Методические рекомендации для педагогов по использованию в работе с детьми среднего дошкольного возраста творчества Ю.А. Васнецова
Методические рекомендации для педагогов по использованию в работе с детьми среднего дошкольного возраста творчества Ю.А. Васнецова
Наш опыт работы по знакомству дошкольников с творчеством Ю. А. Васнецова показал, что с произведениями книжной графики замечательного художника можно знакомить детей на протяжении всего дошкольного возраста. Яркий, неповторимый мир сказочных образов, созданных художником, близок и понятен детям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для педагогов по использованию в работе с детьми среднего дошкольного возраста творчества Ю.А. Васнецова»
Афиногентова Татьяна Петровна,
воспитатель МБДОУ ЦРР – детского сада № 60 «Незабудка» г.Ульяновска
Методические рекомендации для педагогов по использованию в работе с детьми среднего дошкольного возраста творчества Ю.А.Васнецова.
Наш опыт работы по знакомству дошкольников с творчеством Ю. А. Васнецова показал, что с произведениями книжной графики замечательного художника можно знакомить детей на протяжении всего дошкольного возраста. Яркий, неповторимый мир сказочных образов, созданных художником, близок и понятен детям.
Беседа по иллюстрациям Ю.А.Васнецовак русской народной игровой песенке «Сорока-белобока».
в средней группе.
Цель: Продолжать развивать у детей эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций. Познакомить их с иллюстрациями к русской народной игровой песенке «Сорока-белобока». Дать детям представление о художнике-иллюстраторе на примере творчества Ю.А.Васнецова. Учить детей всматриваться в рисунок.
Материал: две-три иллюстрации разных художников к потешке «Сорока-белобока», книга «Сорока-белобока» с иллюстрациями Ю. А. Васнецова.
Воспитатель: Ребята, любите ли вы книги? Какие книги вам интереснее смотреть - с картинками или без них? (показывает книги с иллюстрациями Ю.А.Васнецова, дети рассматривают иллюстрации, называют потешки и сказки).
Воспитатель: Ребята, все эти интересные красочные картинки в книгах нарисовал художник Ю. А. Васнецов. Художников, которые рисуют картинки в книгах, называют художниками-иллюстраторами.
Воспитатель открывает в книге страницы, на которых нарисованы иллюстрации к игровой народной песенке «Сорока-белобока», и даёт возможность внимательно рассмотреть картинки. После рассматривания предлагает ребятам вспомнить народную игровую песенку, к которой художник нарисовал такую яркую и интересную иллюстрацию.
При рассматривании иллюстраций воспитатель обращает внимание детей на выразительные средства, используемые художником-иллюстратором. Предлагает всем вглядеться в иллюстрации и определить, чем занята сорока (отправляется в дальний путь, уходит сорока из родной лесной избушки, а её друзья: уточка, сова, белочка, зайчик и птичка – с грустью прощаются с ней). На следующей странице художник нарисовал возвращение сороки домой. Сравнивая две иллюстрации Ю. А. Васнецова с изображением избушки, дети сами должны назвать те признаки, по которым можно определить время суток на той и дугой иллюстрациях. Рассматривая картинку, на которой сорока готовится встречать гостей, воспитатель спрашивает у детей:
– Почему сорока такая нарядная?
– Как вы догадались, что на сороке праздничная одежда?
Уточняет с помощью вопросов, как художник передал в рисунке, что сорока варит вкусную еду для гостей (в печи горят яркий огонь, над расписной миской поднимается густой пар, а мышка, почувствовав запах вкусной каши, торопиться с большой ложкой). Наконец, еда готова. Но где же гости? И сорока вышла на крыльцо их встречать. При рассматривании следующей иллюстрации воспитатель может предложить детям назвать гостей сороки и описать их. При этом надо обратить внимание на то, что художник сумел изобразить их всех на одном рисунке и даже показать саму сороку, которая виднеется внутри избушки (по рисунку можно судить о том, чем она в данный момент занята).
Рассматривая последнюю иллюстрацию, воспитатель предлагает детям рассказать о том, кто пришёл в гости к сороке. Как она разместила гостей за столом? Кто остался без вкусной каши?
В конце занятия воспитатель ещё раз последовательно показывает детям все иллюстрации, называет фамилию, имя, отчество художника, который нарисовал их. Затем предлагает детям сравнить иллюстрации Ю. А. Васнецова с работой другого художника, но к этой же сказке. Желательно, чтобы дети сами сказали, по каким признакам отличаются иллюстрации Ю. А. Васнецова.
Беседа по иллюстрациям Ю. А. Васнецова к сказке Л.Н.Толстого «Три медведя».
В средней группе.
Цель: Продолжать развивать у детей эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций Ю.А.Васнецова. Обращать их внимание на выразительные средства, используемые художником-иллюстратором.
Материал: иллюстрации к сказке «Три медведя», «Сорока-белобока», «Петушок».
Предварительная работа: рассказывание сказки Л. Толстого «Три медведя».
Ход беседы:
Воспитатель показывает детям знакомые иллюстрации Ю. А. Васнецова к русской народной игровой песенке «Сорока-белобока» и потешке «Петушок», и предлагает назвать эти произведения, а также фамилию, имя и отчество художника-иллюстратора, который их создал.
Рассматривая вместе с детьми иллюстрации, воспитатель предлагает детям рассказать о том, как художник-иллюстратор изобразил «Сороку-белобоку» и «Петушка». Для того, чтобы активизировать познавательный интерес и память у дошкольников, воспитатель может использовать игровой приём. Прежде чем показать следующую страницу, он предлагает детям не только вспомнить содержание иллюстрации, но и восстановить в памяти отдельные детали картинки. Например, сказать, где расположились со своими мисочками с кашей белочка и уточка и т. п.
Затем воспитатель показывает детям книгу «Три медведя» и предлагает самостоятельно рассмотреть несколько иллюстраций. После рассматривания иллюстраций педагог побуждает их назвать сказку и кратко изложить её содержание. Можно спросить у детей, знаком ли им художник, почему они думают, что это Ю.А.Васнецов.
При последовательном рассматривании иллюстраций воспитатель обращает внимание детей не только на их содержание, но и на средства выразительности, которые использует художник-иллюстратор для передачи настроения героев.
Так, например, рассматривая иллюстрацию, на которой изображена девочка перед избушкой медведей, надо показать детям, как (с помощью цвета и чередования крупных объёмов с мелкими) художник передаёт опасность, которой подвергается девочка. (Тёмные стволы деревьев окружают маленькую девочку, на фоне высокой тёмной стены деревьев стоит маленькая избушка и т. д.). Рассматривая иллюстрацию с изображением семьи медведей, ребёнок может не только описать их одежду, но и рассказать об их характерах и интересах. Надо обратить внимание на мебель и отдельные детали убранства избушки. Показать, как художник выразительно передаёт нарастающее раздражение медведей. Затем воспитатель предлагает 2–3 детям сказать, какая иллюстрация Ю. А. Васнецова к сказке «Три медведя» им понравилась больше всего и почему.