Просмотр содержимого документа
«Модифицированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения художественной направленности «Творчество и фантазия»»
Муниципальное казенное учреждение
Дополнительного образования
«Богучарский районный Центр детского творчества»
Программа рассмотрена «Утверждаю»
на заседании педагогического совета Директор МКУ ДО «Богучарский РЦДТ»
МКУ ДО «Богучарский РЦДТ» __________ Решетникова Т.И.
Протокол №___ «_____» ________________ 20____ г.
«____» ____________ 20___ г.
Модифицированная дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
объединения художественной направленности
«Творчество и фантазия»
(36 часов)
Возраст детей: 5 – 7лет
Срок реализации: 1 год
Автор программы: педагог дополнительного образования
Фукс Ирина Владимировна
Г. Богучар 2018
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период происходит обретение широких коммуникативных возможностей, приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.
Программа «Творчество и фантазия» предусматривает развитие у воспитанников изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это дает детям возможность чувствовать гармонию, создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.
Уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Работа по программе «Творчество и фантазия» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Работа в объединении планируется так, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а чтобы занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном, природным материалом, соленым тестом, цветными нитками, гофрированной бумагой.
Работу кружка надо организовывать с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы с бумагой и другими материалами начинать с более простых поделок, то есть к 6 годам даётся более сложная работа, нежели малышам.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Актуальность дополнительной образовательной программы заключается
в создании условий для развития и воспитания обучающихся через их
практическую деятельность в области декоративно-прикладного творчества.
Новизна программы: Программа «Творчество и фантазия» нацелена на реализацию базового систематизированного образования по декоративно-прикладному искусству с перспективой последующей специализации в отдельных видах изобразительного искусства. Разнообразие игровых приёмов, способствующих систематическому формированию и поддержанию у детей мотивации к творчеству, стимулируют интерес детей, в результате чего каждый ребёнок, не зависимо от способностей, ощущает себя волшебником, творцом, художником.
Отличительные особенности программы:
- программа ориентирована на возможность дать детям 5 – 6 лет базовые знания по декоративно-прикладному искусству;
- программа построена на широком использовании оригинальных авторских методик, связанных с включением в каждую тему зрелищно-игровых приемов для формирования и поддержания у детей мотивации к творчеству.
- программа модернизирована, расширена по тематике, углублена по содержанию. Есть перспектива последующей специализации в отдельных видах изобразительного искусства.
Условия реализации программы: программа «Творчество и фантазия» рассчитана на детей 5 - 7 лет. Программа рассчитана на 36 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут. Практические занятия составляют большую часть программы.
Рекомендуемый состав группы – 12 – 15 человек.
Реализации программы проходит через разнообразные виды деятельности:
- игровую;
- коммуникативную;
- трудовую;
- познавательно-исследовательскую;
- продуктивную;
- художественно-музыкальную.
Цель программы: создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
Задачи программы
Обучающие:
- закрепление и расширение знаний и умений, полученных на НОД художественному творчеству, ознакомлением с окружающим миром, чтением художественной литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;
- обучение умению планирования своей работы;
- обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;
- обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
Развивающие:
- развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
- развитие образного мышления и воображения;
- создание условий к саморазвитию дошкольников;
- развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
- воспитание уважения к труду и людям труда;
- формирование чувства коллективизма;
- воспитание аккуратности;
- экологическое воспитание детей.
Принципы построения занятий:
1.Принцип личностно-ориентированного подхода к ребёнку.
2.Принцип соответствия формы организации занятий ведущему виду деятельности ребенка – игре.
3.Принцип комплексности – уделение внимания всем поставленным задачам.
4.Принцип последовательности – по мере накопления знаний и овладения навыками содержания занятий углубляется и расширяется.
5.Принцип системности изложения материала.
Методическое обеспечение программы
Модульные блоки программы построены так, чтобы познакомить детей с разными художественными материалами, дать первые навыки и умения по изготовлению простейших образцов, тем самым, пробудить интерес к дальнейшим занятиям.
Обучение каждому виду народного прикладного творчества начинается с детального знакомства с материалом и инструментами. В течении года обучения, учащиеся знакомятся с разными видами декоративного творчества: работа с бумагой и картоном, работа с нитками и тканью, природным материалом, солёным тестом. Осваивают технику работы с соблюдением правил безопасности труда и личной гигиены, учатся пользоваться ножницами, карандашом, кисточкой, линейкой, клеем, шаблонами и трафаретами.
От занятия к занятию у детей развивается координация движения пальцев, кисти, глазомер, моторика рук, пространственное мышление, чувство материала, концентрация внимания.
Дети последовательно пополняют знания, расширяют представления об окружающем мире, воспитываются многие жизненно-важные качества человека.
Работа с природными материалами заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой. Дети изучают технологию сбора, засушки и хранения природного материала, делают плоские и объемные композиции, аппликации, мозаики, тем самым продлевая жизнь цветов, трав, листьев.
Практическая польза от занятий бесспорна. В этом заинтересованы и родители дошкольников.
Особенностями для каждого занятия предусматриваются варианты заданий с тем же материалом (усложнение или упрощение материала). Это необходимо, чтобы интерес к творчеству не угасал, избавляя ребенка от ненужных переживаний из-за неудач.
Методы, применяемые при подготовке к занятиям подразделяются на:
1.Словесные (рассказ-объяснение, беседа, чтение книг, сказка).
2.Наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся, экскурсии).
3.Практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков).
При организации работы объединения используется дидактический материал. Он включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом и учащимися, рисунки, открытки и эскизы, специальную и дополнительную литературу, фотографии детских работ и профессиональных работ, разработку отдельных тематических занятий.
Требования к уровню подготовки дошкольников
В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами дошкольники могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.
В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что дети получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области ознакомления с окружающим миром и природой, изобразительного искусства, литературы.
Проверка усвоения программы производится в конце учебного года. Результаты участия в конкурсах, выставках, оформление альбомов, плакатов.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе дошкольники:
– научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом, фольгой, фантиками, цветными нитками, яичной скорлупой;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
– будут создавать композиции с изделиями;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
• Проведение выставок работ учащихся:
– в группе, в ДОУ; – в ЦДТ.
• Участие в районной выставке детских творческих работ, конкурсах различных уровней.
Сотрудничество с семьей воспитанников
В современных условиях учреждения дополнительного образования регулярно и неформально взаимодействует с семьёй, то есть имеет возможность оказывать на неё определённое воздействие и влияние. В основу современной деятельности семьи и учреждений дополнительного образования заложены следующие принципы:
-единый подход к процессу воспитания ребёнка;
-открытость учреждения для родителей;
-взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
-уважение и доброжелательность друг к другу;
-дифференцированный подход к каждой семье;
-равная ответственность родителей и педагогов.
Учебно-тематический план
№
модуля
Тема
Количество часов
теория
практика
всего
1.
Вводное занятие
1
0
1
2.
Работа с природным материалом
1
4
5
3.
Работа с бумагой и картоном
1
11
12
4.
Работа с пластилином
1
4
5
5.
Работа с солёным тестом
1
3
4
6.
Работа с тканью и нитками
1
5
6
7.
Работа с фольгой
1
1
2
8.
Подготовка к выставке, творческий отчёт
0
1
1
ИТОГО:
36 часов
Календарно-тематическое планирование
№
Тема занятия
Дата занятия
Количество часов
теория
практика
всего
1.
Вводное занятие. ТБ на занятиях кружка.
1
0
1
2.
Работа с природным материалом(5 часов) Заготовка природного материала. Работа с природным материалом. Составление простейших геометрических орнаментов из семян и круп «Весёлая геометрика».
1
1
2
3.
Аппликация из песка и мелкой гальки. «Морской пейзаж».
0
1
1
4.
Аппликация из засушенных листьев и камней «Аквариум»
0
1
1
5.
Работа с семенами и крупами. Аппликация «Мой кот»
0
1
1
6.
Работа с бумагой и картоном (12 часов) Бумага и ее виды. Роль бумаги в жизни человека.
1
0
1
7.
Обрывная аппликация «Домик в деревне»
0
1
1
8.
Аппликация из бумаги «Золотая осень»
0
1
1
9.
Рамка для фото «Я люблю мои игрушки!»
0
1
1
10.
Подарочная упаковка из картона «Для тебя…»
0
1
1
11.
Изготовление объёмных цветов из бумажных салфеток.
0
1
1
12.
Поделки из бумажных салфеток «Люблю берёзу русскую!»
0
1
1
13.
Цветы из креповой бумаги.
0
1
1
14.
Полуобъёмная аппликация «Солнышко»
0
1
1
15.
Маски животных из картона.
0
1
1
16.
Коллективная аппликация «Дары осени».
0
1
1
17.
Аппликация в технике айрис-фолдинга «Золотая рыбка».
0
1
1
18.
Работа с пластилином (5 часов). Состав пластилина. Пластилин в декоративном творчестве. Изготовление пластилина в домашних условиях.
1
0
1
19.
Рисование пластилином по мотивам русских народных сказок.
0
1
1
20.
Лепка из пластилина «Грибная полянка».
0
1
1
21.
Лепка из пластилина «Бабочки-красавицы».
0
1
1
22.
Лепка из пластилина «Фруктовая корзинка».
0
1
1
23.
Работа с солёным тестом (4 часа). История промысла. Правила замеса. Окраска теста. Сушка.
1
0
1
24.
«Весёлый снеговик» лепка из солёного теста.
0
1
1
25.
Натюрморт «Ваза с фруктами».
0
1
1
26.
Лепка из солёного теста и вермишели «Ёжик»
0
1
1
27.
Работа с тканью и нитками (6 часов). История и практическое применение ткани. Ткани натуральные и искусственные.
1
0
1
28.
Ниткография «Вишенка»
0
1
1
29.
Аппликация из ткани «Слоник».
0
1
1
30.
Салфетка из белой ткани. Обработка периметра салфетки.
0
1
1
31.
Аппликация из ткани «Матрёшка».
0
1
1
32.
Кукла-мотанка «Младенец».
0
1
1
33.
Работа с фольгой (2 часа). Чеканка. Инструменты. Практической применение.
1
1
2
34.
Подготовка к итоговой выставке.
0
1
1
Итого: 36 часов
Содержание образовательной программы
1.Вводное занятие( 1час) ИТБ на занятиях объединения. Комплектация групп. Беседа о пользе труда и об уважительном отношении к трудящимся. Пословицы и поговорки о труде Материалы и инструменты для занятий.
2. Работа с природным материалом (5 часов) Заготовка и хранение природного материала. ИТБ. Работа с природным материалом. Составление простейших геометрических орнаментов из семян и круп. Понятие «геометрия», геометрические фигуры. Аппликация из песка и мелкой гальки. Повторение понятия «пейзаж». «Морской пейзаж».Подборка фонов. ИТБ при работе с ножницами и клеем. Аппликация из засушенных листьев и камней «Аквариум». Беседа «Кто живёт в аквариуме?» ИТБ при работе с ножницами и клеем. Работа с семенами и крупами. Аппликация «Мой кот». ИТБ.
3.Работа с бумагой и картоном (12 часов)Бумага и ее виды. Картон и его применение. Роль бумаги в жизни человека. История и изготовление бумаги и картона. Беседа об охране лесонасаждений и пользе сдачи макулатуры. Аппликация из бумаги «Золотая осень». ИТБ при работе с ножницами и клеем. Обрывная аппликация «Домик в деревне». Секреты изготовления обрывной аппликации. ИТБ при работе с клеем. Рамка для фото в технике аппликации «Я люблю мои игрушки!». Понятие «коллаж». ИТБ при работе с ножницами, клеем. Подарочная упаковка из двухстороннего картона «Для тебя…». Изготовление конвертика. ИТБ при работе с ножницами и клеем. Изготовление больших объёмных цветов из бумажных салфеток. ИТБ при работе с ножницами. Поделки из бумажных столовых салфеток «Люблю берёзу русскую!». Стихи и песни о берёзе. ИТБ при работе с клеем. Цветы из креповой бумаги. ИТБ при работе с ножницами и клеем. Полуобъёмная аппликация «Солнышко». ИТБ при работе с ножницами и клеем. Работа с бумагой и картоном. Маски животных из картона. ИТБ при работе с ножницами и клеем. Коллективная аппликация «Дары осени». Беседа о пользе растений. Деление растений на деревья, кустарники, травы. ИТБ при работе с клеем. Аппликация в технике айрис-фолдинга «Золотая рыбка». Познакомить с историей айрис-фолдинга. Вспомнить сказку о золотой рыбке, её автора. ИТБ при работе с ножницами и клеем.
4.Работа с пластилином ( 5 часов) Состав пластилина. Пластилин в декоративном творчестве. Изготовление пластилина в домашних условиях. Рисование пластилином по мотивам русских народных сказок. Вызвать интерес к русским народным сказкам. Лепка из пластилина «Грибная полянка». Беседа о съедобных и ядовитых грибах, об их месте в природе и жизни животных. Лепка из пластилина «Бабочки-красавицы». Беседа о значении бабочек в природе. ИТБ. Лепка из пластилина «Фруктовая корзинка». Беседа о пользе фруктов и их месте в рационе человека.
5.Лепка из солёного теста( 4 часа)История промысла. Правила замеса. Окраска теста. Сушка. «Весёлый снеговик» лепка из солёного теста. Окраска по сырому тесту. Натюрморт «Ваза с фруктами». Повторить понятие «натюрморт». Лепка из солёного теста и вермишели «Ёжик». Беседа о пользе ежей в природе.
6.Работа с тканью и нитками (6 часов) История создания и практическое применение ткани. Ткани натуральные и искусственные. Изготовление ткани в домашних условиях, ткацкий станок. Ниткография «Вишенка». История ниткографии, тонкости промысла. Аппликация из ткани «Слоник». ИТБ при работе с ножницами и клеем. Салфетка из белой ткани. Обработка периметра салфетки. Практическое применение салфеток. Способы сервировки стола. Монограммы. Аппликация из ткани «Матрёшка». История возникновения матрёшки. Современные промыслы по изготовлению матрёшек. Воронежская матрешка. Кукла-мотанка «Младенец». История изготовления кукол-мотанок. Обережки.
7. Работа с фольгой (2 часа) Чеканка. Инструменты для чеканки. Практической применение фольги.
8. Подготовка к итоговой выставке( 1 час) Выставка работ группы. Награждение детей грамотами.
Ожидаемые результаты
В результате обучения в объединении учащиеся должны получить знания и умения:
- о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
- о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;
- о видах декоративно- прикладного искусства;
- работать нужными инструментами и приспособлениями;
- последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);
-уметь проводить характеристику и самооценку работы.