Методические рекомендации для воспитателей детей дошкольного возраста по сопровождению сюжетных игр, направленных на пробуждение игрового творчества
Методические рекомендации для воспитателей детей дошкольного возраста по сопровождению сюжетных игр, направленных на пробуждение игрового творчества
Формирование творческой личности – один из важнейших вопросов педагогики в наше время. Психологические и педагогические исследования доказывают, что развитие творческих способностей детей берет свое начало в дошкольном возрасте. Уже в раннем детстве мы находим у детей творческие процессы, которые лучше всего выражаются в играх. Творчество и игра выступают как взаимосвязанные понятия, поскольку у ребенка нет иного пути личностного становления, кроме творческого, связанного с развитием воображения. Особое место отводится сюжетно-ролевым играм, пик развития которой приходится на возраст 4-5 лет. В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра «затухает», зато бурно развивается режиссерская.
Самостоятельная сюжетная игра – любой вид деятельности ребенка дошкольного возраста, именно в ней максимально раскрываются их способности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для воспитателей детей дошкольного возраста по сопровождению сюжетных игр, направленных на пробуждение игрового творчества »
Методические рекомендации для воспитателей детей дошкольного возраста по сопровождению сюжетных игр, направленных на пробуждение игрового творчества.
В старшем дошкольном возрасте основной сюжетно-ролевой игры становится творческое преобразование детского опыта.Содержание сюжетных игр обогащается: от разыгрывания бытовых сюжетов ребенок переходит к отражению взрослых профессиональных отношений, появляются сюжеты с фантастическими элементами. Педагог организует игры, опираясь на известное ребенку содержание. Так, он моделирует в игре то, что происходило с ребенком («Как мы с мамой с папой ходили в Макдоналдс», «Как меня подстригли в парикмахерской др.) или в мультфильме или сказке.
Готовый сюжет может задаваться разными способами: беседой с детьми, составлением индивидуального или коллективного рассказа, получением письма из другого детского сада (в нем описана игра, в которую любят играть дети, и ставится вопрос: «Как можно поиграть в эту игру по-другому?»).
Играя с ребенком, педагог «расшатывает» привычный ход игрового сюжета. Например, принимает на себя роль «сладкоежки» или «иностранца», который посетил Макдоналдс. Становясь носителем неожиданной для ребенка игровой роли, педагог побуждает его к ролевой импровизации, демонстрируя новые варианты развития игрового сюжета. Педагог может вносить непривычные элементы в знакомые детям роли (например, официант - неумейка, который все время что-то роняет и все путает), побуждая их изменять свое ролевое поведение соответствующим образом. За счет использования непривычных элементов игра становится более эмоциональной, веселой.
Детей группы педагог включает в создание предметно-игровой среды, организуя эту деятельность по типу «игра-труд» (например, изготовление шапочек для работников Макдоналдса, цветного панно для витрины и др.). Выступая в позиции партнера - помощника, он побуждает детей фантазировать в речевом плаче, а затем включать придуманные элементы сюжета в игру («Давай я буду пиратом, а ты капитаном корабля. Я буду нападать на твой корабль... А ты…»).
Организация игры позволяет отказаться от жесткого зонирования группы тематические уголки. В группе необходимо выделить игровые зоны, в которых дети могут разворачивать любые сюжетно-ролевые игры, объединяясь в небольшие группки и создавая обстановку, соответствующую замыслу. Так, если в младшем дошкольном возрасте предметно-игровая среда «ведет» за собой игровые замыслы, то в среднем дошкольном возрасте игровые замыслы детей постепенно начинают определять особенности структурирования игровой зоны. Важно, чтобы они были относительно закрытыми (ширмы, ткань, которая накидывается на стульчики, и др.), что помогает ребенку целиком погрузиться в игровой мир.
В средней группе педагог создает условия для коллективных режиссерских игр. В предметно-игровой среде кроме образных игрушек должен быть разнообразный бросовый материал (дощечки, катушки, небьющиеся пузырьки и др.), который может использоваться по-разному, так как он сам по себе развивает воображение, способность действовать с предметами-заместителями. Организуя режиссерские игры, педагог занимает позицию помощника: он просит ребенка пояснить смысл тех или иных действий, побуждает к ролевой речи («Что сказал?», «Куда пошел?»). Иногда педагог выступает, как носитель игровых умений, показывая при помощи игрушек и предметов - заместителей фантастические истории. Это помогает ребенку включиться в подобную деятельность.
Надо давать ребенку творческие игровые задания, направленные на организацию индивидуальной или совместной режиссерской игры, как то: завершить историю, показанную воспитателем; придумать и показать сказку; придумать и показать начало истории, которую продолжит воспитатель или другой ребенок.
Таким образом, в средней группе развиваются способности к импровизации в сюжетно-ролевых играх и режиссерских играх. Кроме того, игра постепенно превращается в совместную деятельность.
Старший дошкольный возраст - период расцвета режиссерской игры, которая становится полноценной совместной деятельностью. Содержанием игр являются фантастические сюжеты, в которых реальность переплетается с событиями из мультфильмов, книг. Предметно-игровая среда для режиссерских игр может конструироваться на основе полифункционального игрового материала. Его использование помогает ребенку придумывать и разыгрывать события, составляющие сюжетную канву. Полифункциональный игровой материал-это карта-макет игрового пространства. Она помогает детям представить сюжетную ситуацию еще до ее разыгрывания, а затем конкретизировать в процессе режиссерской игры, наполнить ее игровымисобытиями. Карта-макет также позволяет придумывать практически неограниченное количество сюжетов. Близость структуры игрового и сказочного сюжета дает возможность использовать литературную сказку, как основу для развитиясюжетосложения. Например, сказка Н.Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»отображает типичные жизненные ситуации, близкие опыту детей, но в занимательной форме.
На начальном этапе освоения сюжетосложения необходимо, чтобы материал помогал ребенку что-то домыслить, вообразить, опираясь на предложенную взрослым предметную ситуацию. Этому способствует первая часть игрового материала «Цветочный город», состоящая из игрового поля и десяти фигурок героев коротышек. Организуя игры детей, педагог выступает как создатель проблемно – игровых ситуаций, направляющих замыслы режиссерской игры.
Например, создается игроваяситуация: «Злой Ветер налетел на цветочный город и унес вседомики коротышек». Она ставитдетей перед необходимостью длякаждогогероя коротышки сделать домик. Впроцессе совместного обсуждения определяется, как может выглядеть домик героя взависимости от его характера. Например, «Домик Пончика должен быть кругленьким, толстеньким. Можно нарисовать на стенах сушки и сухарики сладкие». Домикидети изготавливаютиз бумаги и раскрашивают. Далее им предлагается поиграть с героями сказки - так, как им захочется.
Игровой материалдолжен выступать в роли «пускового механизма», способствующего разворачиванию воображения и детского творчества. Опора делается на опыт детей, который активизируется при помощи содержания и структуры материала, а также постановки «сказочной» игровой проблемы, требующей разрешения. Владея сказочными способами борьбы и победы Добра над Злом, дети становятся способными справляться с проблемами, проявляя игровое творчество. Решению этих задач способствует вторая часть игрового материала - «Страна Дураков» (по мотивам сказки А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»). На игровом поле изображена извилистая дорога, проходящая мимо Карабаса – Барабаса, Полицейского, Лисы Алисы, Кота Базилио и Дуремара; в начале дороги изображен воздушный шар, на котором коротышки прилетели в новую страну. Детям предлагают придумать рассказ, о том, как живущие в Цветочном городе Незнайка и его друзья отправились в Страну Дураков. Для развития сюжетной линии используются персонажи сказки «Золотой ключик» - в итоге появляются новые коллизии, связанные с борьбой положительных и отрицательных героев.
Педагог, не принимая непосредственного участия в игре, лишь направляет замыслы детей вопросами: «Что было дальше? Кого они встретили? Что с ними случилось?». Его позицию можно определить так: помощник в реализации детьми игровых замыслов.
Развитие воображения позволяет дошкольнику занять особую внутреннюю позицию, предоставляющую ему возможность самостоятельно задать предметные отношения, т.е. стать «автором» новой части игрового материала, на основании которой можно создать собственный сюжет и реализовать его. Решение этой задачи связано с самостоятельным придумыванием детьми новой страны, по которой могли бы путешествовать герои сказки «Приключения Незнайки и его друзей». Изготовлению нового материала предшествует обсуждение его содержания и названия с детьми («Страна Чудес»). Почему именно такое название? В этой стране могут жить и звери, и добрый волшебник. На игровом поле изображена извилистая дорога, которая пересекает деревню и приводит в замок волшебника. Вмешательства педагога в игру после предварительного обсуждения замысла практически не требуется. Дети стремятся к созданию игровых образов, используя речевые обороты, интонации, типичные для данного героя, и действуя в соответствии с характерами персонажей.
Организации сюжетно-ролевых игр предшествует обсуждению общего замысла. Педагог и дети садятся в круг. Каждый придумывает кусочек сюжета к выбранной теме («Как мы путешествовали на Луну», «Наши приключения в Волшебной стране»). Задача педагога - научить детей согласовывать замыслы. Это требует от него установления связей между событиями, придуманными разными детьми. Он обращает их внимание на то, что сочинить интересно тогда, когда каждый продолжает часть истории, придуманную другими. Участвуя в сюжетно - ролевых играх, педагог выступает, как носитель умения проигрывать часть сюжета на основе приема «как будто», (Как будто мы уже побывали в космосе и теперь возвращаемся на Землю». «Как будто мы увидели Страшного Великана и решили его обмануть»). Так сюжетная игра постепенно утрачивает предметные опоры, превращаясь в игру - рисование, игру-фантазирование.
В старшем дошкольном возрасте ярко проявляются индивидуальные особенности игрового творчества каждого ребенка.
У детей - «сочинителей» творческие проявления связаны, прежде всего, с созданием игровых сюжетов, для них характерно осуществление игры в речевом плане и воображении. Такие дети рано переходят к игре - фантазированию.
Дети «исполнители» проявляют игровое творчество в реализации замыслов при создании образов игровых персонажей, используя для этого разнообразные средства: мимику, жест, речевую интонацию, комментирующую и оценочную речь.
Дети - «режиссеры» максимально проявляют себя в игровом организационном общении, выступая посредниками в разрешении спорных ситуаций и конфликтов, «дирижируя» замыслами игроков, способствуя их согласованию.
Таким образом, педагогическое сопровождение сюжетных игр направлено на сохранение самостоятельности игры и пробуждение игрового творчества, желания совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги и элементы предметно-игровой среды. Педагог стремиться пробудить у ребенка способность к импровизации, насыщению сюжетов оригинальными событиями, сочетающими реальные и фантастические элементы. Вес это способствует тому, что игра остается любимой и значимой для детей деятельностью до конца дошкольного детства.