kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическое пособие для центра природы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном пособии описывается алгоритм организации центра природы на основании требований Типовой программы "От рождения до школы", Государственного Образовательного Стандарта. Предназначено педагогам ДОУ, специалистам дошкольной педагогики.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие для центра природы»





ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯСЛИ-САД № 303 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

83095, г. Донецк, пр. Семашко, 57, тел.: (062) 277-13-40, e-mail: [email protected]

Идентификационный код: 36889004









Методическое пособие для центра природы







Донецк-2016г.


АВТОР:

Полежаева Кристина Викторовна, воспитатель II категории , МДОУ «Ясли-сад №303 г.Донецка»

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Веселкова С.Ю., воспитатель- методист МДОУ «Ясли-сад №308 г.Донецка»;

Тукова Е.А., старший воспитатель, МДОУ «Ясли-сад №303 г.Донецка»





Введение

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому я думаю, что целью экологического воспитания дошкольников должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности

человека, его ценной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям.

Доказано, что познание мира природы, установление причинно-следственных связей происходит в процессе наблюдений, опытнической деятельности и экспериментирования. Поэтому, в данном пособии представлен алгоритм организации центра природы на основании требований Типовой образовательной программы «От рождения до школы», Государственного Образовательного Стандарта, обеспечивающий использование доступных дошкольникам способов обследования объектов, совершенствование познавательных действий экспериментального характера, развития восприятия, памяти, внимания, наблюдательности.

Предназначено педагогам ДОУ, специалистам дошкольной педагогики.

 



Научное обоснование проблемы экологического воспитания

Идея приобщения человека к природе, к её познанию, имеет глубокие корни. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский видели в природе могучий источник знаний. Необходимо показать детям уникальность, красоту и универсальность природы. Мы должны охранять природу не потому, что она нам что-то даёт, а потому, что она самоценна. Л. С. Выгодский отмечал, что именно в дошкольном возрасте «складывается первый абрис детского мировоззрения». И реальный мир природы этому способствует. Существенный вклад в решение проблемы экологического воспитания дошкольников на современном этапе внесли представители науки и практики: Федотова. И. А, Н. Н. Кондратьева, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, О. Ю. Тютюник, А. М. Хайдурова и др. В работах названных исследователей раскрываются цели и задачи, сущность и содержание экологического воспитания, основные методы и формы работы с детьми дошкольного возраста.

За последнее время внимание к проблемам экологического воспитания со стороны современной науки и практики для дошкольников разработана разноплановая программно – методическая литература, наглядные пособия, развивающие игры, видео и диафильмы.

Познавательно – исследовательская (Поисковая деятельность)

Поисковая деятельность – это совместная деятельность педагога и детей, направленная на познание предметов и явлений природы, это поиск ответов на проблемные вопросы природы. В основе поисковой деятельности лежат опыты и эксперименты.

Требования к поисковой деятельности и содержание поисковой деятельности

  • Опыты не должны наносить вреда живым существам;

Методика опытов должна быть наглядна, проста. Содержание поисковой деятельности:

  • Опыты с явлениями неживой природы

  • Опыты с растениями

  • Опыты с животными

Основные цели :

1.Привить начальные экологические навыки и умения - поведенческие, познавательные, преобразовательные.

2.Развивать познавательную, творческую, общественную активность дошкольников в ходе

исследовательской деятельности.

3.Сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе.

Для успешной реализации поставленной цели необходимо обогащение эколого-развивающей среды группы, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития. Главная особенность этого условия - привнесение объектов живой и неживой природы в предметное окружение ребенка, в пространство его жизнедеятельности.

Организация центра природы

Для создания экологического уголка необходимо иметь определенное оборудование, кроме этого, важно чтобы воспитатель обладал знаниями в области биологии, химии, физики, географии, мог грамотно объяснить суть исследования, проводимого в данной зоне.

В детском саду оснащение центра природы можно представить следующим образом:



Зона приборов и оборудования

« Зона «Живой уголок»

Зона «Календарь природы»

«Зелёная зона»

Зона экспериментирования



Зона природных материалов







  • «Зелёная зона» (комнатные растения), где проходит трудовая деятельность детей по уходу за растениями; а также организован «огород» на окне; (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур), (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями)

  • Зона «Живой уголок»: папугайчики, рыбы, черепахи и др.,а также корма и средства по уходу за обитателями уголка;



  • Выставочная зона, где выставляются все рисунки и поделки детей, выполненные в процессе самостоятельной, совместной и непрерывной непосредственно-образовательной деятельности;

  • Зона «Календарь природы», календарь погоды, коллажи, карты – схемы «К то, где живёт?»;

  • Зона экспериментирования – это непосредственно место, где осу ществляется

исследование, используя оборудование и материалы, с которыми ребёнок может самостоятельно заниматься;

  • Зона приборов и оборудования:

  • весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы, глобус, термометры, компас, песочные часы;

  • подносы, посуда для экспериментирования (стаканчики, лейки, воронки, колбы);

  • Медицинские материалы: пипетки, шприцы без игл, резиновые груши, мерные ложечки, вата, бинт, деревянные палочки, пинцеты, мыло и др.;

  • Бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха, опилки, стружка;

  • Сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода);

  • свечи, фонарики;

  • Детские фартуки и нарукавники;

  • Разные виды бумаги, картона;

  • Муляжи фруктов, овощей, наборы игрушечных животных;

  • Схемы для проведения опытов;

  • Журнал для фиксирования результатов.

  • Зона природных материалов, или зона коллекций, предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекции включают в себя те объекты, которые могут собирать сами дошкольники и их родители (камни, семена растений, сухие листья, ветки, образцы песка, почвы и глины, речные и морские раковины, коры деревьев, шишки, гербарии, коллекции насекомых и др.).

Важную роль играет и демонстрационный материал, способствующий уточнению и закреплению знаний о природе (картинки, иллюстрации, альбомы, схемы, таблицы, фотоматериалы); подбор дидактических, словесных. подвижных и настольных игр экологического содержания; картотеки пословиц, поговорок, народных примет о природе; подбор музыкальных произведений (звуки природы, классические произведения, песни о природе).

Применение практического материала в экспериментальной и игровой деятельности

Формы проведения экспериментирования:

Детское экспериментирование





Поисковая деятельность

Наблюдения



Опыты







Экспериментирование в процессе игры наиболее эффективно. Играя, ребенок выполняет весь комплекс умственных и практических действий, причем, не осознавая это как процесс преднамеренного обучения. Ниже приведены примеры некоторых игр и опытов экологического содержания.

Экспериментирование с водой «Цветная вода»

Цели: познакомить со свойством воды – растворимостью, развивать наблюдательность, логику, кругозор.

Оборудование: стаканчики с водой, краски, палочки для размешивания, салфетка, клеёнка.

Ход.Воспитатель предлагает детям окрасить воду самим.Задание: что произойдет, если больше добавить краски? Результат: при добавлении большого количества краски вода становится более окрашенной.

Экспериментирование с песком «Песочная страна»

Цели: определить свойства песка, познакомить со способом рисования на песке.

Оборудование: коробки-песочницы, песок, инвентарь для игр с песком.

Ход. Детям предлагается рассмотреть песок, уточнить, что он состоит из песчинок и этим обуславливается его сыпучесть, рыхлость. Дети рисуют пальчиком на песке заданную картину.

Дидактическая игра «Подбери по цвету»

Цели: закрепление знаний об основных цветах, фруктах.Оборудование: цветные квадраты, муляжи фруктов.Ход. Детям необходимо сгруппировать фрукты по цвету.

Заключение

Создание условий для организации работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста способствует бережному отношению детей к природе, формирует экологическое сознание маленькой личности, а в будущем это окажет влияние на оздоровление экологической обстановки в нашем крае.

Содержание

Введение…………………………………………….3

Научное обоснование проблемы экологического воспитания………………………………………….5

Организация центра природы …………………….8

Применение практического материала в экспериментальной и игровой деятельности……16

Заключение……………………………………… 18

















Список использованной литературы

1.Закон ДНР «Об образовании»;

2.Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования на 2015-2017 уч.г.г.;

3.Типовая образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – Арутюнян Л.Н., Сипачёва Е.В., Губанова Н.В. и др. – Донецк: Истоки, 2015;

4.Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

5.Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром.Экспериментирование. – СПб. «Детство-пресс», 2015.

6.Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Академия, 2002.



4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическое пособие для центра природы

Автор: Полежаева Кристина Викторовна

Дата: 15.02.2018

Номер свидетельства: 457695

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Методическая статья на тему "РОЛЬ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В КЛАССЕ ХОРЕОГРАФИИ" "
    ["seo_title"] => string(81) "mietodichieskaia-stat-ia-na-tiemu-rol-kontsiertmieistiera-v-klassie-khorieografii"
    ["file_id"] => string(6) "239304"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444754549"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "ПАСПОРТ МЕТОДИЧЕСКОГО МИКРОКАБИНЕТА ГРУППЫ (пример)"
    ["seo_title"] => string(54) "pasport_mietodichieskogo_mikrokabinieta_gruppy_primier"
    ["file_id"] => string(6) "437186"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1509980057"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "«Разнообразие цвета окружающего мира. Цвет в природе и жизни человека» "
    ["seo_title"] => string(84) "raznoobraziie-tsvieta-okruzhaiushchiegho-mira-tsviet-v-prirodie-i-zhizni-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "229814"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441889683"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Разработка урока  биологии 8 класс с мультимедийной презентацией "Орган слуха и равновесия. Их анализаторы." "
    ["seo_title"] => string(114) "razrabotka-uroka-biologhii-8-klass-s-mul-timiediinoi-priezientatsiiei-orghan-slukha-i-ravnoviesiia-ikh-analizatory"
    ["file_id"] => string(6) "112316"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408516552"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "проект по историческому  краеведению "Память, застывшая в камне""
    ["seo_title"] => string(70) "proiekt-po-istorichieskomu-kraieviedieniiu-pamiat-zastyvshaia-v-kamnie"
    ["file_id"] => string(6) "249664"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446954151"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства