Просмотр содержимого документа
«Моделирующая деятельность при обучении детей казахскому языку»
Тема: «Моделирующая деятельность при обучении детей казахскому языку»
Что такое детское моделирование? -Это процесс отлично развивающий ребенка всесторонне, это великолепный образовательный инструмент.
Главной целью детского моделирования я ставлю, это -развитие творческого мышления; формирование устной, связной речи на занятиях казахского языка.
Детское моделирование отлично способствует творческому развитию, а также помогает в познании окружающего мира. В обучении детей казахскому языку я использую различные виды моделей, к примеру: графические модели – это схемы или же графики, использую способы, которые облегчают процесс становления связной речи, прежде всего, использую наглядность. Одним из её видов является приём наглядного моделирования.
. Известно, что составление схемы рассказа позволяет детям усвоить способы программирования содержания развёрнутого высказывания. Они учатся устанавливать последовательность и взаимосвязь основных смысловых звеньев рассказа. Для формирования связной речи я использовала целую систему игр и заданий с применением приемов наглядного моделирования по определённой лексической теме.
Свою работу в начале учебного года я начинаю с темы «Көкөністер және жемістер».
Сначала формирую словарь существительных, прилагательных. Провожу исследования на овощах-муляжах, обговаривая форму, цвет, вкус,где растет (аналогично проводится работа по теме «Фрукты»)
Например, мы посмотрели на помидор и увидели, что қызанақ:
какой по форме?( дөңгелек);
какой по цвету? (қызыл);
попробовали на вкус, он какой? (дәмді);
где растет помидор? (бақшада өседі).
На основе накопленного словаря прилагательных формируется навык составления описательного рассказа о предмете, а для его лучшего усвоения использую схемы-модели, по которым ребенок повторяет все признаки и запоминает их.
В игре «Көкөністі суретте» использую схему для каждого овоща. Описывая помидор, дети опираются на схему: на первой картинке нарисован вопросительный знак, затем его форма, величина, цвет, вкус(язык)и место, где растет овощ ( изображение грядки.) Ребенок говорит: «Мынау қызынақ,ол дөңгелек, кішкентай, қызыл, дәмді, бақшада өседі. Қызанақ - көкөніс».
В игре «Мынау қандай көкөніс? тапшы» развиваю у детей понимание категории рода у прилагательных, обогащаю активный лексикон детей прилагательными, обозначающими разные признаки предметов (овощей), и закрепляю формирование умения описывать предмет (разные виды овощей). Здесь использую те же самые схемы, что и в игре «Көкөністі суретті», но убираю первую картинку, изображающую овощ, а в конце схемы ставлю знак вопроса, и ребенок, перечисляя все признаки предмета (овоща), должен его назвать, мысалы:
« Дөңгелек, сары, ашты, бақшада өседі, ол не?» (пияз)
Дети очень любят загадывать друг другу такие загадки. В дальнейшем схемы можно убрать, и ребята сами смогут загадывать загадки.
В упражнении «Көкөністер қайда өседі?» отрабатываю использование предлогов астындаи үстінде(это задание только для детей с высоким уровнем развития)и одновременно развиваю фразовую речь. Детям раздаю карточки со стрелками, показывающими вниз и вверх и картинки с овощами. Ребенок подбирает карточки и говорит, где растет этот овощ. Например, «Сәбіз жердің астында өседі» или «Қызанақ жердің үстінде өседі».
«Дәмді шырын». Наглядная схема изображает стакан с падающей в него каплей, вокруг него изображения фруктов.Я спрашиваю у детей:”Сен қандай шырын ішесің?” Ответ: «Мен алма шырынын ішемін».
Таким же образом проводится игра «Көкөніс пен жемістен не дайындауға болады?». На схеме изображается тарелка, а вокруг нее разные овощи. Ребенок сам выбирает, что можно приготовить из них. Детям задаю вопросы: «Что можно сварить?», «Что можно приготовить?» Примерные ответы таковы: «Мен борщ пісірдім», «Мен компот пісірдім».
На следующем этапе обучения я ввожу схему-модель, по которой ребенок должен самостоятельно выбрать и описать овощ или фрукт ( Знак вопроса, цвет, форма- геометрические фигуры, величина- изображение большого предмета и маленького, на вкус- язык, грядка или дерево – где растёт, и кастрюля – что можно приготовить).
Индивидуальное и хоровое повторение словосочетаний и предложений помогает закрепить в речи детей образцы согласования слов и различные синтаксические формы.
После рассматривания схемы предлагаю рассказать, опираясь на свой образец. Мое описание сопровождается движением указки по схеме модели, тем самым показываю образец использования модели. Данная схема помогает составить полный последовательный описательный рассказ.
Также, используя схемы, можно научить пересказывать сказки и рассказы.
В качестве наглядных моделей можно использовать геометрические фигуры. Подбор геометрических фигур обговариваю с детьми.
На первых этапах работы количество фигурок должно соответствовать числу героев сказки. В дальнейшем количество фигурок предлагаю больше, чтобы дети могли самостоятельно выбрать. Выбираем заместителей и выкладываем в нужной последовательности.
Сказка «Шалқан». Спрашиваю у детей: «На какую фигуру похожа репка?», « Какими фигурами можно обозначить атаны, әжені и т.д?” Рассказывая сказку, выкладываем геометрические фигуры по порядку. В качестве заместителей использую бумажные кружки, квадраты, различающиеся по цвету, величине в зависимости от различий между персонажами.
Таким образом, введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет более целенаправленно развивать речь детей, обогащать их активный лексикон. У детей закрепляются навыки словообразования, формируются и совершенствуются умения использовать в речи различные конструкции предложений. Они могут описывать предметы, составлять рассказы, т.е. развивать и совершенствовать связную монологическую речь”.