Форма обобщения и распространения педагогического опыта;
Эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания;
Особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.
Тематика мастер-классов включает в себя:
обзор актуальных проблем и технологий,
различные аспекты и приемы использования технологий,
авторские методы применения технологий на практике и др.
Цель мастер- класса:
Основной целью является обмен опытом с коллегами. (Мастер своего дела делится со слушателями какой- либо уникальной методикой, которая применялась и успешно внедрялась лично ими)
Задачи мастер- класса:
Воссоздание педагогом- мастером перед участниками мастер-класса своей авторской модели образовательного процесса(или иного вида деятельности) в режиме демонстрируемой педагогической технологии;
Обучение участников мастер- класса конкретным навыкам, способам достижения намеченных результатов;
Демонстрация умения педагога-мастера проектировать успешную деятельность обучающихся;
В большинстве своем она основывается на интуиции ведущего специалиста и на восприимчивости слушателя.
Форма мастер- класса
Воспитатель- группа
Воспитатель- аудитория
Воспитатель- группа - аудитория
В технологии проведения мастер- класса главное- не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то приём, метод, методика или технология.
Особенности эффективного мастер-класса- интерактивный формат:
мастер никогда не стремиться просто, передать знания, он старается задействовать участников в процесс, сделать их активными.
Структура мастер- класса:
Постановка цели и задач мастер- класса;
Передача основных элементов профессионального опыта (в соответствии с заявленной темой);
Практическая отработка полученных знаний;
Обмен мнениями, идеями;
Подведение итогов мастер- класса.
Требования к проведению мастер- класса
Мастер- класс должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. (гл.передать спосбы деятельности – будь то приём, метод, методика или технология, а не просто сообщить информацию)
Мастер- класс должен состоять из заданий, которые направляют деятельность участников для решения поставленной педагогической проблемы;
Участники мастер-класса осуществляют выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы.
Педагог- мастер должен иметь:
Иллюстративно- методические материалы, позволяющие участникам и жюри за короткое время понять сущность представляемого опыта;
схемы- алгоритма или других элементы- подсказок.
Технология проведения мастер- класса
Презентация педагогического опыта воспитателя по определенной проблеме (актуализация, краткое обоснование и описание основных идей технологии, метода и т.п.)
Имитационная игра: воспитатель-мастер проводит фрагмент (элемент) работы с детьми на слушателях, демонстрируя технологию, метод и т.д., слушатели одновременно играют две роли: воспитанников и экспертов,
Моделирование (объединение слушателей в малые группы для самостоятельной деятельности по разработке собственной модели в режиме технологии или метода мастера, мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею)
Рефлексия Представление результатов работы групп, их выступление с отчётом о выполнении задания. Результат совместной деятельности- демонстрация участниками разработок, показывающих возможность доступного применения метода мастера в практике собственной деятельности, дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей
Краткое заключительное слово воспитателя-мастера.
Особо следует обратить внимание на:
Речь и голос (тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи);
Мимику , жест, управление эмоциями;
Пантомимику (осанка, умение стоять, сидеть, наблюдать за поведением участников);
Умение сосредоточиться на предмете разговора, отсутствие скованности;
Искусство общения (психологическая избирательность, способность к педагогическому вниманию, эмпатия )
Педагогическую импровизацию (умение работать по плану «в голове», привлекать личный опыт, управлять незапланированными ситуациями);
Психологическую зоркость, умение вычислять «гениев» и поддерживать «отстающих»;
Коммуникативную культуру, умение вести диалог, дискуссию;
Чувство времени.
Критерии оценивания мастер-класса (муниципальный этап конкурса «Воспитатель года»):
глубина и оригинальность содержания
методическая и практическая ценность
умение взаимодействовать с широкой аудиторией
общая культура.
Критерии оценивания мастер-класса (региональный этап конкурса «Воспитатель года»):
глубина и оригинальность содержания;
методическая и практическая ценность для дошкольного образования;
умение транслировать (передавать) свой опыт работы;
общая культура;
коммуникативные качества.
Требования к проведению мастер- класса
Мастер- класс должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. (гл.передать спосбы деятельности – будь то приём, метод, методика или технология, а не просто сообщить информацию)
Мастер- класс должен состоять из заданий, которые направляют деятельность участников для решения поставленной педагогической проблемы;
Участники мастер-класса осуществляют выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы.
Технология проведения мастер- класса
Презентация педагогического опыта воспитателя по определенной проблеме (актуализация, краткое обоснование и описание основных идей технологии, метода и т.п.)
Имитационная игра: воспитатель-мастер проводит фрагмент (элемент) работы с детьми на слушателях, демонстрируя технологию, метод и т.д., слушатели одновременно играют две роли: воспитанников и экспертов,
Моделирование (объединение слушателей в малые группы для самостоятельной деятельности по разработке собственной модели в режиме технологии или метода мастера, мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею)
Рефлексия Представление результатов работы групп, их выступление с отчётом о выполнении задания. Результат совместной деятельности- демонстрация участниками разработок, показывающих возможность доступного применения метода мастера в практике собственной деятельности, дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей
Краткое заключительное слово воспитателя-мастера.
Особо следует обратить внимание на:
Речь и голос (тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи);
Мимику , жест, управление эмоциями;
Пантомимику (осанка, умение стоять, сидеть, наблюдать за поведением участников);
Умение сосредоточиться на предмете разговора, отсутствие скованности;
Искусство общения (психологическая избирательность, способность к педагогическому вниманию, эмпатия )
Педагогическую импровизацию (умение работать по плану «в голове», привлекать личный опыт, управлять незапланированными ситуациями);
Психологическую зоркость, умение вычислять «гениев» и поддерживать «отстающих»;
Коммуникативную культуру, умение вести диалог, дискуссию;