В данном пособии описывается алгоритм организации центра природы на основании требований Типовой программы "От рождения до школы", Государственного Образовательного Стандарта. Предназначено педагогам ДОУ, специалистам дошкольной педагогики.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Тукова Е.А., старший воспитатель, МДОУ «Ясли-сад №303 г.Донецка»
Введение
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому я думаю, что целью экологического воспитания дошкольников должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности
человека, его ценной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям.
Доказано, что познание мира природы, установление причинно-следственных связей происходит в процессе наблюдений, опытнической деятельности и экспериментирования. Поэтому, в данном пособии представлен алгоритм организации центра природы на основании требований Типовой образовательной программы «От рождения до школы», Государственного Образовательного Стандарта, обеспечивающий использование доступных дошкольникам способов обследования объектов, совершенствование познавательных действий экспериментального характера, развития восприятия, памяти, внимания, наблюдательности.
Научное обоснование проблемы экологического воспитания
Идея приобщения человека к природе, к её познанию, имеет глубокие корни. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский видели в природе могучий источник знаний. Необходимо показать детям уникальность, красоту и универсальность природы. Мы должны охранять природу не потому, что она нам что-то даёт, а потому, что она самоценна. Л. С. Выгодский отмечал, что именно в дошкольном возрасте «складывается первый абрис детского мировоззрения». И реальный мир природы этому способствует. Существенный вклад в решение проблемы экологического воспитания дошкольников на современном этапе внесли представители науки и практики: Федотова. И. А, Н. Н. Кондратьева, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, О. Ю. Тютюник, А. М. Хайдурова и др. В работах названных исследователей раскрываются цели и задачи, сущность и содержание экологического воспитания, основные методы и формы работы с детьми дошкольного возраста.
За последнее время внимание к проблемам экологического воспитания со стороны современной науки и практики для дошкольников разработана разноплановая программно – методическая литература, наглядные пособия, развивающие игры, видео и диафильмы.
Поисковая деятельность – это совместная деятельность педагога и детей, направленная на познание предметов и явлений природы, это поиск ответов на проблемные вопросы природы. В основе поисковой деятельности лежат опыты и эксперименты.
Требования к поисковой деятельности и содержание поисковой деятельности
Опыты не должны наносить вреда живым существам;
Методика опытов должна быть наглядна, проста.Содержание поисковой деятельности:
Опыты с явлениями неживой природы
Опыты с растениями
Опыты с животными
Основные цели :
1.Привить начальные экологические навыки и умения - поведенческие, познавательные, преобразовательные.
2.Развивать познавательную, творческую, общественную активность дошкольников в ходе
исследовательской деятельности.
3.Сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе.
Для успешной реализации поставленной цели необходимо обогащение эколого-развивающей среды группы, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития. Главная особенность этого условия - привнесение объектов живой и неживой природы в предметное окружение ребенка, в пространство его жизнедеятельности.
Организация центра природы
Для создания экологического уголка необходимо иметь определенное оборудование, кроме этого, важно чтобы воспитатель обладал знаниями в области биологии, химии, физики, географии, мог грамотно объяснить суть исследования, проводимого в данной зоне.
В детском саду оснащение центра природы можно представить следующим образом:
Зона приборов и оборудования
« Зона «Живой уголок»
Зона «Календарь природы»
«Зелёная зона»
Зона экспериментирования
Зона природных материалов
«Зелёная зона» (комнатные растения), где проходит трудовая деятельность детей по уходу за растениями; а также организован «огород» на окне; (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур), (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями)
Зона «Живой уголок»: папугайчики, рыбы, черепахи и др.,а также корма и средства по уходу за обитателями уголка;
Выставочная зона, где выставляются все рисунки и поделки детей, выполненные в процессе самостоятельной, совместной и непрерывной непосредственно-образовательной деятельности;
Зона «Календарь природы», календарь погоды, коллажи, карты – схемы «К то, где живёт?»;
Зона экспериментирования – это непосредственно место, где осу ществляется
исследование, используя оборудование и материалы, с которыми ребёнок может самостоятельно заниматься;
Зона природных материалов, или зона коллекций, предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекции включают в себя те объекты, которые могут собирать сами дошкольники и их родители (камни, семена растений, сухие листья, ветки, образцы песка, почвы и глины, речные и морские раковины, коры деревьев, шишки, гербарии, коллекции насекомых и др.).
Важную роль играет и демонстрационный материал, способствующий уточнению и закреплению знаний о природе (картинки, иллюстрации, альбомы, схемы, таблицы, фотоматериалы); подбор дидактических, словесных. подвижных и настольных игр экологического содержания; картотеки пословиц, поговорок, народных примет о природе; подбор музыкальных произведений (звуки природы, классические произведения, песни о природе).
Применение практического материала в экспериментальной и игровой деятельности
Формы проведения экспериментирования:
Детское экспериментирование
Поисковая деятельность
Наблюдения
Опыты
Экспериментирование в процессе игры наиболее эффективно. Играя, ребенок выполняет весь комплекс умственных и практических действий, причем, не осознавая это как процесс преднамеренного обучения. Ниже приведены примеры некоторых игр и опытов экологического содержания.
Экспериментирование с водой «Цветная вода»
Цели: познакомить со свойством воды – растворимостью, развивать наблюдательность, логику, кругозор.
Оборудование: стаканчики с водой, краски, палочки для размешивания, салфетка, клеёнка.
Ход.Воспитатель предлагает детям окрасить воду самим.Задание: что произойдет, если больше добавить краски? Результат: при добавлении большого количества краски вода становится более окрашенной.
Экспериментирование с песком «Песочная страна»
Цели: определить свойства песка, познакомить со способом рисования на песке.
Оборудование: коробки-песочницы, песок, инвентарь для игр с песком.
Ход. Детям предлагается рассмотреть песок, уточнить, что он состоит из песчинок и этим обуславливается его сыпучесть, рыхлость. Дети рисуют пальчиком на песке заданную картину.
Дидактическая игра «Подбери по цвету»
Цели: закрепление знаний об основных цветах, фруктах.Оборудование: цветные квадраты, муляжи фруктов.Ход. Детям необходимо сгруппировать фрукты по цвету.
Заключение
Создание условий для организации работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста способствует бережному отношению детей к природе, формирует экологическое сознание маленькой личности, а в будущем это окажет влияние на оздоровление экологической обстановки в нашем крае.
Содержание
Введение…………………………………………….3
Научное обоснование проблемы экологического воспитания………………………………………….5
Организация центра природы …………………….8
Применение практического материала в экспериментальной и игровой деятельности……16
Заключение……………………………………… 18
Список использованной литературы
1.Закон ДНР «Об образовании»;
2.Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования на 2015-2017 уч.г.г.;
3.Типовая образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – Арутюнян Л.Н., Сипачёва Е.В., Губанова Н.В. и др. – Донецк: Истоки, 2015;
4.Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.