kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Методы и приемы коррекционной работы стревожными детьми»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка "Методы и приемы коррекционной работы с тревожными детьми"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Методы и приемы коррекционной работы стревожными детьми»»

Тема «Методы и приемы коррекционной работы с тревожными детьми».


МИР «ОСОБОГО» РЕБЁНКА


Мир «особого» ребёнка –
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребёнка –
Безобразен и красив.
Неуклюж, немного страшен,
Добродушен и открыт
Мир «особого» ребёнка.
Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?
Почему он молчалив?
Почему он так испуган?
И совсем не говорит?
Мир «особого» ребёнка…
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребёнка
Допускает лишь своих.


Тема моей методической планерки: «Методы и приемы коррекционной работы с тревожными детьми».


Тревожность – устойчивое состояние, повышенная склонность испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают. Тревожность может быть не связана с какой-либо конкретной ситуацией и проявляется почти всегда, сопутствуя человеку практически в любом виде деятельности.

Тревога – это нормальное эпизодическое проявление беспокойства, волнения.

Каждому ребёнку присущи определённые страхи. Однако, если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности. Например, если ребёнок периодически волнуется перед выступлением или ответом у доски – это нормальное появление тревоги. Если же это состояние повторяется всегда и в самых разных ситуациях, то это – тревожный ребёнок.


Причины тревожности.




Портрет тревожного ребенка

Тревожного ребенка отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие
Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.


Критерии выявления тревожности у ребенка.


С целью выявления тревожного ребенка используйте опросники (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.).


1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.


Лист наблюдений

Фамилия и имя ребенка _____________________
Возраст ребенка _______________


Дата наблюдения.

Признаки тревожности.

Результаты наблюдения.





Суммируйте количество "плюсов", чтобы получить общий балл тревожности.

Высокая тревожность - 15-20 баллов. Средняя - 7-14 баллов. Низкая - 1-6 баллов.

Как помочь тревожному ребенку?


Работа с тревожным ребенком сопровождается с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.
Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:
1. Повышение самооценки.

2. Обучение детей умению управлять своим поведением.

3. Снятие мышечного напряжения.
Рассмотрим подробнее каждое из названных направлений.
1.Повышение самооценки.


Конечно же, повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу.


1.Оказывать тревожным детям поддержку, проявлять искреннюю заботу о них и как можно чаще давать позитивную оценку их действиям и поступкам.


2. Называть ребенка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых.


3. Не сравнивать выполнение заданий одних детей с другими.


4. Избегать заданий, которые выполняются за фиксированное время,

не повторять вопрос дважды.


5. Постараться установить визуальный контакт «глаза в глаза».


6.Желательно, чтобы тревожные дети почаще участвовали в таких играх в кругу, как "Комплименты", "Я дарю тебе...", которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих.


А чтобы о достижениях каждого воспитанника узнали окружающие, в группе можно оформить стенд "цветик-семицветик", на котором вся информация будет посвящена успехам конкретного ребенка.

В центре цветка прикрепить фотографию ребенка, а на лепестках, соответствующих дням недели, помещать информацию о его результатах, которыми он может гордиться.

Позитивная информация важна и для взрослых, и для детей – для установления взаимопонимания между ними. Причем нужна она для родителей детей любого возраста. 
Таким образом, наглядные формы работы (оформление стендов, информационных "цветиков-семицветиков" и т. п.) помогают решить сразу несколько педагогических задач, одна из которых – повышение самооценки детей, особенно обладающих высокой тревожностью. 


2.Обучение детей умению управлять своим поведением.


1. Эффективным способом научить ребенка управлять своим поведением может быть совместное со взрослым сочинение сказок и историй.


2. Целесообразно применять в работе ролевые игры, в которых разыгрываются как  знакомые ситуации, так и те, что вызывают особую тревогу например, «боюсь врача, собаки и т. п.»  Эти игры, в которых ребёнок действует от имени вымышленного персонажа, помогают ему выразить свои эмоции, справиться с напряжением и в конце концов преодолеть свои страхи.


3. Желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы. Можно поговорить с детьми, сидя в кругу, об их чувствах и переживаниях в волнующих их ситуациях.


4. Целесообразно использовать литературные произведения с ярко прорисованными характерологическими чертами героев и явным разрешением проблем.


3. Снятие мышечного напряжения.


Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирания тела.
Еще один способ снятия излишней тревожности - раскрашивание лица старыми мамиными помадами. Можно также устроить импровизированный маскарад, шоу. Для этого надо приготовить маски, костюмы или просто старую взрослую одежду. Участие в представлении поможет тревожным детям расслабиться.


Какие возможные методы и приемы можно использовать при работе
с тревожными детьми?


1.ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ.

Игра вызывает активность ребенка, его инициативу, самостоятельность, развивает умение управлять своими чувствами, эмоциями, принимать решения. Включаясь в игру, ребенок переступает порог застенчивости, подражая героям игры, учится преодолевать страх и испуг, неизбежный в любой игре. 


2. КУКЛОТЕРАПИЯ.

У детей появляется возможность выразить свои переживания, мысли от имени куклы, а ширма позволяет спрятаться, огородить себя от других, снять скованность, неуверенность. Куклы позволяют детям удовлетворить свою потребность в желаемой для ребенка модели поведения (быть смелым, ловким, уверенным, остроумным, общительным и т. д.).


3.БИХЕВИОРАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ.

Бихевиоральная терапия, направленная на лечение фобий и тревожных расстройств, использует несколько техник, одна из которых называется техника внешнего воздействия. При этом ребенок сознательно сталкивается с пугающей ситуацией и пытается справиться с ней. Таким образом купируется реакция спасения или бегства. Этот метод помогает примерно 75% детей с тревожными расстройствами.


4. РИСУНОЧНАЯ ТЕРАПИЯ
Многие дети не могут выразить свои проблемы вербальным путем, а рисование - самый доступный вид деятельности для детей . Кроме того, изучение детских рисунков позволяет лучше понять интересы, увлечения детей, особенности их темперамента, переживаний и внутреннего мира.
В ходе занятий проводятся следующие виды тематического рисования:

Кого или чего я боюсь?

Ночные звуки.

В темной норке.

Чего или кого я боюсь на самом деле (рисование оставшихся страхов).

Как я победил свой страх.

Кем я был, и кем я стал.


5. СКАЗКОТЕРАПИЯ.

Сказкотерапия в коррекции детской тревожности, является самым безопасным и интересным методом. С помощью сказки мы можем понять и обсудить с ребенком причины его неуверенности, тревожности, боязливости, и что немало важно ребенок перерабатывает свою проблему через собственный эмоциональный фон.


6.БИБЛИОТЕРАПИЯ.

Специальное коррекционное воздействие на ребенка с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния.


7. ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ. 

Для детей – это простой, естественный способ рассказать о своих тревогах, страхах и других важных переживаниях, преодолеть эмоциональное напряжение. Песочная игра дает ребенку возможность не только перенести свои переживания в ящик с песком и взглянуть на них со стороны, но и научиться успешно с ними взаимодействовать.


8. ТЕЛЕСНАЯ ТЕРАПИЯ.

Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.


9. ПСИХОГИМНАСТИКА

Помогает преодолеть барьеры общения, развивает лучшее понимание себя и других, снимает психическое напряжение, создает возможность для самовыражения.


10. АРТ-ТЕРАПИЯ.

Актуализирует страхи, повышает уверенность, развивает мелкую моторику, снижает тревожность.


11.МУЗЫКАЛЬНАЯ И ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ.

Моделирует эмоции, поднимает настроение, снижает чувство тревожности.



Рекомендации для педагогов по работе с тревожными детьми.

1. Избегайте состязаний и каких-либо видов робот, учитывающих скорость.

2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.

3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.

4. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

5. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.

6. Демонстрируете образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

7. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.

8. Будьте последовательны в воспитании ребенка.

9. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.

10. Используйте наказание лишь в крайних случаях.

11. Не унижайте ребенка, наказывая его.


Рекомендации родителям по воспитанию тревожного ребенка.

1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей.

2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. 


4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

5. Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно чем-либо заниматься , выберите для него занятие по душе.


Свое выступление хотелось бы закончить словами А.С. Макаренко.


«САМЫЕ СЧАСТЛИВЫЕ ДЕТИ БЫВАЮТ У СЧАСТЛИВЫХ РОДИТЕЛЕЙ»


А.С. МАКАРЕНКО.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
«Методы и приемы коррекционной работы стревожными детьми»

Автор: Милехина Надежда Валерьевна

Дата: 09.05.2018

Номер свидетельства: 468845


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства