kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Метод проектов в образовательной деятельности ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наши воспитанники – дети с ТНР. Нарушение речи негативно сказывается на их общем развитии – становится причиной личностных проблем детей: снижают их коммуникативные возможности, препятствуют социализации, формированию адекватной самооценки, задерживают развитие познавательных способностей.

Одним из принципов ФГОС ДО является «Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности». Наиболее целесообразным способом реализации данного принципа является ведение образовательного процесса на основе интеграции образовательных областей, соответственно внедрения наиболее эффективных технологий, в данном случае технологии «Метод проектов», который можно представить как «Способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели и дидактической задачи, получения реального творческого продукта, который можно использовать в дальнейшей деятельности и презентации полученных результатов».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Метод проектов в образовательной деятельности ДОУ»

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДА ПРОЕКТА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наши воспитанники – дети с ТНР. Нарушение речи негативно сказывается на их общем развитии – становится причиной личностных проблем детей: снижают их коммуникативные возможности, препятствуют социализации, формированию адекватной самооценки, задерживают развитие познавательных способностей.

Одним из принципов ФГОС ДО является «Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности». Наиболее целесообразным способом реализации данного принципа является ведение образовательного процесса на основе интеграции образовательных областей, соответственно внедрения наиболее эффективных технологий, в данном случае технологии «Метод проектов», который можно представить как «Способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели и дидактической задачи, получения реального творческого продукта, который можно использовать в дальнейшей деятельности и презентации полученных результатов».

Цель метода заключается в том, чтобы направить познавательную деятельность воспитанников на определенный и запланированный результат при решении той или иной теоретической и практической проблемы.

Цель может быть достигнута при решении задач:

  1. Развивать комплексные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные.

  2. Развивать познавательный интерес через создание проблемной ситуации.

  3. Формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию.

Реализация метода проектов в различных видах детской деятельности предполагает реализацию следующих принципов:

  • Сотворчество (субъект – субъектные отношения)

  • Активность и самостоятельность (включение в деятельность через личностную мотивацию)

  • Системная информационная нагрузка (стимуляция к работе с имеющейся информацией, ее анализу, синтезу, самостоятельному поиску)

  • Поступательное развитие для достижения индивидуально-возможных результатов (постепенное расширение зоны ближайшего развития каждого ребенка путем приобщения нового опыта с помощью взрослого)

  • Связь теории с практикой (понимание значения теории в жизни человека, в его практической деятельности, умение применять знания)

  • Проблемность (освоение знаний и умений через создание и решение проблемной ситуации)

Эффективность работы будет зависеть от соблюдения психолого-педагогических условий:

  • технологии

  • профессионализм педагога

  • материально-техническое и информационное обеспечение

  • взаимодействие с родителями

  • социальные институты

Технология имеет свои этапы, для которых конкретно определена деятельность педагога и детей.


Алгоритм проектной деятельности педагога и детей


Этапы

проектной

деятельности

Деятельность

педагога

Деятельность

детей

1

Постановка проблемы

Формулирует проблему

Учатся видеть проблему, формулировать важные вопросы

2

Определение цели деятельности

Ставит цель с опорой на интересы и потребности детей

Обозначают цель, становятся активными исследователями окружающего мира

3

Конкретный замысел

Продумывает, предвидит то, что будет происходить, к какому результату приведет

Участвуют в обсуждении по поводу того, как организовать то, или иное дело, выслушивают, высказывают любые мнения вплоть до нестандартных и неожиданных

4

Планирование

Определяет основные этапы работы с детьми в зависимости от дидактических, предметно-материальных и индивидуально-личностных условий

Перечисляют любые занятия, предлагают игры (другой род деятельности) участвуют в определенной последовательности выполнения операций

5

Реализация проекта и постоянная рефлексия (самоанализ, успешность и результативность решения проблемы

Организует и мотивирует различные виды деятельности через их интеграцию. Проводит рефлексию и своевременную коррекцию отдельных «шагов»

Участвуют в разнообразных видах деятельности, выступают партнерами и помощниками, творчески проявляют себя в применении имеющихся знаний, самостоятельно делают что-то новое

6

Анализ результатов и презентация

Выявляет положительные моменты в совместной деятельности

Проводят самоанализ с помощью взрослого, адекватно рассматривают свою деятельность. Участвуют в игровой презентации


Важным положением Стандарта являются «целевые ориентиры», которые определяются как возможные достижения ребенка, поэтому основной предполагаемый результат реализации технологии «метод проектов» это:

  • возможность положительно влиять на ситуацию развития каждого ребенка;

  • обеспечивать ему успешную социальную адаптацию через развитие у него проектной компетентности, состоящей из определенных компонентов.

Критерии сформированности проектной компетентности ребенка старшего дошкольного возраста (компоненты):

  • ценностно-мотивационный (заинтересованность в проектной деятельности, понимание значимости совершаемых действий;

  • познавательный (определяет способы решения проблемы;

  • содержательно-деятельностный (умеет применять знания для решения задач практического характера возникшей перед ним);

  • социально-культурный (владеет коммуникативными навыками).

Это было пояснение к методу проектов, а сейчас немного о том, как мы выстраивали свою деятельность в указанном направлении.

Практика показывает: одним из определяющих условий является сотрудничество с родителями. Для нас было очень важно обеспечить эффективное взаимодействие с родителями (хотя их участие является обязательным не только в рамках проектной деятельности, но и в образовательном процессе по коррекции и развитию речи), потому что задачи проекта нужно было решать не только в рамках НОД, но и в домашних условиях (подобрать определенную информацию, найти иллюстративный материал, наклеить фотографии…) с участием родителей, в ходе совместной различной работы они могут наблюдать за своим ребенком и сделать правильные выводы (что-то получается неплохо, а над чем-то нужно потрудиться….).

Началом этого сотрудничества стали подгрупповые и индивидуальные беседы, потому что в настоящее время родители с «головой погружены» в работу, собрать их одновременно всех не просто. В ходе общения мы знакомили их с понятием «проектная деятельность», объяснили суть предстоящей работы, рассказали о том, какой результат планируем получить. Особенно заострили их внимание на важности посильной помощи и их участия в запланированных мероприятиях (весь процесс в интересах ребенка).

Думаем, что каждый родитель в момент разговора представлял, что в будущем их ребенка ждет реальная трудовая деятельность в профессиональной сфере и то, что в условиях современного мира очень непросто будет тому, кто не сумеет проявить – инициативу, самостоятельность, коммуникативность…, поэтому-то все, как один изъявили желание сотрудничать и оказывать действенную помощь (но это было в тот момент…).

Всем известно, что в практике детских садов используются разные типы проектов:

  • исследовательско-творческие (экспериментирование)

  • творческие (представления, праздники…)

  • ролево-игровые (вхождение в образ персонажа….)

  • информационно-практико-ориентированные

Учитывая особенности речевого и общего развития (недостаточно устойчивое внимание – забывают часть, забывают элементы и последовательность предложенных заданий, им достаточно сложно четко и правильно сформулировать мысль, у них затруднена передача в речи новых знаний, сведений, способов, действий, личных переживаний), мы отдали предпочтение информационно-практико-ориентированным проектам – т.е. дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (используют ее для создания игрового пространства, для оформления выставок, общения, украшения группы (картины в ИЗО).

Прежде чем рассказать о планировании, хотим отметить, что отличительной особенностью работы в группе ТНР является то, что кроме образовательных, развивающих, воспитательных задач стоят коррекционные задачи, являются они первоочередными. Весь образовательный процесс строится на основе лексических тем, поэтому темы проектов мы определяли исходя из них.

Поясню, почему планирование примерное. На изучение каждой лексической темы отводится одна неделя, но учитывая разные обстоятельства (родители не подготовили к указанному сроку нужную информацию, приготовили, но совершенно не то, о чем договаривались заранее, негативные проявления детей, либо усталость от неоднократного обращения к одной и той, же теме, да просто потеря интереса). Все это вынуждает корректировать план – не смогли сделать макет деревянного дома с огородом – хорошая была идея, создали просто картину в технике «коллаж»; был потерян интерес к проекту «Здоровая улыбка» - остановились на том, что было сделано и перешли к другому, т.е. не устанавливали жестких рамок ни по срокам, ни по теме.

Есть у нас один долгосрочный исследовательско-творческий проект (сентябрь – август) «Книга – твой друг, с ней узнаем мир вокруг».

Вы знаете, что для сохранения интереса к долгосрочным проектам просто необходимы реальные промежуточные результаты, т.е. не просто посещение библиотеки, приуроченное к какой-то дате и чтение заученных стихов, а еще и всевозможные выставки рисунков, поделок, изготовление собственных книг, макетов и т.д. Объем работы очень большой, к сожалению, в группе ТНР его не хватает.

Сделали вывод в отношении своей деятельности – в этом направлении невозможно объять необъятное, реализация проекта должна рассчитываться на неделю, максимум месяц, можно даже несколько дней.

Мы с вами знаем, что реализация образовательной деятельности, как предусмотрено в Стандарте, осуществляется через образовательные области. Реализуя проекты, мы убедились в том, что любой из них позволяет в полной мере решать задачи из разных образовательных областей. В этом легко убедиться на примере проекта «Зачем нужны птицы». Через познавательную область дети получают элементарные, но обстоятельные знания об охране природы – человек не только использует природные богатства, но и охраняет природу, о том, что существует Красная книга, куда занесены исчезающие растения, животные, птицы. Познание происходит через наглядные образы и практическую деятельность (видео, энциклопедии, наблюдения…) Все эти формы работы сопровождаются речью (беседы, обсуждения, вопросы, ответы, рассказы, моделирование ситуации…) Таким образом, параллельно с познавательной реализуется область речевое развитие.

Участие в общих делах – изготовление кормушек, подготовка к акции «Покормите птиц зимой», создание Красной книги, подкормка птиц конечно способствуют вхождению в социум, умению общаться, слушать и слышать, принимать во внимание мнение другого человека. Наблюдение всей этой красоты очень помогает детям отразить свои впечатления в художественно-творческой деятельности. В итоге у детей формируется целостное представление об окружающем мире.

Не самым простым моментом в реализации проектов оказалось для нас создание самой проблемной ситуации, чтобы и цель была четкая и мотивация убедительная, надо учесть и задачи обучения, учесть и особенности наших воспитанников (низкий уровень познавательной активности) еще и их интересы.

Создавая определенную ситуацию, старались так сформулировать проблему, чтобы в конечном итоге были достигнуты и цели детей (помочь найти персонажу ответ на проблемный вопрос, решить практическую задачу, выполнить определенную работу и программные задачи, т.е. проблема как бы «вбирает» в себя и переносит в интересы детей программные задачи, дает воспитателю возможность решить их через то, что хотят сами дети т.е. через цель.

Например

Программная задача – обеспечить условия для применения детьми знаний о дорожных знаках, их назначении.

Ситуация: жители кукольного города все время попадают в аварийные ситуации на дороге

Проблема – опираясь на сюжетные картинки, дети самостоятельно выявляют проблему: В городе нет ни одного дорожного знака!

Цель детей – помочь жителям кукольного города

Учебная задача – объяснить, для чего нужны знаки, подобрать необходимые

Или

Достаточно серьезная ситуация, как в реальной жизни.


Программная задача – обобщить и дополнить знания детей о строительных профессиях, материалах, из которых сделаны дома.

Ситуация вполне реальная – люди по какой-то причине остались без дома (сгорел, рухнул, развалился…)

Проблема – люди не знают, какой дом им нужен, не знают как и из чего его строить.

Цель – помочь этим людям

Учебная задача – Какие бывают дома? (из стекла, бетона, на сваях, из шлакоблоков, высотные, одноэтажные и т.д.) Кто и из чего может построить?


Таким образом – условия, соблюдаемые при создании проблемной ситуации действительно помогают детям видеть задачу, свою роль в ее решении, выступить в качестве субъекта деятельности, у них есть возможность спланировать работу, получить результат и осознать путь, с помощью которого приобретаются новые знания (сбор информации, классификация), видеть важность освоенного опыта.

Познавательную активность своих воспитанников мы стараемся по возможности поддерживать не только в НОД, но и в течение всего времянахождения в детском саду. Помогаем осмысливать события и явления, взаимосвязи и отличительные особенности с помощью таких вопросов как: Что будет, если? Почему так происходит? Из чего мы это можем сделать? Как об этом можно узнать?

Приучаем задумываться над тем, что они видят вокруг, что узнают из рассказов взрослых, кино, телепередач, книг. Никогда не торопимся все сразу объяснить им, задаем наводящие вопросы, которые позволяют активизировать имеющийся опыт (песок). Нацеливаем на поиск нескольких вариантов одной проблемы, опрашиваем одних, выясняем все вместе кто прав и конечно же обязательно показываем рост достижений.

  • «Вы действительно самые старшие, можете сделать много полезных дел»

  • «Раньше не получалось, теперь все по-другому»

Все это работает, вселяет в детей уверенность.

Вернемся к проектной деятельности. Отдав предпочтение информационно-практико-ориентированным проектам мы оказались позже проявили недальновидность, просчитались, поняли в тот момент, когда увидели, что ребята проявляют особый интерес к необычным явлениям, происходящим в мире. Это послужило поводом для начала краткосрочного проекта «Жизнь вулкана». Мы решили узнать, в какой местности находятся вулканы, что находится внутри них и показать, что происходит, когда вулкан «просыпается».

Проект начался с рассматривания иллюстративного материала «Огнедышащие горы». Дети очень активно обсуждали увиденное, вместе с ними мы искали ответ на вопрос, чем отличаются горы от вулканов, выясняли, какой вред приносят вулканы. Вывели проблему – не можем побывать там, где есть вулканы. Цель – сделать макет вулкана и реально увидеть, что происходит во время извержения вулкана, какой вред он приносит.

Вместе с детьми решили использовать для создания вулкана самый простой способ – бумага, скотч, смешанный пластилин. Предварительно изготовили и опробовали смесь для извержения, уже потом перенесли эксперимент и на модель вулкана. Для детей это был самый яркий момент, очень много эмоций, впечатлений, желание сделать еще что-то необычное.

Для себя мы сделали вывод: краткосрочные творческо-исследовательские проекты нужно реализовать, они действительно способствуют развитию исследовательских умений, развивают познавательный интерес, формируют активную самостоятельную и инициативную позицию.

Совместными усилиями взрослых и детей были реализованы следующие проекты:

  • «Наш огород»

  • «Что нам осень принесла»

  • «Знает каждый гражданин этот № 01»

  • «Здоровая улыбка»

  • «Зачем нужны птицы»

  • «Мы трудимся, стараемся»

  • «Лук – здоровью друг»

  • «Новый год у ворот»

  • «Семья»

  • «Жизнь вулкана»

В ходе реализации каждого проекта получены определенные результаты, созданы реальные творческие продукты деятельности: газеты, акции, игрушки, макеты, фотоотчеты и т.д., все то, что дает детям возможность для самовыражения, в дальнейшем используется для игр, общения и т.д.

Подводя итоги проектной деятельности хочется отметить, что она действительно открывает большие возможности для организации совместной со взрослыми познавательной деятельности.

Отмечается определенная положительная динамика освоения детьми разных образовательных областей. Проектная деятельность положительно повлияла на содержание игровой деятельности, она стала разнообразнее. Ребята умеют выстраивать отношения между сверстниками, у них появилось осознание того, что если есть желание то можно узнать много нового, можешь сделать то, чего раньше не умел.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Метод проектов в образовательной деятельности ДОУ

Автор: Мальцева Галина Ивановна

Дата: 06.01.2017

Номер свидетельства: 375851

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) ""Технология проектной деятельности при обучении дошкольников с нарушениями интеллекта""
    ["seo_title"] => string(100) "tiekhnologhiia-proiektnoi-dieiatiel-nosti-pri-obuchienii-doshkol-nikov-s-narushieniiami-intielliekta"
    ["file_id"] => string(6) "284002"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453909456"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Метод проектов в начальной школе. "
    ["seo_title"] => string(39) "mietod-proiektov-v-nachal-noi-shkolie-1"
    ["file_id"] => string(6) "175760"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424319779"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(255) "СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ  «ОВЛАДЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИЕЙ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ КАК ЧАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГОВ» "
    ["seo_title"] => string(149) "sieminar-praktikum-dlia-vospitatieliei-dou-ovladieniie-proiektnoi-tiekhnologiiei-razvivaiushchiego-obuchieniia-kak-chast-profiessionalizma-piedagogov"
    ["file_id"] => string(6) "183784"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425926913"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Использования метода проектов в работе с детьми дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(75) "ispol-zovaniia-mietoda-proiektov-v-rabotie-s-diet-mi-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "306210"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458065917"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Метод проектов как эффективное средство реализации требований ФГОС учащихся 7-11 классов на уроках геометрии"
    ["seo_title"] => string(112) "mietodproiektovkakeffiektivnoiesriedstvoriealizatsiitriebovaniifgosuchashchikhsia711klassovnaurokakhghieomietrii"
    ["file_id"] => string(6) "268663"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450678316"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства