kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка "система работы по социально-эмоциональному развитию ребенка дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Известно, что в процессе развития  происходят изменения и в эмоциональной сфере ребенка: меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими, а способность осознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, представляется мне весьма актуальной, насущной потребностью сегодняшнего времени.

В данной методической разработке используется новый метод: систематизация знаний детей об эмоциях и эмоциональных состояниях с помощью зрительных образов (мнемотаблиц), отражающих различные стороны человеческих эмоций.

 Методическая разработка предназначена для воспитателей, старших воспитателей, педагогов-психологов  и других педагогических работников дошкольных образовательных учреждений с целью использования и апробации методических приемов, направленных на эмоциональное развитие ребенка-дошкольника.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка»







  1. Аннотация



  1. Введение



  1. Методическое сопровождение к конспекту

Конспект занятия «Путешествие в царство эмоций»

Приложения к конспекту.



  1. Методическое сопровождение к конспекту

Конспект музыкального занятия «Город настроений»

Приложения к конспекту.



  1. Методическое сопровождение к конспекту

Конспект занятия «Сказочная страна эмоций»

Приложения к занятию



  1. Приложения:

  1. Примерный тематический план занятий с детьми по эмоциональному развитию;

  2. Игры и упражнения «Я и мои эмоции»

  3. «словарь наших эмоций»



  1. Заключение

  2. Список литературы и информационных ресурсов



«Стоит лишь на минуту представить

себе жизнь людей, лишённых эмоций,

как сейчас же перед нами откроется

глубокая пропасть взаимного

непонимания и полной невозможности

установить чисто человеческие

отношения…

Страшная и мрачная картина».

Анохин П. К., отечественный физиолог











Известно, что в процессе развития происходят изменения и в эмоциональной сфере ребенка: меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими, а способность осознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, представляется мне весьма актуальной, насущной потребностью сегодняшнего времени.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников и младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, "читать" эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека

При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций - достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития. Педагогу необходимо определить и выбрать наиболее эффективные приемы и методы, направленные на эмоциональное развитие дошкольника.

В данной методической разработке занятий используется новый метод: систематизация знаний детей об эмоциях и эмоциональных состояниях с помощью зрительных образов (мнемотаблиц), отражающих различные стороны человеческих эмоций. Этот метод делает процесс обучения не только увлекательным, но познавательным. Создание образа эмоционального состояния становится для ребенка средством контроля за свои поведением. Зная, как «выглядит», например, страх или какой у страха «вкус», ребенку легче и проще с ним справится.

Методическая разработка «Сказочная страна эмоций» включает методическое руководство, методическое сопровождение к проведению занятия, конспекты занятий и приложения (наглядный и демонстрационный материал) к ним, диск с электронным содержанием, список используемой литературы и информационных ресурсов, примерный тематический план проведения занятий по эмоциональному развитию в разных возрастных, перечень развивающих игр и упражнений.

Методическая разработка предназначена для воспитателей, старших воспитателей, педагогов-психологов и других педагогических работников дошкольных образовательных учреждений с целью использования и апробации методических приемов, направленных на эмоциональное развитие ребенка-дошкольника.













































В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы ДОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий социально-личностного развития дошкольников.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Социально-личностное развитие дошкольников многоаспектно, трудозатратно, часто отсрочено во времени. Основная цель педагогов детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений.

Основной целью работы педагогов в детском саду – создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия, свободного и эффективного развития способностей каждого ребенка. В дошкольном возрасте ребенок овладевает не только знаниями, умениями, навыками, но и происходит становление базовых свойств его личности: самооценки и образа Я, эмоционально - потребностной сферы, нравственных ценностей и установок, социально – психологических особенностей в системе отношений между людьми. Сегодня в качестве основных приоритетов выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, принятие и поддержка его индивидуальности, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.

Родители и педагоги нередко сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, как частая смена настроения, повышенная раздражительность, плаксивость, утомляемость. Дети грызут ногти, крутят волосы, плохо засыпают, много и бесцельно двигаются. Дети мало общаться с взрослыми и сверстниками, замыкаясь на телевизоре, компьютере; а ведь именно общение обогащает чувственную сферу. В результате дети практически разучились чувствовать эмоциональное состояние и настроение другого человека, реагировать на них. Общение взрослых с ребенком-дошкольником порой сводится к трансляции когнитивных образцов: сна- бодрствования.

Главное направление развития эмоциональной сферы дошкольника – проявление способности управлять эмоциями, т.е. произвольность поведения. Развитие возможности управлять своим поведением составляет один из существенных моментов, образующих психологическую готовность к обучению в школе. Формирование «умных» эмоций и коррекцию недостатков эмоциональной сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, можно сказать – приоритетных задач воспитания.

Была изучена литература по данной теме. Очень многие авторы описывают причины нарушения эмоциональной сферы, механизмы ее исправления; работа воспитателя по развитию у дошкольников эмоциональной сферы; работа воспитателя с родителями. Это такие авторы как – Л.С. Выготский, Т.А. Данилина, М. В.Ермолаева, Е.Г. Юдина, А.Д. Кошелева, Г.В. Кравец, С.В.Шик, Е.Г. Капитанец, С.Н. Сорокоумова и др.

Таким образом, выделены основные моменты эмоционального развития дошкольника:

1. Развитие эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира маленького человека, свидетельствует о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития;

2. Регулирование эмоций – одна из сторон детского психосоциального развития, особенно впервые 7 лет жизни;

3. В формировании эмоциональности в дошкольном возрасте важную роль играют несколько факторов: наследственность и индивидуальный опыт общения с близкими взрослыми, а также факторы обучаемости и развития эмоциональной сферы (навыки выражения эмоций и связанные с эмоциями формы поведения);

4. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со взрослыми и сверстниками;

5. Главное направление развития эмоциональной сферы дошкольника- проявление способности управлять эмоциями, т.е. произвольность поведения;

6. Темперамент ребенка — важное условие, с которым следует считаться при индивиду­альном подходе к воспитанию, обучению и всесторон­нему развитию его способностей.

В дошкольном образовательном учреждении определены задачи эмоционального развития детей дошкольного возраста

  • Развивать умение осознанно воспринимать свои эмоции- чувства и переживания, а также понимать эмоциональные состояния других людей

  • Знакомство с «языком» эмоций - выразительными средствами: позы, мимика, жесты; учиться пользоваться им как для проявления собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других людей.

  • Учить определять, какие эмоциональные реакции вызывают различные жизненные события. Понимать внутренние отличия своего эмоционального состояния от других людей, умение сравнивать чужие и свои собственные ощущения и переживания

  • Знать названия различных эмоциональных состояния

  • Развивать волевую саморегуляцию поведения

Была выстроена система работы по эмоциональному развитию.

Система работы с детьми по эмоциональному развитию

направления

цели

Формы работы

Информационно-аналитическое

-Обследование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста детей (выявления особенностей эмоционального развития и оценки эмоционального состояния ребенка)

- диагностика, позволяющая исследовать эмоциональное развитие детей

Изучение особенностей использования детьми мимики, пантомимики при демонстрации заданной эмоции;

-Изучение выразительности речи;

-Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций;

- Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей;

-Изучение понимания детьми своего эмоционального состояния.

-диагностика

-тестирование (рисуночные тесты)

-наблюдения, эксперименты

Практическое

Воспитательно-образовательная деятельность

-Развивать умение осознанно воспринимать свои эмоции- чувства и переживания, а также понимать эмоциональные состояния других людей

-Знакомство с «языком» эмоций - выразительными средствами: позы, мимика, жесты; учиться пользоваться им как для проявления собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других людей.

-Учить определять, какие эмоциональные реакции вызывают различные жизненные события. Понимать внутренние отличия своего эмоционального состояния от других людей, умение сравнивать чужие и свои собственные ощущения и переживания

-Знать названия различных эмоциональных состояния

-Развивать волевую саморегуляцию поведения

-занятия (ознакомление с окружающим, развитие речи, музыкальное воспитание, художественное творчество)

-беседы (по прочитанным произведениям, разбор ситуаций, по прочитанным произведениям)

-просмотр видеофильмов (обсуждение, драматизация, беседа с последующим моделированием)

-развивающие игры (на развитие социально-коммуникативных навыков)

-психогимнастика

-цветопсихология («цветное настроение»)

-совместная и самостоятельная художественно-творческая деятельность

-театрализованная деятельность (этюды, имитационные игры, драматизации, разные виды театра)

-развивающие пособия (пиктограммы, маски, настольно-печатные игры, «кубик настроений»)

-музыкальное воспитание (прослушивание произведений различного характера, музыкально-дидактические игры, музыкальные этюды)

-развлечения, досуги




Коррекционно-развивающее

-Коррекция нарушений эмоционального развития ребенка;

- развитие волевой саморегуляции;

-Ролевые игры

-Психологические игры

-Коммуникативные игры

-Релаксационные методы

-песочная терапия

-арт-терапия

-сказкотерапия

-тренинговые упражнения





МДОУ «Детский сад № 21 «Ручеек» работает над проблемой социально-личностного развития дошкольника. В данном направлении реализуется программа «Я, ты, мы. Социально-эмоционального развития детей от 3 до 6 лет» О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной. Коллективом педагогов создана предметно-развивающая среда, составлены тематические планы (см. Приложение № 1), разработки занятий, подобран диагностический инструментарий, подобраны атрибуты, развивающие пособия и игры (см. Приложение № 2), разработан глоссарий «Азбука эмоций» (См. Приложение № 3)

По эмоциональному развитию дошкольников в нашем детском саду применяются следующие методы:

1.Развивающие пособия:

  • «Кубик настроений»

  • Пиктограммы настроений

  • «Пирамиды эмоций»

  • Мнемокарты «Азбука настроений»

2.Используются развивающие игры на основе:

  • Театрализации (разные виды театров)

  • Этюды

  • Цветовая эмоция

  • Психологические минутки (релаксационные, психогимнастика)

  • Игры-тренинги (коммуникативные, релаксационные, сказкотерапия)

  • Использования ИКТ (электронные игры, развивающие слайд-презентации, мульфильмы)



В предложенных конспектах занятий используются вышеизложенные методические приемы. Наиболее интересным является прием - использование мнемокарты составления образа эмоционального состояния. Эмоциональное состояние, согласно этой методике, можно выразить через зрительное ощущение, звук, запах, обоняние, осязание, цвет, через восприятие погоды и отношение к какому-либо объекту, то есть создать образ эмоционального состояния. Работа над созданием таких образов посвещена серия групповых занятий (6-8 человек) занятий, которые проводятся со старшими дошкольниками.

Такая работа с детьми позволяет педагогу лучше узнать каждого ребенка, понять какие ощущения у него преобладают при восприятии окружающего, и помочь в случае необходимости. Создание образа эмоционального состояния становится для ребенка средством контроля за своим поведением. Зная, как «выглядит», например, страх или какой у страха «вкус», ребенку легче и проще с ним справится. Кроме того, создание такого образа расширяет границы воображения, способствует преодолению «психологической инерции».



.





















































В зависимости от сложившейся ситуации любые качественно разнообразные чувства и эмоции (любовь, ненависть, радость, гнев) могут положительными, отрицательными, ориентировочными. В целом дети относятся к жизненным ситуациям оптимистично. Им присуще бодрое, жизнерадостное настроение. Обычно эмоции и чувства дошкольников сопровождаются выразительными движениями: мимикой, пантомимикой, голосовыми реакциями. Поэтому для развития эмоциональной сферы дошкольника необходима специальная работа в этом направлении. Если начать развивать эмоциональную сферу в детстве, развивать и тренировать способности предвидеть, брать на себя ответственность и руководить своими действиями, то в зрелом возрасте можно достичь большего согласия и совершенства в управлении самим собой.

Развитие возможности управлять своим поведением составляет один из существенных моментов, образующих психологическую готовность к обучению в школе. Формирование «умных» эмоций и коррекцию недостатков эмоциональной сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, можно сказать – приоритетных задач воспитания.

Делая вывод нужно отметить, что развивать, корректировать эмоциональную сферу дошкольников возможно на учебных занятиях в дошкольных учреждениях, но занятия эти специфичны, должны быть интересны и понятны детям. В представленной нами методической разработке занятий были использованы наиболее удачные приемы в развитии эмоциональной сферы ребенка-дошкольника, которые могут применяться в широкой практике воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении.































  1. Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа. – М.: Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2004.

  2. Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. – М.: Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2004.

  3. Клименкова О. Игра как азбука общения. – Дошкольное воспитание, 2002, №4, стр.7.

  4. А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, О. А. Шаграева. Эмоциональное развитие дошкольников. Издательство Академия.2003

  5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.,1968.

  6. Вимонас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М.,1984.

  7. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

  8. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собр. соч., т. 2. – М., 1982.

  9. Гаспарова Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре // Дошкольное воспитание. – 1981. - № 10. – с. 61-64.

  10. Калинина Р.Р. В гостях у Золушки.- Псков; ПОИУУ, 1997

  11. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 3-4 лет: Игровая и продуктивная деятельность. – М.: ТЦ Сфера, 2005. (Программа развития).

  12. Кошелева А.Д. Проблема эмоционального мироощущения ребенка //Психолог в детском саду. 2000. No 2-3.

  13. Левис Ш., Левис Ш.К. Ребенок и стресс. – СПб: Питер Пресс, 1996.

  14. Методическая служба. Инновационные технологии развития.. Авторы –составители Л.В. Шмонина, О.И. Зайцева. Волгоград. 2010

  15. Савенков А. Теория и практика применения исследовательских методов обучения в дошкольном образовании. – Детский сад от А до Я, 2004, №2, стр.22.

  16. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1982.

  17. Социальные отношения и эмоциональный мир ребенка. М: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2001

  18. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение, «Владос», 1995.

  19. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. – М., 1985.

  20. Юрчук Екатерина. Эмоциональное развитие дошкольника. Методические рекомендации. Издательство: Сфера, 2008 г.


















  1. http://www.yspu.yar.ru

  2. http://www.solnyshko.ee/

  3. http://www.doshvozrast.ru/

  4. www. menobr.ru

  5. http://festival.1september.ru

  6. http://www.ucheba.com/met_rus/k_doshvosp/kudravtsev3.htm

  7. http://moiseeva-lyuda.narod.ru/p17aa1.html

  8. http://maratakm.narod.ru/intteach.htm

  9. http://it-n.ru/

  10. http://www.uchportal.ru/load/130





Просмотр содержимого документа
«Приложение 2»

Приложение № 2

игры и упражнения "Я и мои эмоции"

Задача:

знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

1. “Пиктограммы” - набор карточек, на которых изображены различные эмоции.

2. "Музыка и эмоции" - прослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки, какая она: веселая - грустная, довольная, сердитая, смелая - трусливая, праздничная - будничная, задушевная -отчужденная, добрая - усталая, теплая - холодная, ясная - мрачная. Это упражнение способствует не только развитию понимания передачи эмоционального состояния, но и развитию образного мышления.

3. "Способы повышения настроения". Обсудить с ребенком, как можно повысить себе самому настроение, постараться придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркало, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому, нарисовать себе картинку).

4."Волшебный мешочек". Перед этой игрой с ребенком обсуждается какое у него сейчас настроение, что он чувствует, может быть, он обижен на кого-то. Затем предлагаю ребенку сложить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции, злость, обиду, грусть. Этот мешочек, со всем плохим, что в нем есть, выбрасывается. Можно предложить выбросить его самому ребенку Хорошо, если взрослый тоже сложит в этот мешочек свои отрицательные эмоции. Можно использовать еще один "волшебный мешочек", из которого ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет. Игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций.

5 « Волшебные шары»

1-й вариант: детям предъявляется картинка с изображением воздушных шаров разнообразной формы. Каждый ребенок выбирает тот шарик, который ему больше понравился и, выразительно рассказывает о его настроении, ориентируясь на форму (цвет- если шары разноцветные).

2-й вариант: детям предъявляются картинки с изображением воздушных шаров разнообразной формы. Каждый ребенок выбирает себе шар и схематически изображает на нем эмоцию, которая, на его взгляд, больше подходит к форме этого шара.

6.«Кубик эмоций»

1 вариант: воспитатель бросает кубик, на каждой грани которого схематически изображено лицо, выражающее какое-либо эмоциональное состояние. Дети изображают соответствующую эмоцию. Тот, кто удачнее других выполнит задание, будет бросать кубик следующим.

2-й вариант: Ребенок бросает кубик, предварительно указав, кто будет имитировать эмоциональное состояние, изображенное на его грани. Далее кубик бросает тот, кто выполнял задание.

Задача:

Развитие языка жестов, мимики и пантомимики, понимание того, что кроме речевых, существуют и другие средства общения.

1. "Через стекло"

Детям предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Тему для разговора можно предложить, например; "Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно" или " принеси мне стакан воды, я хочу пить", или ребенок сам придумывает свое сообщение.

2. "Иностранец"

Детям говорю, что к вам в гости приехал иностранец, который не знает русского языка, а вы не знаете того языка, на котором он говорит. Предлагаю ребенку пообщаться с ним, показать ему свою комнату, свои игрушки, пригласить пообедать, естественно все это без слов.

Тренируем эмоции (для детей с 4 лет)
Попросите ребенка: нахмуриться
• как осенняя туча;
• как рассерженный человек;
• как злая волшебница;
улыбнуться
• как кот на солнце;
• как само солнце;
• как Буратино;
• как хитрая лиса;
• как радостный человек;
• как будто он увидел чудо;
позлиться
• как ребенок, у которого отняли мороженное;
• как два барана на мосту;
• как человек, которого ударили;
испугаться
• как ребенок, потерявшийся в лесу;
• как заяц, увидевший волка;
• как котенок, на которого лает собака;
устать
• как папа после работы;
• как человек, поднявший большой груз;
• как муравей, притащивший большую муху;
отдохнуть
• как турист, снявший тяжелый рюкзак;
• как ребенок, который много потрудился, но помог маме;
• как уставший воин после победы.

3. "Изобрази сказку"

Играют 2 команды. Одна команда задумывает какую-либо известную сказку и пытается изобразить ее без слов. А другая команда должна догадаться, какая это сказка и кто кого изображает. В этой игре важно предварительно договорится о совместном показе сказки, а потом уже координировать свои действия друг с другом без слов.

4. "Зоопарк"

Дети превращаются в животных, в тех в кого захотят сами. Сначала все сидят за стульями ("в клетках") каждый ребенок изображает свое животное, другие угадывают, кого он изображает. После того, как всех узнали, "клетки" открываются и "звери" выходят на свободу; прыгают, бегают, кричат, рычат. Развитие эмоционально опыта детей связано с Формированием у них понимания различных Форм поведения людей в разных ситуациях. Для этого я представляла детям анализ реакций человека в стрессовой ситуации, таких реакций может быть три: агрессивная, неуверенная и уверенная. Помогала детям уяснить смысл каждой реакции в стрессовой ситуации с поведением волка, зайца и медведя - сказочных героев. Сначала детям предлагала типичный пример; "Вы играли на улице в мяч, попали мячом в песочницу, где играли другие дети, и все им поломали". Как вы поступите? А как надо поступить? Как поступят те дети, которые играли в песочнице? Или по сказке "Заюшкина избушка". А как бы вы поступили на месте лисы? Как обернулось бы действие сказки, если бы лиса поступила иначе?

5.Танец пяти движений (по Габриэле Рот, для детей с 5 лет)
Для выполнения упражнения необходима запись с музыкой разных темпов, продолжительность каждого темпа - одна минута.
1. "Течение воды". Плавная музыка, текучие, округлые, мягкие, переходящие одно в другое движения.
2. "Переход через чащу". Импульсивная музыка, резкие, сильные, четкие, рубящие движения, бой барабанов.
3. "Сломанная кукла". Неструктурированная музыка, хаотичный набор звуков, вытряхивающие, незаконченные движения (как "сломанная кукла").
4. "Полет бабочек". Лирическая, плавная музыка, тонкие, изящные, нежные движения.
5. "Покой". Спокойная, тихая музыка или набор звуков, имитирующих шум воды, морской прибой, звуки леса- стояние без движений, слушать свое тело.
Замечание, после окончания упражнения поговорите с детьми о том, какие движения им больше всего понравились, что легко получалось, а что с трудом.

6.«хоровод»

Дети встают в круг и по команде воспитателя показывают, двигаясь друг за другом, печального зайчика, злого волка, сердитого медведя, задумчивую сову, хитрую лису, счастливую ласточку.





7.«маски»

На одного ребенка, который стоит перед остальными детьми, надевают маску животного, но он не знает какого. Чтобы догадаться, чья это маска, ребенок предлагает кому-либо из детей изобразить эту эмоции. Или животное. Если будет угадано, водящим становится тот ребенок, который его изображал.

Задача:

Развитие эмоционально-волевой сферы, саморегуляции поведения

1."Брыкание" - упражнение способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения. Ребенок ложиться на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит "нет", увеличивая интенсивность удара.

2. Совместные настольные игры. В ходе их дети овладевают навыками совместного бесконфликтного общения. Здесь с успехом используются различные настольные игры , которые предусматривают игру как поодиночке, так и совместно. Например: игра "Конструктор"- предложить детям вдвоем или втроем собрать какую-нибудь фигуру. По ходу игры взрослый помогает решить детям возникшие конфликты и избежать их.

3."Ругаемся овощами". Предложить детям поругаться, но не плохими словами с овощами. "Ты - огурец", "А ты - редиска".

4. «Дотронься до” Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: “Дотронься

до синего!" Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются, кто не успел - ведущий.

5. Кукла "Бобо"

Вы, наверное, замечали, что агрессия у ребенка постепенно накапливается, и когда ему удается выплеснуть ее, он становится спокойным и уравновешенным. Значит, если дать ребенку возможность выместить агрессию на какой-либо объект, часть проблем, связанных с его поведением, будет решена. Для этой цели используется специальная кукла "Бобо". Такую куклу ребенок может спокойно бить и пинать, вымещая на ней накопившиеся за день негативные чувства. Безболезненно выразив свою агрессию, ребенок становиться более спокоен в повседневной жизни.

«Мама и детеныш»

Дети разбиваются на пары. Один в паре выполняет роль матери - детныша. Затем меняются ролями. Воспитатель говорит, что мамы могут ласкать, отчитывать, наказывать, жалеть, а детеныш реагировать на эти действия. Животных называют воспитатель. Это может быть семья кошек, обезьян, лошадей, ворон, собак и т.п



Просмотр содержимого документа
«Приложение № 3 Словарь эмоций»

Словарь терминов:

Эмоции – реакции человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску: обычно носят ситуативный характер и выражают оценку личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением ее потребностей в данный момент.





Чувство - высшая, культурно обусловленная, устойчивая во времени эмоция человека, связанная с некоторым социальным объектом и имеющая для него личностное значение.



Настроение – устойчивое переживание каких-либо эмоций в течение сравнительно продолжительного отрезка врем





Приложение № 3



































Спокойствие (нормальное, спокойное, тихое, невозмутимое, безмятежное, обыкновенное, хорошее, всегдашнее)

Веселье чувство, беззаботное радостное настроение, выражающее в склонности к забавам, смеху.



Радость- веселее чувство, ощущение большого душевного удовлетворения.



Градации основных эмоций

Удовольствие

Радость

Ликование

Радость

Веселье

Счастье

Смешное

Задористое

Хохочущее

Смешливое

Восторженное

Прекрасное

блаженство

Красивое

Довольное

Восхитительное

Наслаждающее

Ликующее

Улыбчивое

Отрадное

Отличное

обворожительное

Клубничное

Банановое

Яблочное

Ананасовое

Свекольное

Шоколадное

Тортиковое

Праздничное

Подарочное

сюрпризное



Признаки эмоционального состояния

эмоция

голова

лицо

руки

корпус

ноги

брови

глаза

рот

радость

Отклонение назад

Приподнимание бровей, сглаживание поперечных складок на лбу

Сужение глазных щелей, радиальные складки у наружного угла

Углы приподняты

Подвижны: хватание за бока, хлопки в ладоши, вскидывание рук над головой и т.п.

Отклонение назад

Ступни развернуты. подпрыгивание

Горе- скорбь, глубока печаль Грусть – чувство уныния, легкая печаль



Градации основных эмоций

Печаль

Грусть

Горе

Грустное

Печальное

Огорченное

Тоскливое

Подавленное

скучное

Кислое

Лимонное

Яблочное

Сожаление

Обидчивое

Унылое

Противное

Кефирное

плаксивое

Слезливое

Страдание

Скорбное

Горестное

отчаяние



Признаки эмоционального состояния

эмоция

голова

лицо

руки

корпус

ноги

брови

глаза

рот

Печаль и горе

Опущена: при сидении опирается на руки

Сближение бровей и продольно-поперечная складка на лбу

Веки опущены. Нижнее веко может быть поднято, взгляд пассивен

Уголки опущены: центр нижней губы приподнят

Малоподвижны, при сидении могут быть опорой головы

Расслаблен, ищет опоры, линия спины сломана

Расслаблены; ступни свернуты









Злость – чувство гневного раздражения, недоброжелательства против кого-нибудь







Градации основных эмоций

Раздражение

злость

Ярость

Злой

Неприятный

Отвратительный

Плохой

Сердитый

недовольны

Редиска

Пчела

Оса

Лук

Чеснок

Тыква

Колючка

кактус

Гнев

Бешенство

страх

возмущение



Признаки эмоционального состояния

эмоция

голова

лицо

руки

корпус

ноги

брови

глаза

рот

гнев

прямая

Сближение или опускание бровей и продольно-поперечная складка на лбу

Расширение глазных щелей, быстрые движения глазных яблок

Плотно сомкнут с подворачиванием губ внутрь

Размахивают, кисти сжаты в кулаки. Грозящие движения. Дрожание

Наклонен вперед

Топанье ногами





Страх- очень сильный испуг, сильная боязнь




Градации основных эмоций

испуг

страх

ужас

Трусливое

Трепетное

Беспокойное

Боязливое

тревожное

Душа в пятки

опасение

Мурашки по коже

Жуткое

ступор





Признаки эмоционального состояния

эмоция

голова

лицо

руки

корпус

ноги

брови

глаза

рот

Испуг

страх

Неподвижна

Втянута в плечи.

Опущена, иногда отвернута или откинута

Сближение и приподнимание бровей и продольно-поперечная складка на лбу

Расширение глазных щелей, напряжение нижнего века

Закрыт или прикрыт. Поперечно растянут при активных формах страха

Прижаты к груди или закрывают лицо. Кисти сжаты в кулак. дрожание

Расслаблен. «вдавлен» в бедра. Неподвижен. сутулость

Согнуты в коленях. Спотыкание при ходьбе





Удивление- впечатление от чего-нибудь неожиданного, странного, непонятного.









Градации основных эмоций

Изумление

Удивление

потрясение

недоумение

сражение

Поражение

ошеломленный





Признаки эмоционального состояния

эмоция

голова

лицо

руки

корпус

ноги

брови

глаза

рот

удивление

неподвижна

Приподнимание бровей, поперечные складки на лбу

Расширение глазных щелей, взор на объект

приоткрыт

Приподняты до плеч, раскрыты ладонями вверх: рука вскинута вверх и вперед, указательный жест пальцем. Неподвижны, иногда пассивно свисают

Неподвижен или устремлен вперед




Просмотр содержимого документа
«Приложение №1 Примерный тематический план»

Приложение № 1

Знакомство с эмоциями в разных возрастных группах детского сада



3-4 года

4-5 лет

5-7 лет

Грусть и радость

Грусть, радость, спокойствие

Мимические признаки эмоции

Изменение настроения

Печаль, горе

Твои поступки и чувства других

страшно

Злость

Спорящие люди


Страх

горе


Никто меня не любит




Примерный тематический план по эмоциональному развитию

Младший дошкольный возраст

1

Как мы выражаем свои чувства

Учить детей понимать эмоциональные состояния других людей по выражению лица, позам, жестам

2

Грусть, радость, спокойствие

Помочь детям понять причины возникновения основных эмоциональных состояний, учить определять эти состояния по внешним проявлениям

3

Изменение настроения

Помочь детям понять причины и внешние признаки изменения настроения

4

Страх

Помочь детям понять причины возникновения страхов, способствовать профилактике страхов у детей



Средний дошкольный возраст

1

Погода и настроение

Помочь детям осознать, какие чувства и настроения вызывает у них та или иная погода

2

На природе

Учить детей осознавать, как влияет природа на их чувства и настроения

1

2

3

3

Мимика

Продолжать знакомить детей с внешними выражениями разных эмоциональных состояний

4

Добрый, злой

Помочь детям понять, что такое доброта и злость

5

Грусть

Помочь детям понять, что такое грусть и что значит плохое настроение

6

Гнев

Учить детей распознавать по внешним признакам состояние гнева

7

Страх

Помочь детям справляться со своими страхами

8

Удивление

Учить детей узнавать по внешним признакам эмоциональное состояние удивления

9

Спокойствие

Учить детей узнавать по внешним признакам эмоциональное состояние спокойствия

10

Радость

Учить детей узнавать по внешним признакам эмоциональное состояние радости

11

Маски эмоций

Помочь детям устанавливать связь между разными эмоциями и причинами, которые их вызывают



Старший дошкольный возраст

1

Ты и другие в зеркале

Развивать представления о себе и своем отличии от других

2

Плач, смех,

испуг

Учить детей распознавать по внешним признакам различные настроения и эмоциональные состояния и анализировать их причины

3

Мимические признаки

эмоций

Продолжать детей распознавать различные эмоции по выражению лица


4

Праздник

Познакомить детей с эмоциями, соответствующими праздничной атмосфере; развивать у них понимание того, что хорошее настроение во многом зависит от отношения к тебе окружающих

5

Чувства и предпочтения

Развивать у детей понимание того, что чувства и настроения связаны с предпочтениями человека

6

Сказочные герои и ты

Учить детей распознавать эмоциональные переживания героев сказок и соотносить эти переживания со своим жизненным опытом

7

Несовпадение настроений

Учить детей понимать настроения другого, принимать его позицию

8

Что тебя огорчает или чему ты радуешься?

Учить детей определять, какие эмоциональные реакции вызывают разные жизненные события

9

Как называются эмоции

Знакомить детей с названиями различных эмоциональных состояний








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Федорова Татьяна Аркадьевна

Дата: 22.12.2016

Номер свидетельства: 372391


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства