"Моя малая Родина" (Проект по нравственно - патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.)
"Моя малая Родина" (Проект по нравственно - патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.)
Дошкольный возраст- яркая, неповторимая пора в жизни каждого ребёнка. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Моя малая Родина" (Проект по нравственно - патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.)»
"Моя малая родина"
(Проект по нравственно - патриотическому воспитанию с детьми старшего возраста.)
Введение.
Дошкольный возраст яркая, неповторимая пора в жизни каждого ребёнка. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, краем, достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок. Кроме того, при ознакомлении дошкольников с малой Родиной важно не просто дать некоторое количество полезной информации, но и сформировать познавательный интерес к истории и культуре малой Родины, чувство уважения к жителям, гордость от осознания принадлежности к ней. А чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному краю, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного города, первых строителей города, культуре, истории и окружающей природы родного края.
Проведя анкетирование родителей и диагностирование детей, посещающих нашу группу, мы выяснили, что взрослые, даже коренные жители, имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о своей малой Родине, забыты народно-прикладные ремёсла, семейные традиции, обычаи.
Актуальность:Мы желаем воспитать у ребёнка любовь к Родине, а оказываемся не в состоянии воспитать у него любовь к самому близкому—к родному дому и детскому саду. Но ведь это основа основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом—жителем планеты Земля.В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать, родители меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растёт число неполных, неблагополучных семей. Ребёнку всё сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже.Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны не только брать, но и отдавать: заботиться о близких, быть внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать.
Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых, отмечается высокий темп умственного развития. Старшие дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом взрослом мире. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном крае, о его историческом прошлом.
Чувство Родины…
Родина – это место, в котором живет человек, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птички: все это Родина.
Проблема:
Интерес детей к своему месту жительства вполне понятен и естественен, но сведения черпаемые малышами из окружающего мира довольно скудны и разрозненны. «Дерево без корней гибнет»- так гласит народная мудрость. Поэтому процесс ознакомления с родным поселком и краем должен быть разнообразен и регулярен, без больших пауз между мероприятиями и занятиями.
Гипотеза.
Если использовать методы и формы проекта в своей работе мы заинтересуем детей и их родителей к дальнейшему развитию интереса к истории своего края, то можно считать, что цель проекта будет выполнена.
Цель:
Создать условия для воспитания нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством знакомства с малой родиной.
Задачи:
Формировать нравственные качества, чувство любви и уважения к своей малой родине;
знакомить детей с:
- достопримечательностями, культурой и традициями родного края; - с людьми, прославившими свой край;
расширять:
- представления о природе родного края; - представления о малой Родине;
научатся отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.
Тип проекта: творческий, познавательный, групповой. Участники проекта: воспитанники старшей группы и их родители, воспитатели, музыкальный руководитель.Социальные партнеры:
- краеведческий музей;
- Детская библиотека
- Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом школьника».
Сроки проведения: октябрь 2017 - май 2018года.
Ожидаемые результаты:
Наличие у детей знаний об истории возникновения города Рославль, достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного города, области; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.
Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.
К концу реализации программы дети должны:
Узнавать на фотографиях достопримечательности города и области, уметь рассказать о них.
Знать краткие сведения об истории города и края.
Знать символику города Рославль, города Смоленска.
Знать о почетных гражданах родного края.
Знать стихи поэтов и работы художников Смоленской области.
Иметь элементарные представления об охране природы, о заповедниках, о красной книге Смоленского края.
Этапы реализации.
1 этап. Подготовительный:- изучение методической литературы;- составление перспективного плана; - подбор игр и оборудования;- обогащения развивающей среды группы. 2 этап. Основной: - беседы с детьми;
- Сюжетно -ролевые игры;
- дидактические игры;
- показ презентации о достопримечательностях;
- экскурсии;
- продуктивная деятельность;
- выставка детских рисунков "Моя малая Родина";
- чтение художественной литературы;
- разучивание стихов.
3 - заключительный этап:
- оформление альбома об истории и достопримечательностях города;
- викторина «Знатоки нашего города»;
- презентация проекта «Моя малая родина».
Тематический план мероприятий по духовно-нравственному воспитанию
Месяц
Неделя
Тема
Формы и методы изучения темы
1
2
4
5
Сентябрь
I неделя
«Прошлое родной земли».
Рассказ воспитателя о прошлом родной земли - дать представление о местоположении города, его историческом происхождении.
Изготовление ширмы «Мой город»
Игра «Знаешь ли ты свой город?»
II неделя
Экскурсия в городской историко-краеведческий музей
Знакомство с экспозицией «Вехи истории родной земли»
Рассматривание репродукций картин Рославльских художников
III неделя
«Строительство города Рославль».
Рассказ воспитателя об архитектуре города -
познакомить с этапами строительства города, как все начиналось и изменилось в наше время.
Экскурсия по фотовыставке «Архитектура родного города»
Конструирование «Построим дома»
разной архитектуры
IV неделя
Достопримечательности моего города
Рассматривание иллюстраций с
достопримечательностями (сравнить город раньше и теперь)
Чтение рассказов, стихотворений о городе.
1
2
4
5
Октябрь
I Неделя
«Смоленский край в прошлом»
Рассказ воспитателя о прошлом родной земли - дать представление о местоположении города, его историческом происхождении.
Изготовление ширмы «Мой город».
Игра «Знаешь ли ты свой город?».
II Неделя
«Смоленская область - край родной».
Рассказ педагога о родном крае – дать знания о расположении области, ее образовании; приобщение к истории родного края.
Изготовление альбома «Мой край родной»
III неделя
«Смоленск-главный город области».
Знакомство с городом Смоленск– вызвать интерес к главному городу области, желание узнать больше о городе, его истории, достопримечательных местах. Подбор фотографий, открыток, иллюстраций о городе.
IV Неделя
«Храмы города Смоленска»
Рассматривание иллюстраций, фотографий с Храмами города;
Чтение художественной литературы
Презентация «Храмы города Смоленска»
1
2
4
5
Ноябрь
I неделя
«Герб родного города».
Знакомство с изображением герба родного края, объяснить значение символов в нем;
Д/игра «Собери герб из частей»
Рассматривание иллюстраций с изображение герба города.
II неделя
«Флаг родного города»
Знакомство с изображением флага родного края, объяснить значение символов в нем;
Д/игра «Собери флаг из частей»
Рассматривание иллюстраций с изображение флага города.
III неделя
Экскурсия в Детскую библиотеку
Литературная гостиная «Стихи о родном городе»
Экскурсия по книжной выставке «Нет на свете Родины милее, чем моя Рославльская земля».
IV Неделя
«Я люблю эту землю».
Беседа о флоре и фауне нашего города - дать представление о растительном и животном мире. Рассматривание фотографий с растениями и животными. Рисование «Растения и животные нашего города».
Изготовление альбома «Правила поведения в лесу».
1
2
4
5
Декабрь
I неделя
«Города и районы Смоленской области»
Рассказ о населенных пунктах области – дать детям знания о том, что некоторые из них названы в честь знаменитых людей, деятельность которых связана с историей Смоленщины.
Рассматривание географической карты «Смоленская область».
II неделя
Достопримечательности Смоленского края г. Смоленска
Подбор фотографий, открыток, иллюстраций (Свято-Успенский Собор в г.Смоленске, Смоленская крепостная стена, усадьба Глинки в Новоспасском и пр.). Обзорная экскурсия на автобусе.
Презентация «Свято-Успенский Собор»
Собор»
III неделя
Символика Смоленской области (герб, флаг)
Знакомство с символикой Смоленской области (герб, флаг). Д/ игра «Собери герб из частей»
IVнеделя
«Богатства нашего края»
Знакомство с полезными ископаемыми нашего края.
Рассматривание иллюстраций с изображением природных богатств Смоленского края.
Д/игра «Полезные ископаемые Смоленской области».
1
2
4
5
Январь
II неделя
«Микрорайоны города».
Рассказ о новом микрорайоне в городе – дать представления о том, как он назывался раньше, отчего он получил свое название.
Экскурсия по городу. Рисование нового микрорайона города. Д/и «Узнай, где я нахожусь?»
III неделя
«Живи, родник, живи»
Рассказ о святых источниках Рославльского района. Рассматривание иллюстраций с изображением источников.
Презентация «Святой источник Серафима Саровского в деревне Максимково, Рославльского района»
IV неделя
«Почетные и знаменитые люди города».
Рассказ воспитателя о почетных людях нашего города– воспитывать чувство уважения и гордости за их достижения.
Рассматривание фотографий.
Экскурсия к Доске Почёта города. Оформление стенда «Почетные люди города»
1
2
4
5
Февраль
I неделя
«В гостях у мастеров Смоленской области»
Рассказ воспитателя о культуре русского народа
(устное народное творчество, народно прикладное искусство Смоленщины).
Игра «Определи чудеса народных умельцев».
Подбор фотографий, иллюстраций «Умелыми руками наших мастеров».
II неделя
«Я люблю эту землю»
Беседа о флоре и фауне нашего края - дать представление о растительном и животном мире. Рассматривание фотографий с растениями и животными. Оформление книжки-открытки о животном (совместно с родителями)
III неделя
«Животный мир Смоленского края»
Рассказ воспитателя о заповедниках и заказниках нашей области - дать представление о том, почему и как люди берегут редких животных. Воспитывать бережное отношение к природе, желание принять посильное участие в ее охране и защите.
Экскурсия по книжной выставке «Нет на свете Родины милее, чем моя Смоленская земля».
IV неделя
«Троицкий собор в городе Вязьме»
Рассказ о Соборе. Подбор фотографий, открыток, иллюстраций.
Презентация «Свято-Успенский Собор»
1
2
4
5
Март
I неделя
«Экскурсия в городской краеведческий музей»
Посещение творческих выставок земляков с родителями. Рассматривание репродукций картин художников города.
II неделя
Знакомство с промышленностью города, его предприятиями, их история.
Экскурсии на предприятия города. Встречи с передовиками производства, ветеранами труда. Чтение художественной литературы. Рассматривание иллюстраций , картин о предприятиях города.
III неделя
«Природа родного города».
Беседа «Природа рядом со мной» - о живой и неживой природе (что значит живое и неживое).
Экскурсия «Деревья нашего участка»
Знакомство с Красной книгой «Ты – часть природы». Изготовление альбома с иллюстрациями и картинками «Растения, животные родного района».
IV неделя
«Ознакомление с архитектурой города»
Рассказ воспитателя об архитектуре города. Экскурсия в городской краеведческий музей. Экспозиция « Старый Рославль» Рассматривание альбома «Наш город», беседы. Рисование на темы « Мой родной город», «Храмы Рославля»
Рассматривание иллюстраций, фотографий зданий города.
1
2
4
5
Апрель
I неделя
«Памятники воинам, погибшим в годы ВОВ на Смоленщине»
Знакомство с художественной литературой о Великой Отечественной войне. Рассматривание иллюстраций и репродукций картин смоленских художников о ВОВ. Заучивание стихов, составление рассказов, беседы. Выставка книг о войне. Слушание и разучивание военных песен.
II неделя
Сценарий литературного досуга «Воспеваем в песнях и стихах любимый город»
Экскурсия по главной улице города. Творческие рассказы детей об истории своей улицы.
Рисование «Моя улица».
Изготовление макета по правилам дорожного движения. Конкурс чтецов «Я люблю свой город»
III неделя
«Традиции, обычаи Смоленщины»
Рассказы о традициях города, беседы, рассматривание иллюстраций, рисование.
IV неделя
«Нашкосмонавт
Ю.А.Гагарин»
Беседа о космонавтах - закреплять представления детей о космических полетах, о первом космонавте Ю.А.Гагарине. Чтение «Первый в космосе» Бороздин.
Пословицы и поговорки о космонавтах.
Отражение впечатлений в рисунках.
Сюжетно - ролевая игра «Космический полет». Конструирование космического корабля.
1
2
4
5
май
Iнеделя
«Наш край в годы Великой Отечественной войны»
Рассказы о ветеранах Смоленщины, встречи с ветеранами ВОВ, рассматривание иллюстраций. Экскурсия в Сквер Памяти погибших героев и к Вечному огню, возложение цветов. Изготовление альбома «По страницам памяти» о ветеранах родного го края.
II неделя
экскурсия по достопримечательностям города Рославль
Познакомить детей с историей города и достопримечательностями родного города.
IIIнеделя
викторина «Знатоки нашего города»
Беседы о родном крае, о городе Рославле; разучивание стихотворений о Смоленске и родном городе; Подбор фотографий, открыток, иллюстраций о родном крае, городе.
План работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию.
Месяцы
Перспективное планирование по работе с родителями
Сентябрь
Анкета для родителей «Формирование у детей патриотического воспитания» Выставка детских работ «Мой любимый город».
Октябрь
Создание фотоальбома «Город, в котором я живу». Анкетирование родителей «Формирование основ православной культуры у дошкольников »
Ноябрь
Родительское собрание «Роль духовно- нравственных традиций в воспитании детей». Информация в родительском уголке «Важные даты нашего города и области».
Декабрь
Анкетирование родителей « Что ты знаешь о своем городе?» Природоохранная акция «Не рубите елочку зеленую». Совместное с детьми изготовление фотоальбома «Особенные места Смоленщины».
Январь
Совместное посещение с детьмиСпасо-Преображенского мужского монастыря города Рославля. Консультация «Родословная – старинная русская традиция».
Февраль
Анкетирование родителей « Народные праздники в детском саду и дома» Экскурсии в Рославльский историко-краеведческий музей вместе с детьми.
Март
Консультация « Роль семейных традиций в формировании личности ребёнка».Совместное посещение с детьми Церкви Рождества Пресвятой Богородицы на Юр-горе.
Апрель
Знакомство родителей с содержанием весенних православных праздников: Вербное воскресенье, Благовещение, Пасха.Круглый стол для родителей «Воспитание патриота и гражданина».
Май
Совместное составление с детьми схем безопасных маршрутов в детский сад и домой. Совместное с детьми изготовление фотоальбома «Знаменитые люди Смоленщины».
Экскурсия с детьми в «Сквер памяти погибших воинов», возложение цветов к Вечному огню.
Июнь
Изготовление фотоальбома «Город мой любимый». Совместная экскурсия с детьми по родному городу на автобусе.
Июль
Изготовление альбома с иллюстрациями и картинками «Растения, животные родного района». Викторина «Что мы знаем о городе?».
Август
Изготовление фотоальбома «Растения Смоленского края». Экскурсия по окрестностям города, знакомство с лекарственными растениями.
Список литературы:
- примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Издательство МОЗАИКА СИНТЕЗ М.,2016г.
- комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в старшей группе (ФГОС). Издательство МОЗАИКА СИНТЕЗ М.,2014г.
-Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. –Издательство ЦГЛ, М., 2005;
- Вострухина Т.В. «Знакомим с окружающим миром детей 5 – 6 лет» Издательство: ТЦ Сфера М., 2015г.;
- Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным социальным окружением » в старшей группе детского сада. Издательство: Мозаика-синтез М.. 2011г;
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Старшая группа. - «Издательство Скрипторий». М.: 2008г.;
-интернет - ресурсы.
Баевский В.С. Поэты земли Смоленской. – Смоленск, 2001.
Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007г.
Васильева – Гангус Л.П. Азбука вежливости. – М.: Педагогика, 1989.
Воспитательная система «Маленькие россияне». Под общ.ред. Оверчук Т.И. Ред.-сост. Арапова-Пискарева Н.А. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
object(ArrayObject)#863 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(158) "Краеведческий проект для детей старшего дошкольного возраста на тему «Я и моя Родина»"
["seo_title"] => string(80) "kraieviedchieskii_proiekt_dlia_dietiei_starshiegho_doshkol_nogho_vozrasta_na_tie"
["file_id"] => string(6) "450645"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1516204702"
}
}