kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мини-проекты как форма приобщения детей к русской народной культуре

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал будет интересен как воспитателям так и узким специалистам ДОУ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мини-проекты как форма приобщения детей к русской народной культуре»

МБДОУ «Нердвинский детский сад»

Воспитатель Булатова Л.А.



МИНИ-ПРОЕКТЫ КАК ФОРМА ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ




« Мы не поймем своего прошлого, не поймем истории, не поймем характера и души своих предков, нравственный опыт их жизни окажется для нас бесполезной тайной, если мы не протрудимся понять

ту реальную среду, в которой жил русский человек»

Ю.Галкин. «Слова и годы» (Размышления о жизни и литературе)


Работая с детьми дошкольного возраста и наблюдая за ними, я определила для себя одну из важнейших задач в воспитании – это духовно - нравственное воспитание. Именно развитие интереса к прошлому своего народа. Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».

Потому что без знания своих корней, традиций, культуры своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Поэтому Целью моей работы стало  приобщение детей к русской народной культуре через проектную деятельность.

Особенностью моего опыта является то, что для ознакомления детей с культурой своего народа через проектную деятельность выбрала форму работы – исследовательские минипроекты и заключительное мероприятие каждого проекта – мини музей. Почему я решила обратить внимание на мини-музеи, т.к в нашем Пермском крае есть много музеев. Однако часто ли наши дети бывают в них? Я провела анкетирование и выяснила, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не была в музее. Причины самые разные. Во-первых, нет свободного времени. Во-вторых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения: «Малы, и ничего не поймут, чего зря время тратить». И, в-третьих, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии.

Поэтому, я решила подвести детей и родителей к созданию собственных мини-музеев, как результат проектной деятельности. Этим развить интерес у детей и родителей к музейным ценностям.

Проекты интересны детям тем, что дети сами собирают информацию о том, что им интересно. Темы для исследования находят дети. Я только незаметно направляю их в нужное русло. Для дошколят очень часто обычные вещи приобретают необыкновенный интерес. Однажды мы с детьми шли в дом культуры и услышали звон колоколов, оказалось, мы проходили мимо церкви. Ребятам стало интересно, из чего делают такие большие колокола. Сравнили их с колокольчиком, который подарили нам в школе. У детей появилось море вопросов «Как появился колокольчик?», Какие бывают колокольчики? В какие игры можно играть с колокольчиком? А еще для чего колокольчик нужен?

На следующий день Ваня принес колокольчик, ему с нетерпение хотелось рассказать ребятам, откуда он его привез. «У меня тоже есть дома колокольчик» сказала Марина.

Работу я начала с беседы с детьми и выяснила,  что большинство детей имеют представление о колокольчиках, многие ребята слышали колокольный звон, в церкви который произвел на них сильное впечатление.

Для ознакомления с русскими колоколами и колокольным звоном разработала  тематический план проект – совместной деятельности с детьми.

Так появился проект – «От колокольчика до колокола». Проект краткосрочный познавательно-исследовательский.

Цель проекта - познакомить детей с многообразием колокольчиков, их звучанием, материалом из которого их изготавливают.

Основной формой знакомства были просмотр презентаций , беседы, игры, исследования свойств колокольчиков.

Собирая колокольчики в наш музей, Матвей К. принес интересный колокольчик, он рассказал, ему его дала бабушка и рассказала, что называют этот колокольчик Ботало, его раньше вешали коровам и козам на шею, чтоб не потерялись. Рассматривая колокольчики и беседуя об их назначении и функциях,  дети узнали о колокольчиках для домашних животных, их необычном названии – ботало; о применении их на морских просторах, о том, что раньше для оповещения людей о пожаре в деревнях и селах использовали пожарную колокольню.

Постепенно мы с детьми подошли к самым главным российским колоколам – церковным.

Рита с мамой нашли презентацию о колоколах и принесли ее нам в группу. Просмотрев презентацию о колоколах, дети узнали о Царь Колоколе, Новгородском колоколе, о появлении валдайских колокольчиков, о том, что у колоколов, как и у людей, есть свои имена («Медведь», «Козел», «Лебедь», «Баран» и другие) и о многом другом.

Также познакомились с необычной куклой – колокольчик. Ее мы изготавливали совместно с родителями.

С детьми рисовали, лепили колокольчики,

Поддерживать познавательный интерес детей к данной теме помогли разработанные мною дидактические игры, такие как: «Собери колокольчик». (Моторика - подготовка к школе) «Я  слышу колокольный звон», «Где встречается колокольчик», «Я звонарь» и другие., п/игры «Гори, гори ясно с колокольным звоном», «Чурилки», «Солнце».

Эти игры способствуют   развитию эмоциональности, умению определять на слух характер колокольного звона (радостный, грустный, тревожный, торжественный и другие),  закреплению знаний о применении и назначении разнообразных колокольчиков.

Итогом проекта в группе был организован мини музей «Веселый колокольчик».

Любой из детей мог быть экскурсоводом для детей других групп, родителей. Итоговым мероприятием проекта была мини – конференция, на которой дети и родители представляли свои презентации о колокольчиках.

В мини- музей дети принесли поделку колокольчик, изготовленный из ложек, дети заинтересовались историей появления в жизни людей простого, казалось бы, предмета в нашем обиходе - ложки.

Так один проект перешел в другой «История ложки» по инициативе детей.

Подготовительной работой над проектом был поиск материалов об истории возникновения ложки, значении этого слова, способы использования. Совместно с родителями создали картотеки: загадок, поговорок, стихов. Тема оказалась интересной, я думаю, полезной для всех участников.

Срок реализации проекта краткосрочный.

Цель проекта: Развитие любознательности и познавательного интереса к истории ложки.

Аня П. рассказала, что они с мамой ездили в г. Нытву и ходили в музей Ложки, поделилась своими впечатлениями. Оказывается ложки, изготавливали не только из дерева, но и глины, камня, кости, а первая ложка была в виде дощечки.

А еще дети узнали, что в России существует один музей ложки - Нытвенский краеведческий музей. Они были горды тем, что Нытва находится недалеко от нас, совсем рядом. Все ребята решили съездить летом в музей.

В своей группе мы решили создать мини-музей ложки. Совместно с родителями, организовали сбор экспонатов для музея.

Провели разнообразную детскую деятельность, лепили, рисовали, украшая ложку Обвинской росписью. Папа Вани помог в оформлении стенда «Этапы изготовления ложки». Посетили в детском саду музей «Русская изба» в гости к дедушке Семену ложкарю, где познакомились со старинными оловянными ложками. Создали картотеки стихов, загадок, пословиц о ложке.

В нашем мини- музее ложек дети провели презентацию ложки, где ребенок рассказывал о своем экспонате не только детям, но и родителям.

Ребята заинтересовались проектной деятельностью. Денис совместно с мамой предложили другой проект «Русская печка в доме бабушки», принесли фотографии, показали их ребятам. У нас в группе возник краткосрочный проект «Русская печка». Дети узнали, что печка кроме тепла и пищи: лечила, парила, оберегала дом и скотину, предсказывала погоду, сушила грибы и ягоды.

В рамках проектной деятельности у детей формируются навыки исследовательской деятельности, развивается познавательная активность, самостоятельность, творчество.

Знание народной культуры, полученные в детском саду, дети понесут в семью, духовное возрождение которой – залог возрождения Отечества, малой Родины.

Проведя диагностику знаний детей, я выявила, что за год работы уровень знаний детей о народной культуре вырос на 10%.

С проектом «Русская печка» я выступала на краевой конференции «Учебно-методическое и организационное сопровождение национального образования в условиях ФГС»

Моими мини - проектами, картотеками, лепбуком могут пользоваться в своей работе педагоги нашего детского сада.


Библиографический список

1.Н.В. Пугачева «Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ»

2.Белая К.Ю, Теселкина Н. В., Мурзина М. Р., Щеткина Т. Т., и др. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. – М.: УЦ “Перспектива”

3.Веракса Н. Е., Веракса А. Н., Проектная деятельность дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2008.

4.http://stranamasterov.ru/node/454664 – Ложковый кукольный театр. Роспись по дереву.

5.М.Б. Зацепина «Народные праздники в детском саду»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Мини-проекты как форма приобщения детей к русской народной культуре

Автор: Булатова Любовь Александровна

Дата: 10.03.2019

Номер свидетельства: 502464


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства