Просмотр содержимого документа
««Методы и приемы коррекционной работы стревожными детьми»»
Тема «Методы и приемы коррекционной работы с тревожными детьми».
МИР «ОСОБОГО» РЕБЁНКА
Мир «особого» ребёнка – Интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка – Безобразен и красив. Неуклюж, немного страшен, Добродушен и открыт Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему он молчалив? Почему он так испуган? И совсем не говорит? Мир «особого» ребёнка… Он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребёнка Допускает лишь своих.
Тема моей методической планерки: «Методы и приемы коррекционной работы с тревожными детьми».
Тревожность – устойчивое состояние, повышенная склонность испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают. Тревожность может быть не связана с какой-либо конкретной ситуацией и проявляется почти всегда, сопутствуя человеку практически в любом виде деятельности.
Тревога – это нормальное эпизодическое проявление беспокойства, волнения.
Каждому ребёнку присущи определённые страхи. Однако, если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности. Например, если ребёнок периодически волнуется перед выступлением или ответом у доски – это нормальное появление тревоги. Если же это состояние повторяется всегда и в самых разных ситуациях, то это – тревожный ребёнок.
Причины тревожности.
Портрет тревожного ребенка
Тревожного ребенка отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.
Критерии выявления тревожности у ребенка.
С целью выявления тревожного ребенка используйте опросники (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.).
1. Не может долго работать, не уставая. 2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то. 3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство. 4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован. 5. Смущается чаще других. 6. Часто говорит о напряженных ситуациях. 7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке. 8. Жалуется, что ему снятся страшные сны. 9. Руки у него обычно холодные и влажные. 10. У него нередко бывает расстройство стула. 11. Сильно потеет, когда волнуется. 12. Не обладает хорошим аппетитом. 13. Спит беспокойно, засыпает с трудом. 14. Пуглив, многое вызывает у него страх. 15. Обычно беспокоен, легко расстраивается. 16. Часто не может сдержать слезы. 17. Плохо переносит ожидание. 18. Не любит браться за новое дело. 19. Не уверен в себе, в своих силах. 20. Боится сталкиваться с трудностями.
Лист наблюдений
Фамилия и имя ребенка _____________________ Возраст ребенка _______________
Дата наблюдения.
Признаки тревожности.
Результаты наблюдения.
Суммируйте количество "плюсов", чтобы получить общий балл тревожности.
Высокая тревожность - 15-20 баллов. Средняя - 7-14 баллов. Низкая - 1-6 баллов.
Как помочь тревожному ребенку?
Работа с тревожным ребенком сопровождается с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время. Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях: 1. Повышение самооценки.
2. Обучение детей умению управлять своим поведением.
Конечно же, повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу.
1.Оказывать тревожным детям поддержку, проявлять искреннюю заботу о них и как можно чаще давать позитивную оценку их действиям и поступкам.
2. Называть ребенка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых.
3. Не сравнивать выполнение заданий одних детей с другими.
4. Избегать заданий, которые выполняются за фиксированное время,
не повторять вопрос дважды.
5. Постараться установить визуальный контакт «глаза в глаза».
6.Желательно, чтобы тревожные дети почаще участвовали в таких играх в кругу, как "Комплименты", "Я дарю тебе...", которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих.
А чтобы о достижениях каждого воспитанника узнали окружающие, в группе можно оформить стенд "цветик-семицветик", на котором вся информация будет посвящена успехам конкретного ребенка.
В центре цветка прикрепить фотографию ребенка, а на лепестках, соответствующих дням недели, помещать информацию о его результатах, которыми он может гордиться.
Позитивная информация важна и для взрослых, и для детей – для установления взаимопонимания между ними. Причем нужна она для родителей детей любого возраста. Таким образом, наглядные формы работы (оформление стендов, информационных "цветиков-семицветиков" и т. п.) помогают решить сразу несколько педагогических задач, одна из которых – повышение самооценки детей, особенно обладающих высокой тревожностью.
2.Обучение детей умению управлять своим поведением.
1. Эффективным способом научить ребенка управлять своим поведением может быть совместное со взрослым сочинение сказок и историй.
2. Целесообразно применять в работе ролевые игры, в которых разыгрываются как знакомые ситуации, так и те, что вызывают особую тревогу например, «боюсь врача, собаки и т. п.» Эти игры, в которых ребёнок действует от имени вымышленного персонажа, помогают ему выразить свои эмоции, справиться с напряжением и в конце концов преодолеть свои страхи.
3. Желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы. Можно поговорить с детьми, сидя в кругу, об их чувствах и переживаниях в волнующих их ситуациях.
4. Целесообразно использовать литературные произведения с ярко прорисованными характерологическими чертами героев и явным разрешением проблем.
3. Снятие мышечного напряжения.
Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирания тела. Еще один способ снятия излишней тревожности - раскрашивание лица старыми мамиными помадами. Можно также устроить импровизированный маскарад, шоу. Для этого надо приготовить маски, костюмы или просто старую взрослую одежду. Участие в представлении поможет тревожным детям расслабиться.
Какие возможные методы и приемы можно использовать при работе с тревожными детьми?
1.ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ.
Игра вызывает активность ребенка, его инициативу, самостоятельность, развивает умение управлять своими чувствами, эмоциями, принимать решения. Включаясь в игру, ребенок переступает порог застенчивости, подражая героям игры, учится преодолевать страх и испуг, неизбежный в любой игре.
2. КУКЛОТЕРАПИЯ.
У детей появляется возможность выразить свои переживания, мысли от имени куклы, а ширма позволяет спрятаться, огородить себя от других, снять скованность, неуверенность. Куклы позволяют детям удовлетворить свою потребность в желаемой для ребенка модели поведения (быть смелым, ловким, уверенным, остроумным, общительным и т. д.).
3.БИХЕВИОРАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ.
Бихевиоральная терапия, направленная на лечение фобий и тревожных расстройств, использует несколько техник, одна из которых называется техника внешнего воздействия. При этом ребенок сознательно сталкивается с пугающей ситуацией и пытается справиться с ней. Таким образом купируется реакция спасения или бегства. Этот метод помогает примерно 75% детей с тревожными расстройствами.
4. РИСУНОЧНАЯ ТЕРАПИЯ Многие дети не могут выразить свои проблемы вербальным путем, а рисование - самый доступный вид деятельности для детей . Кроме того, изучение детских рисунков позволяет лучше понять интересы, увлечения детей, особенности их темперамента, переживаний и внутреннего мира. В ходе занятий проводятся следующие виды тематического рисования:
Кого или чего я боюсь?
Ночные звуки.
В темной норке.
Чего или кого я боюсь на самом деле (рисование оставшихся страхов).
Как я победил свой страх.
Кем я был, и кем я стал.
5. СКАЗКОТЕРАПИЯ.
Сказкотерапия в коррекции детской тревожности, является самым безопасным и интересным методом. С помощью сказки мы можем понять и обсудить с ребенком причины его неуверенности, тревожности, боязливости, и что немало важно ребенок перерабатывает свою проблему через собственный эмоциональный фон.
6.БИБЛИОТЕРАПИЯ.
Специальное коррекционное воздействие на ребенка с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния.
7. ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ.
Для детей – это простой, естественный способ рассказать о своих тревогах, страхах и других важных переживаниях, преодолеть эмоциональное напряжение. Песочная игра дает ребенку возможность не только перенести свои переживания в ящик с песком и взглянуть на них со стороны, но и научиться успешно с ними взаимодействовать.