"Модель социального партнерства ДОО и семьи в рамках ФГОС ДО"
"Модель социального партнерства ДОО и семьи в рамках ФГОС ДО"
Модель социального партнерства МАДОУ города Нижневартовска ДС №83 «Жемчужина» и семьи. Опыт работы детско - родительского клуба «Содружество». Эффективность работы детского сада зависит во многом от конструктивного взаимодействия и взаимопонимания между персоналом дошкольного учреждения и родителями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Модель социального партнерства ДОО и семьи в рамках ФГОС ДО"»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение города Нижневартовска детский сад №83 «Жемчужина»
Шахова Наталья Борисовна, заместитель заведующего по воспитательно – методической работе.
Модель социального партнерства ДОО и семьи в рамках ФГОС ДО
Эффективность работы детского сада зависит во многом от конструктивного взаимодействия и взаимопонимания между персоналом дошкольного учреждения и родителями.
Современная модель социального партнерства ДОО и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.
Разработанная нами модель социального партнерства ДОО и семьи позволяет выстроить систему взаимодействия «Родитель – Ребенок - Педагог», где ребенок выступает ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых - эмоционально ровными, взаимно приемлемыми, свободными независимыми, но содружественно-конструктивными. Модель социального партнерства Родитель – ДОО решается в трех направлениях: работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей; вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
В процессе реализации данной модели сотрудничества кардинально меняется отношение к «престижности родительства». У родителей формируются навыки осознанного включения в единый совместный с педагогами процесс воспитания и образования ребенка, а у педагогов преодолевается стереотип дистанцирования родителей от системы образования.
МАДОУ города Нижневартовска ДС №83 «Жемчужина» представляет собой открытую систему, главным «инструментом» которой, является социальное партнерство, содружество коллектива детского сада с родителями, действующего на демократических и гуманистических принципах. На протяжении нескольких лет наше дошкольное учреждение реализует такую модель взаимодействия ДОО с семьей:
Методы изучения семьи
Принципы работы с родителями (лицами их заменяющими)
Целенаправленность, систематичность, плановость;
Дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;
Возрастной характер работы с родителями;
доброжелательность, открытость.
Анкетирование;
наблюдение за ребенком;
посещение семьи ребенка;
обследование семьи с помощью проективных методик;
беседа с ребенком;
беседа с родителями.
Формы работы с родителями (лицами их заменяющими)
Интерактивная
Традиционная
Просветительская
дискуссии;
круглые столы;
конференции;
семейные летописи;
игровые тренинги;
родительские клубы;
семинары практикумы.
наглядная информация;
индивидуальные консультации;
использование СМИ; стенды и уголки для родителей.
тематические недели;
родительские собрания;
досуги;
творческие совместные выставки;
фотовыставки;
конкурсы;
дни открытых дверей.
Основная идея взаимодействия педагогов и родителей является установление партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей.
Построение модели взаимодействия родителей и педагогов в образовательном процессе дошкольного учреждения предполагает решение следующих задач:
- активизировать воспитательные возможности родителей;
-привлечь родителей к участию в образовательном процессе дошкольного учреждения;
- использовать опыт семейного воспитания для реализации образовательных программ;
- способствовать личностному обогащению всех участников взаимодействия посредством деятельности, ее преобразования и изменения.
Разработка оптимальных методов и форм развития самосознания родителей в условиях дошкольного учреждения является частью общей задачи организации работы с родителями.
Через сплочение и мобилизацию совместных усилий родителей, воспитателей и специалистов ДОУ, мы можем эффективнее решать задачи сопровождения личностного и возрастного развития детей.
Объединение усилий дошкольного учреждения и родителей в процессе воспитания детей - непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача. Нам представляется, что принципиальные условия для ее решения заключаются в создании особой формы общения между родителями воспитанников, администрацией и педагогами ДОО, которую можно обозначить как доверительный контакт.
На каждом из этапов можно отметить определенное соотношение и движение внутренних и внешних целей.
Первый этап - трансляция родителям положительного образа ребенка. Благодаря этому с самого начала между родителями и педагогами складываются доброжелательные отношения с установкой на будущее сотрудничество.
Второй этап – трансляция родителям знаний, которые могли быть получены ими в семье (особенности общения ребенка со сверстниками).
Третий этап - ознакомление педагогов с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе педагог-психолог и воспитатель поддерживают диалог с родителями, в котором последним принадлежит активная роль. Необходимо пояснить, что данный этап является третьим, а не первым (что, казалось, было бы логичнее) не случайно. Только после первых двух этапов у родителей на основе достигнутой доверительности возникает потребность поделиться с педагогом-психологом сведениями о проявлениях индивидуальности ребенка (его вкусы, поведение, привычки) дома, причем не только о положительных сторонах, но и отрицательных.
Четвертый этап - совместное исследование и формирование личности ребенка.
Важнейшим результатом такого содержательного, эмоционально насыщенного, деятельностно-опосредованного общения педагогов и родителей должна стать активная позиция родителей в воспитании ребенка, их готовность осуществлять коррекцию их собственных установок, «транслируемых» малышу.
В рамках данной модели взаимодействия детского сада и семьи в нашем дошкольном учреждении организован родительский клуб «Содружество».
Для реализации основных концептуальных положений данной модели сотрудничества, требуется система психолого-педагогического и социального сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Реализуя идеи социального партнерства, гуманизации среды и расширения социокультурных границ, администрация ДОО руководствуется разработанной программой родительского клуба «Содружество».
Эти и другие мероприятия расширяют границы ДОО как социального института образования и обогащают содержание социального партнерства в целях гуманизации социокультурного пространства.
Каждый сотрудник детского сада участвует в организации работы с родителями, выработке совместно с родителями общих целей и задач деятельности. Эта работа требует больших личностных усилий от педагогов, постоянного творческого поиска, пополнения имеющегося багажа знаний.
Реализация модели социального партнерства позволяет добиться следующих результатов:
-создание эмоционально-психологического комфорта содержания ребенка в детском саду в условиях максимально приближенных к семейным;
-снижение количества неблагополучных семей и педагогической запущенности в воспитании детей;
– повышение педагогической, психологической и правовой грамотности родителей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста;
– гармонизация детско-родительских отношений;
– повышение уровня включенности родителей в деятельность дошкольного учреждения.
Мы считаем, что разработанная нами модель социально - педагогического партнерства семьи и образовательного учреждения – перспективный и эффективный вид социального взаимодействия.
Она ориентирована на гуманистический подход и заставляет изменить традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенциала, а дошкольное учреждение является посредником между ребенком и родителями, помогает гармонизировать их отношения.
Все чаще педагоги нашего детского сада сталкиваются с тем, что родители, испытывают различные трудности в воспитании своих детей. Причин этому много, и одна из них - большая загруженность родителей (физическая и эмоциональная), так как много сил у них уходит на финансовое обеспечение семьи. Поэтому им проще ребенка посадить у телевизора или предоставить для его распоряжения большое количество игрушек, которые заменяют родительское общение. Встречаются так же и незрелые родители, которые в должной мере не занимаются воспитанием и развитием своих детей (не понимают важности или не имеют желания). Особенно много трудностей в воспитании испытывают молодые родители, так как жизненный и родительский опыт у них не значительный. Некоторые из них часто бывают, растерянны в ситуациях, когда дети начинают не слушаться, капризничают, что-то настойчиво требуют. И порою взрослому проще уступить ребенку или наказать его, чем попробовать поискать адекватные пути выхода из сложившейся ситуации, понять и принять своего ребенка. Для многих родителей особо сложен период адаптации ребенка в детском саду. Так же много обращений за помощью к психологу и воспитателям бывает от родителей в кризисный период развития ребенка (кризис трех лет).
Поэтому так важно проводить работу с родителями, особое внимание, уделяя молодым мамам и папам. Привлекая родителей к совместному воспитанию детей дошкольного возраста, коллектив детского сада в течение нескольких лет был в поиске новых эффективных форм в работе с семьей, которые дали бы возможность побудить интерес к жизни детей в дошкольном учреждении, активизировать участие родителей в различных мероприятиях.
Одной из таких форм явилась организация родительского клуба - «Содружество».
В первый год было разработано Положение о клубе, перспективный план работы, в котором представлена тематика заседаний.
Основными направлениями деятельности клуба являются оказание психолого-педагогической помощи родителям воспитанников, пропаганда положительного опыта семейного воспитания, повышение компетентности родителей в вопросах развития детей дошкольного возраста.
Мероприятия планируются с учетом интересов и запросов родителей, по результатам анкетирования в конце учебного года.
За период функционирования клуба самым сложным для нас оказалось привлечение самих родителей к активному взаимодействию, были проблемы с посещением, низкой активностью родителей.
Тщательная подготовка к каждому заседанию, четкий отбор материала, нетрадиционность форм, практическая деятельность, ненавязчивость обучения различным приемам работы с детьми – все это способствовало заинтересованности родителей к посещению клубных заседаний.
В родительском клубе специально организовано свободное общение, сопровождающееся психологической поддержкой. При этом используются игровые и интерактивные технологии, обмен мнениями с педагогами, специалистами и более опытными родителями. Мамы и папы знакомятся с положительными примерами семейного воспитания. А такие принципы ведения клубных встреч, как безоценочное принятие каждого, сохранение конфиденциальности, добровольность участия позволяют повысить уровень доверия и эмоциональной безопасности участников.