Просмотр содержимого документа
«Мнемотехника в помощь развития связной речи и интеллекта у детей»
«Мнемотехника в помощь развития связной речи и интеллекта у детей»
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»
К.Д. Ушинский.
К сожалению, в последнее время в дошкольные учреждения приходят дети со слабым словарным запасом, речь у детей односложная, они не умеют грамматически правильно построить предложения, ответить на поставленные вопросы, неспособны построить предложения своими словами. У большинства из них отсутствует логическое мышление. Дети не в состоянии пересказать последовательно текст. Очень слабо развита дикция.
Цель, которую я поставила перед собой следующая: формирование развития у детей интеллектуальных способностей ,связной речи.
Задачи, которые были поставлены мною:
- научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли;
- способствовать развитию памяти у дошкольника;
- способствовать развитию творческих способностей у ребенка;
- формировать умение логически мыслить, рассуждать, находить оригинальные решения поставленных перед ними задач;
- формировать умение отстаивать свою точку зрения.
В своей работе с детьми я использую методику «Мнемотехника». Почему именно ее?
Во-первых, при проведении стартового тестирования результаты показали, что у детей зрительная память преобладает над слуховой. Недаром в народе говорят «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Во-вторых, мнемотехника – это искусство запоминания. Она помогает в запоминании, увеличивает объем памяти, развивает интеллект, фантазию путем образования искусственных ассоциаций.
Итогом применения данной методики у дошкольников будут сформированы:
- умения рассказывать полно и красочно о различных событиях окружающего мира, то есть свободно и красиво общаться и излагать свои мысли;
- умение логически мыслить, рассуждать, находить оригинальные решения поставленных перед ними задач;
- умение отстаивать свою точку зрения.
- увеличение словарного запаса у детей;
Моя работа состояла из трех этапов.
1.Знакомство ребенка с мнемоквадратами понятными изображениями, которые обозначают одно слово или словосочетание. Например: цыпленок вылупился из яйца.
2.Затем усложняем задачу демонстрируя мнемодорожки из четырех картинок, по которым составляется рассказ из 2-3 предложений.
3.Самое сложное: мнемотаблицы – это схемы, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ.
Пересказ сказки «Заюшкина избушка»
Совместно с детьми составляем мнемосхемы к рассказам из личного опыта, сочиняют сказки, придумывают свои загадки. Это занятие мнемотехникой детям очень нравится. Они используют это в свободное время вне занятий и дома.
Несомненно мнемотехника является отличным помощник в развитии детей дошкольного возраста:
- упрощает процесс запоминания;
- развивает кругозор детей;
- ассоциативное, конструктивное мышление и воображение;
- развивает слуховую и зрительную память;
- сокращает время запоминания (сказок, стихов и т.д.);
- обогащает словарный запас детей;
- формирует все стороны речи;
- развивает интеллект.
Мнемотехнику мы используем на занятиях для заучивания стихов, песен, составляем рассказы, придумываем сказки, составляем описательные рассказы, также используем мнемотехнику в занятиях по ознакомлению с окружающим миром, рисовании, лепке, конструировании, в ознакомлении культурно-гигиенических навыков и навыкам самообслуживания. Практика показала, что наши занятия результативны. У детей не возникает проблем с пересказом текста, в заучивании стихотворений, развивается воображение, значительно пополнился словарный запас, как на занятиях, так и в повседневной жизни.
Расширяется кругозор, повышается интеллект. Дети преодолели робость, застенчивость, стали увереннее в себе. Принимают активное участие в творческих и дидактических играх, театрализации подвижных и сюжетно – ролевых играх. Они научились анализировать и высказывать свою точку зрения. Самостоятельно придумывают символ какого-либо качества в схеме, отличительные особенности. Хотелось бы отметить, что мнемотехникой наша работа не ограничивается в развитие речи детей, а лишь является одним направлением в данной сфере. Мнемотехника является всего лишь дидактическим материалом в работе.
Это отличная методика, потому что практична, доступна и не требует больших материальных затрат. Она актуальна. Результат нашей работы – это участие детей в олимпиадах и дети неоднократно занимали 1,2,3 места (грамоты олимпиад «Уркер», «Пони»).
Мы будем продолжать работать и искать новые пути в развитии детей, применять свои творческие способности. Ведь интеллектуально-развитый ребенок преуспевает во многих областях, он может реализовать себя в любых видах деятельности и преуспеть в жизни.
Модели мнемотаблицы –
схемы дидактического материала в работе по развитию речи.
Прием наглядного моделирования мнемотаблицы.
Отгадывание и
загадывания загадок.
Пересказ художественной литературы.
Дидактические
игры.
Заучивание стихов,
пословиц.
Обучение составлению рассказов (описательных, творческих)
Мнемотехника строится от простому к сложному.
Мнемоквадраты.
Мнемодорожки.
Мнемотаблицы.
Для детей средней группы используем цветные таблицы, так как у детей остаются в памяти отдельные образы желтое, зеленая (летом) и т.д.
Составление описательного рассказа «Осень»
Сочинение сказки «Как звери справляли Новый год» Заучивание стихотворения
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(273) "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения "
["seo_title"] => string(171) "razvitiie-sviaznoi-riechi-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-vkliuchieniia-v-obrazovatiel-nyi-protsiess-sovriemiennykh-mietodov-i-priiomov-obuchieniia"
["file_id"] => string(6) "125932"
["category_seo"] => string(10) "logopediya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1415097260"
}
}