
Аннотация
Введение
Методическое сопровождение к конспекту
Конспект занятия «Путешествие в царство эмоций»
Приложения к конспекту.
Методическое сопровождение к конспекту
Конспект музыкального занятия «Город настроений»
Приложения к конспекту.
Методическое сопровождение к конспекту
Конспект занятия «Сказочная страна эмоций»
Приложения к занятию
Приложения:
Примерный тематический план занятий с детьми по эмоциональному развитию;
Игры и упражнения «Я и мои эмоции»
«словарь наших эмоций»
Заключение
Список литературы и информационных ресурсов
«Стоит лишь на минуту представить
себе жизнь людей, лишённых эмоций,
как сейчас же перед нами откроется
глубокая пропасть взаимного
непонимания и полной невозможности
установить чисто человеческие
отношения…
Страшная и мрачная картина».
Анохин П. К., отечественный физиолог

Известно, что в процессе развития происходят изменения и в эмоциональной сфере ребенка: меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими, а способность осознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, представляется мне весьма актуальной, насущной потребностью сегодняшнего времени.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников и младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, "читать" эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека
При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций - достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития. Педагогу необходимо определить и выбрать наиболее эффективные приемы и методы, направленные на эмоциональное развитие дошкольника.
В данной методической разработке занятий используется новый метод: систематизация знаний детей об эмоциях и эмоциональных состояниях с помощью зрительных образов (мнемотаблиц), отражающих различные стороны человеческих эмоций. Этот метод делает процесс обучения не только увлекательным, но познавательным. Создание образа эмоционального состояния становится для ребенка средством контроля за свои поведением. Зная, как «выглядит», например, страх или какой у страха «вкус», ребенку легче и проще с ним справится.
Методическая разработка «Сказочная страна эмоций» включает методическое руководство, методическое сопровождение к проведению занятия, конспекты занятий и приложения (наглядный и демонстрационный материал) к ним, диск с электронным содержанием, список используемой литературы и информационных ресурсов, примерный тематический план проведения занятий по эмоциональному развитию в разных возрастных, перечень развивающих игр и упражнений.
Методическая разработка предназначена для воспитателей, старших воспитателей, педагогов-психологов и других педагогических работников дошкольных образовательных учреждений с целью использования и апробации методических приемов, направленных на эмоциональное развитие ребенка-дошкольника.

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы ДОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий социально-личностного развития дошкольников.
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
Социально-личностное развитие дошкольников многоаспектно, трудозатратно, часто отсрочено во времени. Основная цель педагогов детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений.
Основной целью работы педагогов в детском саду – создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия, свободного и эффективного развития способностей каждого ребенка. В дошкольном возрасте ребенок овладевает не только знаниями, умениями, навыками, но и происходит становление базовых свойств его личности: самооценки и образа Я, эмоционально - потребностной сферы, нравственных ценностей и установок, социально – психологических особенностей в системе отношений между людьми. Сегодня в качестве основных приоритетов выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, принятие и поддержка его индивидуальности, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
Родители и педагоги нередко сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, как частая смена настроения, повышенная раздражительность, плаксивость, утомляемость. Дети грызут ногти, крутят волосы, плохо засыпают, много и бесцельно двигаются. Дети мало общаться с взрослыми и сверстниками, замыкаясь на телевизоре, компьютере; а ведь именно общение обогащает чувственную сферу. В результате дети практически разучились чувствовать эмоциональное состояние и настроение другого человека, реагировать на них. Общение взрослых с ребенком-дошкольником порой сводится к трансляции когнитивных образцов: сна- бодрствования.
Главное направление развития эмоциональной сферы дошкольника – проявление способности управлять эмоциями, т.е. произвольность поведения. Развитие возможности управлять своим поведением составляет один из существенных моментов, образующих психологическую готовность к обучению в школе. Формирование «умных» эмоций и коррекцию недостатков эмоциональной сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, можно сказать – приоритетных задач воспитания.
Была изучена литература по данной теме. Очень многие авторы описывают причины нарушения эмоциональной сферы, механизмы ее исправления; работа воспитателя по развитию у дошкольников эмоциональной сферы; работа воспитателя с родителями. Это такие авторы как – Л.С. Выготский, Т.А. Данилина, М. В.Ермолаева, Е.Г. Юдина, А.Д. Кошелева, Г.В. Кравец, С.В.Шик, Е.Г. Капитанец, С.Н. Сорокоумова и др.
Таким образом, выделены основные моменты эмоционального развития дошкольника:
1. Развитие эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира маленького человека, свидетельствует о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития;
2. Регулирование эмоций – одна из сторон детского психосоциального развития, особенно впервые 7 лет жизни;
3. В формировании эмоциональности в дошкольном возрасте важную роль играют несколько факторов: наследственность и индивидуальный опыт общения с близкими взрослыми, а также факторы обучаемости и развития эмоциональной сферы (навыки выражения эмоций и связанные с эмоциями формы поведения);
4. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со взрослыми и сверстниками;
5. Главное направление развития эмоциональной сферы дошкольника- проявление способности управлять эмоциями, т.е. произвольность поведения;
6
. Темперамент ребенка — важное условие, с которым следует считаться при индивидуальном подходе к воспитанию, обучению и всестороннему развитию его способностей.
В дошкольном образовательном учреждении определены задачи эмоционального развития детей дошкольного возраста
Развивать умение осознанно воспринимать свои эмоции- чувства и переживания, а также понимать эмоциональные состояния других людей
З
накомство с «языком» эмоций - выразительными средствами: позы, мимика, жесты; учиться пользоваться им как для проявления собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других людей.
Учить определять, какие эмоциональные реакции вызывают различные жизненные события. Понимать внутренние отличия своего эмоционального состояния от других людей, умение сравнивать чужие и свои собственные ощущения и переживания
Знать названия различных эмоциональных состояния
Развивать волевую саморегуляцию поведения
Была выстроена система работы по эмоциональному развитию.
Система работы с детьми по эмоциональному развитию
направления | цели | Формы работы |
Информационно-аналитическое -Обследование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста детей (выявления особенностей эмоционального развития и оценки эмоционального состояния ребенка) - диагностика, позволяющая исследовать эмоциональное развитие детей | Изучение особенностей использования детьми мимики, пантомимики при демонстрации заданной эмоции; -Изучение выразительности речи; -Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций; - Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей; -Изучение понимания детьми своего эмоционального состояния. | -диагностика -тестирование (рисуночные тесты) -наблюдения, эксперименты |
Практическое Воспитательно-образовательная деятельность | -Развивать умение осознанно воспринимать свои эмоции- чувства и переживания, а также понимать эмоциональные состояния других людей -Знакомство с «языком» эмоций - выразительными средствами: позы, мимика, жесты; учиться пользоваться им как для проявления собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других людей. -Учить определять, какие эмоциональные реакции вызывают различные жизненные события. Понимать внутренние отличия своего эмоционального состояния от других людей, умение сравнивать чужие и свои собственные ощущения и переживания -Знать названия различных эмоциональных состояния -Развивать волевую саморегуляцию поведения | -занятия (ознакомление с окружающим, развитие речи, музыкальное воспитание, художественное творчество) -беседы (по прочитанным произведениям, разбор ситуаций, по прочитанным произведениям) -просмотр видеофильмов (обсуждение, драматизация, беседа с последующим моделированием) -развивающие игры (на развитие социально-коммуникативных навыков) -психогимнастика -цветопсихология («цветное настроение») -совместная и самостоятельная художественно-творческая деятельность -театрализованная деятельность (этюды, имитационные игры, драматизации, разные виды театра) -развивающие пособия (пиктограммы, маски, настольно-печатные игры, «кубик настроений») -музыкальное воспитание (прослушивание произведений различного характера, музыкально-дидактические игры, музыкальные этюды) -развлечения, досуги
|
Коррекционно-развивающее | -Коррекция нарушений эмоционального развития ребенка; - развитие волевой саморегуляции; | -Ролевые игры -Психологические игры -Коммуникативные игры -Релаксационные методы -песочная терапия -арт-терапия -сказкотерапия -тренинговые упражнения |

МДОУ «Детский сад № 21 «Ручеек» работает над проблемой социально-личностного развития дошкольника. В данном направлении реализуется программа «Я, ты, мы. Социально-эмоционального развития детей от 3 до 6 лет» О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной. Коллективом педагогов создана предметно-развивающая среда, составлены тематические планы (см. Приложение № 1), разработки занятий, подобран диагностический инструментарий, подобраны атрибуты, развивающие пособия и игры (см. Приложение № 2), разработан глоссарий «Азбука эмоций» (См. Приложение № 3)
П
о эмоциональному развитию дошкольников в нашем детском саду применяются следующие методы:
1.Развивающие пособия:
2.Используются развивающие игры на основе:
Театрализации (разные виды театров)
Этюды
Цветовая эмоция
П
сихологические минутки (релаксационные, психогимнастика)
Игры-тренинги (коммуникативные, релаксационные, сказкотерапия)
Использования ИКТ (электронные игры, развивающие слайд-презентации, мульфильмы)
В предложенных конспектах занятий используются вышеизложенные методические приемы. Наиболее интересным является прием - использование мнемокарты составления образа эмоционального состояния. Эмоциональное состояние, согласно этой методике, можно выразить через зрительное ощущение, звук, запах, обоняние, осязание, цвет, через восприятие погоды и отношение к какому-либо объекту, то есть создать образ эмоционального состояния. Работа над созданием таких образов посвещена серия групповых занятий (6-8 человек) занятий, которые проводятся со старшими дошкольниками.
Такая работа с детьми позволяет педагогу лучше узнать каждого ребенка, понять какие ощущения у него преобладают при восприятии окружающего, и помочь в случае необходимости. Создание образа эмоционального состояния становится для ребенка средством контроля за своим поведением. Зная, как «выглядит», например, страх или какой у страха «вкус», ребенку легче и проще с ним справится. Кроме того, создание такого образа расширяет границы воображения, способствует преодолению «психологической инерции».
.

В зависимости от сложившейся ситуации любые качественно разнообразные чувства и эмоции (любовь, ненависть, радость, гнев) могут положительными, отрицательными, ориентировочными. В целом дети относятся к жизненным ситуациям оптимистично. Им присуще бодрое, жизнерадостное настроение. Обычно эмоции и чувства дошкольников сопровождаются выразительными движениями: мимикой, пантомимикой, голосовыми реакциями. Поэтому для развития эмоциональной сферы дошкольника необходима специальная работа в этом направлении. Если начать развивать эмоциональную сферу в детстве, развивать и тренировать способности предвидеть, брать на себя ответственность и руководить своими действиями, то в зрелом возрасте можно достичь большего согласия и совершенства в управлении самим собой.
Развитие возможности управлять своим поведением составляет один из существенных моментов, образующих психологическую готовность к обучению в школе. Формирование «умных» эмоций и коррекцию недостатков эмоциональной сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, можно сказать – приоритетных задач воспитания.
Делая вывод нужно отметить, что развивать, корректировать эмоциональную сферу дошкольников возможно на учебных занятиях в дошкольных учреждениях, но занятия эти специфичны, должны быть интересны и понятны детям. В представленной нами методической разработке занятий были использованы наиболее удачные приемы в развитии эмоциональной сферы ребенка-дошкольника, которые могут применяться в широкой практике воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении.

Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа. – М.: Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2004.
Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. – М.: Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2004.
Клименкова О. Игра как азбука общения. – Дошкольное воспитание, 2002, №4, стр.7.
А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, О. А. Шаграева. Эмоциональное развитие дошкольников. Издательство Академия.2003
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.,1968.
Вимонас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М.,1984.
Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собр. соч., т. 2. – М., 1982.
Гаспарова Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре // Дошкольное воспитание. – 1981. - № 10. – с. 61-64.
Калинина Р.Р. В гостях у Золушки.- Псков; ПОИУУ, 1997
Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 3-4 лет: Игровая и продуктивная деятельность. – М.: ТЦ Сфера, 2005. (Программа развития).
Кошелева А.Д. Проблема эмоционального мироощущения ребенка //Психолог в детском саду. 2000. No 2-3.
Левис Ш., Левис Ш.К. Ребенок и стресс. – СПб: Питер Пресс, 1996.
Методическая служба. Инновационные технологии развития.. Авторы –составители Л.В. Шмонина, О.И. Зайцева. Волгоград. 2010
Савенков А. Теория и практика применения исследовательских методов обучения в дошкольном образовании. – Детский сад от А до Я, 2004, №2, стр.22.
Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1982.
Социальные отношения и эмоциональный мир ребенка. М: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2001
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение, «Владос», 1995.
Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. – М., 1985.
Юрчук Екатерина. Эмоциональное развитие дошкольника. Методические рекомендации. Издательство: Сфера, 2008 г.

http://www.yspu.yar.ru
http://www.solnyshko.ee/
http://www.doshvozrast.ru/
www. menobr.ru
http://festival.1september.ru
http://www.ucheba.com/met_rus/k_doshvosp/kudravtsev3.htm
http://moiseeva-lyuda.narod.ru/p17aa1.html
http://maratakm.narod.ru/intteach.htm
http://it-n.ru/
http://www.uchportal.ru/load/130