Просмотр содержимого документа
«Мини-лаборатории как средство организации опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном учреждении»
Смирнова Татьяна Юрьевна
старший воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 181»
г. Иваново
Мини-лаборатории как средство организации опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном учреждении
Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.
К.Е. Тимирязев
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования познавательно-исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду с игровой, коммуникативной, музыкальной, двигательной и изобразительной. И это не случайно, так как поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Пословица гласит: «Расскажи – и я забуду. Покажи – и я запомню. Дай попробовать – и я пойму».
Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности, – к экспериментированию.
В связи с этим перед педагогическим коллективом нашего детского сада встала задача организовать так работу по экспериментированию, чтобы удовлетворить потребности дошкольников в исследовательской деятельности, что, в свою очередь, приведет к интеллектуальному и эмоциональному развитию.
Для того чтобы всех дошкольников включить в работу по экспериментированию в ДОУ, мы остановились на организации мини-лабораторий.
Цель проекта: Построить модель познавательно-исследовательской деятельности в мини-лабораториях детского сада через интеграцию опытно-экспериментальной деятельности посредством решения следующих задач:
1. Сформировать у детей способность обнаруживать и обозначать проблему.
2. Сформировать умение выдвигать гипотезы, строить предположения относительно выявленной проблемы.
3. Упражнять в нахождении различных способов решения проблемы, проверки гипотезы.
4. Сформировать умение использовать различные способы поиска информации: строить вопросы различного типа (основополагающие, проблемные, уточняющие), задавать их взрослым и сверстникам, обращаться к иллюстрированным изданиям, познавательным передачам.
5. Упражнять в умении планировать ход проведения эксперимента, исследования для проверки своей гипотезы.
6. Упражнять в умении проводить презентацию результатов своей деятельности.
7. Развивать социально-личностные качества каждого ребёнка через развитие коммуникативности; самостоятельности; наблюдательности; элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
8. Формировать навыки экологического мышления, любви к своей «малой» Родине.
9. Развивать у детей умение пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.
Реализация задуманной идеи осуществляется путем:
Создания в ДОУ центра экспериментирования посредством мини-лабораторий как площадки для организации исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности.
Партнерства и сотрудничества всех участников образовательного процесса: воспитанники-воспитатели-родители («Когда все вместе, то и дела идут быстрей и интересней»).
Расширения связей воспитанников с окружающим миром и усвоения ими опыта общественной жизни.
Включения воспитанников в систему собственных нравственных ценностей таких категорий, как любовь к малой Родине, охрана природы и сохранение здоровья человека.
Совместная деятельность воспитателя с детьми организуется 1 раз в неделю: с детьми младшего дошкольного возраста по 12-15 минут, среднего дошкольного возраста по 20 минут, с детьми старшего дошкольного возраста по 25-30 минут. Работа проводится в подгруппах с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.
Предметно-пространственная среда для экспериментирования:
Мини-лаборатории организованы в каждой группе детского сада с учетом возраста детей.
В мини-лабораториях может быть выделено:
Место для постоянной выставки.
Место для приборов.
Место для выращивания растений.
Место для хранения природного и бросового материалов.
Место для проведения опытов.
Место для неструктурированных материалов (емкость для песка и воды и т.д.)
Мини-лаборатории постоянно пополняются все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.
Творческой группой разработан примерный алгоритм проведения игры-экспериментирования:
Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.
Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.
Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.
Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.
Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.
Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.