Методические формирования в развитии инновационной культуры педагога
Методические формирования в развитии инновационной культуры педагога
В статье рассматриваются вопросы обновления методов и приемов методической работы в ДОУ как важного условия активизации человеческого фактора на пути повышения качества дошкольного образования. Актуальные проблемы готовности педагогов к инновационной деятельности. А такжероль методических формирований ДОУ в развитии профессиональной и инновационной культуры педагога.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические формирования в развитии инновационной культуры педагога»
Методические формирования в развитии инновационной культуры педагога.
АННОТАЦИЯ: В статье рассматриваются вопросы обновления методов и приемов методической работы в ДОУ как важного условия активизации человеческого фактора на пути повышения качества дошкольного образования. Актуальные проблемы готовности педагогов к инновационной деятельности. А такжероль методических формирований ДОУ в развитии профессиональной и инновационной культуры педагога.
Наша страна в настоящее время испытывает огромное количество проблем политического, экономического, экологического и социального характера. Кардинальные трансформации в историко-культурном развитии и социально-экономической жизни потребовали изменения парадигмы образования. Направленность реформ, происходящих в российском образовании, должна привести к созданию такой его системы, основу которой образуют идеи саморазвития личности, расширения её возможностей в выборе своего жизненного пути.
На дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи – обучать, воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально- экономический и нравственный прогресс российского общества в новом столетии. В связи с этим всё более недопустимыми становятся недостатки и ошибки в учебно-воспитательной работе ДОУ, в управлении образованием и в самой педагогической науке. Чтобы сломать стереотипы, мешающие развитию ДОУ, необходимо найти те рычаги, с помощью которых можно преодолеть такие негативные явления как формализм, пассивность многих педагогов и воспитанников.
Главным из этих рычагов является активизация человеческого фактора в просвещении, развитие, творческого потенциала педагогов и педагогического коллектива в целом. Современные реалии, объективные потребности совершенствования образования, воспитания и развития воспитанников обуславливают необходимость повышения роли и значения методической работы в детском саду, делают научный анализ и практическое совершенствование этой работы актуальнейшей проблемой.
Поэтому в современных условияхразвития образовательной системы не обойтись без инноваций. Необходимы новые формы и методы организации методической работы, которые позволят решить возникшие вопросы. Прежде чем начать поиск инноваций, необходимо выработать ряд основных правил работы с педагогами, которые способствуют созданию более эффективной модели не только управленческой деятельности, но и методической.
1. У хорошего руководителя постоянно увеличивается количество хороших педагогов.
2. Педагог, оторванный от задач учебного заведения, слабо ориентирующийся в современных подходах к обучению и воспитанию, уходит домой сразу после работы, не желая что-то выдумывать и творить.
3. Без хорошо поставленной системы управленческих требований, основанных на соблюдении нормативно-правовых документов ДОУ и уважении к педагогу, выстроить педагогический процесс практически невозможно.
4. Помнить, что количество педагогов той или иной квалификационной категории зависит от двух факторов: способности и умения администрации подбирать и выращивать кадры и морально- психологического климата, сложившегося в коллективе. Его приоритетных ценностей.
5. Повышение квалификации педагога является одновременно пусковым механизмом самообразования, повышения его профессиональной культуры в целом и инновационной культуры в том числе, условием его успешности. Организовать, найдя разумно-оптимальные формы, профессиональное обучение педагога, сделать это через стимулирование, оригинальные подходы—одна из важнейших задач управления.
6. Необходимо понимать, что эмоциональное состояние педагога, степень его душевной готовности и просветлённости является главным союзником педагога в работе с детьми.
Администрация должна уметь и желать создавать «добрый» настрой у педагога. Исследование этим правилам приводит к созданию собственной модели организации методической работы в ДОУ, которая позволяет привлечь к участию в инновационной деятельности всё большее количество педагогов. В ДОУ создается такая система методической работы, которая способствует повышению не только профессионального мастерства, но и личностного роста каждого педагога, раскрытию его творческих возможностей, повышению педагогической культуры и компетентности, а также позволяет включиться в инновационную деятельность.
Эта модель включает в себя следующие методические формирования: школа молодого педагога, информационная группа. В процессе включения ДОУ в инновационную деятельность важное значение приобретает оценивание готовности педагогов к инновациям, для которых необходим инструментарий, адекватный деятельности педагога. Поэтому в ДОУ систематически проводится мониторинг профессионального мастерства педагогов: анкетирование, взаимное посещение открытых мероприятий педагогами. Самоанализ профессиональной деятельности позволил выявить, что большинство педагогов имеют хороший творческий потенциал, готовы к изменениям, нововведениям, улучшающим качество их работы, позволяющим повысить качество воспитательно-образовательного процесса.
Однако, в оценке готовности того или иного педагога к инновационной деятельности, стоит опираться на показатели, предложенные кандидатом педагогических наук Г. Яковлевой. Готовность к инновации характеризуется следующими показателями:
1 Нравственность.
2.Компетентность.
3. Инициативность.
4. Мастерство
В качестве критериев оценивания инновационной деятельности педагогов Г. Яковлева предлагает следующее:
1.Результативность.
2. Соблюдение паритета (уравновешенности, сбалансированности) образованности и здоровья детей в ходе реализации инновационной деятельности.
3. Создание продуктов инновационной деятельности, отвечающих требованиям современного образования. Это могут быть авторские программы, методические разработки.
4. Систематичность.
5. Наличие мониторинговых исследований.
6. Рост уровня профессиональной компетентности педагогов.
7. Выход на обобщение позитивного педагогического опыта.
Данный инструментарий помогает методической службе ДОУ оценить готовность каждого педагога к инновационной деятельности, уровень его профессиональной и инновационной культуры и построить систему «адресно» направленной методической помощи и поддержки педагогам в условиях развёртывания инновационной деятельности.
Одним из важнейших условий обеспечения эффективности функционирования любой организации является наличие развитой информационной системы.
Таким образом, функционирование методических формирований, а следовательно и работа всего педагогического коллектива в целом (все педагоги равномерно распределены по подразделениям) способствуют повышению компетентности педагогов, их профессионального мастерства. Каждый педагог в течение учебного года участвует во многих мероприятиях, при чем не только в качестве слушателя или участника, а в роли организатора или докладчика. У каждого педагога, благодаря использованию такой модели организации методической работы в ДОУ, появляется свой имидж, желание быть увиденным и услышанным, мотив для профессионального и личностного роста, условия для повышения своей профессиональной и инновационной культуры в целом.