kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка "Коррекционные технологии как средство повышения уровня развития познавательных процессов детей в дошкольном возрасте

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка на тему: "Коррекционные технологии как средство повышения уровня развития познавательных процессов детей в дошкольном возрасте"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Коррекционные технологии как средство повышения уровня развития познавательных процессов детей в дошкольном возрасте»

Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Педагогический колледж города Тамбова»















Е. В. Курилова



Коррекционные технологии как средство повышения уровня развития познавательных процессов детей в дошкольном возрасте





Методическая разработка

























Тамбов 2017











Коррекционные технологии как средство повышения уровня развития познавательных процессов детей в дошкольном возрасте: Методические рекомендации / Автор-составитель Е. В. Курилова. – Тамбов: ТОГАОУ СПО «Педагогический колледж г. Тамбова», 2017.



Методические рекомендации предназначены для педагогов детских дошкольных учреждений и родителей детей дошкольного возраста.



























СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………………………………….4

Календарно-тематическое планирование………………………………………………………7
Диагностика познавательных процессов детей дошкольного возраста ……………………..8
Восприятие……………………………………………………………………………………….8
«Чего не хватает на этих рисунках?»…………………………………………………………...8

«Узнай, кто это»………………………………………………………………………………….9

«Какие предметы спрятаны в рисунках?»…………………………………………………….10

«Чем залатать коврик?»………………………………………………………………………...10

Внимание………………………………………………………………………………………..12
«Найди и вычеркни»……………………………………………………………………………12

«Запомни и расставь точки»…………………………………………………………………...13
Память…………………………………………………………………………………………...14

«Узнай фигуры»………………………………………………………………………………...15

«Запомни рисунки»……………………………………………………………………………..16

«Запомни цифры»………………………………………………………………………………16

Воображение……………………………………………………………………………………17
«Придумай рассказ»…………………………………………………………………………....17

«Нарисуй что-нибудь»…………………………………………………………………………18

«Придумай игру»……………………………………………………………………………….18

Мышление………………………………………………………………………………………20
«Нелепицы»……………………………………………………………………………………..20
«Что в начале, что потом?»…………………………………………………………………….21
«Объединения, найди пару, что лишнее?» …………………………………………………...21
Упражнения для развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста…...22

Игры для развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста……………25
Рекомендации для педагогов ДОУ и родителей по развитию познавательных процессов у детей…………………………………………….………………………………………….........28
Рекомендации по развитию восприятия детей……………………………………………….28

Рекомендации по развитию внимание детей…………………………………………………29

Рекомендации по развитию памяти детей…………………………………………………….30

Рекомендации по развитию воображения детей……………………………………………...31

Рекомендации по развитию мышления детей………………………………………………...32

Рекомендуемая литература…………………………………………………………………….33
Использованная литература……………………………………………………………………34

Приложения……………………………………………………………………………………..35








Пояснительная записка

Уровень развития познавательных процессов представляют огромное значение для ребенка-дошкольника потому, что степень сформированности и развития этих процессов в значительной степени определяет успешность в дальнейшей учебной деятельности и социализации ребенка в обществе.

Восприятие. Одновременно с развитием ощущений у детей в возрасте от 2 до 6 лет продолжается развитие восприятия. В этот период под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое. Ребенок совершает большое количество ошибок при оценке пространственных свойств предметов. Даже линейный глазомер у детей развит значительно хуже, чем у взрослого. Например, при восприятии длины линии степень ошибки ребенка может быть примерно в пять раз больше, чем у взрослого человека.

Еще большую трудность представляет для детей восприятие времени. Ребенку очень трудно овладеть такими понятиями, как «завтра», «вчера», «раньше», «позже». Определенные затруднения возникают у детей и при восприятии изображений предметов. Так, рассматривая рисунок и рассказывая, что на нем нарисовано, дети дошкольного возраста часто совершают ошибки в узнавании изображенных предметов, называя их неправильно, поскольку пока еще улавливают только случайное или малосущественное сходство с тем, за что они их принимают.

Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-50 мин, то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Возрастает устойчивость внимания детей и при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок. Так, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза; ребенок шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей. Развитие произвольного внимания. Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства. Начиная со старшего дошкольного возраста дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам.

Память. Существенные изменения у детей происходят в развитии произвольной памяти. Первоначально память носит непроизвольный характер – в дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой задачу что-либо запомнить. Развитие произвольной памяти у ребенка в дошкольный период начинается в процессе его воспитания и во время игр. Степень запоминания зависит у ребенка от его интересов. Дети лучше запоминают то, что у них вызывает интерес, и запоминают осмысленно, понимая то, что запоминают. При этом дети преимущественно опираются на наглядно воспринимаемые связи предметов, явлений, а не на абстрактно-логические отношения между понятиями. Кроме этого, у детей существенно удлиняется латентный период, при котором ребенок может узнать предмет, уже известный ему из прошлого опыта. Так, к концу третьего года ребенок может вспомнить то, что воспринималось им несколько месяцев назад, а концу четвертого – то, что было примерно год назад.

Воображение ребенка складывается в игре. На первых порах оно неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий. Ребенок скачет верхом на палочке – в этот момент он всадник, а палка – лошадь. Но он не может вообразить лошадь при отсутствии предмета, пригодного для скакания, и не может мысленно преобразовать палку в лошадь в то время, когда не действует с ней. В игре детей трех-, четырехлетнего возраста существенное значение имеет сходство предмета-заместителя с предметом, который он замещает. У детей более старшего возраста воображение может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые. Постепенно необходимость во внешних опорах исчезает. Происходит интериоризация – переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет, к игровому преобразованию предмета, приданию ему нового смысла и представлению действий с ним в уме, без реального действия. Это и есть зарождение воображения как особого психического процесса. Формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и в сочинении сказок, стишков. В то же время у ребенка развивается произвольное воображение, когда он планирует свою деятельность, оригинальный замысел и ориентирует себя на результат. При этом ребенок научается пользоваться непроизвольно возникающими образами.

Существует мнение, что воображение ребенка богаче, чем воображение взрослого человека. Это мнение основано на том, что дети фантазируют по самым различным поводам. Однако воображение ребенка на самом деле не богаче, а во многих отношениях беднее, чем воображение взрослого. Ребенок может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, так как у детей более ограниченный жизненный опыт и, следовательно, меньше материала для воображения. В период с трех до четырех лет при выраженном стремлении к воссозданию ребенок еще не может удержать воспринятые прежде образы. Воссоздающиеся образы по большей части далеки от первоосновы и быстро покидают ребенка. Однако ребенка легко повести за собой в фантастический мир, где присутствуют сказочные персонажи. В старшем дошкольном возрасте воображение ребенка становится управляемым. Воображение начинает предварять практическую деятельность, объединяясь с мышлением при решении познавательных задач. При всей значимости развития активного воображения в общем психическом развитии ребенка с ним связана и известная опасность. У некоторых детей воображение начинает «подменять» действительность, создает особый мир, в котором ребенок без труда достигает удовлетворения любых желаний. Такие случаи требуют особого внимания, так как приводят к аутизму.

Мышление все шире используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью. Дошкольники прибегают к своего рода экспериментам для выяснения интересующих их вопросов, наблюдают явления, рассуждают о них и делают выводы. Действуя в уме с образами, ребенок представляет себе реальное действие с предметом и его результат и таким путем решает стоящую перед ним задачу. Образное мышление – основной вид мышления дошкольника. В простейших формах оно появляется уже в раннем детстве, обнаруживаясь в решении узкого круга практических задач, связанных с предметной деятельностью ребенка, с применением простейших орудий. К началу дошкольного возраста дети решают в уме только такие задачи, в которых действие, выполняемое рукой или орудием, прямо направлено на достижение практического результата, – перемещение предмета, его использование или изменение. Младшие дошкольники решают подобные задачи при помощи внешних ориентировочных действий, т.е. на уровне наглядно-действенного мышления. В среднем дошкольном возрасте при решении более простых, а потом и более сложных задач с косвенным результатом дети постепенно начинают переходить от внешних проб к пробам, совершаемым в уме. После того как ребенка познакомят с несколькими вариантами задачи, он может решить новый ее вариант, уже не прибегая к внешним действиям с предметами, а получив необходимый результат в уме.

Предпосылки для развития логического мышления, усвоения действий со словами, числами как со знаками, замечающими реальные предметы и ситуации, закладываются в конце раннего детства, когда у ребенка начинает формироваться знаковая функция сознания. В это время он начинает понимать, что предмет можно обозначить, заместить при помощи другого предмета, рисунка, слова. Однако слово может долго не применяться детьми для решения самостоятельных мыслительных задач. И наглядно-действенное, и особенно наглядно-образное мышление тесно связаны с речью. При помощи речи взрослые руководят действиями ребенка, ставят перед ним практические и познавательные задачи, учат способам их решения. Речевые высказывания самого ребенка, даже в тот период, когда они еще только сопровождают практическое действие, не предваряя его, способствуют осознанию ребенком хода и результата этого действия, помогают поискам путей решения задач. 

Данная методическая разработка направлена на повышение уровня всех познавательных процессов, так как дети имеющие низкий уровень внимания, мышления, восприятия и памяти часто страдают нервно-психическими расстройствами, имеют плохую социально-психологическую адаптацию, часто бывают изгоями в группе, классе, а все эти факторы являются важнейшими для формирования личности.

































































Календарно-тематическое планирование

Месяц

Неделя

Тема

Методики, диагностики, игры и упражнения

Сентябрь

1

Диагностика восприятия

«Чего не хватает на этих рисунках?»

«Узнай, кто это?»

«Какие предметы спрятаны в рисунках?»

«Чем залатать коврик?»

2

Диагностика внимания

«Найди и вычеркни»

«Запомни и расставь точки»

3

Диагностика памяти

«Узнай фигуры

«Запомни рисунки»

«Запомни цифры»

4

Диагностика воображения

«Придумай рассказ»

«Нарисуй что-нибудь»

«Придумай игру»

Октябрь

1

Диагностика мышления

«Нелепицы»

«Объединения, найди пару, что лишнее?»

«Что в начале, что потом?»

3

Выявление отстающих детей

Планировка дальнейшей работы

Ноябрь

1

Развития восприятия

«Найди на ощупь»

«Широкая лестница»

«Найди пару»

3

Развития внимания

«Выполни движения»

«Сравни предметы»

Декабрь

1

Развития памяти

«Опиши игрушку!»

«Какой игрушки не хватает?»

«Где спрятана игрушка?»

Январь

3

Развитие воображения

«Клякса»

«Нарисуй настроение»

«На что это похоже?»

4

Развития мышления

«Лишнее слово"

«Смысловые ряды»

Февраль

1

Игры для развития восприятия

«Мешочек»

«Цвета»

«Кто наблюдательнее»

2

Игры для развития внимания

«Что изменилось?»

«Летает – не летает»

«Сломанный телефон»

Март

3

Игры для развития памяти

«Запомни своё место»

«Заводные игрушки»

«Художник»

4

Игры для развития воображения

«Незаконченные рисунки»

«Сказочная путаница»

«Шкатулка со сказками»

Апрель

2

Игры для развития мышления

«Ищем клад»

«Куда уместится кошка?»

«Ключ к неизвестному»

Май

Повторная диагностика познавательных процессов, для выявления результатов работы по коррекционным технологиям

Диагностика познавательных процессов детей дошкольного возраста

Восприятие

«Чего не хватает на этих рисунках?»

Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, представленных на рис. 1. На каждой из карти­нок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребе­нок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.

Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фик­сирует время, затраченное ребенком на выполнение всего зада­ния. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.

Оценка результатов 10 баллов — очень высокий. 8-9 баллов — высокий. 4-7 баллов — средний. 2-3 балла — низкий. 0-1 балл — очень низкий.

10 баллов — ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов.

8-9 баллов — время поиска ребенком всех недостающих пред­метов заняло от 26 до 30 сек.

6-7 баллов — время поиска всех недостающих предметов заня­ло от 31 до 35 сек.

4-5 баллов — время поиска всех недостающих предметов соста­вило от 36 до 40 сек.

2-3 балла — время поиска всех недостающих предметов оказа­лось в пределах от 41 до 45 сек.

0-1 балл — время поиска всех недостающих деталей состави­ло в целом больше чем 45 сек.

рис. 1


«Узнай, кто это»

Прежде чем применять эту методику, ребенку объясняют, что ему будут показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т.е. по части или фрагменту восстановить це­лый рисунок.

Психодиагностическое обследование при помощи данной ме­тодики проводится следующим образом. Ребенку показывают рисунок, на котором листком бумаги прикрыты все фрагменты (рис. 2), за исключением фрагмента «а». Ребенку предлагается по данному фрагменту сказать, какому общему рисунку принадлежит изоб­раженная деталь. На решение данной задачи отводится 10 сек. Если за это время ребенок не сумел правильно ответить на по­ставленный вопрос, то на такое же время — 10 сек — ему пока­зывают следующий, чуть более полный рисунок «б», и так далее до тех пор, пока ребенок, наконец, не догадается, что изображе­но на этом рисунке.

Учитывается время, в целом затраченное ребенком на реше­ние задачи, и количество фрагментов рисунка, которые ему при­шлось просмотреть прежде, чем принять окончательное решение.


Рис.2

Оценка результатов

10 баллов — ребенок по фрагменту изображения «а» за время меньшее чем 10 сек, сумел правильно определить, что на целом рисунке изображена собака.

7-9 баллов — ребенок установил, что на данном рисунке изобра­жена собака, только по фрагменту изображения «б», затратив на это в целом от 11 до 20 сек.

4-6 баллов — ребенок определил, что это собака, только по фраг­менту «в», затратив на решение задачи от 21 до 30 сек.

2-3 балла — ребенок догадался, что это собака, лишь по фраг­менту «г», затратив от 30 до 40 сек.

0-1 балл — ребенок за время, большее чем 50 сек, вообще не смог догадаться, что это за животное, просмотрев все три фрагмента: «а», «б» и «в».

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

7-4 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.


«Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько кон­турных рисунков (рис. 3), в которых как бы «спрятаны» многие извест­ные ему предметы. Далее ребенку представляют рис. 4 и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятан­ных» в трех его частях: 1, 2 и 3.

Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить зада­ние, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием мень­ше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выпол­нение задания.

Примечание. Если проводящий психодиагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех пред­метов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен ос­тановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем ри­сунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, ког­да будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем ри­сунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 1, 2 и 3, составляет 14.

Рис. 3

Оценка результатов

10 баллов — ребенок назвал все 14 предметов, очертания кото­рых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.

8-9 баллов — ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.

6-7 баллов — ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.

4-5 баллов — ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек.

2-3 балла — ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.

0-1 балл — за время, большее чем 60 сек, ребенок не смог ре­шить задачу по поиску и названию всех 14 пред­метов, «спрятанных» в трех частях рисунка.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.


«Чем залатать коврик?»

В данной методике применяются картинки, представлен­ные на рис. 4. Перед его показом ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, ко­торую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того, чтобы решить задачу, из несколь­ких кусочков материи, представленных в нижней части рисун­ка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика.

Рис. 4

Оценка результатов

10 баллов — ребенок справился с заданием меньше чем за 20 сек.

8-9 баллов — ребенок решил правильно все четыре задачи за вре­мя от 21 до 30 сек.

6-7 баллов — ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.

4-5 баллов — ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.

2-3 балла — время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.

0-1 балл — ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.



















Внимание.

«Найди и вычеркни»

Ребенок перед началом исследования получает инст­рукцию следующего содержания: Этот рисунок (рис. 5) рекомендуется использовать при изучении внимания 3- 4 лет, а следующий далее рис. 6 — для диагностики внимания детей 4-5 лет.

Рис. 5. Рис. 6

Инструкция: «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово "начинай", ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово "стоп". В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово "начинай". Пос­ле этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычер­кивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово "конец". На этом выполнение задания за­вершится».

В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение кото­рых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».

Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание ис­кать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать вертикальной ли­нией, а домик — горизонтальной. Экспериментатор сам отмеча­ет на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие ко­манды.

Обработка и оценка результатов

При обработке и оценке результатов определяется количест­во предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: про­дуктивности и устойчивости:

где — показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;

Глава 3. Методы психодиагностики детей дошкольного возраста

N — количество изображений предметов на рис. 6 (7), про­смотренных ребенком за время работы;

t — время работы;

п — количество ошибок, допущенных за время работы. Ошиб­ками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненуж­ные изображения.

Оценка результатов

S 1 Высокий уровень внимания.

0,5 S Средний уровень внимания.

S Низкий уровень внимания.


«Запомни и расставь точки»

Инструкция: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисова­ны точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается вос­произвести увиденные точки в пустой карточке (рис. 7) за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

Оценка результатов 

10 баллов — ребенок правильно за отведенное время воспро­извел на карточке € и более точек.

8-9 баллов — ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек.

6-7 баллов — ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до

4 точек.

4-5 баллов — ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.

0-3 балла — ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

6-7 баллов — средний.

4-5 баллов — низкий.

0-3 балла — очень низкий.

Рис. 7





Память

«Узнай фигуры»

В методике детям предлагаются картинки, изображенные на рис. 8.

Инструкция: «Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и по­хожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похо­жую картинку».

Сначала для пробы ребенку предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под номером 0, затем — по­сле того, как экспериментатор убедился в том, что ребенок все понял правильно, предоставляют возможность решить эту зада­чу на картинках с номерами от 1 до 10.

Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач, но не больше чем 1,5 мин даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всеми задачами.


Рис. 8


Оценка результатов

10 баллов — ребенок справился со всеми задачами меньше чем за 45 сек.

8-9 баллов — ребенок справился со всеми задачами за время от 45 до 50 сек.

6-7 баллов — ребенок справился со всеми предложенными за­дачами в течение периода времени от 50 до 60 сек.

4-5 баллов — ребенок справился со всеми задачами за время от 60 до 70 сек.

2-3 балла — ребенок решил все задачи за время от 70 до 80 сек.

0-1 балл — ребенок решил все задачи, затратив на это более чем 80 сек.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.


«Запомни рисунки»

Инструкция: «На этой картинке представлены девять разных фигур. Поста­райся запомнить их и затем узнать на другой картинке (рис. 9 б), которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее пока­занных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй кар­тинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».

Время экспозиции стимульной картинки (рис. 9 а) состав­ляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зре­ния ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку — рис. 13 Б. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок узнал на картинке 9 б все девять изобра­жений, показанных ему на картинке 9 а, затра­тив на это меньше 45 сек.

8-9 баллов — ребенок узнал на картинке 9 б 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.

6-7 баллов — ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.

4-5 баллов — ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.

    1. балла — ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.

    1. балл — ребенок не узнал на картинке 9 б ни одного изоб­ражения в течение 90 сек. и более.

Оценка результатов

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

    1. балл — очень низкий.

Рис. 9

«Запомни цифры»

Инструкция: «Сейчас я буду называть тебе цифры, а ты повторяй их за мной сразу после того, как я скажу слово "повтори"».

Далее экспериментатор последовательно зачитывает ребен­ку сверху вниз ряд цифр, представленных на рис. 10А, с интер­валом й 1 сек между цифрами. После прослушивания каждого ряда ребенок должен его повторить вслед за экспериментатором. Это продолжается до тех пор, пока ребенок не допустит ошибки.

А

Б

9








3








2

4







7

9







3

8

6






1

5

4






1

5

8

5





6

8

5

2





4

6

2

3

9




3

5

9

6

1




4

8

9

1

7

3



7

9

6

4

8

3



5

1

7

4

2

3

8


9

8

5

2

1

6

3


1

4

2

5

9

7

6

3

4

2

7

0

1

8

9

5

Рис. 10

Если ошибка допущена, то экспериментатор повторяет сосед­ний ряд цифр, находящийся справа (рис. 10 Б) и состоящий из такого же количества цифр, как и тот, в котором была допущена ошибка, и просит ребенка его воспроизвести. Если ребенок дваж­ды ошибается в воспроизведении ряда цифр одной и той же дли­ны, то на этом данная часть психодиагностического эксперимента завершается, отмечается длина предыдущего ряда, хотя бы раз полностью и безошибочно воспроизведенного, и переходят к за­читыванию рядов цифр, следующих в противоположном поряд­ке — убывающем (рис. 11 А, Б).

Рис. 11

В заключение определяется объем кратковременной слухо­вой памяти ребенка, который численно равен полу-сумме макси­мального количества цифр в ряду, правильно воспроизведенных ребенком в первой и во второй попытках.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок правильно воспроизвел в среднем 9 цифр.

8-9 баллов — ребенок точно воспроизвел в среднем 7-8 цифр.

6-7 баллов — ребенок безошибочно смог воспроизвести в сред­нем 5—6 цифр.

4-5 баллов — ребенок в среднем воспроизвел 4 цифры.

2-3 балла — ребенок в среднем воспроизвел 3 цифры.

0-1 балл — ребенок в среднем воспроизвел от 0 до 2 цифр.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.





Воображение

 «Придумай рассказ»

Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем-либо, затратив на это всего 1 мин, и затем пересказать его в течение двух минут. Это может быть не рассказ, а, например, какая-нибудь история или сказка.

Оценка результатов

Воображение ребенка в данной методике оценивается по сле­дующим признакам:

  1. Скорость придумывания рассказа.

  2. Необычность, оригинальность сюжета рассказа.

  3. Разнообразие образов, используемых в рассказе.

  4. Проработанность и детализация образов, представленных в рассказе.

  5. Впечатлительность, эмоциональность образов, имеющих­ся в рассказе.

По каждому из названных признаков рассказ может полу­чить от 0 до 2 баллов в зависимости от того, насколько в нем выражен тот или иной признак из перечисленных выше.

Для вы­водов об этом используются следующие критерии.

По первому признаку рассказ получает 2 балла в том случае, если ребенку удалось придумать данный рассказ в течение не более, чем 30 сек.

1 балл рассказу ставится тогда, когда на при­думывание его ушло от 30 сек до 1 мин.

0 баллов по данному признаку рассказ получает, если за минуту ребенок так и не смог ничего придумать.

Необычность, оригинальность сюжета рассказа (второй при­знак) оценивается так. Если ребенок просто механически пере­сказывает то, что он когда-то видел или слышал, то его рассказ по данному признаку получает 0 баллов. 

Если ребенок привнес в виденное или слышанное им что-либо новое от себя, то рассказ получает1 балл. 

Наконец, если сюжет рассказа полностью при­думан самим ребенком, необычен и оригинален, то он получает 2 балла.

По критерию «разнообразие образов, используемых в расска­зе» (третий признак) рассказ получает 0 баллов, если в нем с на­чала и до конца неизменно говорится об одном и том же, напри­мер только о единственном персонаже (событий, вещи), причем с очень бедными характеристиками этого персонажа.

В 1 балл по разнообразию используемых образов рассказ оценивается в том случае, если в нем встречаются два-три разных персонажа (вещи, события), и все они характеризуются с разных сторон.

Наконец, оценку в 2 балла рассказ может получить лишь тогда, когда в нем имеются четыре и более персонажа (вещи, события), которые, в свою очередь, характеризуются рассказчиком с разных сторон.

Оценка проработанности и детализации образов в рассказе (четвертый признак) производится следующим способом. Если персонажи (события, вещи и т.п.) в рассказе только называются ребенком и никак дополнительно не характеризуются, то по дан­ному признаку рассказ оценивается в 0 баллов. 

Если, кроме на­звания, указываются еще один или два признака, то рассказу ста­вится оценка в1 балл. 

Если же объекты, упомянутые в рассказе, характеризуются тремя и более признаками, то он получает оцен­ку 2балла.

Впечатлительность и эмоциональность образов в рассказе (пятый признак) оценивается так. Если образы рассказа не про-

изводят никакого впечатления на слушателя и не сопровожда­ются никакими эмоциями со стороны самого рассказчика, то рас­сказ оценивается в 0 баллов. 

Если у самого рассказчика эмоции едва выражены, а слушатели также слабо эмоционально реаги­руют на рассказ, то он получает 1 балл. 

Наконец, если и сам рас­сказ, и его передачи рассказчиком достаточно эмоциональны и выразительны и, кроме того, слушатель явно заряжается этими эмоциями, то рассказ получает высшую оценку 2 балла.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.



«Нарисуй что-нибудь»

Ребенку дается лист бумаги, набор фломастеров и предлага­ется придумать и нарисовать что-либо необычное. На выполне­ние задания отводится 4 мин. Далее оценивается качество ри­сунка по приведенным ниже критериям, и на основе такой оцен­ки делается вывод об особенностях воображения ребенка.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок за отведенное время придумал и нарисо­вал нечто оригинальное, необычное, явно свиде­тельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечат­ление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.

8-9 баллов — ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и кра­сочное, хотя изображение не является совершен­но новым. Детали картины проработаны неплохо.

5-7 баллов — ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатле­ние. Детали и образы рисунка проработаны средне.

3-4 балла — ребенок нарисовал нечто очень простое, неориги­нальное, причем на рисунке слабо просматрива­ется фантазия и не очень хорошо проработаны де­тали.

0-2 балла — за отведенное время ребенок так и не сумел ниче­го придумать и нарисовал лишь отдельные штри­хи и линии.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

5-7 баллов — средний.

3-4 балла — низкий.

0-2 балла — очень низкий.


«Придумай игру»

Ребенок получает задание за 5 мин придумать какую-либо игру и подробно рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы экс­периментатора;

  1. Как называется игра?

  2. В чем она состоит?

  3. Сколько человек необходимо для игры?

  4. Какие роли получают участники в игре?

  5. Как будет проходить игра?

  6. Каковы правила игры?

  1. Чем должна будет закончиться игра?

  2. Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдель­ных участников?



Оценка результатов

В ответах ребенка должна оцениваться не речь, а содержание придуманной игры. В этой связи, спрашивая ребенка, необходи­мо помогать ему — постоянно задавать наводящие вопросы, ко­торые, однако, не должны подсказывать ответ.

Критерии оценки содержания придуманной ребенком игры в данной методике следующие:

  1. Оригинальность и новизна.

  2. Продуманность условий.

  3. Наличие в игре различных ролей для разных ее участников.

  4. Наличие в игре определенных правил.

  5. Точность критериев оценки успешности проведения игры.


По каждому из этих критериев придуманная ребенком игра может оцениваться от 0 до 2 баллов.

Оценка в 0 баллов означает полное отсутствие в игре любого из пяти перечисленных выше признаков (по каждому из них в баллах игра оценивается от­дельно).

1 балл — наличие, но слабая выраженность в игре дан­ного признака.

2 балла — присутствие и отчетливая выражен­ность в игре соответствующего признака.

По всем этим критериям и признакам придуманная ребен­ком игра в сумме может получить от 0 до 10 баллов. И на основе общего числа полученных баллов делается вывод об уровне раз­вития фантазии.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

6-7 баллов — средний.

4-5 баллов — низкий.

0-3 балла — очень низкий.

















































Мышление

«Нелепицы»

Инструкция: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно на­рисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».

Рис. 12

Оценка результатов

10 баллов — такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имею­щихся на картинке нелепиц, успел удовлетвори­тельно объяснить, что не так, и, кроме того, ска­зать, как на самом деле должно быть.

8-9 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся неле­пицы, но от одной до трех из них не сумел до кон­ца объяснить или сказать, как на самом деле долж­но быть.

6-7 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся неле­пицы, но три-четыре из них не успел до конца объ­яснить и сказать, как на самом деле должно быть.

4-5 баллов — ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объ­яснить и сказать, как на самом деле должно быть.

2-3 балла — за отведенное время ребенок не успел заметить 1 -4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяс­нения дело не дошло.

0-1 балл — за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.

Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он пол­ностью выполнил первую часть задания, определенную инструк­цией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле долж­но быть.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.


«Что в начале, что потом?»

Инструкция: Внимательно посмотри на картинку и скажи, что бывает в начале, а что в конце.

Оценка результатов

5 баллов — Ребенок назвал правильный порядок во всех рисунка.

4 балла — Ребенок назвал правильный порядок, но ошибся в 1 случаи.

3 балла — Ребенок назвал не правильно 2-3 рисунка.

2 балла  — Ребенок назвал не правильно 4 рисунка

1 балл  — Ребенок назвал не правильно все рисунки

Выводы об уровне развития

5 баллов — очень высокий.

4 балла — высокий.

3 балла — средний.

2 балла — низкий.

1 балл — очень низкий.

«Объединения, найди пару, что лишнее?»

Инструкция: Внимательно посмотри на картинку. Найди пару/ объедини /что лишнее.
Замечание: Картинку дают по очереди и задания.

      


Оценка результатов

5 баллов — Ребенок сделал все правильно

4 балла — Ребенок ошибся 1-2 раза

3 балла — Ребенок ошибся 3-4 раза

2 балла  — Ребенок ошибся 5 раз

1 балл  — Ребенок ничего не сделал правильно

Выводы об уровне развития

5 баллов — очень высокий.

4 балла — высокий.

3 балла — средний.

2 балла — низкий.

1 балл — очень низкий.

Упражнения для развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста


Упражнения для развития восприятия

«Найди на ощупь»

Цель: Развитие восприятия.

Оборудование: Набор мелких игрушек, коробка с игрушками.

Ход: Ребенок кладет в руку с мешочком, затянутым на запястье, на стол. Взрослый по одному предмету ставит на стол. Ребенок, используя зрительный образец, находит в мешочке такой же предмет на ощупь. В случае ошибочного выбора предмета ребенку предлагается рассмотреть предмет и дать его словесное описание. После этого ребенок снова разыскивает на ощупь другой предмет.

«Широкая лестница»

Цель: Развитие восприятия.

Оборудование: 10 брусков разных по толщине.

Ход: Взрослый предлагает детям построить широкую лестницу с одинаковыми ступеньками. После выполнения задания дети играют с куклой. Затем взрослый вместе с детьми разбирает лестницу, обращая внимание на то, что 1-ый брусок самый тонкий, 2-ой толще и т. д., а последний самый толстый. В случае затруднения дети могут использовать мерку

«Найди пару»

Цель: Развитие восприятия.

Оборудование: Два красных, два синих, два желтых кружка (1 на панели и 1 отдельно).

Ход: Взрослый выставляет цветные кружочки на панели в произвольном порядке и говорит ребенку: «Я хочу подобрать одинаковые цвета». Затем берет любую отдельную деревянную табличку и подбирает к ней пару на панели. Таблички кладутся рядом. Также выкладывается вторая пара и т. д. Далее таблички перемешиваются, и ребенок подбирает пары самостоятельно.


Упражнения для развития внимания

«Выполни движения»

Цель: Развитие внимания.

Ход: Постарайся правильно выполнять движения: если услышишь название животного - подпрыгни, если услышишь название птицы - взмахни руками, если услышишь название предмета для школы – сядь за стол и положи руки на стол.

Слова: линейка, корова, рюкзак, сова, книга, медведь, лось, тетрадь, ворона, ласточка, ручка, лиса, голубь, волк, глобус, карандаш, коза, утка, сорока, пенал, свинья, ножницы.

«Сравни предметы»

Цель: Развитие внимания.

Ход: Сравни предметы между собой. Скажи чем они похожи и чем отличаются.

- сапоги и носки

- пианино и скрипка

- чайник и тарелка

- яблоко и мяч

- девочка и кукла

- часы и термометр

- доска и стекло


Упражнения для развития памяти

«Опиши игрушку!»

Цель: Развивать память.

Ход: Предложите ребенку в течение 1-2 минут посмотреть на незнакомую игрушку, а затем описать её. После этого игрушку следует убрать. 

Через  30 минут предложите ребенку по памяти описать игрушку, её свойства.

Эту игру можно проводить неоднократно, предлагая новые игрушки. Можно усложнить задание, предлагая не одну, а две игрушки.

«Какой игрушки не хватает?»

Цель: Развивать память.

Ход: Поставьте перед ребенком на 15-20 секунд 5 игрушек. Затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну игрушку. Спросите ребенка: "Какой игрушки не хватает?"

игру можно усложнить.

- увеличив количество игрушек;

- ничего не убирая, только менять игрушки местами.

Игрушки для проведения игры могут быть следующие: заяц, попугай, медведь, крокодил, собака.
«Где спрятана игрушка?»

Цель: Развивать память.

Ход: В один из спичечных коробков на глазах ребенка следует положить какую-нибудь маленькую игрушку или предмет (шарик, солдатика, ластик, пуговицу, колечко от пирамидки и др.) Затем коробки на некоторое время уберите. Попросите ребенка достать спрятанную игрушку.


Упражнения для развития воображения

«Кляксы»

Цель: Развивать воображения.

Ход: На листах бумаги нарисованы кляксы. Дети должны придумать, на что похожа клякса и дорисовать ее. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов.

«Нарисуй настроение»

Цель: Развивать воображения.

Ход: Ребенка просят нарисовать свое настроение, изобразить его на бумаге любым способом. Лучше всего для этого подходит рисование акварельными красками.

«На что это похоже?»

Цель: Развивать воображения.

Ход: Надо поглядеть на что-то и сказать, что напоминают увиденные образы, на что они похожи. Например, облака на небе, ветви дерева, тени на земле, морозные узоры на стекле, капля воска от свечи и др.


Упражнения для развития мышления

«Лишнее слово"

Цель: Развитие мышления

Ход: Я назову 4 слова, три из которых можно объединить, а одно слово к ним не подходит, оно лишнее.

Например:

1. Книга, телевизор, радио, магнитофон.

2. Россия, Польша, Москва, Япония.

3. Голубь, ворона, птица, сорока.

4. Понедельник, пятница, май, среда.

5. Света, Катя, Мальцев, Олег.

«Смысловые ряды»

Цель: Развитие мышления

Ход: Я назову тебе три слова, а ты догадайся, какое будет четвертое.

1. птица-гнездо, собака -…

2. куртка-ткань, сапоги-…

3. лошадь-жеребенок, корова-…

4. книга-обложка, дом -…

5. собака- щенок, человек-…

6. каша-ложка, мясо-…

7. лодка-вода, поезд-…

8. белка-дупло, человек — …

9. цветок-стебель, дерево-…

10. окно-подоконник, шкаф — …

11. береза-листья, сосна — …

12. солнце-светло, ночь-…

13. шуба-пуговица, ботинок -…











































Игры для развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста

Игры на развитие восприятия.

«Мешочек»

Цель: Развитие восприятия

Оборудование: Полотняный мешочек, разные мелкие предметы (пу­говицы разной величины, наперсток, катушку, кубик, шарик, конфету, ручку, ластик и др.)

Ход игры: Определи на ощупь, что это за вещи. Если в игре уча­ствуют несколько детей, то надо попросить одного ре­бенка описывать каждый предмет, ощупывая его, а второго (если детей не­сколько, то всех осталь­ных) угадать, назвать и зарисовать вещь по пред­лагаемому описанию.

«Цвета»

Цель: Развитие восприятия цвета.

Ход игры: Предлагаем ребенку за 1 минуту назвать 5 пред­метов определенного цвета (синего, красного, желтого, коричневого, черного, зеленого и т. д.). Повторять предметы не разрешается.

В детском саду воспитатель может организовать игру сразу с группой ребят. Тот из ребят, кто за 1 минуту не сможет назвать 5 предметов названного цвета, выходит из игры, а победителю дается право стать ведущим и предложить цвет для поиска пред­метов.

«Кто наблюдательнее»

Цель: Развитие восприятия формы

Ход игры: Просим ребенка за 1 минуту назвать 5 предметов определенной формы (круглые, прямоугольные, квадратные, овальные). Повторять предметы не раз­решается.

Воспитатель детского сада может организовать игру с группой ребят. Каждый ребенок должен по очереди называть предметы названной формы, поэ­тому будет перечислено много предметов той или иной формы, что способствует развитию каждого ребенка.

Тот из ребят, кто за 1 минуту не сможет назвать 5 предметов нужной формы, выходит из игры. Победителю предоставляется право предложить название формы предмета для дальнейшей игры


Игры на развитие внимания.

«Что изменилось?»

Цель: Развитие внимания.

Ход игры: Для начала поставьте на стол 3-4 игрушки, дайте ребенку рассмотреть их 1-2 минуты. Затем попросите его отвернуться и уберите одну из игрушек. Когда малыш повернется спросите его, что изменилось. Игру можно усложнить увеличить количество игрушек до 5-7. можно превратить эту игру в соревнование, задавая друг другу задачки по очереди.

«Летает – не летает»

Цель: Развитие произвольного внимания.

Ход игры: Ведущий стоя в полукруге детей, по очереди бросает мяч каждому ребенку, называя любой предмет. Ребенок определяет, может ли этот предмет летать. Если «может» мяч кидается обратно, если нет,  тем же способом со словом «летает», если не летает, мяч возвращают ударом об пол со словом «не летает».

«Сломанный телефон»

Цель: Развитие внимания.

Ход игры:

1 вариант. Дети садятся в ряд или в круг. Ведущий тихо, на ушко, называет соседу какое-нибудь слово или фразу, тот передает это дальше. Последний из детей называет то, что услышал, после этого слово передает новый ведущий.

2 вариант. Часть детей выходит из кабинета. Ведущий читает небольшой рассказ оставшимся детям. В кабинет входит первый из игроков, находящихся за дверью и кто-то из присутствующих рассказывает ему услышанное. Затем входит второй ребенок, а предыдущий рассказывает ему все, что запомнил из рассказа. Так продолжается вся игра.


Игры на развитие памяти.

«Запомни своё место»

Цель: Развитие памяти.

Оборудование: Магнитофон.

Ход игры: Дети стоят или в разных углах комнаты. Каждый должен запомнить своё место. Звучит весёлая музыка, все «превращаются в птичек и двигаются по комнате. Музыка заканчивается. Все должны вернуться на свои места.

«Заводные игрушки»

Цель: Развитие памяти.

Оборудование: Различные игрушки, магнитофон.

Ход игры: В магазине заводных игрушек стоят игрушки: куклы, зайчики, медведи, лягушки, птички, бабочки. Звучит музыка: «у игрушек включается завод». Дети двигаются по комнате. Музыка замолкает, дети возвращаются на свои места.

«Художник»

Цель: Развивать внимание и память.

Ход игры: Ребёнок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет «рисовать», потом отворачивается, даёт его словесный портрет.


Игры на развитие воображения

«Незаконченные рисунки»

Цель: Развитие воображения.

Оборудование: Карточки с незавершенными контурными изображениями предметов (по количеству детей); Простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей или фломастеров (для каждого ребенка).

Ход игры: Взрослый раздает детям карточки к игре и говорит: «Рассмотрите картинки, догадайтесь, что на них изображено, дорисуйте недостающие линии (детали) и раскрасьте рисунки».

Выигрывает ребенок, который наиболее точно воссоздал изображение.

«Сказочная путаница»

Цель: Развитие воображения.

Ход: Сначала детям предлагают распутать клубок из сказок: «Жили-были дед да баба. Была у них курочка-репка. Дед ел, ел, не съел. Баба ела, ела, не съела. Покатилась репка дальше. Катится, а на встречу ей избушка на курьих ножках. «Избушка, избушка, кто в тереме живет? Выгляни в окошко - дам тебе корытце…» и т.д. После того, как дети справятся с заданием, им предлагают придумать сказку-путаницу собственного сочинения.

Можно задавать любую тему сказки. Содержание придуманной сказки дети при желании могут проиллюстрировать с помощью рисунков. Наиболее интересные сюжеты можно обыграть с помощью кукол или ролей.

«Шкатулка со сказками»

Цель: Развитие воображения.

Оборудование: Шкатулка, в которой находятся круги разного цвета.

Ход игры: Игроки садятся в круг. В центре круга стоит «шкатулка со сказками». Взрослый обращается к детям: «Сейчас мы все вместе будем сочинять сказку. А поможет нам волшебная шкатулка».

Он достает из шкатулки один из кружков, например, зеленый, показывает его детям и просит назвать предметы зеленого цвета. (Ответы детей). Затем взрослый говорит:

«Мне достался зеленый кружок, поэтому в сказке должен появиться предмет или персонаж зеленого цвета. Внимание, начинаю сказку.

Жил-был зеленый кузнечик. Однажды он отправился в путешествие…»

Взрослый произносит два предложения и предлагает сидящему рядом игроку наугад достать кружок и продолжить сказку. Следующий игрок вынимает кружок, например, голубого цвета и придумывает продолжение сказки:

-…Кузнечик весело прыгал по тропинке, пока не добрался до голубой речки. Как же переправится через речку?..

Игроки поочередно достают из шкатулки кружки и в соответствии с их цветом, подбирает персонажей или предметы и продолжает сказку.

Выигрывает ребенок, который, по мнению большинства детей, составил наиболее последовательное и интересное продолжение.

Взрослый следит за тем, чтобы вводимые в сказку персонажи и предметы не повторялись.


Игры на развитие мышления

«Ищем клад»

Цель: Развитие мышления

Оборудование: Карандаши, бумага.

Ход игры: В начале игры вместе с малышом следует нарисовать план комнаты, изобразив на нем все предметы мебели, а также окна, двери и т. д. При этом следует объяснить ребенку, что план – это вид сверху. После этого нужно попросить ребенка выйти на некоторое время из комнаты и спрятать в ней игрушку или лакомство. На плане место нахождения «клада» следует отметить ярким крестиком. Со временем можно усложнить задачу ребенка, нарисовав план квартиры или дачного участка.

Игра на развитие мышления

«Куда уместится кошка?»

Цель: Развитие мышления

Оборудование: Карандаши, бумага.

Ход игры: Попросите малыша изобразить знакомое ему животное (кошку, собаку, козу и т. п.). Предложите придумать места, куда оно могло бы поместиться. Например: «Кошка поместится к нам в квартиру? А вот в эту коробку она поместится? А в сумку? А в карман?» – пусть малыш сам придумывает места, куда можно пристроить кошку.

Игра на развитие мышления

«Ключ к неизвестному»

Цель: Развитие мышления

Оборудование: Мелкие предметы.

Ход игры: Предлагается отгадать, что спрятал в руке учитель. Для этого они могут задавать вопросы, а учитель будет отвечать. Учитель объясняет, что вопросы – как бы ключи от дверей, за которыми открывается что-то неизвестное. Каждый такой ключ открывает определенную дверь. Этих ключей много. На каждом таком занятии (можно его использовать как пятиминутную разминку на уроке) предлагается по два-три «ключа», на которых записаны ключевые слова для вопросов.

Например: «виды», «свойства», «влияние», «изменение» и т. п.

Дети должны задавать вопросы, используя эти ключевые слова: к какому виду относится? Какие у него свойства?



















Рекомендации для педагогов ДОУ и родителей по развитию познавательных процессов у детей



Рекомендации по развитию восприятия детей

  • Учить детей различать предметы на ощупь.

  • Формировать умение выделять признаки в предмете.

  • Учить соотносить предметы по величине.

  • Учить способам распознающего наблюдения.

  • Развивать наблюдательность: учить внимательно и последовательно рассматривать предмет и явление.

  • Помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в целом.

  • Формировать умение составлять из частей целое.

  • Различать основные признаки разных времен года.

  • Учить ориентировать в пространстве с помощью плана-схемы.

  • Закреплять пространственные представления по картине: слева. справа, вверху. внизу, перед, за, между, рядом.

  • Формировать сенсорные эталоны формы.

Игры и упражнения, способствующие развитию восприятия.

  • «Перевертыши». Превратить круг, квадрат, треугольник в любой рисунок.

  • «Как пройти к зайке». Ориентация в пространстве по плану-схеме.

  • «Звезды на небе. Соотносить схематическое изображение созвездий «Орел», «Лебедь», «Рыба» с художественным.

  • «Узнай форму». Узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры.

  • «Найди отличия». Учить находить отличия в похожих предметах.

  • «Построй по росту». Выстроить в ряд предметы соответственно их высоте.

  • «Сложи картинку». Составить из частей целую картинку.

  • «О чем я говорю?». Взрослый описывает какой-либо предмет, а ребенок должен догадаться.

  • Какое время года?». Взрослый называет время года, а ребенок называет его признаки.

  • «Угадай предмет». Взрослый рисует пунктиром или точками очертание предмета, ребенок должен узнать предмет.

  • Способствовать развитию умения анализировать предмет, выделять в нем мелкие детали.



































Рекомендации по развитию внимания детей

  • Развивать слуховое внимание с помощью дидактических игр.

  • Часто менять формы деятельности.

  • Использовать на занятиях элементы игры.

  • Приучать проговаривать инструкцию игры несколько раз.

  • Почаще наблюдать и обсуждать с детьми увиденное и услышанное.

  • Учить сознательно направлять внимание на определенные предметы я явления.

  • Учить управлять вниманием в соответствии с целью.

  • Учить сосредотачивать внимание на известной деятельности, концентрировать на ней свое внимание, не отвлекаясь.

  • Создавать средства-стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка.

  • Использовать игры  с правилами и игры - драматизации.

Игры и упражнения, способствующие развитию внимания.

  • «Да и нет не говорите, черный с белым не носите..». Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет».

  • Игры-головоломки.

  • Загадки

  • «Найди отличия»

  • Найди два одинаковых предмета.

  • «Будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде.

  • «Волшебное слово». Взрослый показывает упражнения, в ребенок выполняет их только в том случае, если взрослый говорит «Пожалуйста!».

  • «Где что было». Ребенок запоминает предметы, лежащие на столе, затем он отворачивается. Взрослый передвигает (убирает или добавляет) предметы; а ребенок указывает что изменилось.

  • «Назови что ты видишь». Ребенок за одну минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.

  • «Карлики и великаны». Ребенок должен выслушивать словесную инструкцию взрослого, не обращая внимания на его действия.











































Рекомендации по развитию памяти детей

  • Развивать умение произвольно вызывать необходимые воспоминания.

  • Учить вспоминать последовательность событий.

  • Учить использовать при запоминании мнемотехнические приемы.

  • Учить использовать образ как средство развития произвольной памяти.

  • Учить повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминании.

  • Способствовать овладению умением использовать для запоминания вспомогательные средства.

Игры и упражнения, способствующие развитию памяти.

  • «Детектив». Развитие произвольного внимания. Ребенок в течение 15 минут рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил.

  • «Пирамида». Развитие кратковременной механической памяти. Взрослый называет ребенку одно слово, ребенок повторяет; потом называет два слова, ребенок повторяет, потом три слова, ребенок повторяет и т.д.

  • «Что ты видел в отпуске?». Взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях.

  • «Следопыт». Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что спрячет ее сейчас в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку, а ребенок должен ее найти.

  • «Одежда». Ребенок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утром.

  • «Что ты ел на обед?». Ребенок вспоминает, что ел на обед.

  • Нарисуй такой же. Взрослый рисует на листе бумаги простой предмет, лист переворачивается, и ребенок должен нарисовать такой же предмет.

  • «Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке.

  • «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ, ребенок должен повторить его.

  • «Башня». Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур. Ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать.

  • «Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек (камушков, веточек, бусинок); ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.





































 Рекомендации по развитию воображения детей

  • Играйте с ребенком, поддерживайте его фантазии.

  • Найдите время посмотреть на облака или на листья, чтобы увидеть, на что или кого они похожи.

  • Сочиняйте вместе истории. Взрослый говорит первое предложение, ребенок – второе, взрослый – третье, ребенок – четвертое и т. д.

  • Берите простые предметы (лист бумаги, карандаш, платок) и придумывайте, как его можно использовать. Лист бумаги может быть крышей, подзорной трубой, самолетиком, кочкой..)

  • Возьмите лист бумаги, скомкайте его, посмотрите на то, что получилось и придумайте, на что это похоже.

  • Возьмите краски и наделайте на листе кляксы, а потом рассматривайте их, пытаясь увидеть образы. Потом можно дорисовать до картинки.

  • Уберите на время все игрушки с конкретной, взрослой логикой (заводные, электронные). Они мешают развитию воображения.

  • Создайте среду, которая поможет ребенку развиваться. Здесь нужны предметы, которые можно использовать по-разному, у которых нет прямой логики (камушки, ленточки, коробочки и т.п.).

  • Помогайте ребенку осознавать и обобщать его жизненный опыт. Рассматривайте семейные фотографии, вспоминайте веселые и интересные моменты вашей жизни; разговаривайте о том, что вы видите.































































Рекомендации по развитию мышления детей

  • Развивать умственные способности через овладение действиями замещения в разных видах деятельности (самый простой вариант: предметы – заместители, когда дети используют один предмет для разных целей. Карандаш как градусник, вилка, заколка и т.п.)

  • Учить составлять группу из отдельных предметов (карандаш, скрепки, ручка – канцелярские принадлежности).

  • Учить выделять предметы по назначению и характерным признакам.

  • Учить классифицировать и обобщать предметы по характерным признакам или назначению.

  • Учить понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов.

  • Учить сравнивать предметы (чем похожи и отличаются яблоко и груша).

  • Учить соотносить схематические изображения с реальными предметами.

  • Развивать быстроту мышления с помощью дидактических игр.

  • Побуждать делать самостоятельные выводы.

  • Учить отвечать на вопросы, делать умозаключения.

  • Создавать сложноорганизованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами.

  • Способствовать познанию свойств различных материалов, их функционального потенциала, созданию образов, моделей различных предметов посредством изобразительной деятельности (лепки, аппликации, рисования и т.д.)

  • Способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими.

  • Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Игры и упражнения, способствующие развитию мышления

  • «Разложи картинки». Учить учитывать последовательность событий.

  • «Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу.

  • «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру».

  • «Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения (веточка, орех, кусочек ватки); ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет.

  • «Антонимы». Ребенок подбирает к слову взрослого противоположное по смыслу (легкий – тяжелый, сильный – слабый).

  • «Уникуб», «Лото», «Домино», мозаики, конструкторы.

  • Загадки.

































Рекомендуемая литература

1. Немов Р.В. «Психодиагностика»

2. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В.Запорожца. - М., 2012 № 14.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 2013.

5. Дубровина И.В., Андреева А.Д. и др. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя. - М., 2011

6. Ефимкина Р.П. Детская психология: Методические указания. - Новосибирск, 2012.

























































































Использованная литература

1. Немов Р.В. «Психодиагностика»

2. Дубровина И.В., Андреева А.Д. и др. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя. - М.,

3. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В.Запорожца. - М., 2012 № 14.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 2013.

5. Абрамова Г. С Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2014.

6. http://www.studfiles.ru/preview/2059725/page:6/

7. http://pandia.ru/text/78/271/7142.php

8. http://dou24.ru/mkdou9/index.php/2011-03-17-05-31-26?id=164

9.http://www.maam.ru/detskijsad/igry-i-uprazhnenija-na-razvitie-psihichesko-poznavatelnyh-procesov.html













































































Приложение 1

Чего не хватает на этих рисунках













Приложение 2

Узнай, кто это























Приложение 3

Какие предметы спрятаны в рисунках?



























Приложение 4

Чем залатать коврик?























Приложение 5

Найди и вычеркни







Приложение 6

Запомни и расставь точки



















Приложение 7

Узнай фигуры









Приложение 8

Запомни рисунки



















Приложение 9

Запомни цифры

А

Б

9








3








2

4







7

9







3

8

6






1

5

4






1

5

8

5





6

8

5

2





4

6

2

3

9




3

5

9

6

1




4

8

9

1

7

3



7

9

6

4

8

3



5

1

7

4

2

3

8


9

8

5

2

1

6

3


1

4

2

5

9

7

6

3

4

2

7

0

1

8

9

5

















Приложение10

Нелепицы























Приложение 11

Что в начале, что потом?





Приложение 11

Объединения, найди пару, что лишнее?






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Курилова Екатерина Витальевна

Дата: 07.04.2017

Номер свидетельства: 407577




Распродажа видеоуроков!
1620 руб.
2320 руб.
1710 руб.
2440 руб.
1850 руб.
2640 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства