрите, ребята, на яблоки. Все они разного сорта. А какие сорта яблок вы знаете? (ответы)

Одни яблоки раньше поспевают, летом, их называют ранние сорта- это белый налив, пепин- шафран, штрифель, ранет.

Другие яблоки поспевают позже, осенью, их называют поздние сорта- это антоновка, симиренко, грушовка, анис.

А какой вкус у яблочка? (сладкий, кислый, кисло-сладкий). А какой запах у яблочка? Цвет? Размер? А чем полезны яблоки? (ответы детей).

Молодцы! Вы так много знаете о яблоках.













Приложение 2

Конспект интегрированного занятия в старшей группе

Тема занятия «Путешествие в осенний лес»


Программное содержание:

Обогащение и углубление представлений детей о зимующих и перелетных (особенностях строения месте обитания, потребностях и способах их удовлетворения). Воспитывать у детей бережное отношение к природе и желание заботиться о зимующих птицах, создавать для них благоприятные условия. Учить детей выделять признаки понятий и сравнивать по содержанию. Познакомить детей с возможностью условного обозначения содержания понятий. Продолжать обучать детей самостоятельно устанавливать отношения между понятиями.

Материал:

  • перфокарты

  • картина с изображением перелёта птиц

  • элементы осеннего леса

  • музыкальное сопровождение

  • круги Эйлера

  • знаки “все птицы”, “зимующие птицы”, “перелётные птицы”

  • игра “Кто лишний”

  • кроссворд

  • тетради и карандаши для каждого ребёнка

  • репродукции с изображением разных птиц.

Ход урока

Вводная часть

Приглашение детей в осенний лес на прогулку. (Звучит музыка леса с голосами птиц, пение птиц прекращается).

- Ребята, что произошло в нашем осеннем лесу? В нем не слышно совсем ничего, тишина, да шорох листвы. – Почему в лесу наступает такая тишина? Куда исчезли жители леса? Они все готовятся к зиме. Многие звери впадают в спячку.

А что же произошло с птицами? Птицы улетели в теплые края. Почему? Какие птицы улетают в теплые края? журавли, гуси, утки. В теплые края от нас улетают ласточки, стрижи, скворцы, трясогузки, кукушки, цапли, За это их называют перелётными. Ребята, а какие птицы улетают первыми и как они летят, я хочу вам сегодня рассказать. Эту историю мне поведал Лесовичок. Первыми улетают ласточки, стрижи, кукушки, трясогузки. Эти птицы питаются насекомыми и поэтому их называют насекомоядные. Последними от нас улетают водоплавающие: цапли, журавли, утки гуси. Они питаются живой пищей: рыбой, лягушками, их называют хищниками.

Рассказ воспитателя

Во время полета птицы придерживаются определенного порядка. Вот ласточки. Стрижи, трясогузки улетают небольшими стайками. Летят они ночью, чтобы меньше встречаться с опасностью, которая их ожидает. А вот гуси, утки, цапли, журавли могут лететь клином, шеренгой, дугой, линией.(Показ картинок). Эти птицы летят очень высоко в небе целый день и только с наступлением ночи опускаются на водоём, чтобы отдохнуть и покормиться. Очень долгий им предстоит им путь. Но впереди их ждет ласковое теплое солнце. А с наступление весны они опят вернутся в родные места, чтобы вывести птенцов.

Есть птицы, которые никуда не улетают, назовите их? (Воробей, голубь, сорока, ворона, дятел, синица, снегирь, клёст). Как вы думаете, легко ли зимующим птицам зимой? Как мы люди можем им помочь? Мы можем для птиц приготовить кормушки или организовать целую птичью столовую. Но мы должны помнить, что в холодный зимний период на кормушке всегда должен быть корм, иначе птица может погибнуть. Если мы будем подкармливать птиц, то им не страшен будет холод зимой. И они хорошо переживут холодную суровую зиму.

Мой дружок Лесовичок прислал нам сегодня очень интересную игру. Он хочет, чтобы мы определили чем питаются разные птицы. (Работа с перфокартами)

Валеологическая пауза

Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вы тянете руки ладонями вверх. А теперь согрейте его, медленно, по одному пальчику сложи на ладони, спрячь в них птенца, подыши, на него согревая своим ровным дыханием. Приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грусти, он ещё прилетит к тебе. – Ну что ж, ребята, вы много интересного узнали от Лесовичка.

Закрепление знаний детей

А сейчас мы сядем за стол и определим всех птиц, обозначив их кругами. А Лесовичок посидит и послушает. Здесь на фланелеграфе много разных птиц. Как вы думаете, каким кругом мы обозначим всех этих птиц? Правильно большим кругом. Вот у меня большой круг. И вы ребята у себя найдите большой круг. А вот этот знак обозначает “Все птицы”. Я его прикреплю сверху на кругу. Найдите-ка у себя такой знак. Что он означает? (2-3 ответа). Положите его тоже на круг сверху. А кто пойдет и разделит птиц на 2 группы: зимующих и перелетных? Аня, назови зимующих птиц. Молодец.

А теперь давайте при помощи кругов обозначим зимующих и перелетных птиц. Каким кругом мы обозначим зимующих птиц? Правильно кругом поменьше. А перелетных? Вторым кругом поменьше. Ребята тоже у себя найдите круги поменьше и положите на большой круг. Так ли у всех получилось?

А каким знаком можно обозначить зимующих птиц? Правильно, снежинкой. Помести знак на круг зимующих птиц. (*) И вы, ребята, найдите у себя знак “зимующие птицы”. Все ли правильно выполнили, так ли получилось как у Ани? Аня, а каким знаком обозначим перелетных птиц? Правильно, вот этим, как будто птичка летит ( ? ). Этот знак “перелётные птицы”.

Все ребята нашли знак “перелетные птицы” и поставили на круг “перелетные птицы”. А как разделить перелетных птиц на насекомоядные и хищников? С помощью, каких знаков? Правильно, маленький кружок с рыбой и жучком. Поместите их на круг “перелетные птицы”. (Все дети работают). А чем питаются зимующие птицы? (ответы). Молодцы ребята, хорошо поработали с кругами. Лесовичок тоже доволен.

Моделирование

Ой, ребята, а Лесовичок поиграть с вами хочет. Он приготовил вам картинки. Что - то я не пойму, для чего он их нам дал? (Ответы детей). Надо расставить картины по порядку: что сначала, что потом? Какая картина должна стоять первой? Кто поставит? (гнездо с яйцами). Каким знаком обозначим яйцо? (0). А что потом? (гнездо с птенцами и птица). Каким знаком обозначим птенца? Птицу? Хорошо мне объяснили, теперь всё понятно.

А сейчас давайте пододвинем карточку с окошечками со стрелочкой, нарисуем схему “как появляется птица”. Рисовать будем знаками.(Дети работают в своих карточках, схематически изображая “как появляется птица”. ) 2 – ответа.

Молодцы, ребята!

Подведение итогов

Вот и закончилось наше путешествие в осенний лес. Вы теперь много знаете о птицах, умеете определить перелетных птиц и зимующих. Я думаю, что вы придёте им на помощь, разместите возле своих домов и на участке прогимназии кормушки.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Методы и приёмы воспитания бережного отношения к природе у дошкольников»

Автор: Кукарина Лариса Николаевна

Дата: 27.02.2022

Номер свидетельства: 601371

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Статья «Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств к природе»"
    ["seo_title"] => string(85) "statiakhudozhiestviennaialitieraturakaksriedstvovospitaniiaghumannykhchuvstvkprirodie"
    ["file_id"] => string(6) "308193"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458541540"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Креативный  диалог детского сада и семьи в контексте нравственно-духовного воспитания  дошкольников "
    ["seo_title"] => string(109) "krieativnyi-dialogh-dietskogho-sada-i-siem-i-v-kontiekstie-nravstvienno-dukhovnogho-vospitaniia-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "199768"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428648423"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Краеведческий проект для детей старшего дошкольного возраста на тему «Я и моя Родина»"
    ["seo_title"] => string(80) "kraieviedchieskii_proiekt_dlia_dietiei_starshiegho_doshkol_nogho_vozrasta_na_tie"
    ["file_id"] => string(6) "450645"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1516204702"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Образовательная программа экологического направления "Лицом к природе""
    ["seo_title"] => string(79) "obrazovatiel-naia-proghramma-ekologhichieskogho-napravlieniia-litsom-k-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "251368"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447236924"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Презентация для родительского собрания на тему: "Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста""
    ["seo_title"] => string(145) "priezientatsiiadliaroditielskoghosobraniianatiemunravstviennoievospitaniieiformirovaniiekulturypoviedieniiadietieistarshieghodoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "272455"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1451988674"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства