МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОПТИТАТЕЛЕЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕНИНГОВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОПТИТАТЕЛЕЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕНИНГОВ
Цельюэко - тренинга является формирование у детей «экологического чувства», чувства сопричастности всему живому, осознание планеты Земля «общим домом», создание определённой «блокировки» совершения экологических ошибок, как в будущей их социальной деятельности, так и в быту, прививать детям этическую и моральную ответственность перед каждым живым существом, будь то растение или животное. Кроме того, занятия эко - тренингом дают заметный оздоровительный эффект, снимают психологическую напряжённость и настраивают на доброжелательное отношение ко всему живому. Положительный эмоциональный фон занятий помогает снимать у детей стрессы и агрессивность, вызванные оторванностью от естественной среды и вынужденным проживанием в «каменных джунглях». К экологическому тренингу необходимо отнестись именно как к тренингу, а не как к объяснению каких - либо правил.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОПТИТАТЕЛЕЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕНИНГОВ »
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ВОПТИТАТЕЛЕЙ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕНИНГОВ
Цельюэко - тренинга является формирование у детей «экологического чувства», чувства сопричастности всему живому, осознание планеты Земля «общим домом», создание определённой «блокировки» совершения экологических ошибок, как в будущей их социальной деятельности, так и в быту, прививать детям этическую и моральную ответственность перед каждым живым существом, будь то растение или животное. Кроме того, занятия эко - тренингом дают заметный оздоровительный эффект, снимают психологическую напряжённость и настраивают на доброжелательное отношение ко всему живому. Положительный эмоциональный фон занятий помогает снимать у детей стрессы и агрессивность, вызванные оторванностью от естественной среды и вынужденным проживанием в «каменных джунглях». К экологическому тренингу необходимо отнестись именно как к тренингу, а не как к объяснению каких - либо правил. И тренинг детей необходимо проводить постоянно, не делая перерывов. Тогда и только тогда обеспечен успех. Занятия эко - тренингом не требуют каких - либо специальных условий. Внимательный педагог всегда сможет найти куст облюбованный крикливыми воробьями, воронье гнездо или кузницу дятла. Можно понаблюдать, как объедают рябину свиристели или как хлопотливо строят гнёзда воробьи под вывеской ближайшего магазина.
Особенности экологического тренинга:
группа детей должна быть не более 12 человек;
проведение занятия не требует специальных знаний у детей;
в группе могут присутствовать дети разного возраста;
занятия можно использовать в работе с семьями;
все упражнения взрослый выполняет вместе с детьми;
занятия продолжительностью 25-30 минут проводятся 1-2 раза в неделю.
В тренингах могут участвовать дети разного возраста, даже двухлетние малыши, особенно в разновозрастных группах. Хорошо, если в работу включаются младшие воспитатели, педагоги, заведующая, родители, братья и сестры воспитанников.
Лучше всего – в экологической комнате, цветочной галерее или в зимнем саду. Вполне подойдет и природный уголок группы, лес, парк, фруктовый сад. Взрослому нужно быть готовым к тому, что на улице много отвлекающих факторов. Поэтому одни части тренинга можно проводить на воздухе, другие в помещении.
Экологический тренинг для детей старшего дошкольного возраста
Тема «Животные»
Задачи: Создание благоприятной атмосферы в детской группе, сплочение, расширение индивидуального пространства ребенка. Формирование экологических установок по гуманному взаимодействия ребенка с природой. Актуализация элементарных экологических знаний.
Материалы:
кусочки веревки, палочки
запись спокойной музыки
Подносы с манкой
ткань – земля.
ткань - трава
2 разрезанные картинки животных.
Предварительная работа: Чтение сказок о животных, стихов, раскрашивание образа понравившегося животного.
Ход тренинга:
Знакомство
«Здравствуйте! Давайте усядемся в круг, и каждый из вас по очереди назовет свое имя и того животного, который он выбрал себе вместо имени. Каждый из вас прочитает стихотворение о том животном, которого он выбрал».
Воспитатель в группе готовит манку.
Игра на сплочение, снятие коммуникативных барьеров
«Необычное знакомство»
Цель: Создание благоприятной атмосферы в детской группе, сплочение, расширение индивидуального пространства ребенка.
Все беспорядочно двигаются по залу, останавливаются и делают друг с другом прикосновения: тыльной стороной ладоней, стопами ног, коленями, плечами, лбами, носами, ушами.
Основная часть
Дети выполняют инструкцию, которую в процессе действия проговаривает воспитатель: «Идем по широкой дорожке парами. Теперь друг за другом по узкой тропинке. Поднимаемся в гору. Бежим с горы. Перепрыгиваем по камушкам через ручеек. Идем под низкими веточками (наклоняясь). Идем босиком по колкой траве. И остановились на лесной опушке».
«Какая замечательная опушка! Давайте отдохнем на ней.
Игра, направленная на развитие эмпатии к объектам природного мира
Цель: Формирование экологических установок по гуманному взаимодействию ребенка с природой.
Рассказы на спине
Дети собираются в круг, поворачиваются так, чтобы каждый стоял лицом к спине соседа.
Ведущий рассказывает сказку, а дети рисуют ее на спине соседа:
«Жил был на свете червячок, обыкновенный дождевой червяк. (пальцем рисуем длинную волнистую линию сверху вниз) У него были два маленьких глаза, рот и длинное тело.
Однажды была прекрасная погода (поглаживание спины сверху вниз ладонями) Светило яркое солнце (пальцем нарисовать солнце).
Червячок ползал под землей (ребром ладони ведем по спине в разных направлениях) и кушал старую травку, листья (пощипывания)
Вдруг пошел дождь, с начало тихий, потом сильный, а вот и град (по-разному постучите по спине) червяку нечем стало дышать и он выполз на поверхность земли(ребром ладони нарисовать путь червяка на поверхность земли) потоком воды его понесло и выкинуло на асфальт(двумя ладонями сверху вниз провести по спине), мимо прошла собака, пробежал ребенок(кулачками по разному потопать по спине), проехал автомобиль (провести кулачками по спине). Вдруг кто-то поддел червячка палочкой и отнес на землю. Он обрадовался и уполз под землю».
Помоги червяку
Ведущий говорит, что после дождя на поверхность земли выползают дождевые червяки. Им нечем дышать под землёй потому, что вода вытесняет воздух, который находится в почве. Червяки погибают на асфальте и в лужах воды, Помогите червякам, найдите палочки на земле, подденьте червяка и отнесите в безопасное место (картинка травы). Если червяки погибли, то все равно положите их там же, они могут стать частью земли, травы, дерева.
На ребенка, который стоит перед детьми надевают маску какого-нибудь животного, но он не знает какого. Чтобы догадаться, чья это маска, ребенок предлагает кому-нибудь из детей изобразить это животное. Если животное угадано, то водящим становиться тот, кто его изобразил.
«Сложи картинки»
Дети делятся на 2 группы. С помощью разрезных картинок дети каждой группы составляют одну большую картинку. После составление картинок дети называют изображённых на них животных.
Молодцы, ребята! А сейчас наше путешествие подходит к концу, и мы вернемся, так же как и пришли сюда».
Дети выполняют действия в соответствии с инструкцией: «Идем босиком по колкой траве. Идем под низкими веточками (наклоняясь). Перепрыгиваем по камушкам через ручеек. Поднимаемся в гору. Бежим с горы. Идем по узкой тропинке. Теперь друг за другом по широкой дорожке парами».