kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мини-лаборатории как средство организации опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном учреждении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование и развитие навыков в исследовательской деятельности посредством организации работы в мини-лабораториях по экспериментированию в ДОУ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мини-лаборатории как средство организации опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном учреждении»

Смирнова Татьяна Юрьевна

старший воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 181»

г. Иваново


Мини-лаборатории как средство организации опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном учреждении


Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.

К.Е. Тимирязев


В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования познавательно-исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду с игровой, коммуникативной, музыкальной, двигательной и изобразительной. И это не случайно, так как поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Пословица гласит: «Расскажи – и я забуду. Покажи – и я запомню. Дай попробовать – и я пойму».

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности, – к экспериментированию.

В связи с этим перед педагогическим коллективом нашего детского сада встала задача организовать так работу по экспериментированию, чтобы удовлетворить потребности дошкольников в исследовательской деятельности, что, в свою очередь, приведет к интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Для того чтобы всех дошкольников включить в работу по экспериментированию в ДОУ, мы остановились на организации мини-лабораторий.

Цель проекта: Построить модель познавательно-исследовательской деятельности в мини-лабораториях детского сада через интеграцию опытно-экспериментальной деятельности посредством решения следующих задач:

1. Сформировать у детей способность обнаруживать и обозначать проблему.

2. Сформировать умение выдвигать гипотезы, строить предположения относительно выявленной проблемы.

3. Упражнять в нахождении различных способов решения проблемы, проверки гипотезы.

4. Сформировать умение использовать различные способы поиска информации: строить вопросы различного типа (основополагающие, проблемные, уточняющие), задавать их взрослым и сверстникам, обращаться к иллюстрированным изданиям, познавательным передачам.

5. Упражнять в умении планировать ход проведения эксперимента, исследования для проверки своей гипотезы.

6. Упражнять в умении проводить презентацию результатов своей деятельности.

7. Развивать социально-личностные качества каждого ребёнка через развитие коммуникативности; самостоятельности; наблюдательности; элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

8. Формировать навыки экологического мышления, любви к своей «малой» Родине.

9. Развивать у детей умение пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.

Реализация задуманной идеи осуществляется путем:

  • Создания в ДОУ центра экспериментирования посредством мини-лабораторий как площадки для организации исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности.

  • Партнерства и сотрудничества всех участников образовательного процесса: воспитанники-воспитатели-родители («Когда все вместе, то и дела идут быстрей и интересней»).

  • Расширения связей воспитанников с окружающим миром и усвоения ими опыта общественной жизни.

  • Включения воспитанников в систему собственных нравственных ценностей таких категорий, как любовь к малой Родине, охрана природы и сохранение здоровья человека.

Совместная деятельность воспитателя с детьми организуется 1 раз в неделю: с детьми младшего дошкольного возраста по 12-15 минут, среднего дошкольного возраста по 20 минут, с детьми старшего дошкольного возраста по 25-30 минут. Работа проводится в подгруппах с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.

Предметно-пространственная среда для экспериментирования:

Мини-лаборатории организованы в каждой группе детского сада с учетом возраста детей.

В мини-лабораториях может быть выделено:

  1. Место для постоянной выставки.

  2. Место для приборов.

  3. Место для выращивания растений.

  4. Место для хранения природного и бросового материалов.

  5. Место для проведения опытов.

  6. Место для неструктурированных материалов (емкость для песка и воды и т.д.)

Мини-лаборатории постоянно пополняются все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.

Творческой группой разработан примерный алгоритм проведения игры-экспериментирования:

  1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.

  2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.

  3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).

  4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.

  5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.

  6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.

  7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Смирнова Татьяна Юрьевна

Дата: 16.05.2018

Номер свидетельства: 469844


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства