Просмотр содержимого документа
««Моя семья – мое богатство»»
Методическая разработка
Название:
«Моя семья – мое богатство»
Форма проведения:
неделя психологического здоровья
Объяснительная записка:
Психическое здоровье является неотъемлемой частью и важнейшим компонентом здоровья. В Уставе ВОЗ говорится: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». Важным следствием этого определения является то, что психическое здоровье — это не только отсутствие психических расстройств и форм инвалидности. Психическое здоровье — это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия человека и эффективного функционирования сообщества. Уровень психического здоровья человека в каждый данный момент времени определяется многочисленными социальными, психологическими и биологическими факторами.
Развитие ребенка в дошкольные годы - это сложный и многоаспектный процесс. С каждым днем перед ребенком раскрывается окружающий его мир – мир природы, искусства, человеческих отношений. Ненасытная жажда познания побуждает дошкольника всем интересоваться и во всем участвовать, созидать и преобразовывать, радоваться и огорчаться. В психическом развитии ребенка, в это время активно формируются системы психических функций: речь, мышление, память.
Психологическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Педагог-психолог в детском саду создает условия для гармоничного становления личности ребенка, обеспечивает его эмоциональное благополучие, помогает дошкольнику продуктивно реализовать индивидуальный путь развития. Стремясь достигнуть своей базовой цели – охраны и укрепления психического здоровья воспитанников, педагог-психолог включается в образовательный процесс, во все формы работы педагогического коллектива, устанавливает продуктивные взаимоотношения с воспитателями и родителями.
Признаки психического здоровья:
- способность справляется с трудностями в сложных незнакомых ситуациях;
- чувство уверенности и доверия;
- формы проявления эмоций и поведения соответствуют и вероятным чувствам ребенка;
- достаточный диапазон чувств.
Психологический аспект психического здоровья предполагает внимание:
- к внутреннему миру ребенка: в его уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, его отношению к людям, окружающему миру;
- обеспечение психологического комфорта для здоровья развивающей личности.
Семья и детский сад – это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. Это та среда, в которой он черпает необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе.
В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства в детском саду и семье используются разнообразные формы работы. Одна из форм работы с родителями, которая реализовалась в 2016 году в яслях-саду это "Неделя психологического здоровья".
«Неделя психологического здоровья»- это еще одна форма, наряду с родительскими собраниями, работы с родителями, которая способствует повышению интереса субъектов воспитательно-образовательного процесса к психическому здоровью детей и взрослых, показывает реальные формы работы, возможности педагога-психолога детского сада.
Цель: вовлечение всех участников образовательного процесса в совместную деятельность, создание условий для формирования положительной установки, благоприятной психологической и эмоциональной атмосферы в яслях-саду.
Задачи:
- Сохранение и укрепление психологического здоровья детей 4-5 лет;
- Повышение психологической компетентности детей, педагогов, родителей;
- Содействие развитию личности дошкольников;
- Повышение уровня доверия между всеми участниками образовательного процесса.
Время проведения: 2 мая 2016 г. – 6 мая 2016 г.
Целевая аудитория: дети, родители, педагоги средней группы «Звездочки».
4. Оборудование, оформление: ориентиры с заданиями, «дерево настроения», листья с желтой и зеленной бумаги, пластилин, цветные карандаши, альбом для рисования, макет сердца из бумаги, маркеры, ручки, цветные ладошки, сердечки, клей, прозрачная ваза, видеокамера, надувные шары, музыкальный центр, диски с музыкой.
3. Подготовка практического и наглядного материала для проведения.
«Неделя психологического здоровья» - это акция, которая способствует повышению уровня психологической и коммуникативной культуры, сохранению и укреплению психологического здоровья, самореализации всех участников образовательного процесса. Она заряжает всех эмоциональностью, создает атмосферу дружбы, взаимопонимания, поддержки, вселяет веру в успех, помогает раскрыть индивидуальность и неповторимость каждого.
В преддверии «Недели психологии» для ознакомления родителей и педагогов группы было проведено собрание с раздачей рекламы-листовки психологического проекта.
Неделя психологического здоровья
«Моя семья – мое богатство»
План мероприятий
№
Дата проведения
Содержание работы
Примечание
1
2 мая 2016 г.
Домашнее задание:
«Мой выходной день»
Выполнение в свободной форме (эссе, фотоколлаж, видеоролик, рисунок, стихотворение и т.д.).
Дата сдачи:5 мая 2016г.
2
3 мая 2016 г.
Акция для воспитанников и родителей «Лестница дружбы», коллективный коллаж «Дерево настроения»
На лестнице выставляются ориентиры с заданиями.
На «Дерево настроения» необходимо закрепить листочек определенного цвета в соответствии с настроением ребенка (зеленый – хорошее настроение, желтый – грусть, тоска).
Начало в 18:00, место проведения – музыкальный зал.
5
6 мая 2016 г.
Видеоролик «Подарок», игровой сеанс «Воздушный шар»
Участие детей в съемке ролика. Количество участников: 6 -8 детей.
Запуск шаров в небо.
6. Сценарий, ход проведения.
Неделя психологического здоровья
«МОЯ СЕМЬЯ – МОЕ БОГАТСТВО»
Первый день - понедельник.
Домашнее задание: «Мой выходной день»
Первые и главные воспитатели в жизни ребенка – это родители. Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье… Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только они не знают, что для этого нужно делать. И поэтому первый день недели был посвящен этой цели. Родители выполняют задание в свободной форме (эссе, фотоколлаж, видеоролик, рисунок, стихотворение и т.д.).
Второй день - вторник.
Акция для воспитанников и родителей «Лестница дружбы»
Цель: психологическая профилактика, гармонизация внутреннего мира участников. На ступеньках лестничного марша разложены картинки или высказывания: «Лучшая одежда – это объятия… всегда и всем по размеру», «В любом возрасте день должен начинаться с поцелуя и заканчиваться поцелуем», «Самое прекрасное смотреть в глаза человеку, который улыбается», «Носите на руках детей, избаловать детей любовью сложно» и т.д., каждый родитель поднимаясь по ступенькам читал своему ребенку хорошие и добрые пожелания, слова любви и доброты, обнимал и целовал своего малыша.
Коллективный коллаж «Дерево настроений»
Цель: повышение самооценки детей, формирование позитивного отношения к себе. Коллаж оформляют ребенок вместе с родителями, приходя утром в детский сад, размещает листочек в соответствии с настроением – зеленый – хорошее настроение, желтый – грусть, тоска. Цвет листочка позволяет взрослому диагностировать их настроение.
Третий день - среда.
Коллективная акция «Радужное настроение»
Цель: создание положительного эмоционального настроя, развитие чувства принадлежности к группе. Группа выбирает определенный цвет и в этот день оформление группы, одежда детей, стихи, игры, посвящены выбранному цвету.
Рисунок «Моя семья»
Цель:выявление особенностей внутри – семейных отношений, которые отражаются на психологическом здоровье ребенка. Дети изображают на бумаге свою семью.
Четвертый день – четверг.
Психологический тренинг с родителями «Моя семья – мое богатство»
Цель: формирование навыков сотрудничества взрослого с ребенком на основе развития доверительных отношений в семье.
Задачи:
- создание в семьях доверительных отношений;
- обучение родителей позитивным способам общения с ребенком;
- выработка навыков сотрудничества с ребенком.
Ход занятия.
Вводная часть.
Просмотр видеоролика «Притча о счастливой семье»
- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашей встрече?
(о семье, о взаимоотношениях в семье)
- Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любить, заботиться и уважать других людей. Сегодня мы с вами попробуем вывести формулу ДОБРОГО ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ. Предлагаю вам сделать один шаг к познанию своего ребенка.
Существует китайская поговорка: «Расскажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь»
Надеюсь, что сегодняшняя встреча поможет кому – то из вас понять что-то и чему-то научиться.
Основная часть.
Упражнение «Круг общения» (звучит музыка «Ода радости» Бетховен)
Участники делятся считалочкой «Мамочки - детки» на два круга. Внутренний круг, «Мамочки», встают лицом к внешнему кругу – «детки». «Детки» двигаются по часовой стрелке вокруг «Мамочек» и на сигнал останавливаются. Упражнение выполняется молча.
Задание для «Мамочек»
Пообщайтесь друг с другом руками: поздоровайтесь, потанцуйте, поборитесь, помиритесь, попрощайтесь, обниметесь.
Перед вами плачущий ребенок, который чем-то расстроен.
Покажите ребенку всю свою любовь.
- А сейчас поделитесь своими ощущениями. Каково быть на месте ребенка?
-Чему учит нас это упражнение?
Вывод: Для детей очень важно почувствовать прикосновения близких людей, ощутить внимание к себе со стороны взрослых. Когда ладошки одного человека прикасаются к ладошкам другого, происходит контакт 2 людей, и третьего нет. Никто не может вмешаться в контакт родителя с ребенком: ни второй родитель, ни бабушка, ни другие дети.
Сегодня мы с вами должны понять, что родительская любовь принесет ребенку гораздо больше счастья, если он будет постоянно видеть и чувствовать ее. Наша задача — научиться проявлять любовь к ребенку, согревать его своей душевной добротой.
Упражнение «Ирина - интересная»
(Раздаются белые листы, цветные карандаши).
В центре листа нарисуйте круг и напишите имя вашего ребенка.
Нарисуйте лучики. Напишите на лучиках, какой ваш ребенок, его черты характера. (звучит музыка, родители работают)
- А сейчас попробуем проанализировать, что у нас получилось. Кто желает рассказать о своем ребенке? (слушаем всех, кто хочет рассказать) - А теперь каждый посмотрите на свой рисунок, это ваш ребенок, ваше солнышко. И каждый из вас должен его любить просто за то, что он есть, безусловной любовью.
- Сейчас мы с вами разделимся на 3 группы, каждая группа получит свое задание и 5 минут времени на его выполнение.
Упражнения в группах. Все группы получают свое задание, выполняют, потом идет совместное обсуждение. Время работы 5 минут. Звучит музыка.Когда начнется обсуждение, музыку выключить
Задание для 1 группы. Завершите предложения:
Добрые поступки – это …
Добро - это ...
Добро ассоциируется с ...
Добрый человек похож на ...
Вывод: Мы служим примером для детей. Делая добрые поступки сами, мы этому учим детей. Делайте хорошие поступки вместе. Пусть ребенок увидит, что кому-то помогать – это здорово, это приятно, это поднимает настроение.
Задание для 2 группы.
Определите «помощников» и «врагов» душевных качеств человека. Составьте ассоциативный ряд.
- Каких качеств больше у наших современных детей? Почему?
«Помощники душевных качеств» - душевная теплота, взаимопонимание, доверие – все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.
«Враги» – безразличие членов семьи друг к другу, равнодушное отношение делают ребенка жестокими, агрессивными, тревожными и т.д.
Вывод: в каждой семье ребенок должен видеть тепло, любовь и уважение.
Что же делает ребенка добрым, душевным, благородным, щедрым мы узнаем от 3 группы, которые создавали «Добрые советы – помощники в воспитании ребенка»
Задание для 3 группы.
Создайте несколько «Добрых советов – помощников в воспитании ребенка».
- Вести себя так, чтобы другим было приятно с вами.
- Помогать слабым, больным, старым, а также тем, кто попал в беду и т.д.
Упражнение «Душа ребенка».
- У каждого из Вас есть сердечко (сердечки вырезаны из яркой бумаги), напишите на нем качество, которым вы хотите наделить вашего ребёнка, и поместите его в чашу.
Вывод: Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка! И такими же должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, не потускнела, а стала еще богаче?
Заключительная часть.
- В завершение нашего разговора мы выведем «Формулу доброго отношения в семье»
- У каждого из вас есть ладошка, пожалуйста, подпишите ее, отвечая на вопрос:
«Что Я делаю для того, чтобы мой ребенок стал СЧАСТЛИВЫМ?»
Подписанные ладошки прикрепите к нашему родительскому сердцу (нарисовано на плакате) Время работы 3 минуты.
- Давайте взглянем на наши результаты! Посмотрите, какое наше родительское сердце большое, доброе, яркое! Оно щедро дарит нашим детям свое тепло, ласку, любовь, не выбирая время и место для этого. А наши ладошки – это руки, которые мы протягиваем нашим детям, чтобы поддержать их, помочь им или просто обнять. И очень хочется, чтобы такое сердце было в каждом доме и в каждой семье.
Зажечь свечу.
- Существует древняя притча:
«Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусочек.
- Что еще тебе слепить? - спросил Бог.
- Слепи мне счастье, - попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины».
- Всё в наших руках. И счастье наших детей тоже в наших руках.
Я хочу, что бы пламя этой свечи уничтожило все ваши печали и невзгоды, тепло этой свечи согрело ваши сердца и души, её свет озарил ваши лица улыбкой и любовью.
А кусочек этого большого родительского сердца был в вашем доме всегда (раздать каждому родителю маленькое сердечко-магнит).
Давайте возьмемся за руки. Ведь только вместе мы сможем сделать наших детей счастливыми.
Давайте мысленно поблагодарим друг друга за нашу работу. Наберем воздуха и дружно погасим свечи.
Рефлексия
-Что интересного и полезного вы сегодня заберете с собой с нашей встречи?(своего ребенка – свое солнышко, кусочек нашего большого и доброго родительского сердца и пр.)
Пятый день – пятница.
Видеоролик «Подарок»
Цель: повышение эмоциональности детей. Детям предлагается выбрать подарок себе или маме. Все действия снимаются на камеру наблюдения.
7. Методические советы:
При разработке программы я опиралась на следующие рабочие принципы:
учет возрастных и индивидуальных возможностей детей;
мероприятия недели не должны, по возможности, вмешиваться в воспитательно-образовательный процесс (соблюдения режима дня);
события недели должны охватывать по возможности всю группу (взрослых и детей).
Каждый день проекта плавно вытекает из предыдущего, но имеет свою цель и средства реализации, связанные с основной идеей проекта. В течение недели используются разнообразные виды мероприятий для всех целевых категорий, что расширяет содержание и эффективность средств воздействия и взаимодействия.
8. Методические советы по подведению итога, рефлексии.
Игровой сеанс «Воздушный шар»
Цель:рефлексия, завершение недели психологического здоровья. Дети вместе с родителями запускают шары в небо.
9. Список использованной литературы:
1. Баксанский, О. Е. Проблемное обучение: обоснование и реализация / О. Е. Баксанский // Наука и школа. - 2000. - №1.
2. Деулина Т. В. Решение проблемных ситуаций с детьми младшего дошкольного возраста.
3. Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие /Е. А. Лобанова. / – Балашов: Николаев, 2005
5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М., 1998.
6. Практическая психология образования ( под ред. И.В.Дубровиной.М.,1997
7. Рогов Е.И. Психология человека.-М., 2003
8. Савенков А.И. Детская одаренность. – М.,2000
10. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М., «Академия», 1998
11. Урунтаева Г.А., Афонькина ЮА Практикум по детской психологии.- М.:
Просвещение, 1995.
13.Интернет – ресурсы:
a) Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество:
Учебник Мухина В.С.- Режим доступа: http://www.zipsites.ru/
books/psy_muhina_vosr_ps/
b) Термины общей психологии. Словарь -Режим доступа: