Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему: «Взаимодействие с родителями по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста».»
Беляева Елена Юрьевна
музыкальный руководитель МБДОУ №133 «Рябинка» г. Ульяновска
Методическая разработка на тему: «Взаимодействие с родителями по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста».
Практика работы педагогов детского сада требует необходимости придерживаться традиций, связанных с уважительным отношением к семьям, необходимостью прислушиваться к мнениям и желаниям родителей, готовностью учиться у них способам взаимодействия с ребёнком. Чтобы избежать противоречий между педагогическим процессом и традициями семьи воспитателям и сотрудникам детского сада следует пересмотреть своё отношение к работе с родителями и перейти от формальной обязанности к сотрудничеству и взаимодействию с ними.
Многие родители воспитанников получили отличный опыт семейного воспитания, успешно реализуют его в отношении собственных детей, тоже читают специальную литературу, имеют очень хорошее образование и широкий кругозор, владеют иностранными языками. В этом случае следует не руководить и не указывать родителям, как надо, а обсуждать конкретные ситуации, задавать вопросы, выслушивать их мнение.
Родителей не интересует, как осваивают образовательную программу дети всей группы, их интересуют результаты собственного ребёнка. В этом случае следует учитывать мнение родителей о своём ребёнке и вместе оценивать его достижения. Картина успехов будет точнее.
Современные дети меняются настолько интенсивно и разнонаправлено, что опыта педагога может и не хватить. Правильнее искать выход вместе с родителями, так как только они могут определить причинно – следственные связи, принять важные решения, обладают разнообразными ресурсами. В этом случае повлиять на ситуацию можно, взаимодействуя через родителей.
У многих родителей есть собственные представления о том, что актуально для их ребёнка в данный период и каким они хотели бы его видеть в перспективе. В этом случае педагогу следует отойти от целей и задач программы, а учесть пожелания родителей относительно развития их ребёнка. В этом случае деятельность педагога будет не только целенаправленной, но и в какой – то степени уникальной, обеспечит индивидуализацию.
Следует выделить три принципа взаимодействия педагогического коллектива и родителей воспитанников:
1.Считать семью основным получателем услуг. Учитывая, что семья является константой в жизни ребёнка, признавая её главенствующую роль в его развитии, необходимо уделять должное внимание семье как центральному элементу в образовании и обеспечении качества жизни ребёнка.
2.Стимулировать, поддерживать и уважать решения, принимаемые семьёй. Специалистам следует рассматривать семью как главных людей, отвечающих за принятие решений относительно стратегий образования ребёнка, и важнейших участников образовательной практики.
3.Проявлять гибкость и чуткость в воспитании детей. Этот принцип предполагает уважение культурных различий семей, содействие мобилизации неформальных ресурсов родителей для удовлетворения изменяющихся потребностей ребёнка, оказание помощи в доступе к официальным общественным услугам (медицинским, социальным), а также координацию этих услуг.
В целях повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и для решения практических задач в нашем саду уже несколько лет работает семейный клуб. Это неформальное объединение сплачивает родителей и педагогов увлечённостью идеями закаливания и оздоровления, совместного творческого труда и игровой деятельности взрослых и детей, значимости семейных традиций и национальных обычаев, подготовки старших дошкольников к школе. Сложились определённые традиции их проведения, включающие теоретическую часть с решением педагогических ситуаций, совместную деятельность взрослых и детей с продуктивными заданиями, направленными на формирование позитивных детско-родительских отношений. В ходе работы клуба педагог определяет последовательность этапов встречи, предлагает новые задания, способы действия, поощряет общение взрослого и ребёнка во время совместной деятельности, обсуждает возникающие проблемы и помогает их разрешить.
Работа в нашем детском саду направлена на использование навыков позитивного общения:
-мы умеем слушать родителей и даём советы;
-сообщаем родителям о прогрессе, достижениях в развитии их ребёнка;
-мы учитываем желания родителей о развитии их ребёнка;
- стараемся разрешать проблемы во время совместного с семьями принятия решений, касающихся их детей.
В нашем детском саду родителям предоставляется возможность самостоятельно делать выбор и принимать решения относительно их ребёнка:
-предлагаем родителям право выбора, где, когда и как они будут участвовать в образовании своего ребёнка;
- совместно с родителями определяем стратегии обучении и воспитания, предоставляем возможность решать, какие из них больше всего соответствуют потребностям и ресурсам ребёнка.
Мы используем положительные черты, сильные стороны ребёнка и конкретной семьи:
-сообщаем родителям о достижениях и положительной деятельности ребёнка;
-признаём компетентность родителей, уникальность вклада родителей в прогресс развития их ребёнка;
-предлагаем родителям объединить усилия в тех направлениях, которые позволяют развивать сильные стороны личности ребёнка.
Мы признаём уникальность каждой семьи, уважаем разнообразие семей:
-вырабатываем понимание культурных ценностей семей, с которыми работаем;
-принимаем ценности семей, даже если они входят в конфликт с нашими собственными.
Мы создаём отношения дружелюбного партнёрства между детским садом и семьёй:
-даём родителям возможность участвовать в принятии решений, касающихся проведения мероприятий в группе;
-выражаем готовность принимать родителей в детском саду в любое время на протяжении всего дня.
Вывод: педагоги нашего детского сада, семьи и дети работают в атмосфере партнёрства, что соответствует принципам демократического образования, обеспечивает индивидуализированное и ориентированное на ребёнка обучение, целостный подход к его развитию.