Просмотр содержимого документа
«Мимико-жестовая речь глухих»
Мимико-жестовая речь глухих
Мимико-жестовая речь возникает у глухого ребенка как своеобразная компенсация отсутствующей словесной речи, как средство, позволяющее глухому осуществлять элементарное общение с окружающими его людьми.
Ребенок с глубоким нарушением слуха овладевает словесной речью только в условиях специального обучения и воспитания: не слыша речи окружающих, он не может подражать ей и без вмешательства слышащих взрослых остается немым. Глухой ребенок вынужден прибегать к жестам в сочетании с выразительной мимикой лица, так как он испытывает потребность общения и стремится установить контакт с близкими.
Постепенно глухой ребенок вступает в контакт с все большим кругом людей, в том числе и глухих; его жизненная практика обогащается. Накопленные наглядные представления и обобщения выражаются жестами, которые, совершенствуясь, все более и более точно отражают объективную действительность.
Жест глухих представляет собой движение руки (двух рук) и пальцев рук. Голова, корпус при жестовом высказывании, как правило, остаются неподвижными, но руки, двигаясь, нередко касаются определенным образом лица, головы, корпуса, которые таким образом пассивно участвуют в жесте.
Часто жесты сопровождаются соответствующей мимикой (выражением лица). Очевидно, что мимика при жестовом общении играет значительно большую роль, чем при устном словесном общении.
Для выражения определенных отношений в мимико-жестовой речи используются не только общепринятые жесты, следующие друг за другом во времени (линейный порядок), но и способ одновременного исполнения жестов, вследствие чего возникают определенные жестовые структуры.
Возникнув как средство общения и выполняя функцию обобщения явлений окружающей действительности, жестовая речь развивается, отражая успехи познавательно-практической деятельности глухого, вступая в сложные взаимодействия со словесной речью, которую ребенок усваивает в процессе специального обучения.
Исследователи жестового языка, сравнивая значение жеста и значение слова, подчеркивают, что наглядное обобщение, которое заключено в жесте маленьких глухих, не соответствует сложному обобщению, которое содержит в себе слово, выражающее понятие. Например, для выражения понятия, которому соответствует в русском языке слово прыгать, исполняется один жест, обозначающий «прыгать на одной ноге», другой — «прыгать на двух ногах»; для обозначения действия стирать жест «стирать тряпкой» будет отличаться от жеста «стирать резинкой». Одному слову русского языка соответствует несколько жестов. Эту особенность жестовой речи принято условно называть многослов ностью (P.M. Боскис).
Количество и характер жестов, которыми владеет ребенок, зависит от условий его жизни до школы, от средств общения, которые использовали окружающие для контакта с глухим ребенком. У ребенка из семьи, члены которой стремились к словесному общению с ним, жестов окажется меньше, чем у ребенка из семьи, в которой поощрялось стремление маленького глухого выразить свои потребности и наблюдения жестами. В таких семьях слышащие становятся «соавторами» жестов, которые, таким образом, закрепляются в данной семье и приносятся ребенком в школу. Особенно резко отличаются жесты детей из семей с глухими родителями. В этом случае к началу обучения в школе ребенок владеет большим числом жестов и жестовых объединений, характерных для «взрослого» языка жестов.
Когда ребенок попадает в школу, где у него начинает формироваться словесная речь в условиях систематического обучения и воспитания, его жестовая речь продолжает развиваться. Глухие школьники между собой общаются в основном жестами. Жесты уточняются, становятся общепринятыми в данном коллективе. Под влиянием старших воспитанников, широко общающихся со взрослыми глухими, жестовая речь школьников все более приобретает черты «нормализованного» языка жестов, принятого среди взрослых грамотных глухих.
Две речевые системы: словесная речь, на формирование которой как средства общения и орудия мышления направлены основные усилия педагогического коллектива, и жестовая речь, развивающаяся в процессе общения глухих между собой, — вступают в сложное взаимодействие.
Неслышащие люди, овладевшие словесным языком, успешно работают в разных сферах народного хозяйства, широко пользуются научной литературой, читают художественные произведения, общаются со слышащими при помощи словесной речи (в устной и письменной ее формах). В разговорах же глухих между собой чаще всего используется мимико-жестовая речь. Специальные эксперименты И. В. Цукерман и В. А. Цукермана (1969) показали, что при жестовом изложении текста с дополнительным дактилированием, сопровождаемым артикуляцией, средняя скорость восприятия речи глухими в 1,5 раза выше средней скорости чтения с губ.
Особенности возникновения и развития жестовой речи необходимо иметь в виду, изучая психическую деятельность глухого, отмечая своеобразие его психических процессов. Материалы экспериментальных исследований (Ж. И. Шиф, 1940 в, 1962; Т. В. Розанова, 19586, 1970), подтверждая обобщающее значение жестов глухих, свидетельствуют, что жестовый язык является одним из средств мышления глухого школьника. А. И. Дьячков (1957), изучая процесс восприятия, узнавания и обозначения средствами жестового языка геометрических объектов глухонемыми, не обученными словесной речи (дети и подростки от 10 до 16 лет и взрослые), показал, что испытуемые, лучше владеющие жестовым языком, успешнее справляются с заданием, чем испытуемые, плохо знающие язык жестов.
Исследуя особенности памяти глухих детей, Т. В. Розанова приходит к выводу, что запоминание жестов осуществляется всеми глухими от 10 до 16 лет более успешно, чем запоминание слов. Видимо, у глухих детей взаимные связи между жестовыми обозначениями более тесны, чем между словами.
Вопрос о роли языка жестов в педагогическом процессе представители различных направлений и школ сурдопедагогики решали, исходя из определенных методологических воззрений и целей обучения. Крайние точки зрения характерны для представителей чистого устного метода и мимического метода.
Определенные трудности для глухих, даже свободно владеющих словесной речью, представляет собой зрительное восприятие монологической речи, например доклада. В этом случае большую помощь глухому может оказать переводчик, трансформирующий словесную речь в мимико-жестовую.
Многие вопросы относительно развития и функционирования мимико-жестовой речи глухих остаются еще не изученными. Вместе с тем тщательное исследование структуры мимико-жестовой речи, ее выразительных возможностей, взаимоотношений между этим видом речи и мышлением глухих на разных этапах их развития создаст возможности для более глубокого понимания общих законов развития психики глухих и более совершенного их обучения.