Помогает адаптации. Не секрет, что одной из главных проблем первоклассников является проблема адаптации к школе. Пальчиковый игротренинг - прекрасная возможность профилактики школьных неврозов у младших школьников. Школьному психологу часто приходится слышать жалобы родителей на то, что ребёнок неохотно идёт в школу, не может найти контакт со сверстниками, стесняется что-то спросить у учительницы и т. п. Так, например, мама Оли К. Пришла на консультацию. Она объяснила, что её дочь-второклассница часто плачет из-за незначительных (с точки зрения взрослых) неприятностей, отказывается идти в школу. Второй класс занимался во вторую смену, и Оля приходила к психологу за час до начала уроков. Во время встречи предлагались такие игры как: "Лесенка" (кончики пальцев правой и левой руки ложатся поочерёдно друг на друга, образуя ступеньки; начинают большие пальцы, заканчивают мизинцы); "Кошка выпускает коготки" (подушечки пальцев поднимаются к верхней части ладони - звук ш-ш-ш, затем пальцы быстро выпрямляются - звук мяу) и др. Данные игры несложны по технике, но вызывают приятные эмоции у ребёнка. Настроение у девочки улучшалось от занятия к занятию (они проводились два раза в неделю). Приблизительно через неделю родители отметили, что ребёнок прибывает в ровном, спокойном настроении не только в дни занятий с психологом, но и в другие, и в школу идёт с удовольствием.
Для трудных школьников. Они отличались агрессивным поведением и неумением взаимодействовать друг с другом. Даже предложение поменяться местами вызывало негативную реакцию . В этой группе пальчиковые игры применялись для развития моторики, памяти и внимания, а также для обучения навыкам совместной деятельности. В начале занятий некоторые дети отказывались от игр, которые у них не получались (когда, например, надо отвести в бок два прижатых друг к другу пальца: мизинец и безымянный - игра "Братцы"). В таких случаях учащимся предлагались два варианта: просто наблюдать и затем попытаться повторить движение дома; выполнять упрощённую версию игры, когда ладонь находится на ровной поверхности. По мере того, как осваивались игровые движения, отказов от игры становилось всё меньше. Через два месяца после начала занятий стало возможно проводить групповые игры со сменным ведущим. Причём в этой роли хотели оказаться даже те дети, которые на первых занятиях наотрез отказывались от участия в любой игре при первой неудаче. Пример игры со сменным ведущим - "Ригу-рагу". Ведущий трясёт перед собой сжатыми кулаками, приговаривая: "Ригу-рагу, ригу-рагу", что по-литовски означает рога. Играющие повторяют движения и слова ведущего. Внезапно тот выставляет вперёд указательные пальцы и мизинцы, быстро приговаривая: "Коза с рогами!" или, например, "Конь с рогами!". Если названо рогатое животное, все играющие должны отразить движение ведущего, быстро выставив пальцы-рога. Если названо животное без рогов - повторять движение ведущего не нужно. Тот, кто ошибся или выставил рога последним, выходит из игры. Игры в парах выбирались такие, чтобы в них отсутствовал тактильный контакт. В противном случае дети становились слишком расторможенными, и игра могла превратиться в драку. Постепенно дети сами научились устанавливать правила, регулирующие их отношения во время занятий. Так, например, нарушивший правила игры, терял на этом занятии право быть ведущим. К концу учебного года успешно проходили любые варианты игр, предполагающие как парное, так и групповое взаимодействие.
На уроке. Игра "Письмо на ладони". Эта игра позволяет хорошо усвоить тему "Геометрические фигуры", "Виды углов". Её можно проводить со всем классом. Дети встают в три ряда друг за другом, каждый заводит ладонь правой руки за спину. Последний игрок получает карточку с изображением геометрической фигуры и чертит фигуру пальцем на ладони предпоследнего игрока, тот на ладони впередистоящего и т. д., пока знак не дойдёт до первого игрока. Первый игрок рисует фигуру на доске мелом. Дойдёт ли письмо до первого игрока неизменным? Какой ряд победит? В классе можно проиграть несколько вариантов, каждый раз усложняя "письмо". Эта игра может стать связующим звеном при переходе с одного вида деятельности на другой. После того, как на доске появляются геометрические фигуры, учитель предлагает учебные задания на нахождение площади или периметра и т. п. Игра "Встречные колечки". Её можно использовать для концентрации внимания в начале урока. Правая рука: кончик мизинца встаёт на кончик большого пальца - это маленькое колечко. Левая рука: кончик округлённого указательного пальца встаёт на кончик большого - это большое колечко. Колечки размыкаются. Новое колечко для правой руки строят кончики безымянного и большого пальцев, для левой - кончики среднего и большого пальцев. Оба движения производятся одновременно. Следующую пару колечек, опять же одновременно, строят большой со средним пальцы правой руки и большой с безымянным пальцы левой руки. Последняя пальцевая позиция становится зеркальным отражением первой. Игра "Рожки да ножки". Она развивает координацию движений, позволяет размять пальцы перед письмом. "Рожки": средний и безымянный пальцы обеих рук прижаты к ладони, придерживаются большим пальцем, указательный и мизинец вытянуты. "Ножки": вытянуты средний и безымянный пальцы, указательный и мизинец прижаты к ладони и удерживаются большим. Одна рука показывает "рожки", другая - "ножки". Затем руки одновременно меняются ролями. Игра "Перекаты". Её можно рекомендовать в качестве физкультминутки, особенно на тех уроках, где приходится много писать, чертить. В этой игре используются растяжки. Левая рука повёрнута ладонью к себе, правая - ладонью от себя, пальцы растопырены, кончик большого пальца правой руки встаёт на кончик мизинца левой. Руки слегка поворачиваются, сомкнутые пальцы расходятся, и тотчас же безымянный палец левой руки смыкается с указательным правой. Затем поочередно соединяются средние пальцы обеих рук, безымянный правой с указательным левой и, наконец, мизинец правой с большим пальцем левой руки. Затем следует разворот рук вокруг согнутых пальцев: правая ладонь теперь повёрнута к себе, а левая - от себя. Движения продолжаются. Когда дети освоят игру, учитель может предложить повторить её с закрытыми глазами.
Знаковая система. Пальцевые игры можно использовать как знаковую систему для организации урока. С помощью детей вводятся пальцевые знаки "да", "нет", "не знаю" и др. Набор пальцевых жестов поднятой руки, заменив выпрямленную "универсальную" ладонь, позволяет детям молча, не отвлекая других, выразить своё понимание или непонимание темы, попросить новое задание, если старое уже выполнено. | |
Письмо-обращение к самым близким и дорогим людям, моим родителям. - Не портите меня. Я прекрасно знаю, что я не должен получать всего, о чем прошу. Я просто проверяю вас. - Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне. Я предпочитаю это. Это позволяет мне знать меру и место. - Не применяйте силу в отношениях со мной. Иначе это научит меня думать, что сила - это все, что имеет значение. С большей готовностью я восприму ваше руководство мной. - Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет пытаться "выйти сухим из воды" во всех возможных случаях. - Не давайте пустых обещаний. Это подорвет мое доверие к вам. - Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю и делаю вещи, которые огорчают вас. В противном случае я снова буду пытаться добиться такой "победы". - Не заставляйте меня чувствовать себя малышом. Я компенсирую это тем, что буду себя вести так, как будто я - "центр Вселенной". - Не делайте для меня и за меня то, что я могу сделать для себя и за себя сам. Если это произойдет, я буду требовать, чтобы вы обслуживали меня всегда. - Не обращайте внимания на мои глупые выходки. Ваше повышенное внимание поможет их закрепить. - Не делайте мне замечание в присутствии других людей. На замечания я буду реагировать лишь наедине, без посторонних. - Не пытайтесь меня поучать в конфликтной ситуации. Я все равно ничего не услышу, а если услышу, то не стану реагировать. Поговорите со мной тогда, когда ваш гнев уступит место здравому смыслу. - Не пытайтесь меня все время поучать. Вы удивились бы, узнав, как хорошо я знаю, что такое "хорошо" и что такое "плохо". - Не заставляйте меня считать, что ошибки, сделанные мною, это - преступление. Я должен научиться делать ошибки, не думая при этом, что я ни на что не годен. - Не придирайтесь ко мне и не ворчите. Иначе мне придется притвориться глухим, чтобы как-то защититься. - Не требуйте от меня объяснений по поводу моего плохого поведения. Я действительно не смогу это объяснить. Если вы сможете это понять, я попытаюсь сам себе и вам это объяснить, но на это надо время. - Не испытывайте слишком сильно мою честность. Меня легко испугать, при этом я начинаю врать. - Не забудьте, что я развиваюсь, а значит - экспериментирую. Таким образом я учусь. Примиритесь, пожалуйста, с этим. Не оберегайте меня от последствий моей деятельности. Мне необходимо учиться на собственном опыте. - Не обращайте внимания на мои маленькие недомогания. Я могу научиться получать удовольствие от своего плохого здоровья, если благодаря ему я буду в центре вашего внимания.
Письмо-обращение к самым близким и дорогим людям, моим родителям. - Не пытайтесь меня все время поучать. Вы удивились бы, узнав, как хорошо я знаю, что такое "хорошо" и что такое "плохо". - Не заставляйте меня считать, что ошибки, сделанные мною, это - преступление. Я должен научиться делать ошибки, не думая при этом, что я ни на что не годен. - Не пытайтесь меня поучать в конфликтной ситуации. Я все равно ничего не услышу, а если услышу, то не стану реагировать. Поговорите со мной тогда, когда ваш гнев уступит место здравому смыслу. - Не забудьте, что я развиваюсь, а значит - экспериментирую. Таким образом, я учусь. Примиритесь, пожалуйста, с этим. Не оберегайте меня от последствий моей деятельности. Мне необходимо учиться на собственном опыте. - Не делайте для меня и за меня то, что я могу сделать для себя и за себя сам. Если это произойдет, я буду требовать, чтобы вы обслуживали меня всегда. - Не требуйте от меня объяснений по поводу моего плохого поведения. Я действительно не смогу это объяснить. Если вы сможете это понять, я попытаюсь сам себе и вам это объяснить, но на это надо время. - Не обращайте внимания на мои маленькие недомогания. Я могу научиться получать удовольствие от своего плохого здоровья, если благодаря ему я буду в центре вашего внимания. | |
Памятка для родителей по предупреждению детской агрессивности.
- Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия. - Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд. - Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий. - Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка. - Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе. - Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему-либо. - Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом. - Не бойтесь поделиться со своим ребенком своими чувствами и слабостями. - Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимости от его учебных успехов. - Помните, что ребенок - это воплощенная возможность! - Воспользуйтесь ею так, чтобы эта возможность была реализована в полной мере!
Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей.
- Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам самим. - Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка. - Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему ребенку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое о вас. - Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это урок вашему ребенку добра и человечности. - Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребенка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете уважение своего ребенка. - Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите этому качеству своего ребенка. - Помните, что поведение - это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!
Дети учатся жить у жизни. Если:
- ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть. - ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным. - ребенка высмеивают, он становится замкнутым. - ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины. - ребенок растет в терпимости, он учится понимать других. - ребенка хвалят, он учится быть благородным. - ребенок растет в честности, он учится быть справедливым. - ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей. - ребенка поддерживают, он учится ценить себя. - ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Советы Дэвида Льюиса, обобщившего опыт тысяч семей, где имеются одаренные дети. - Я отвечаю на все вопросы ребенка насколько возможно терпеливо и честно. Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез. - У нас в квартире стоит витрина, на которой ребенок может демонстрировать свои работы. - Я не ругаю ребенка за беспорядок в комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена. - Я предоставил ребенку комнату или специальный уголок исключительно для самостоятельных творческих занятий - Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения. - Я предоставляю ребенку посильную возможность в проявлении заботы. - Я помогаю ребенку строить его планы и принимать решения. - Я стараюсь показать ребенку интересные места. - Я помогаю ребенку улучшать результаты его работы. - Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми и рад видеть их у себя в доме. - Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей. - Я никогда не наказываю ребенка унижением. - Я покупаю ребенку книги, связанные с его интересами. - Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно. - Я регулярно читаю ребенку. - Я приучаю ребенка к чтению с детства. - Я пробуждаю фантазию и воображение ребенка. - Я внимательно отношусь к потребностям ребенка. - Я нахожу время, чтобы каждый день побыть с ребенком наедине. - Я позволяю ребенку принимать участие в планировании семейного бюджета. - Я никогда не дразню ребенка за неумение и ошибки. - Я хвалю ребенка за учебную инициативу. - Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста. - Я позволяю ребенку играть со всяким хламом. - Я побуждаю ребенка учиться решать свои проблемы самостоятельно. - В занятиях ребенка я нахожу достойное похвалы. - Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребенком. - Я помогаю ребенку быть личностью. - Я помогаю ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы. - Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей. - Я никогда не отмахиваюсь от неудач ребенка, говоря: "Я это тоже не умею". - Я поощряю в ребенке максимальную независимость от взрослых. - Я верю в здравый смысл ребенка и доверяю ему.
Если вы согласны с 20% этих советов, то вам необходимо срочно подумать над остальными. Если советы устраивают вас на 50% и соответствуют вашей программе воспитания, у вас все должно получиться, у вас есть на это шансы. Если вы выполняете эти советы на 90%, дайте больше свободы ребенку и себе. | |