Методическая разработка "Как научить родителей и детей понимать друг друга"
Методическая разработка "Как научить родителей и детей понимать друг друга"
Ребенок надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников, найти себе настоящих друзей. А понимание со стороны родителей – это неотъемлемая часть психического здоровья детей. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения и воспитания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Как научить родителей и детей понимать друг друга"»
Мастер – класс на тему:
«Как научить родителей и детей понимать друг друга?»
Один известный политик высказал в телепередаче свою точку зрения о значении семьи: «Если в мире происходят катастрофы, войны, неурядицы, человечество это вынесет на своих плечах, но если в семье – ссоры, непонимание, ненависть – это трагедия для всех в семье, которая скажется в жизни каждого, особенно детей».
Как и что нужно сделать, чтобы наши дети были счастливые, доверяли нам, делились своими радостями и горестями, были откровенны? Как детям научиться лучше понимать родителей, а родителям понимать детей, ведь мы же все разные?!
Трудная задача, не так ли? Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников, найти себе настоящих друзей. А понимание со стороны родителей – это неотъемлемая часть психического здоровья детей. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения и воспитания.
Психологический прием «Снежинка»
Во время встреч с родителями и на родительских собраниях я стараюсь обучить родителей приемам, которые помогли бы им найти взаимопонимание с детьми. Давайте посмотрим, каким образом происходит общение с детьми в семье.
«Ребенок статуя»
Мне нужно 2 помощника.– Один из вас представит себя ребенком.
А другой будет родителем.
(На карточках написаны слова для родителей)
Не ходи во двор, не гуляй с друзьями, стой смирно!
- Что мы делаем с ребенком? Ограничиваем движение.
(лентой связываем ноги помощнику)
-Положи, не трогай, не лезь руками!
- Что мы делаем? Связываем руки.
(лентой связываем руки)
Не слушай музыку, не слушай советы друзей!
- Мы лишаем ребенка информации.
(лентой завязываем уши)
-Закрой рот, молчи, не лезь в разговоры!
- Мы лишаем ребенка возможности высказаться.
(завязываем рот)
- Не смотри эти фильмы, не смотри по сторонам!
- Мы лишаем ребенка ориентации.
(завязываем глаза).
В результате ребенок оказывается весь связанный, не может двигаться, говорить, слушать, ничего не видит!
Вопрос к «Ребенку»
- Как Вы чувствуете себя в таком положении?
“Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник…, а просто за то, что он есть. Базисные стремления: “Я - хороший. Я- любим. Я – ЕСТЬ”.
В детстве мы узнаем о себе только из слов и отношений к нам близких людей. У маленького ребенка нет внутреннего зрения, его образ себя строится извне. Окружающие люди, в первую очередь родители, строят его!
Вывод: положительное отношение к себе – основа психологического выживания. Всегда нужно находить позитив!
Помните! Ребенка постоянно критикуют — он учится ненавидеть. Ребёнок живёт во вражде — он учится быть агрессивным. Ребёнок живёт в упрёках — он учится жить с чувством вины. Ребенок растет в терпимости — он учится понимать других. Ребенка хвалят — он учится быть благородным. Ребенок растет в безопасности — он учится верить в людей. Ребенка поддерживают — он учится ценить себя. Ребёнка высмеивают — он учится быть замкнутым. Ребенок живет в понимании и дружелюбии — он учится находить любовь в этом мире.
Ребенку постоянно приходится доказывать себе и взрослым, что он чего-то стоит!
Каким образом можно построить наше общение и детей в семье, чтобы отношения становились доверительными?
Сейчас мы с вами много говорили об общении, все эти приёмы относятся к вербальному общению (беседы, похвала, пожелании и т. д.) Но также огромную роль играет невербальное общение.
Невербальное общение — это использование мимики, жестов, взгляда, телесное прикосновение — это похлопывание по плечу, поглаживание по голове, поцелуи, просто прикосновения. Ведь такое общение развивает в ребёнке все положительные качества: доброжелательность, спокойствие, удовлетворенность, чувство защищенности.
Теперь я прошу вас ответить на вопросы: Каждый родитель выбирает смайлик. 1. С каким выражением лица вы чаще всего общаетесь со своим ребёнком? 2. С каким выражением лица общается ваш ребёнок? 3. Каким, по вашему мнению, должно быть выражение лица вашего ребёнка во время общения с вами? ( Смайлики)
- На столах лежит заготовка солнца, вам необходимо в круг написать своё имя, а на лучах солнца необходимо ответить на вопрос: “Чем я согреваю своего ребенка, как солнышко согревает землю?” например вы пишете на одном лучике “Я всегда пробуждаю своего ребенка добрыми ласковыми словами”, на другом “Я семь-восемь раз в день обнимаю ребенка, понимая, как это важно для него”, на третьем - “Я добрая” и т.п. Пожалуйста, работайте, у вас 3 минуты!
- Вы закончили работать, давайте озвучим.
Мне нужно 2 помощника. Когда Вы будете говорить слова похвалы и поощрения для ребенка, то опустите в вазу цветок, а когда будут звучать слова упрека или угрозы, то опустите другой «Цветок» в вазу. (Цветы подсолнуха и тонкий плинтус с забитыми в него большими гвоздями).
Какой вам букет больше по душе? Так и добрые слова нашим детям больше нравятся и приносят больше пользы.
Чаще улыбайтесь, искренняя улыбка поможет снять недоверие, создаст благоприятную обстановку для общения, улыбающийся человек располагает себя к общению.
И для еще более успешного взаимопонимания, никогда не воспитывайте детей в плохом настроении, оценивайте поступок, а не личность, умейте видеть в детях только хорошее, разрешайте конфликты мирно, ведь «худой мир, лучше доброй ссоры», в минуты сильнейшего раздражения на ребёнка сядьте напротив него и пристально в течение минуты разглядывайте его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нём свои чёрточки. Как вы думаете, чем это закончится?
Рефлексия.
Вы не зря потратили время?
Что дала вам беседа?
Раздать цветные ладошки и маркеры. И пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальчиков. На заготовленное солнышко вокруг прикрепить ладошки.
Мы с вами применили несколько кирпичиков для создания ситуации взаимопонимания родителей и детей, но есть еще один и очень немаловажный метод - «Позитив». Ребенок должен научиться относиться к жизни позитивно и принимать себя таким, каков он есть!!!
И в заключении нашей работы я предлагаю вам посмотреть мультфильм «Позитив»