Методическая разработка «Увлекательный мир оригами»
Методическая разработка «Увлекательный мир оригами»
«Увлекательный мир оригами» - включает в себя чикл занятий, на которых дети могут погрузиться в мир творчества. Дети познакомятся с искусством - оригами. Занятия оригами откроют для детей увлекательный, разнообразный, творческий мир возможностей работы с бумагой, создают условия для развития мелкой моторики, воображения, выражения творческих замыслов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Увлекательный мир оригами»»
Методическая разработка «Увлекательный мир оригами»
Пояснительная записка
«Увлекательный мир оригами» - включает в себя чикл занятий, на которых дети могут погрузиться в мир творчества. Дети познакомятся с искусством - оригами. Занятия оригами откроют для детей увлекательный, разнообразный, творческий мир возможностей работы с бумагой, создают условия для развития мелкой моторики, воображения, выражения творческих замыслов. Актуальность разработки: Возможность проявить себя, раскрыть творческие способности в процессе складывания фигурок в технике оригами за короткий срок. Данная разработка не требует больших материальных затрат. Образовательный курс построен на продуктивно – ориентированных технологиях обучения, и предполагает закрепление полученных знаний, умений и навыков на практических занятиях. Цель: систематизация дидактических материалов по теме «Оригами» и проведение занятий. Задачи: - обобщить педагогический опыт; - проведение занятий, в процессе которых дети познакомятся с историей и искусством оригами; - создать методическое и дидактическое обеспечение образовательного процесса «Увлекательный мир оригами». В данной разработке представлены: 1. Учебно –тематический план образовательного курса «Увлекательный мир оригами»;
2. План первого занятия; 3. Презентация к первому занятию;
Программа обучающего курса «Увлекательный мир оригами»
Программа курса «Увлекательный мир оригами» направлена на развитие художественно – творческих способностей детей через обучение технике оригами. Оригами — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Оригами – это такой вид деятельности, в котором задействованы обе руки. Именно поэтому складывание из бумаги – это полезное занятие, способствующее активности как левого, так и правого полушария головного мозга, поскольку в работу включены две руки сразу. Занятия развивают внимание, память, воображение, сообразительность. Все эти психические особенности неразрывно связаны и зависят от активности правого и левого полушария головного мозга. Функция правого полушария головного мозга связано с воображением, музыкальными и художественными способностями, а левое полушарие связано с логическим мышлением, речью, счётом, научными способностями. Пластичность детского мозга и минимальное доминирование одного полушария над другим является очень благоприятной почвой для развития обеих половин мозга. Медики утверждают, что занятия оригами глубоко влияют на психическое состояние ребёнка и приводят его в равновесие. У детей, занимающихся этим искусством, снижается тревожность, что позволяет им адаптироваться к различным сложным ситуациям.
Занятия проводятся с применением инструкционных карт. Содержание программы «Увлекательный мир оригами» включает в себя несколько основных этапов: знакомство с техникой безопасностей работой с ножницами, с пластичными свойствами и видами бумаги для оригами, с разными способами и приёмам бумажного складывания, базовыми формами и условными знаками. Программа разработана на 36 часов. Форма занятий – групповая. Состав групп: до 15 человек. Возраст детей: 6-7 лет. Цель программы: обучение основам оригами, создание условий для развития творческих способностей детей посредством изучения техники оригами. Задачи: 1. познакомить со способами и приёмами оригами; 2. развивать мелкую моторику рук;3. создать условия для творчества, воображения, выражения творческих замыслов; 4. учиться работать в коллективе.
Учебно - тематический план
Вид деятельности.
Тема занятия.
Количество занятий
теория
практика
1
Презентация «Оригами»
Базовые формы
С.В.Соколова «Оригами для старших школьников» с. 8
1
2
Оригами «Лодка»
«Мастерим из бумаги . Оригами» с. 43
1
3
Оригами «Пароход»
«Мастерим из бумаги . Оригами» с. 46
1
4
Оригами «Самолёт»
«Мастерим из бумаги . Оригами» с. 53
1
5
Оригами «Осенние листочки»
«Трилистник»
1
6
Оригами «Осенние листочки»
«Трилистник»
1
7
Оригами «Заяц»
С.В.Соколова «Оригами для старших школьников» с.14
1
8
Оригами «Ёжик»
С.В.Соколова «Оригами для старших школьников» с. 22
1
9
Коллаж «Заяц и ёжик на полянке»
1
10
Оригами «Лягушка»
С.В.Соколова «Оригами для старших школьников» с.41
1
11
Оригами «Базова форма птица»
С.В.Соколова «Оригами для старших школьников» с.9
1
12
Оригами «Цапля»
С.В.Соколова «Оригами для старших школьников» с.39
1
13
Коллаж «Цапля и лягушка»
1
14
Оригами «Утка»
С.В.Соколова «Оригами для старших школьников» с.25
1
15
Оригами «Утёнок»
«Мастерим из бумаги . Оригами» с. 21
1
16
Коллаж «Утка с утёнком»
1
17
Оригами «Снежинка»
С.В.Соколова «Оригами для дошкольников» с. 54
1
18
Оригами «Корона»
«Мастерим из бумаги . Оригами» с. 73
1
19
Оригами «Пингвин»
«Мастерим из бумаги . Оригами» с. 22
1
20
Оригами «Пингвин»
«Мастерим из бумаги . Оригами» с. 22
1
21
Коллаж «Пингвины на льдине»
1
22
Оригами «Ворона»
С.В.Соколова «Оригами для дошкольников» с. 32
1
23
Оригами «Филин»
С.В.Соколова «Оригами для старших школьников» с.36
1
24
Оригами «Солдатская шапка»
«Мастерим из бумаги . Оригами» с. 65
1
25
Оригами «Бабочка»
1
26
Оригами «Цветок»
1
27
Оригами «Павлин»
«Мастерим из бумаги . Оригами» с. 16
1
28
Оригами «Лисёнок»
С.В.Соколова «Оригами для старших школьников» с.16
1
29
Оригами «Волк»
С.В.Соколова «Оригами для старших школьников» с.18
1
30
Оригами «Медведь»
С.В.Соколова «Оригами для старших школьников» с.19
1
31
Коллаж «Волк и лисёнок и медведь»
1
32
Оригами «Лебедь белый»
С.В.Соколова «Оригами для старших школьников» с.26
1
33
Оригами «Лебедь черный»
С.В.Соколова «Оригами для старших школьников» с.26
1
34
Коллаж «Лебеди»
1
35
Оригами «Солдатское письмо»
«Мастерим из бумаги . Оригами» с. 64
1
36
Оригами «Насекомые»
С.В.Соколова «Оригами для старших школьников» с.44
1
Общее количество занятий
36
Прогнозируемый результат К концу прохождения курса «Увлекательный мир оригами» дети должны: - познакомиться с правилами техники безопасности, основными материалами для оригами; - научиться использовать разные способы и приёмы оригами; - научиться пользоваться инструкционными картами;
Оценка результатов освоения программы Высокий уровень - самостоятельно выполняет работу по инструкционной карте; - рационально использует материалы; - аккуратно выполняет работу; -экономно расходует материал. Средний уровень - выполняет работу с помощью педагога; - работает по технологической карте с помощью педагога; -рационально использует материалы. Низкий уровень - не может самостоятельно работать с материалами; - не понимает, как нужно работать по технологической карте; - не понимает объяснения педагога; - нерационально работает с материалами; - не аккуратно выполняет рисунки.
План 1 занятия Тема «Увлекательный мир оригами»
Цель занятия: знакомство основными понятиями, историей возникновения техники оригами, базовыми формами оригами. Задачи: 1. Развивать мелкую моторику руки; 2. Формировать интерес к технике оригами; 3. Закрепления техники безопасности.
Методы, приёмы: объяснение, показ, демонстрация. Оборудование: проектор, учебная доска, ноутбук. Материалы и инструменты: бумага для оригами, клей карандаш, ножницы.
Ход занятия
1.Организационная часть (подготовка рабочего места и закрепления техники безопасности) Правила техники безопасности с ножницами • Соблюдай порядок на рабочем месте. • Перед работой проверь исправность инструментов. • Не работай с ножницами с ослабленным креплением. • Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами. • Работай ножницами только на рабочем месте. • Следи за движением лезвий во время работы. • Ножницы клади кольцами к себе. • При работе не держи ножницы кольцами вверх. • Подавай ножницы кольцами вперёд. • Не оставляй ножницы открытыми. • Храни ножницы в чехле лезвиями вниз. • Не играй ножницами. Не подноси их к лицу. • Используй ножницы по назначению.
2. Целеполагание ( Вводное занятие «Знакомство с оригами»). 3. Изучение нового материала (История оригами, базовые формы оригами, условные обозначения) История возникновения оригами. (Показ презентации) Оригами – это искусство бумажной пластики, родившееся в Японии. Несмотря, что бумага появилась в Китае, именно в Японии догадались складывать из неё удивительные фигурки. По- японски слова «бумага» и «бог» очень похожи. Слово «оригами» состоит из ори – «бумага» и ками – « складывание». В переводе с японского «оригами» означает «сложенная бумага». Сначала бумага являлась ценным материалом и использовалась в проведении различных религиозных церемоний. Слова «бумага» и «бог» на японском языке очень созвучные слова. Из бумаги делали украшения в храмы с изображением богов, бумажные коробочки для подарков. Когда бумага стала более дешевым материалом, тогда её стали использовать в повседневных нуждах: для свадебных церемоний, праздничных шествий, украшений для дома. Самой известной фигуркой в оригами является форма журавля – изображение свободы, символ избавлением от атомной угрозы и лучевой болезни. 4.Практическая часть Складывание основных форм оригами. Самостоятельная работа по инструкционным картам. 5.Итоговая часть. Рефлексия. Что вы узнали нового об оригами? Какой материал использовали в работе? Где зародилось искусство оригами? Какие базовые формы вы умели делать? Понравилось ли вам занятие?
Список литературы:
Аверьянова А.П. «Изобразительная деятельность в детском саду» – М.: Мозаика Синтез, 2001, 96с.
Список литературы 1. 100 оригами: Г. И. Долженко — Санкт-Петербург, Академия Развития, Харве, 2006 г.- 224 с. 2. 366 моделей оригами: Т. Б. Сержантова — Москва, Айрис-Пресс, 2014 г.- 192 с. 3. Бумажные игрушки. Оригами для малышей: С. В. Соколова — Москва, Литера, 2013 г.- 72 с. 4. Волшебный мир оригами: А. Гарматин — Москва, Владис, 2011 г.- 304 с. 5. Детское оригами: — Санкт-Петербург, Попурри, 2012 г.- 16 с. 6. Оригами. Более 120 моделей: — Санкт-Петербург, Харвест, 2010 г.- 224 с. 7. Оригами. Иллюстрированный самоучитель в подробных поэтапных иллюстрациях и инструкциях: Дэвид Митчелл — Москва, АСТ, Астрель, Полиграфиз, 2011 г.- 160 с. 8. Оригами. Новые модели: Т. Б. Сержантова — Санкт-Петербург, Айрис-Пресс, 2004 г.- 200 с. 9. Оригами. Самые необычные игрушки и поделки: Ю. И. Дорогов, Е. Ю. Дорогова — Санкт-Петербург, Академия Развития, 2010 г.- 224 с.