Мониторинг в управленческой деятельности современного руководителя организации дошкольного образования
Мониторинг в управленческой деятельности современного руководителя организации дошкольного образования
Главной характеристикой современного этапа развития нашего общества являются перемены, которым присущи такие особенности, как непрерывность, устойчивость и стремление к ускорению. Эти перемены повышают требования ко всей системе образования, в том числе к деятельности организаций дошкольного образования, ставят перед их руководителями задачу переосмысления правовых, социально- экономических, психолого-педагогических основ управленческой деятельности – то есть, делают первоочередной задачу повышения управленческой грамотности каждого современного руководителя ОДО и внедрения в их деятельность современных управленческих технологий - в частности, мониторинга.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мониторинг в управленческой деятельности современного руководителя организации дошкольного образования»
Мониторинг в управленческой деятельности современного руководителя организации дошкольного образования
Главной характеристикой современного этапа развития нашего общества являются перемены, которым присущи такие особенности, как непрерывность, устойчивость и стремление к ускорению. Эти перемены повышают требования ко всей системе образования, в том числе к деятельности организаций дошкольного образования, ставят перед их руководителями задачу переосмысления правовых, социально- экономических, психолого-педагогических основ управленческой деятельности – то есть, делают первоочередной задачу повышения управленческой грамотности каждого современного руководителя ОДО и внедрения в их деятельность современных управленческих технологий.
Традиционно управление в отечественной системе образования строилось по принципу управления «людскими ресурсами», основываясь на социальном – «жизненном» опыте конкретного руководителя. По этой причине существующие подходы, как в получении образования, так и в управлении образовательным учреждением, не позволяют нынешним руководителям уйти от сложившихся стереотипов, что отрицательно сказывается на развитии образования в целом.
Процесс внедрения технологий в сферу управленческой деятельности современного руководителя ОДО – это сложный процесс, который предполагает постепенное обновление и совершенствование содержания, методов, средств управления, что, в конечном итоге, оказывает влияние на качество педагогического процесса.
Инновационные технологии в управлении позволяют поднять на более высокий уровень планирование, организацию и другие управленческие функции руководителя, развивать органы самоуправления в ОДО, совершенствовать организационную структуру дошкольного учреждения и тому подобное, что создает благоприятные условия для профессионального и творческого роста педагогов, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса, повышает конкурентоспособность дошкольного учреждения.
Управленческая деятельность руководителя – одна из наиболее содержательных видов деятельности. В условиях модернизации образования должно происходить освоение руководителем организации дошкольного образования новых социально значимых ролей, профессионально- функциональных знаний и управленческих навыков, управленческих технологий, и в первую очередь – овладения основами мониторинга, как: пути получения информации о результативности воспитательно- образовательного процесса; как метода коррекции образовательных процессов в системе повышения квалификации; как экспертизы развития качества образования; как исследования эффективности административной команды дошкольного учреждения.
Мониторинг в настоящий момент является эффективной педагогической и управленческой технологией. Любое определение схематично и не может претендовать на полную и объективную передачу сущности явления. Сам же мониторинг представляет собой целостный управленческий инструмент, внутреннее строение, назначение, место и время применения которого необходимо определить в зависимости от особенностей предмета мониторинга и социально-исторических условий.
В узком смысле слова мониторинг объединяет три важных компонента, присутствующих в управлении:
контроль различных сторон деятельности ОДО;
систему информационного обеспечения управления ОДО;
экспертизу различных сторон деятельности ОДО.
Мониторинг качества образования, как педагогическая и управленческая технология, это систематическая и регулярная процедура сбора информации, экспертизы и оценки качества образовательных услуг, которая проводится в целях развития системы дошкольного образования, выявления степени соответствия результатов деятельности ОДО стандартам и требованиям дошкольного образования. Принятие управленческих
решений руководителем ОДО, основанных на фактах и данных, требует точных данных и способствует своевременному предотвращению неблагоприятных или критических ситуаций.
Так как мониторинг качества образования включает наблюдение, оценку и прогноз, для разработки руководителем ОДО программы мониторинга качества образования может быть предложен следующий алгоритм действий, которым будет руководствоваться в дальнейшем педагогический коллектив:
определение и обоснование объектов мониторинга;
проецирование этого объекта в соответствующий метод мониторинга;
соотнесение с данными предшествующих мониторингов;
прогнозирование возможных изменений данных мониторинга.
Система получения точных данных о состоянии деятельности организации дошкольного образования и принятия руководителем обоснованных решений обеспечивается посредством мониторинга, представляющего собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и прогнозировать ее развитие.
В современной организации дошкольного образования на нынешнем этапе ее развития динамично функционирует система мониторинга качества образования по шести блокам:
Менеджмент и качество управления;
Качество учебного плана, образовательной программы;
Достижения воспитанников. Здоровье и здоровый образ жизни;
Эффективность работы педагогического коллектива как единой команды, компетентность педагогов;
Культура образовательного учреждения, психологический климат;
Образовательные ресурсы ОДО.
Таким образом, мониторинг как эффективная педагогическая и управленческая технология в деятельности руководителя ОДО – это системное понятие, которое охватывает все аспекты деятельности дошкольного учреждения и связано с оценкой здоровья детей дошкольного возраста, уровня их интеллектуального, нравственного и эстетического воспитанности, всестороннего гармоничного развития.
Мониторинг как управленческая технология в деятельности современного руководителя организации дошкольного образования используется при возникновении необходимости в подведении итогов педагогической деятельности, в выявлении ее результативности, то есть подведение итогов по самым разным вопросам (годовой отчет, тематические проверки, самоанализ по аттестации и т.д.).
Литература
Вартянян И.М. Система управления ДОУ. – СПб., 2006.
Клименко И.М. Мониторинг как педагогическая и управленческая технология. – СПб., 2005.
Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. –
М., 1999.
Путь к успеху: Пособие для неправительственных некоммерческих организаций / Под ред. Е.Алексеевой. – М., 1995.
Сидоров С.В. Управление процессами в школьном инновационном менеджменте: науч.-метод. пособие. / Под ред. С.А. Репина. – СПб., 2009.
Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. – М., 2003.