Проблема патриотического воспитания детей и молодежи - одна из наиболее актуальных. Большую роль в ее решении могут сыграть образовательные учреждения, детские организации, в рамках деятельности которых обеспечивается духовно-нравственное становление подрастающего поколения. На каждом возрастном этапе патриотическое воспитание имеет свои особенности. Патриотизм ребенка дошкольного возраста выражается в его потребности участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличии у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира. Для воспитания чувства патриотизма у дошкольника решается комплекс задач: воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским и башкирским традициям и промыслам; усвоение элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах России; знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи должны решаться в процессе осуществления всех видов детской деятельности: в ходе непосредственно образовательной деятельности, режимных моментов, игр, труда. Каждому педагогу необходимо строить свою работу в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников на основе следующих принципов: "позитивный центризм" (усвоение ребенком знаний, наиболее актуальных для его возраста); непрерывность, преемственность и интегративность педагогического процесса; дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом его психологических особенностей, возможностей и интересов; рациональное сочетание разных видов детской деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок; деятельностный подход; развивающий характер обучения, основанный на детской активности. Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников. Так, одним из них в ДОУ может стать работа по созданию мини-музеев, которая должна проходить в три этапа при участии педагогов, воспитанников и их родителей. В рамках подготовительного этапа на заседании педагогического совета педагоги обсуждают, что такое мини-музей, каково его назначение в дошкольном образовательном учреждении. Формулируются основные задачи предстоящей работы. Коллективы каждой возрастной группы (воспитатели, дети и их родители) определяют тему и название мини-музея, место его размещения, разрабатывают модель будущей экспозиции. Практический этап предусматривает непосредственное создание педагогами, детьми и их родителями мини-музеев: сбор экспонатов, их группировку, оформление, изготовление игр, макетов. В процессе создания мини-музеев учитываются следующие принципы: деятельности и интерактивности - мини-музеи должны предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.) природосообразности - мини-музеи должны быть созданы с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка; научности - представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком; гуманизации и партнерства - мини-музеи должны предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе "взрослый - ребенок", "ребенок - ребенок"; культуросообразности - мини-музеи должны быть ориентированы на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве; динамичности и вариативности - экспозиции мини-музеев должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы; разнообразия - наполнение мини-музеев экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира; регионального компонента - мини-музеи должны предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма. Заключительный этап предусматривает подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОУ, организацию выставки для родителей и гостей детского сада, отражающей тематику мини-музеев и содержание работы с детьми в музейном пространстве. Виды мини – музеев в ДОУ: мини – музей «Истоки», который знакомит с историей возникновения детского сада, становления коллектива, достижениями педагогов и детей. Цель данного мини-музея - показать детям главную достопримечательность истории малой Родины - человека, который живет рядом. Это может быть знакомый из соседнего двора или сотрудник детского сада. Развивающая среда данного мини-музея должна создаваться совместно с родителями и детьми, которые подбирают экспонаты: предметы домашнего быта, утварь, игрушки. мини-музей куклы, в котором могут быть представлены куклы разных видов: пластмассовые, тряпичные, соломенные, глиняные, куклы из папье-маше, бросового материала. Самое почетное место должны занимать экспонаты, изготовленные руками воспитанников и родителей. Цель данного мини-музея - способствовать сохранению и возрождению традиционной культуры, поддерживать таланты детей и родителей. Основными задачами мини-музея являются: возрождение и популяризация искусства изготовления куклы, приобщение дошкольников и их родителей к художественно-прикладному творчеству. мини-музей игрушек мини-музей природы "Волшебные камушки", где дошкольники знакомятся с разнообразием образцов горных пород своего региона. мини-музей "Ложки разные, нужны, ложки всякие важны", основная цель которого - воспитание патриотических чувств детей через развитие интереса к русской и башкирской народной культуре и знакомство с народными промыслами: историей возникновения и развития ложки. Благодаря мини-музею дошкольники узнают, как появилась ложка, из чего ее делали, какие бывают ложки: столовые, чайные, десертные, специальные, изготовленные из стали, алюминия, пластмассы, дерева и др. мини-музей "От самовара до чайника", где можно увидеть самые необычные самовары: самовар-шкатулку, чайник-розу, чайник-уточку, игрушечный самовар, книгу в виде самовара. Кроме того, можно подобрать информацию об истории самовара и его видах; о том, как правильно заваривать чай и о чайной церемонии; составить альбом-сказку "Путешествие чайника (самовара)";нарисовать и подбирать картинки про самовары и чайники, придумать загадки, вспомнить пословицы, поговорки, сочинить стихотворные строки. Можно предложить воспитанникам "посиделки за самоваром", на которых они пробуют разные виды чая с вареньем попить из блюдец, как в старину, прикусывая сахарком. Мини-музей "Мир открытки", который позволяет заглянуть в историческое прошлое нашей Родины. Здесь можно собрать открытки прошлого века и настоящего времени. мини-музей часов , где дети погружаются в разные исторические эпохи, связанные со временем. мини-музей матрешки, где можно собрать экспонаты, картинки, книги, статьи о матрешках. Одновременно знакомить воспитанников с историей возникновения матрешки, процессом ее изготовления, разнообразием и характерными особенностями семеновской, загорской, полхов-майданской матрешек. Особый интерес у детей может вызвать практическая деятельность, когда они сами могут изготавливать матрешек и украшать свои поделки. Матрешка служит важным средством эмоционального воздействия на детей. Ее разнообразие и неповторимость облика способствуют проявлению творчества в игре и рисовании. Кроме того, матрешка как элемент патриотического воспитания дошкольников помогает провести аналогию между словами: "матрешка" - "мать" - "родительница " - "род" - "родина" - "Россия". В процессе создания мини-музеев особое внимание уделяется созданию условий для самостоятельной деятельности дошкольников. Поскольку ведущей деятельностью для ребенка является игра, в каждом мини-музее может быть устроен уголок для самостоятельной деятельности, где воспитанники будут играть в различные игры. Важная особенность мини-музеев в ДОУ - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В ходе практического этапа реализации проекта педагогами разрабатывается содержание экскурсий по мини-музеям, семейных мероприятий, которые могут быть включены в перспективный план работы с детьми и родителями. Важное место в работе мини-музея отводится обзорным и тематическим экскурсиям, познавательным беседам и мероприятиям, организации выставок. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста. Такая работа помогает решить следующие задачи: выявление творческих способностей детей; расширение представлений о содержании музейной культуры; развитие начальных навыков восприятия музейного языка; создание условий для творческого общения и сотрудничества. Родители и дошкольники могут попробовать себя в роли дизайнеров, художников, экскурсоводов. Но прежде чем "погружать" детей в мир культуры и искусства, педагоги должны познакомить их с профессиями музейных работников, назначением экскурсий. С этой целью в ДОУ могут быть организованы встречи с интересными людьми, экскурсии в музей, художественную галерею. Дети смогут усвоить правила поведения в общественных местах, почувствовать интеллектуальные, эмоциональные и эстетические переживания, подготовиться и морально настроиться на работу по организации своего мини-музея. Традиционные формы деятельности музеев - монологические беседы в мини-музеях ДОУ могут быть заменены образовательной деятельностью с элементами игры, творческими заданиями: "Найди спрятавшийся предмет", "Восстанови интерьер", "Дорисуй картинку", "Одень героя" и т. д. Таким образом, мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину. |