Просмотр содержимого документа
«Мини-проекты как форма приобщения детей к русской народной культуре»
МБДОУ «Нердвинский детский сад»
Воспитатель Булатова Л.А.
МИНИ-ПРОЕКТЫ КАК ФОРМА ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ
« Мы не поймем своего прошлого, не поймем истории, не поймем характера и души своих предков, нравственный опыт их жизни окажется для нас бесполезной тайной, если мы не протрудимся понять
ту реальную среду, в которой жил русский человек»
Ю.Галкин. «Слова и годы» (Размышления о жизни и литературе)
Работая с детьми дошкольного возраста и наблюдая за ними, я определила для себя одну из важнейших задач в воспитании – это духовно - нравственное воспитание. Именно развитие интереса к прошлому своего народа. Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
Потому что без знания своих корней, традиций, культуры своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Поэтому Целью моей работы стало приобщение детей к русской народной культуре через проектную деятельность.
Особенностью моего опыта является то, что для ознакомления детей с культурой своего народа через проектную деятельность выбрала форму работы – исследовательские минипроекты и заключительное мероприятие каждого проекта – мини музей. Почему я решила обратить внимание на мини-музеи, т.к в нашем Пермском крае есть много музеев. Однако часто ли наши дети бывают в них? Я провела анкетирование и выяснила, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не была в музее. Причины самые разные. Во-первых, нет свободного времени. Во-вторых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения: «Малы, и ничего не поймут, чего зря время тратить». И, в-третьих, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии.
Поэтому, я решила подвести детей и родителей к созданию собственных мини-музеев, как результат проектной деятельности. Этим развить интерес у детей и родителей к музейным ценностям.
Проекты интересны детям тем, что дети сами собирают информацию о том, что им интересно. Темы для исследования находят дети. Я только незаметно направляю их в нужное русло. Для дошколят очень часто обычные вещи приобретают необыкновенный интерес. Однажды мы с детьми шли в дом культуры и услышали звон колоколов, оказалось, мы проходили мимо церкви. Ребятам стало интересно, из чего делают такие большие колокола. Сравнили их с колокольчиком, который подарили нам в школе. У детей появилось море вопросов «Как появился колокольчик?», Какие бывают колокольчики? В какие игры можно играть с колокольчиком? А еще для чего колокольчик нужен?
На следующий день Ваня принес колокольчик, ему с нетерпение хотелось рассказать ребятам, откуда он его привез. «У меня тоже есть дома колокольчик» сказала Марина.
Работу я начала с беседы с детьми и выяснила, что большинство детей имеют представление о колокольчиках, многие ребята слышали колокольный звон, в церкви который произвел на них сильное впечатление.
Для ознакомления с русскими колоколами и колокольным звоном разработала тематический план проект – совместной деятельности с детьми.
Так появился проект – «От колокольчика до колокола». Проект краткосрочный познавательно-исследовательский.
Цель проекта - познакомить детей с многообразием колокольчиков, их звучанием, материалом из которого их изготавливают.
Основной формой знакомства были просмотр презентаций , беседы, игры, исследования свойств колокольчиков.
Собирая колокольчики в наш музей, Матвей К. принес интересный колокольчик, он рассказал, ему его дала бабушка и рассказала, что называют этот колокольчик Ботало, его раньше вешали коровам и козам на шею, чтоб не потерялись. Рассматривая колокольчики и беседуя об их назначении и функциях, дети узнали о колокольчиках для домашних животных, их необычном названии – ботало; о применении их на морских просторах, о том, что раньше для оповещения людей о пожаре в деревнях и селах использовали пожарную колокольню.
Постепенно мы с детьми подошли к самым главным российским колоколам – церковным.
Рита с мамой нашли презентацию о колоколах и принесли ее нам в группу. Просмотрев презентацию о колоколах, дети узнали о Царь Колоколе, Новгородском колоколе, о появлении валдайских колокольчиков, о том, что у колоколов, как и у людей, есть свои имена («Медведь», «Козел», «Лебедь», «Баран» и другие) и о многом другом.
Также познакомились с необычной куклой – колокольчик. Ее мы изготавливали совместно с родителями.
С детьми рисовали, лепили колокольчики,
Поддерживать познавательный интерес детей к данной теме помогли разработанные мною дидактические игры, такие как: «Собери колокольчик». (Моторика - подготовка к школе) «Я слышу колокольный звон», «Где встречается колокольчик», «Я звонарь» и другие., п/игры «Гори, гори ясно с колокольным звоном», «Чурилки», «Солнце».
Эти игры способствуют развитию эмоциональности, умению определять на слух характер колокольного звона (радостный, грустный, тревожный, торжественный и другие), закреплению знаний о применении и назначении разнообразных колокольчиков.
Итогом проекта в группе был организован мини музей «Веселый колокольчик».
Любой из детей мог быть экскурсоводом для детей других групп, родителей. Итоговым мероприятием проекта была мини – конференция, на которой дети и родители представляли свои презентации о колокольчиках.
В мини- музей дети принесли поделку колокольчик, изготовленный из ложек, дети заинтересовались историей появления в жизни людей простого, казалось бы, предмета в нашем обиходе - ложки.
Так один проект перешел в другой «История ложки» по инициативе детей.
Подготовительной работой над проектом был поиск материалов об истории возникновения ложки, значении этого слова, способы использования. Совместно с родителями создали картотеки: загадок, поговорок, стихов. Тема оказалась интересной, я думаю, полезной для всех участников.
Срок реализации проекта краткосрочный.
Цель проекта: Развитие любознательности и познавательного интереса к истории ложки.
Аня П. рассказала, что они с мамой ездили в г. Нытву и ходили в музей Ложки, поделилась своими впечатлениями. Оказывается ложки, изготавливали не только из дерева, но и глины, камня, кости, а первая ложка была в виде дощечки.
А еще дети узнали, что в России существует один музей ложки - Нытвенский краеведческий музей. Они были горды тем, что Нытва находится недалеко от нас, совсем рядом. Все ребята решили съездить летом в музей.
В своей группе мы решили создать мини-музей ложки. Совместно с родителями, организовали сбор экспонатов для музея.
Провели разнообразную детскую деятельность, лепили, рисовали, украшая ложку Обвинской росписью. Папа Вани помог в оформлении стенда «Этапы изготовления ложки». Посетили в детском саду музей «Русская изба» в гости к дедушке Семену ложкарю, где познакомились со старинными оловянными ложками. Создали картотеки стихов, загадок, пословиц о ложке.
В нашем мини- музее ложек дети провели презентацию ложки, где ребенок рассказывал о своем экспонате не только детям, но и родителям.
Ребята заинтересовались проектной деятельностью. Денис совместно с мамой предложили другой проект «Русская печка в доме бабушки», принесли фотографии, показали их ребятам. У нас в группе возник краткосрочный проект «Русская печка». Дети узнали, что печка кроме тепла и пищи: лечила, парила, оберегала дом и скотину, предсказывала погоду, сушила грибы и ягоды.
В рамках проектной деятельности у детей формируются навыки исследовательской деятельности, развивается познавательная активность, самостоятельность, творчество.
Знание народной культуры, полученные в детском саду, дети понесут в семью, духовное возрождение которой – залог возрождения Отечества, малой Родины.
Проведя диагностику знаний детей, я выявила, что за год работы уровень знаний детей о народной культуре вырос на 10%.
С проектом «Русская печка» я выступала на краевой конференции «Учебно-методическое и организационное сопровождение национального образования в условиях ФГС»
Моими мини - проектами, картотеками, лепбуком могут пользоваться в своей работе педагоги нашего детского сада.
Библиографический список
1.Н.В. Пугачева «Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ»
2.Белая К.Ю, Теселкина Н. В., Мурзина М. Р., Щеткина Т. Т., и др. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. – М.: УЦ “Перспектива”
3.Веракса Н. Е., Веракса А. Н., Проектная деятельность дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2008.
4.http://stranamasterov.ru/node/454664 – Ложковый кукольный театр. Роспись по дереву.
5.М.Б. Зацепина «Народные праздники в детском саду»