kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическое разработка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Человеческая культура возникла и развивается в игре, как игра.Й. Хейзинга.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическое разработка»

Игровые технологии.

КГКП «Школа Искусств №2»г.Караганда

Байшагыр Т.К.-преподаватель домбыры


Человеческая культура возникла

и развивается в игре, как игра.

Й. Хейзинга.

Игровая деятельность.

Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоения общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

- в качестве урока или его части (введение, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как технологии внеклассной работы («Угадай мелодию», «Музыкальный ринг», «Дебаты» и др.).

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующего ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно – познавательной направленностью (см. рис).


  1. Педагогическая технология музыкально – игровых методик.

Музыкально – игровые методики требуют тонкого подхода к их применению: с одной стороны, ребёнок свободен поступать, как ему вздумается в процессе принятия решений, а с другой – музыкальная игра требует от него подчинения этих решений основным законам музыки. Организуя любую музыкальную игру, важно рассматривать каждого ребёнка как индивидуальность, способную проявить своё личное «я». Игра должна соответствовать возрасту и особенностям личности ребёнка, а так же создавать положительное эмоциональное настроение, даже у проигравших детей.

Технология объяснения музыкальной игры должна соответствовать ряду требований:

- ясность и чёткость в изложении;

- эмоциональная выразительность и достаточная громкость независимо от количества игроков;

- использование всевозможных видов воздействия (словесного, зрительного, слухового).

Главенствующая роль в успешном проведении музыкальной игры принадлежит музыке, которая должна соответствовать принципам художественности и доступности. Главенствующая роль в успешном проведении музыкальной игры принадлежит музыке, которая должна соответствовать принципам художественности и доступности. Необходимо регулировать темп игры, не допускать ненужных пауз, вести игру в хорошем настроении. Продолжительность музыкальной игры зависит от интереса детей.

При подведении итогов музыкальной игры необходимо помнить о том, что выйти из игры каждый ребёнок должен с чувством эмоциональной удовлетворённости и радости от участия в ней. Детям или подгруппам детей, достигшим хороших результатов, можно наряду с похвалой вручать поощрительные призы.


  1. Классификация музыкально-игровых методик.

Н.А. Ветлугина разделяла музыкально-дидактические музыкальные игры для развития музыкально-сенсорных способностей на настольные, подвижные и хороводные игры (т.е. на основании некоторых видов игровых действий детей).

Э.П. Костина дополнительно классифицирует настольные музыкально-дидактические игры для развития музыкально-сенсорных способностей детей.

Иногда игры и пособия подразделяются на основании вида музыкальной деятельности, который осваивается с их помощью. Так Л.Н. Комиссаров выделяет три группы музыкально-дидактических пособий для развития музыкального восприятия: различения характера музыки, элементов изобразительности и средств музыкальной выразительности.

Можно классифицировать музыкальные игры и пособия на основании задач музыкального воспитания детей, а именно развитии способностей эмоционального сопереживания музыке, музыкального слуха и чувства ритма.

В этой работе предлагается классификация музыкально-игровых методик на основании использования всех видов детской музыкальной деятельности (восприятия, исполнительности, творчества), образующих понятия «музыкальность» в развитии музыкальных способностей детей:

- игры, развивающие музыкальный слух (звуковысотный, тембровый, динамический);

- игры, развивающие чувства ритма;

- игры, способствующие восприятия музыки по средством движений;

- игры, синтезирующие различные виды детской музыкальной деятельности (пение, движение);

- музыкально-игровые композиции

Игры, развивающие музыкальный слух

Ведущая роль в восприятии музыкальных звуков играет их высота, которая ставит их в то или другое высотное положение по отношению друг к другу. Значит музыкальный звук в узком смысле – это, прежде всего, звуковысотный слух (способность воспринимать и воспроизводить высоту музыкального слуха), но приоритетная роль звуковысотного слуха не снижает значение тембрового (способность различать окраску звучания) и динамического слуха (способность различать силу звучания).


  1. Музыкальные игры, развивающие звуковысотный слух.

Игра «Музыкальная лесенка»

Педагог рассказывает детям первого класса об особенной музыкальной лесенке, которую нельзя не увидеть и потрогать руками, т.к. ее ступеньки – музыкальные звуки – можно только услышать. Детям предлагается прослушать движения звука вверх и вниз по ступенькам музыкальной лесенки, сопровождая свое пение движением ладони по воображаемым ступенькам.

Сту-пень-ки-зву-ки вверх и=дут,

За-тем о-ни нас вниз све-дут.

Или

Вот и-ду я вверх,

Вот и-ду я вниз.

Упражнение повторяется несколько раз вместе с детьми. Для закрепления представлений детей о поступенчатом движении мелодии вверх и вниз педагог использует наглядность(деревянная лесенка, позже гамма до мажор ).

Игра «Нарисуй мелодию»

Педагог раздаёт детям карточки с изображением двух линий и ноты-кружочки, затем исполняет мелодию и даёт задание определить, из какого количества ступенек музыкальной лесенки она состоит. Детям предлагается пропеть мелодию вместе с педагогом и нарисовать её на карточке, используя ноты-кружочки, затем пропеть, глядя на графическое изображение.

Например:

КОЛОКОЛЬЦА БУБЕНЦЫ.


Колокольца - бубенцы



Раззвонились, удальцы.


  1. Музыкальные игры, развивающие тембровый слух.

Игра Колокольца – бубенцы.

Дети водят хоровод, исполняя песенку «Колокольца – бубенцы», в кругу стоит ребёнок с завязанными глазами. Последнюю фразу исполняет тот ребёнок, которому педагог даёт колокольчик. Стоящий в кругу, должен узнать поющего и поймать его по звуку колокольчика. Игра повторяется с новым солистом.

Игра «Угадай инструмент».

Детям раздаются карточки с изображением различных инструментов. Педагог предлагает детям прослушать различные произведения, затем дети выбирают карточки и изображением звучащего инструмента.

Произведения должны быть доступны, звучать не менее 30 секунд.


  1. Музыкальные игры, развивающие динамический слух.

Игра с игрушкой.

Дети стоят в кругу в руках держат игрушку. Под громкое звучание «игрушка» пляшет, под тихое – прячется за спину. Невнимательные дети выбывают из круга.

Игра «Грибы».

Дети стоят в кругу, сложив руки над головой. Если динамика музыки усиливается (крещендо) «грибы» растут и наоборот.

Игра «Колечко».

Выбирается водящий, который выходит за дверь. Дети сидят на стульчиках, протягивая сомкнутые ладошки педагогу, кому-то он в ладошки прячет колечко. После этого дети зовут водящего. Водящий подставляют каждому ребенку обе ладошки, в которые дети поочередно вкладывают закрытые свои. При этом тише или громче поют знакомую песенку, и по ее динамическому звучанию водящий пытается найти колечко.


  1. Игры, развивающие музыкальную память.

Игра «Сколько нас поет».

Педагог играет песенку, содержащую не более 3 звуков различных по высоте. Дети должны поднять карточку, на которой изображено столько поющих, сколько звуков в мелодии. Игра повторяется несколько раз, с использованием разнообразных знакомых детям песен.

Игра «Музыкальный волчок»

Дети стоят, образуя круг, в центе которого находится стол с разложенными по кругу карточками с изображением знакомых песен. В середине карточного круга находится волчок со стрелкой, педагог вращает волчок, после остановки которого стрелочка указывает на определенную карточку. Дети по изображению должны сказать название песни и чисто ее проинтонировать.


  1. Музыкальные игра, развивающие чувства ритма.

Чувства ритма – это восприятия и воспроизведения временных отношений в музыке. Во время восприятия музыки человек совершает заметные или незаметные движения, соответствующие ее ритму. Это говорит о наличии глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, о моторной природе музыкального ритма.

Ритм – одно из выразительных средств в музыке, с помощью которого передается ее содержание, поэтому чувство ритма составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку.

Развитие чувства ритма основная цель предлагаемых музыкально-игровых методик и музыкально-дидактического материала.

Игра «Дружное ЭХО»

Этот игровой прием не только развивает внимание, но и чувство ритма, а зачастую может служить игровой разминкой между различными видами деятельности на уроке. Присутствующие отвечают на звуки ведущего (учителя или сверстника) дружным эхом. Например, на хлопок преподавателя (или ритмический узор из нескольких хлопков) классу удается ответить дружным хлопком в том случае, если все присутствующие не замкнуты на себе, а открыты для работы с другими. Тогда действительно в ответ на «хлопок» ведущего раздается упругий, без рикошета хлопок всего класса.

Часто единого хлопка не получается потому, что часть учеников настроены только на учителя. Они стараются одновременно или почти одновременно с учителем хлопнуть в ладоши и забывают о том, что эхо должно быть дружным, то есть всем присутствующим нужно воспроизводить звук одновременно.

Усложнениями в задании-упражнении могут быть: отбивание ведущим серии хлопков (3-6) в определенном (сложном) ритме; замена хлопков постукиванием по стулу, стене, коленям или притоптыванием. Например, ученики после непродолжительных тренировок на нескольких занятиях научились дружно отхлопывать заданный ритм и делают это с явным удовольствием. Ведущий, видя, что задание «эхо» становится слишком легким, а это грозит в недалеком будущем потерей у играющих интереса, неожиданно подходит к стене и хлопает по ней ладонью два раза. В классе замешательство. Кто-то уже подбежал к той же стене и хлопнул по ней два раза. Кто-то хлопнул еще раньше о стену, которая была у него за спиной. А кто-то все еще растерянно стоит и не понимает, почему его не подождали.

«Эхо» можно использовать в разных моментах урока. Но продолжительность его не должна быть большой, иначе игровой характер незаметно для педагога, но заметно для детей перейдет в свою противоположность — педагогическую муштру.

Игра «Ритмический оркестр»

Педагог разбивает детей на четыре равные подгруппы (по 5-6 человек), каждая из которых образует сторону квадрата. В руках у каждой подгруппы однородные музыкальные инструменты (1 – бубны, 2 – ложки, 3 – треугольники, 4 – трещотки). В центре квадрата стоит дирижер. Все дети исполняют песню. По указанию дирижера, обращенному к какой-либо подгруппе детей, она исполняет данную фразу песни и играет на музыкальных инструментах. Усложнять игру можно ускорением темпа, а также использование одновременного звучания всего оркестра (две руки дирижера подняты вверх). При сочетании пения с игрой игра не должна заглушать песню. В качестве дирижера сначала выступает педагог, а потом любой ребенок по желанию.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическое разработка

Автор: Байшагыр Толкын Келистемировна

Дата: 08.11.2016

Номер свидетельства: 356867

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Методическая разработка по теме "My family''"
    ["seo_title"] => string(42) "mietodichieskaiarazrabotkapotiemiemyfamily"
    ["file_id"] => string(6) "282871"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453739739"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Методическая разработка открытого урока  производственного обучения  «Отделка поверхности гипсовыми изделиями»"
    ["seo_title"] => string(113) "mietodichieskaiarazrabotkaotkrytoghourokaproizvodstviennoghoobuchieniiaotdielkapovierkhnostighipsovymiizdieliiami"
    ["file_id"] => string(6) "322321"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461569081"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Методическая разработка открытого урока  производственного обучения  «Отделка поверхности гипсовыми изделиями»"
    ["seo_title"] => string(114) "mietodichieskaiarazrabotkaotkrytoghourokaproizvodstviennoghoobuchieniiaotdielkapovierkhnostighipsovymiizdieliiami1"
    ["file_id"] => string(6) "322322"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461569088"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Методическая разработка открытого урока  производственного обучения  «Отделка поверхности гипсовыми изделиями»"
    ["seo_title"] => string(114) "mietodichieskaiarazrabotkaotkrytoghourokaproizvodstviennoghoobuchieniiaotdielkapovierkhnostighipsovymiizdieliiami2"
    ["file_id"] => string(6) "322323"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461569094"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Методическая разработка открытого урока  производственного обучения  «Отделка поверхности гипсовыми изделиями»"
    ["seo_title"] => string(114) "mietodichieskaiarazrabotkaotkrytoghourokaproizvodstviennoghoobuchieniiaotdielkapovierkhnostighipsovymiizdieliiami3"
    ["file_id"] => string(6) "322324"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461569101"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства