kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мини - музеи в ДОУ как средство патриотического воспитания детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для воспитателей ДОУ по патриотическому воспитанию детей

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мини - музеи в ДОУ как средство патриотического воспитания детей»


Мини-музеи в ДОУ как средство патриотического воспитания


Проблема патриотического воспитания детей и молодежи - одна из наиболее актуальных. Большую роль в ее решении могут сыграть образовательные учреждения, детские организации, в рамках деятельности которых обеспечивается духовно-нравственное становление подрастающего поколения.

На каждом возрастном этапе патриотическое воспитание имеет свои особенности. Патриотизм ребенка дошкольного возраста выражается в его потребности участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличии у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира.

Для воспитания чувства патриотизма у дошкольника решается ком­плекс задач:

  • воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;

  • воспитание уважения к труду;

  • развитие интереса к русским и башкирским традициям и промыслам;

  • усвоение элементарных знаний о правах человека;

  • расширение представлений о городах России;

  • знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);

  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи должны решаться в процессе осуществления всех видов детской деятельности: в ходе непосредствен­но образовательной деятельности, режимных моментов, игр, труда. Каж­дому педагогу необходимо строить свою работу в соответствии с возрастными и индивидуальными осо­бенностями воспитанников на основе следующих принципов:

  • "позитивный центризм" (усвоение ребенком зна­ний, наиболее актуальных для его возраста);

  • непрерывность, преемственность и интегративность педагогического процесса;

  • дифференцированный подход к каждому ребен­ку с учетом его психологических особенностей, возможностей и интересов;

  • рациональное сочетание разных видов детской де­ятельности, адекватный возрасту баланс интеллек­туальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

  • деятельностный подход;

  • развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Большое значение имеют поиск и разработка ин­новационных подходов к решению задач патриоти­ческого воспитания дошкольников. Так, одним из них в ДОУ может стать работа по созданию мини-музеев, кото­рая должна проходить в три этапа при участии педагогов, воспитанников и их родителей.

В рамках подготовительного этапа на заседании педагогического совета педагоги обсуждают, что та­кое мини-музей, каково его назначение в дошколь­ном образовательном учреждении. Форму­лируются основные задачи предстоящей работы. Коллективы каждой возрастной группы (воспитате­ли, дети и их родители) определяют тему и назва­ние мини-музея, место его размещения, разрабаты­вают модель будущей экспозиции.

Практический этап предусматривает непосред­ственное создание педагогами, детьми и их родите­лями мини-музеев: сбор экспонатов, их группировку, оформление, изготовление игр, макетов.

В процессе создания мини-музеев учитываются следующие принципы:

  • мини-музеи должны учитывать со­держание образовательной программы ДОУ и по­могать в реализации ее общих задач и задач от­дельных образовательных областей.

  • деятельности и интерактивности - мини-музеи должны предоставлять воспитанникам возмож­ность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.)

  • природосообразности - мини-музеи должны быть созданы с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и преду­сматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;

  • научности - представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объ­яснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступ­ным для ребенка языком;

  • гуманизации и партнерства - мини-музеи долж­ны предлагать условия для всестороннего раз­вития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъ­ектных отношений в системе "взрослый - ребе­нок", "ребенок - ребенок";

  • культуросообразности - мини-музеи должны быть ориентированы на приобщение детей к ми­ровой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образователь­ной деятельности в музейном пространстве;

  • динамичности и вариативности - экспозиции ми­ни-музеев должны постоянно дополняться и об­новляться с учетом возрастных особенностей де­тей группы;

  • разнообразия - наполнение мини-музеев экс­понатами, разными по форме, содержанию, раз­мерам, отражающими историческое, природ­ное и культурное разнообразие окружающего мира;

  • регионального компонента - мини-музеи долж­ны предусматривать организацию работы с деть­ми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и форми­рованию чувства патриотизма.

Заключительный этап предусматривает под­ведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОУ, организацию выставки для родителей и го­стей детского сада, отражающей тематику мини-музеев и содержание работы с детьми в музейном пространстве.

Виды мини – музеев в ДОУ:

  • мини – музей «Истоки», который знакомит с историей возникновения детского сада, становления коллектива, достижениями педагогов и детей.

Цель данного мини-музея - показать детям глав­ную достопримечательность истории малой Роди­ны - человека, который живет рядом. Это может быть знакомый из соседнего двора или сотрудник детского сада.

  • мини-му­зей русского и башкирского быта, цель которого пробудить в ре­бенке чувство любви к Родине через создание осо­бой среды, позволяющей знакомиться с культурным прошлым России и Башкортостана.

Развивающая среда данного мини-музея должна созда­ваться совместно с родителями и детьми, которые подбирают экспонаты: предметы домашнего быта, утварь, игрушки.

  • мини-му­зей куклы, в котором могут быть представлены куклы разных видов: пластмассовые, тряпичные, соломенные, глиняные, куклы из папье-маше, бросового материала. Самое почетное место должны занимать экспонаты, изготовленные руками воспитанников и родителей.

Цель данного мини-музея - способствовать со­хранению и возрождению традиционной культуры, поддерживать таланты детей и родителей. Основны­ми задачами мини-музея являются: возрождение и популяризация искусства изготовления куклы, при­общение дошкольников и их родителей к художе­ственно-прикладному творчеству.

  • мини-музей игру­шек

  • мини-музей природы "Волшебные камушки", где дошкольни­ки знакомятся с разнообразием образцов горных по­род своего региона.

  • мини-музей "Ложки разные, нужны, ложки всякие важны", основная цель кото­рого - воспитание патриотических чувств детей че­рез развитие интереса к русской и башкирской народной культуре и знакомство с народными промыслами: историей возникновения и развития ложки.

Благодаря мини-музею дошкольники узнают, как появилась ложка, из чего ее делали, какие бывают ложки: столовые, чайные, десертные, специальные, изготовленные из стали, алюминия, пластмассы, де­рева и др.

  • мини-музей "От самовара до чайника", где можно увидеть самые необычные самовары: самовар-шка­тулку, чайник-розу, чайник-уточку, игрушечный са­мовар, книгу в виде самовара. Кроме того, можно подобрать информацию об истории само­вара и его видах; о том, как правильно заваривать чай и о чайной церемонии; составить альбом-сказ­ку "Путешествие чайника (самовара)";нарисовать и подбирать картинки про самовары и чайники, придумать загадки, вспомнить пословицы, по­говорки, сочинить стихотворные строки. Можно предложить воспитанникам "посиделки за самоваром", на которых они пробуют разные виды чая с варе­ньем попить из блюдец, как в старину, прикусывая сахарком.

  • Мини-музей "Мир открытки", который позволяет заглянуть в историческое прошлое нашей Родины. Здесь можно собрать открытки прошлого века и настоящего времени.

  • мини-музей часов , где дети по­гружаются в разные исторические эпо­хи, связанные со временем.

  • мини-музей матрешки, где можно собрать экспонаты, картинки, книги, статьи о матрешках. Одновременно знакомить воспитанников с историей возникновения матрешки, процессом ее изготовле­ния, разнообразием и характерными особенностями семеновской, загорской, полхов-майданской матре­шек. Особый интерес у детей может вызвать практическая деятельность, когда они сами могут изготавливать матре­шек и украшать свои поделки.

Матрешка служит важным сред­ством эмоционального воздействия на детей. Ее разнообразие и неповторимость облика способ­ствуют проявлению творчества в игре и рисовании. Кроме того, матрешка как элемент патриотического воспитания дошкольников помогает провести ана­логию между словами: "матрешка" - "мать" - "роди­тельница " - "род" - "родина" - "Россия".

В процессе создания мини-музеев осо­бое внимание уделяется созданию усло­вий для самостоятельной деятельности дошкольни­ков. Поскольку ведущей деятельностью для ребенка является игра, в каждом мини-музее может быть устроен уголок для самостоятельной деятельности, где вос­питанники будут играть в различные игры.

Важная особенность мини-музеев в ДОУ - уча­стие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В на­стоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-му­зеях не только можно, но и нужно. Их удобно посе­щать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассма­тривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспози­ции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

В ходе практического этапа реализации проекта педагогами разрабатывается содержание экскурсий по ми­ни-музеям, семейных мероприятий, которые могут быть включены в перспективный план работы с детьми и родителями.

Важное место в работе мини-музея отводится об­зорным и тематическим экскурсиям, познаватель­ным беседам и мероприятиям, организации выста­вок. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошколь­ного возраста. Такая работа помогает решить сле­дующие задачи:

  • выявление творческих способностей детей;

  • расширение представлений о содержании музей­ной культуры;

  • развитие начальных навыков восприятия музей­ного языка;

  • создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Родители и дошкольники могут попробовать себя в роли дизайнеров, художников, экскурсоводов. Но преж­де чем "погружать" детей в мир культуры и искус­ства, педагоги должны познакомить их с профессиями музейных работников, назначением экскурсий. С этой целью в ДОУ могут быть организованы встречи с интересными людьми, экскурсии в музей, художествен­ную галерею. Дети смогут усвоить правила поведения в общественных местах, почув­ствовать интеллектуальные, эмоциональные и эсте­тические переживания, подготовиться и мораль­но настроиться на работу по организации своего мини-музея.

Традиционные формы деятельности музеев - мо­нологические беседы в мини-музеях ДОУ могут быть заме­нены образовательной деятельностью с элементами игры, творческими заданиями: "Найди спрятавшийся предмет", "Восстанови интерьер", "Дорисуй картин­ку", "Одень героя" и т. д.

Таким образом, мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становят­ся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину.

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мини - музеи в ДОУ как средство патриотического воспитания детей

Автор: Махиянова Екатерина Константиновна

Дата: 16.10.2018

Номер свидетельства: 480849

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Применение ресурсов предметно-развивающей среды для развития коммуникативных навыков."
    ["seo_title"] => string(99) "primienieniie-riesursov-priedmietno-razvivaiushchiei-sriedy-dlia-razvitiia-kommunikativnykh-navykov"
    ["file_id"] => string(6) "307153"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458279023"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства