kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Методы обучения в детском саду"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа предназначена в помощь воспитателям детского сада и раскрывает основные методы обучения в детском саду

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Методы обучения в детском саду"»

Дети учатся лучше и в тысячу раз успешнее, если им дают возможность самостоятельно исследовать основы изучаемого материала. ( Питер Клайн). Мы с вами знаем, что у выпускника детского сада должны быть сформированы такие интегративные качества как способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту, способность применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим. В этой связи усилия педагога детского сада должны быть направлены на развитие у ребёнка старшего дошкольного возраста самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождения путей и способов её осуществления, способности получить результат. Успешно решать данные задачи позволяет внедрение современных образовательных технологий, которые обогащают субъектный опыт детей, обеспечивают самостоятельную деятельность ребёнка. Рассмотрим технологию проблемного обучения, которая является специально созданной совокупностью специфических приёмов и методов, помогает детям самостоятельно добывать знания, учит самостоятельно применять их в решении новых познавательных задач. Технология проблемного обучения - это специально созданная совокупность приёмов и методов, которые способствуют формированию самостоятельной познавательной деятельности ребёнка и развитию творческого мышления. Методы обучения – это способы работы воспитателя, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей. Прием – это часть метода. Прежде всего необходимо помнить, что при организации познавательной деятельности отношения «ребенок-взрослый» должны строиться на соучастии в деятельности. Вести дошкольника к такому соучастию надо постепенно: от наблюдений за деятельностью взрослых к эпизодическому участию в ней, затем партнерству и, наконец, к сотрудничеству. И так, решение познавательных задач вместе со взрослыми и сверстниками – путь к развитию способности сомневаться, критически мыслить. В педагогической литературе такой путь называется проблемным обучением. Суть проблемного обучения заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает вопросу, догадки. Для этого существуют различные формы организации проблемного обучения. Как организовать познавательную деятельность детей, чтобы развивать психические процессы? (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, а также развитие речи). Существуют четыре уровня проблемности в обучении: СЛАЙД 2

1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.

2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод).

Исходя из этого, в своей работе рекомендую использовать педагогическую технологию проведения учебных исследований дошкольниками А.И.Савенкова. СЛАЙД 3 СЛАЙД 4

Преимущества данной технологии очевидны: процесс усвоения знаний происходит при продуктивном, или развивающем обучении. Ребенок сам добывает знания, сам находит ответы на поставленные вопросы. СЛАЙД 5

Целью данной технологии является активизация поисковой деятельности дошкольника, которая, в свою очередь, способствует формированию исследовательского поведения. Реализация цели предполагает решение следующих задач: СЛАЙД 6

1.Становление любознательности как комплекса интеллектуальных способностей и мотивационных факторов.

2. Развитие умений видеть проблемы, вырабатывать гипотезы; наблюдать; проводить эксперименты.

3. Обогащение опыта ребенка жизненными мыслями о мире человека, природы, рукотворном мире и помощь в накоплении опыта продуктивной творческой деятельности.

СЛАЙД 7

Организация самостоятельных исследований предполагает сформированность у детей следующих исследовательских умений и навыков: умение видеть проблему;

-умение выдвигать гипотезы;

-умение задавать вопросы;

-умение давать определения понятиям;

-умение классифицировать;

-умений и навыков работать с парадоксами;

-умений наблюдать;

-умения высказывать суждения и делать умозаключения;

-развитие дивергентного мышления (Диверге́нтное мышление (от лат. divergere – расходиться) — метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы).

С целью активизации исследовательской деятельности воспитанников А.И.Савенков рекомендует использовать следующие методы исследований: СЛАЙД 8

Экскурсия - позволяет изучать самые разные объекты в их реальном окружении, в действии, дает бесконечно большой материал для собственных наблюдений, анализа и осмысления. В ходе работы следует активно использовать эту форму организации, так как бесконечно большое количество источников для получения новых сведений создает прекрасную базу для аналитической работы мысли, выработки суждений, умозаключений и выводов.

Коллекционирование - в исследовательской практике играет важную роль. Стремление к коллекционированию нужно рассматривать как проявление поисковой активности, а само коллекционирование – как материализованную интеллектуальную способность к классифицированию и систематизации. Коллекционирование – занятие долговременное. Оно требует таких личностных черт, как целеустремленность, обстоятельность в работе, четкость в отборе материала. Ребенок, собирая коллекцию, расширяет свой кругозор, осваивает навыки исследовательского поиска. Также это один из эффективных способов включения в совместную деятельность родителей воспитанников, которые активно помогали детям в сборе экземпляров и информации и собранном материале.

Наблюдение можно без преувеличения квалифицировать как самый популярный и самый доступный метод исследования, применяемый в большинстве наук. Постоянно используется наблюдение обычным человеком в повседневной жизни. Оно служит ценнейшим и совершенно незаменимым источником получения разнообразных сведений о мире дошкольниками. В научной практике наблюдение как метод исследования характеризует еще и то, что в ходе него могут использоваться различные приборы и приспособления – телескопы, микроскопы, измерительные приборы и т.д. для того чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность. Еще ее называют сестрой внимательности. Наблюдательность – сплав внимательности и мышления. Почему ребенок по собственной инициативе видит в предмете какие-то новые стороны и специфические особенности? Происходит это потому, что его восприятие и внимание носят аналитический характер – он не просто фиксирует внешний мир, для восприятия ему необходимы интеллектуальные действия. Он анализирует объект, сравнивает, оценивает, находит общее с другими. Умение наблюдать тесно связано с умением видеть проблемы.

Особое место в науке и наших повседневных исследованиях принадлежит эксперименту. Эксперимент – важнейший из методов исследования. Это слово в переводе с латинского означает «проба, опыт». Так именуют метод познания, при помощи которого в строго контролируемых и управляемых условиях исследуется явление природы или общества. В отличие от наблюдения, только лишь фиксирующего свойства предметов, эксперимент предполагает воздействие человека на объект и предмет исследования, это воздействие в детском саду может проходить как в специально оборудованных «Уголках экспериментирования», так и в естественных условиях – например, на прогулочном участке. Любой эксперимент предполагает проведение каких либо практических действий с целью проверки и сравнения. Самые интересные для воспитанников эксперименты - это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Начиная с младшего дошкольного возраста, следует проводить с детьми эксперименты с водой, песком, светом, воздухом, магнитами и т.д., помогая детям выяснить их свойства и качества. Это поможет разработать картотеку опытов для детей разного дошкольного возраста Но самое важное в технологии исследовательского обучения А.И.Савенкова, что кроме экспериментов с реальными объектами, он предлагает нашему вниманию «мысленные эксперименты». На первый взгляд словосочетание «мысленный эксперимент» может показаться странным. Если в ходе рассуждений и умозаключений можно прийти к правильному выводу, то при чем тут эксперимент? Все же А.И.Савенков выделяет особые мысленные эксперименты. В ходе таких экспериментов исследователь мысленно представляет себе каждый шаг своего воображаемого действия с объектом и яснее может увидеть результаты этих действий. Далее автор предлагает в ходе мысленных экспериментов решить следующие задачи: Что можно сделать из куска бумаги? Что будет, если все станут выше ростом? Что нужно для того, чтобы накормить все человечество? На какое животное похоже темнеющее перед грозой небо? Почему? Что можно сделать из песка, глины? Что будет, если люди научатся читать мысли других?

Эффективным средством стимулирования исследовательской активности детей А.И.Савенков выделяет коллективные игры. В данном случае автор под коллективной игрой подразумевает такую организацию детской исследовательской практики, когда в исследовании над одной проблемой трудится большая группа детей. С этой целью он разработал игровые сюжеты для развития различных личностных качеств. СЛАЙД 9

Первым делом, следует создать условия, необходимые для проведения исследований. Это будет уголок «Маленький исследователь», в котором будут находится:

  1. Материалы и приборы для проведения опытов.

  2. Карточки с символическими изображениями «методов исследования».

  1. Карточки с изображениями «темы исследования».

  1. Карандаши и фломастеры + маленькие листочки.

  2. Папки исследователей.

Автор данной исследовательской технологии предлагает два пути развития исследовательских способностей: СЛАЙД 10

  1. Тренировочный.

  2. Самостоятельные учебные исследования.

Первым этапом при внедрении данной технологии является проведение тренировочного исследования, СЛАЙД 11 когда детям предлагаются карточки с изображением тем исследований. СЛАЙД 12 Дети выбирают тему для исследования. Например, кролики. Затем задается вопрос: кролик – дикое или домашнее животное? Это и есть проблема. Затем детей нужно познакомить с методами исследования, СЛАЙД 13,14 которые они будут использовать при сборе информации, проще говоря, с карточками, изображающими способы сбора информации. Затем при помощи этих карточек создается план исследования. СЛАЙД 15 Следующий этап - сбор материала, следуя составленному плану, фиксируется схематично в виде пиктограмм. СЛАЙД 16 Обобщение полученных данных, выделяя главное, отмечая второстепенное. СЛАЙД 17 Доклад с обязательным обсуждением. СЛАЙД 18

Требования к подготовке педагога

Роль педагога в исследовательском обучении существенно отличается от той, что отводится ему в обучении традиционном. Педагог, подготовленный к решению задач исследовательского обучения, должен обладать рядом характеристик, ему необходимо овладеть набором специфических умений. Основные из них: СЛАЙД 19

  • Обладать сверхчувствительностью к проблемам, быть способным видеть «удивительное в обыденном». Уметь находить и ставить перед воспитанниками реальные учебно-исследовательские задачи в понятной для детей форме.

  • Уметь увлечь воспитанников дидактически ценной проблемой, сделав ее проблемой самих детей.

  • Быть способным к выполнению функций координатора и партнера в исследовательском поиске.

Помогая детям, уметь избегать директивных указаний и административного давления. СЛАЙД 20

  • Уметь быть терпимым к ошибкам детей, допускаемым ими в попытках найти собственное решение. Предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации только в тех случаях, когда ребенок начинает чувствовать безнадежность своего поиска.

  • Организовывать мероприятия для проведения наблюдений, экспериментов и разнообразных «полевых» исследований.

  • Внимательно следить за динамикой детских интересов к изучаемой проблеме. Уметь закончить проведение исследований и работу по обсуждению и внедрению решений в практику до появления у детей признаков потери интереса к проблеме.

  • Быть гибким и при сохранении высокой мотивации разрешать отдельным воспитанникам продолжать работать над проблемой на добровольных началах, пока другие учащиеся изыскивают пути подхода к новой проблеме.



Что мы получаем в итоге? Воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ. Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. В совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят. Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по- новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым. Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом – сходства. Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями. Для этого дети должны пересмотреть свои прежние представления, перестроить их на новый лад. СЛАЙД 21


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Методы обучения в детском саду"

Автор: Богданова Регина Рафаилевна

Дата: 11.05.2017

Номер свидетельства: 414507

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "«Необходимость преемственности детского сада и школы»."
    ["seo_title"] => string(52) "neobkhodimost_preemstvennosti_detskogo_sada_i_shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "575351"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1615642797"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(279) ". Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности воспитания в детском саду."
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_poznavatelnogo_interesa_k_razlichnym_oblastiam_znanii_i_vidam_deiatelno"
    ["file_id"] => string(6) "661162"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1733657922"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Содержание психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период подготовки к школьному обучению "
    ["seo_title"] => string(142) "sodierzhaniie-psikhologho-piedaghoghichieskogho-soprovozhdieniia-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-v-pieriod-podghotovki-k-shkol-nomu-obuchieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "223216"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1437411598"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду "
    ["seo_title"] => string(53) "fizkul-turno-ozdorovitiel-naia-rabota-v-dietskom-sadu"
    ["file_id"] => string(6) "121550"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413992952"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) ""Проектная деятельность в детском саду" "
    ["seo_title"] => string(42) "proiektnaia-dieiatiel-nost-v-dietskom-sadu"
    ["file_id"] => string(6) "157943"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421673123"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства