kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Музейно-педагогическая программа для детей дошкольного возраста в рамках мини-музея "Горенка".

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях нашего города не так много музеев, и ориентированы они в основном на школьников. Наше дошкольное учреждение находится далеко от центра города, и существует проблема с организацией его посещения. Проведя опрос, мы выяснили, что не все дети были в музее, некоторые не знают, что это такое, а родители не считают нужным водить детей дошкольного возраста в музеи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Музейно-педагогическая программа для детей дошкольного возраста в рамках мини-музея "Горенка".»





МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

"ДЕТСКИЙ САД - СКАЗКА".







Музейно-педагогическая программа

для детей дошкольного возраста

в рамках мини-музея "Горенка".







Руководители:

Бондарева А. Е.

Головина Ю.С.











2018 год.







ПРОГРАММА

мини – музея русского быта на учебный 2018-2019 год.



Направление: туристско-краеведческое.



Пояснительная записка

В условиях нашего города не так много музеев, и ориентированы они в основном на школьников. Наше дошкольное учреждение находится далеко от центра города, и существует проблема с организацией его посещения. Проведя опрос, мы выяснили, что не все дети были в музее, некоторые не знают, что это такое, а родители не считают нужным водить детей дошкольного возраста в музеи.

Решению данной проблемы способствовало создание мини-музея "Горенка", являющегося наиболее оптимальным средством передачи информации, позволяющего внедрить в воспитательно-образовательный процесс ДОУ средств музееведения и музейной педагогики.

Мини-музей позволяет познакомить дошкольников с бытом, традициями, отдельными историческими моментами, фольклором, культурой народа родного края.

В настоящее время в мини-музеe "Горенка" собрана коллекция старинных предметов быта русского народа, широко представлена крестьянская утварь : валёк, рубель, утюги на углях, ухваты, чугунки, крынки, пест, самопрялки, старинная вышивка, самотканые половики, расписные полотенца, керосиновые лампы, ларь и т.д.

Этнография (от греческого слова « этнос» - древний) - наука, изучающая обычаи, традиции определенного народа. В настоящее время под этносом  понимается «исторически сложившаяся этническая общность – племя, народность, нация».

        Этнография позволяет увидеть истоки различных верований, обычаев и обрядов, проследить их развитие. В работе красной нитью проходит тема взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, что помогает детям ощутить себя в потоке времени, найти там свое место и, в конечном счете, способствует формированию у них исторического сознания. Став элементами музейной экспозиции, обычные вещи приобретают значение символа эпохи или явления традиционно – бытовой культуры.

Цель мини-музея "Горенка" - воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ; заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

  Задачи:

- приобщить дошкольников к традициям русского народа;

-на примере ближнего природного окружения познакомить дошкольников с окружающим миром, помочь им осознать свое место в нем;

- средствами нравственно-патриотического воспитания развивать интеллект ребенка, формировать образно-наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;

- способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада;

- на основе изучения русских народных традиций развивать доброе, заботливое отношение к природе и людям, своему краю, стране;

- развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту русского быта;

- включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини-музея.

Работа в музее строится на общепринятых принципах:

Наглядность.

Коллекция экспозиций содержит разнообразный наглядный и практический материал:

  - русская печка, деревянная лавка, посуда, утварь; 

  - прялка, кружева, вышивки, национальные костюмы, полотенца.

  Все это позволяет подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.

Интерактивность.

В музее русского быта воссоздана уютная обстановка светлой горницы, устроено деревенское  «подворье». Периодически музей  пополняется экспонатами, здесь же размещаются работы педагогов, совместные работы детей и родителей воспитанников.

Содержанием работы музея русского быта является:

-проведение тематической СОД для дошкольников;

-посещение экспозиций сотрудниками, воспитанниками, их родителями и гостями ДОУ;

-организация экскурсий для детей и их родителей.

Темы экскурсий: «Устройство русской избы», «Полочка предметов быта в избе», «Куклы в народных костюмах», «Народный досуг в избе: посиделки, вечерки, календарные праздники», «Подворье: "Уж как я -ль мою коровушку люблю», «Во саду ли, в огороде» и др.;

оформление тематических выставок: «Предметы крестьянского быта», «Народный костюм», «Горница», «Самовар», «Обитатели избы – их место», «Домашние животные – их роль в жизни русского крестьянина» и др.;

организация народных, фольклорных досугов и развлечений для дошкольников.

Формы деятельности музея русского быта:

- СОД в комнате русского быта (знакомство с предметами);

- работа в  комнате русского быта как часть СОД  (создание образов, погружение в атмосферу старины);

- тематические досуги в комнате русского быта («Русские народные посиделки», «Как ходила Коляда», «В гости пришла Марья Искусница» и др.).

Типы СОД тематические, интегрированные:

- демонстрация музейных экспонатов из вспомогательного фонда (слайды,  репродукции, фотографии, музыкальное сопровождение);

- обыгрывание обрядов и традиций народных праздников;

- продуктивные виды деятельности (роспись, лепка, аппликация).



Тематический план работы с детьми от 3-4 лет


месяц

тема

часы

1

сентябрь

Добрая изба.

15 мин

2

октябрь

Печка - хозяйка.

15 мин

3

ноябрь

Хозяйкины помощники.

15 мин

4

декабрь

Куклы в народном сарафане.

15 мин

5

январь

Кот Пушок на печурке греется.

15 мин

6

февраль

Волшебная прялица.

15 мин

7

март

Народные игрушки.

15 мин

8

апрель

От лучинки до электричества.

15 мин

9

май

Уж как я - ль мою коровушку люблю.

15 мин



Тематический план работы с детьми от 4-5 лет


месяц

тема

часы

1

сентябрь

В гостях у Хозяюшки.

20 мин

2

октябрь

Печка - сударыня.

20 мин

3

ноябрь

Посудочка хороша!

20 мин

4

декабрь

Куклы в народных костюмах (Московская, Вепсская).

20 мин

5

январь

Как ходила Коляда.

20 мин

6

февраль

Вечера долгие - руки умелые.

20 мин

7

март

Народные игрушки.

20 мин

8

апрель

От лучинки до электричества.

20 мин

9

май

Пастух, пастушок, пастух миленький дружок.

20 мин


Тематический план работы с детьми от 5-7 лет


месяц

тема

часы

1

сентябрь

Милости просим в нашу избу.

25 мин

2

октябрь

Печь - как мать родная.

25 мин

3

ноябрь

Мир народной посуды.

25 мин

4

декабрь

Бабушкин сундук.

25 мин

5

январь

Рождество Христово.

25 мин

6

февраль

Рабочие руки не знают скуки.

25 мин

7

март

Народные игрушки.

25 мин

8

апрель

От лучинки до электричества.

25 мин

9

май

Как рубашка в поле выросла.

25 мин



Перспективный план работы с детьми от 3-4 лет



Месяц

Тема

Цель

Программное содержание

Методы, приемы

Литература

сентябрь

Добрая изба.

Знакомство с устройством  избы


Вызвать интерес к жизни старинных времен. Обогащать словарный запас детей: изба, лежанка, печь, утварь.

  Развивать образное восприятие. Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.


Экскурсия в комнату русского быта. Беседа.

Сюрпризный момент: (Домовенок)

 Загадки.

 Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.

 Повторение.

 Показ.

 Обобщение.

 

 

«Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова,

Л.В. Соколова

 

октябрь

Печка – хозяйка.

Знакомство детей с печью.

 


Дать понятия, для  чего нужна была печь  раньше. Объяснить его функции. Формировать у детей познавательные качества. Обогащать словарный запас детей: печь,   кирпичный,  железный, кормилица. Воспитывать интерес к прошлому.

Экскурсия в комнату русского быта. Беседа.

 Сюрпризный момент:  (Домовенок)

 Загадки.

 Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.

 Повторение.

 Показ.

 Обобщение.

«Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова,

Л.В. Соколова

 

ноябрь

Хозяйкины помощники.

Знакомство детей со старинной посудой  и утварью.

 

 

Сравнить их с посудой нашего времени. Дать представления как готовилось еда. Продолжать развивать любознательность. Обогащать словарный запас детей: ухват, миска, чугунок, горшок. Воспитывать интерес к устному творчеству русского народа. Дидактическая игра:«Собери целое».


Экскурсия в комнату русского быта Сюрпризный момент:(появление хозяйки).Загадки про посуду. Показ экспонатов. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.Обобщение.

 

 

«Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова

 

Декабрь

























январь

Куклы в народном сарафане

























Кот Пушок на печурке греется.

Знакомство детей с русским национальным костюмом.























Знакомство с обитателями избы (не людьми).


Назвать части костюма. Активация словаря: фартук, сарафан, косница, узор, кокошник, душегрейка, лапоточки, чуни, стануха, рубаха. Развивать разговорную речь. Воспитывать уважение к родной культуре. Дидактическая игра:« Укрась фартук». «Опиши одежду Настеньки».

Дать понятия о домашних животных, живущих в избе с людьми, их месте и значении, создание домашнего тепла и уюта. Кот – помощник хозяюшки. Раскрыть образ «Котеньки – кота, кота – баюна, котик – белый ротик» в русском быту, в музыкальных произведениях, в устном творчестве. Пение колыбельных:"Уж ты, котинька – коток», «котик- белый ротик»


Экскурсия в комнату русского быта

Сюрпризный момент:(появление куклы Настеньки). Рассмотреть куклу. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Обобщение.









Экскурсия в комнату русского быта. Сюрпризный момент: (появление Котика Пушка). Загадка про кота. Рассмотреть иллюстрации котов. Беседа. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Повторение.

 Обобщение.

Серия: www.deagostini.

Куклы в народных костюмах.



















Гербова, Максакова «Занятия по развитию речи в 1 мл. гр. детского сада»


февраль

Волшебная прялица.

Знакомство  детей с орудием труда по обработке шерсти.

  

Продолжать развивать интерес к предметам старины. Обогащать словарный запас детей: прялка, веретено, нить, клубок. Уметь отгадывать загадки. Воспитывать бережное отношение к экспонатам. Пальчиковая игра – потешка «Котик ниточки мотает». Дидактическая игра:«Кто быстрее соберет   клубки в корзину»


 Экскурсия в комнату русского быта. Беседа. Загадки. Показ экспонатов. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Повторение. Обобщение.


 А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г.

Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г

март

Народные игрушки.

Знакомство детей со старинными деревянными игрушками (матрешка, конек).

Знакомить детей с народным творчеством, на примере народной игрушки. Дать детям представление о деревянной народной игрушке. Расширить словарный запас детей. Воспитывать желание играть в игрушки прошлого.


Экскурсия в комнату русского быта. Словарная работа: каталка, качалка, строгать, рубанок и др.

Рассмотреть тематическую выставку картинок. Беседа. Рассказ воспитателя. Объяснение.

«Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова,

Л.В. Соколова


апрель

От лучинки до электричества

Знакомство детей с естественным и искусственным освещением в избе

 

 

Познакомить детей с различными источниками света: солнце, камелёк, лучина, очаг, керосиновая лампа, газовый фонарь, электрическая лампа, энергосберегающая лампа. Дать представление, как раньше люди жили без электричества. Развивать интерес к познаниям. Формировать у детей качества исследования. Воспитывать любознательность

Экскурсия в комнату русского быта. Обогащение словаря детей: камелёк, лучинка, свеча, керосиновая лампа, электричество, керосин, копоть. Рассмотрение экспонатов. Объяснение.  Показ. Рассказ воспитателя (как и с помощью чего освещали избу в старину). Вопросы:   Что было бы, если не было электричества? Игра: « Гори, гори ясно». 

 

Статья «от лучины до лампы дневного света» www.energoportal.ru

май

Уж как я - ль мою коровушку люблю.

Знакомство детей со скотным двором 

Познакомить детей с домашними животными: Обогащать словарный запас: коровушка - буренушка, теленок, козлик, барашек, поросенок, гуси, уточка, курочка, петушок. Развивать образное восприятие героев песен «Коровушка – кормилица», «Козел – прыгун», «Барашеньки – крутороженьки»

 Экскурсия на "скотный двор". Досуг с пением и играми. Словарная работа. Обобщение.


Гербова, Максакова «Занятия по развитию речи в 1 мл. гр. детского сада»

Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.








Перспективный план работы с детьми от 4-5 лет.


месяц

тема

цель

Программное содержание

Методы, приемы

литература

сентябрь

В гостях у Хозяюшки

Знакомство детей  с жилищем русского народа.

 

Познакомить детей с тем, как  строили жилище: вызвать интерес к традициям, уважение к старшим. Провести словарную работу: изба, бревно, мох, наличники окна. Обогащать речь детей поговорками, пословицами. Воспитывать интерес к познанию прошлого.

 

Экскурсия в комнату русского быта. Встреча Хозяйки. Беседа. Осмотр избы. Просмотр слайдов с изображениями изб разных областей. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Игра.« Кто быстрей поможет хозяйке». Обобщение.

«Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова

 

октябрь

Печка - сударыня.

Знакомство детей с музейными экспонатами, русской печью (макет).

 

 

 

 

Дать понятия, для  чего нужна была печь  раньше. Объяснить ее устройство, функции. Формировать у детей познавательные качества. Обогащать словарный запас детей: печь,   кирпичный,  железный, кормилица. Вспомнить народные сказки , где была печь. Чтение пословиц и поговорок о печи. Воспитывать интерес к народному быту.

Экскурсия в комнату русского быта. Загадка о печи. Рассказ воспитателя  об устройстве печи и ее предназначении. Объяснение. Пословицы. Вопросы: В каких сказках говорилось о печи? Словарная работа. Поговорки. Обобщение. 

«Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова

 

ноябрь

Посудочка хороша!

Знакомство детей со старинной посудой  и утварью.

 

Сравнить их с посудой нашего времени. Дать представления как готовилось еда. Продолжать развивать любознательность. Обогащать словарный запас детей: ухват, миска, чугунок, горшок. Воспитывать интерес к устному творчеству русского народа. Викторина "Хозяйкины помощники".

Экскурсия в комнату русского быта. Словарная работа детей: ухват, чугунок, кринка, хлебная лопата. Встреча Хозяйки. Рассмотреть экспонаты. Рассказ воспитателя. Объяснения.Стенд " Старинная посуда в знакомых сказках". Загадки. Пословицы. Обобщение.

«Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф.Некрылова,Л.В. Соколова А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.


декабрь

Куклы в народных костюмах (Московская, Вепсская).

Знакомство детей с русским национальным костюмом.

 

Назвать части костюма. Обратить внимание на национальный костюм, орнамент, цвета.Активация словаря: фартук, сарафан, косница, узор, кокошник, душегрейка, лапоточки, чуни, стануха, рубаха. Развивать разговорную речь. Воспитывать уважение к родной культуре. Дидактическая игра: « Укрась косник». «Опиши одежду Барышней в костюмах

Экскурсия в комнату русского быта. Сюрпризный момент:(появление кукол). Рассмотреть кукол.Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа Обобщение. Рассмотрение репродукций с изображением девушек и женщин в народных костюмах. 


Серия: www.deagostini.Куклы в народных костюмах.

январь

Как ходила Коляда

Знакомство с календарными праздниками, степень участия  и местом детей в них.

Познакомить детей с праздником «Зимние колядки. Святки» и песенным материалом «Зимние поздравительные песенки». Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах. Активизировать личностные качества детей.

Экскурсия в комнату русского быта. Словарная работа: Колядки, Авсеньки, Таусеньки, Карилки, Виноградье. Пение муз. руководителя. Разучивание зимних поздравительных песенок, игр, закличек. Участие в празднике «Как ходила коляда»

М. Ю. Картушина «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет. ТЦ «Сфера , 2004г. А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика. А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г. Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.

февраль

Вечера долгие - руки умелые.

Знакомство с традиционным женским /девичьим и мужским ремеслами.

 

 

Дать понятие детям, какое место занимали орудия труда в прошлом по обработке льна, шерсти, волокнистых изделий, с орудием труда для сельскохозяйственных работ. Формировать у детей познавательные качества. Познакомить детей со сказкой    «Три дочери». Воспитывать трудолюбие, уважение к труду крестьянина.


Экскурсия в комнату русского быта . Словарная работа детей: прялка, веретено, гребень, щетка, трепала; серп, коса, пила, колотушка, плуг, грабли, молот, клещи, наковальня, лемех, кузнец, хлебороб. Встреча Хозяйки. Рассмотреть экспонаты. Рассказ воспитателя. Объяснения. Пословицы о труде. Загадки. Игра " Кто быстрей намотает клубок".



 

 

«Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова,Л.В. Соколова. А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.

А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г.

март

Народные игрушки.

Знакомство детей с народными деревянными и глиняными игрушками; Дымковская игрушка - яркий представитель глиняных промыслов России.

 

Дать представление о деревянных и глиняных народных игрушках. На примере дымковской игрушки рассказать о глиняном промысле, изготовлении и росписи игрушек. На примере народной игрушки знакомить детей с фольклором: песнями, потешками, пословицами и поговорками.


Экскурсия в комнату русского быта. Рассмотрение репродукций с изображением расписных матрешек, глиняных игрушек. Словарная работа : промысел, красная глина, обжигать, праздник "Свистуньи", роспись, орнамент. Беседа. Рассказ воспитателя.

«Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова


апрель

От лучинки до электричества.

Знакомство с историей происхождения электрической лампы.


Познакомить детей с различными источниками света: лучина, очаг, керосиновой лампой, газовый фонарь, электрическая лампа, энергосберегающая лампа. Дать представление как работает лампа, как раньше люди жили без электричества. Развивать интерес к познаниям. Формировать у детей качества исследования. Воспитывать любознательность

Экскурсия в комнату русского быта Обогащение словаря детей: лучинка, свеча, керосиновая лампа, электричество, керосин, факел, копоть. Рассмотрение экспонатов. Объяснение.  Показ. Рассказ воспитателя (как и с помощью чего освещали избу в старину). Игра: « Горелки».

Статья «от лучины до лампы дневного света» www.energoportal.ru

май

Пастух, пастушок, пастух, миленький дружок.

 Знакомство детей со старинными крестьянскими профессиями. Формирование у детей представления о труде русских пастухов.

Познакомить детей с традициями русских пастухов, музыкальными инструментами, на которых они играли. Познакомить с особенностями сигнальных наигрышей пастухов. Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию.

 Уголок "Подворье". Словарная работа: рожок, пастух, кугикл, дудочка, скотина, кормилец, кормилица. Пение муз. руководителя. Слушание аудиозаписей (наигрыши, звучание пастушьих инструментов). Разучивание попевок, закличек, игра ну музыкальных инструментах. Участие в театрализованном празднике «Ваня - пастушок»


А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика. А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г. Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.





Перспективный план работы с детьми от 5-7 лет.


Месяц

Тема

Цель

Программное содержание

Методы, приемы

Литература

сентябрь

Милости просим в нашу избу

Расширить знания детей о жилище  русской старины, объясняя назначение его составных частей.

 

Обогащать словарь детей: терем, горница, лежанка, красный угол и др. Познакомить детей с пословицами и поговорками о гостеприимстве на старинном русском языке. Воспитывать уважение к разным народам страны.

 

Экскурсия в комнату русского быта. Рассматривание внутреннего устройства и убранства избы ( макет избы). Рассказ воспитателя. Словарная работа. Объяснение новых слов. Беседа.  Фольклор (потешки, колыбельные, посиделочные песни). Р.Н. игра:«Тетера».

«Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова,

Л.В. Соколова

 

октябрь

Печь - как мать родная.

Продолжать знакомство детей с устройством избы, с главной ее достопримечательностью- печью.


Дать представление о том, что печь в избе выполняла несколько функций: на ней и в ней готовили, заготавливали продукты на зиму - сушили ягоды, грибы, пекли, хлеб, спали, лечились, даже парились, обогревались; о строительстве печи и о секретах печника. Пробуждать детей о назначение печи, вспоминая русские народные сказки: «Колобок», « Гуси- лебеди», « По щучьему велению».  Обогащать словарь детей за счет поговорок и пословиц, загадок. Воспитывать уважение к труду печника.

Экскурсия в комнату русского быта. Загадка о печи. Рассказ воспитателя  об устройстве печи и ее предназначении.Объяснение. Пословицы. Стенд "Печь в русских народных сказках". Словарная работа. Пословицы и поговорки.


«Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова


ноябрь

Мир народной посуды.

 Знакомство детей со старинной посудой  и утварью.


Сравнить старинную посуду с современной. Дать представления, как готовилось еда. Продолжать развивать любознательность. Обогащать словарный запас детей: ухват, миска, чугунок, горшок. Воспитывать интерес к устному творчеству русского народа. Викторина "Хозяйкины помощники".

 Экскурсия в комнату русского быта. Словарная работа детей: ухват, чугунок, кринка, хлебная лопата. Встреча Хозяйки. Рассмотреть экспонаты. Рассказ воспитателя. Объяснения. Стенд " Старинная посуда в знакомых сказках". Загадки. Пословицы.

 

 

«Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф.Некрылова,Л.В. Соколова А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.

 

декабрь

Бабушкин сундук

Расширить знания детей о народном костюме.

Дать представления о различи и важности соблюдения обряда детского, девичьего, женского и мужского народного костюма: (одежда повседневная, праздничная, головной убор, обувь. Украшения)

Экскурсия в комнату русского быта. Беседа «И стоит покрыт ковром ларь с хозяйкиным добром». Стенд "Народный костюм".Обогащение словарного запаса.Хороводные игры.

 

Серия: www.deagostini. Куклы в народных костюмах.

январь

Рождество Христово

Знакомство с календарными праздниками, степень участия  и местом детей в них.

Закрепить знания детей о празднике «Зимние колядки. Святки» и песенным материалом «Зимние поздравительные песенки». Познакомить с праздником «Рождество Христово» и театром «Рождественский вертеп» ( с руководителем театрального кружка). Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение. Активизировать личностные качества детей.

Словарная работа: Колядки, Авсеньки, Таусеньки, Карилки, Виноградье, Вертеп. Слушание аутентичных записей (Курская, Белгородская обл.)Разучивание зимних поздравительных песенок, игр, закличек. Участие в празднике «Рождество Христово»

А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.

А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г.

Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.

 

 

февраль

Рабочие руки не знают скуки.

Знакомство с традиционным женским /девичьим и мужским ремеслами.


Дать понятие детям, какое место занимали орудия труда в прошлом по обработке льна, шерсти, волокнистых изделий, познакомить с орудием труда для сельскохозяйственных работ. Формировать у детей познавательные качества. Воспитывать трудолюбие, уважение к труду крестьянина.


Экскурсия в комнату русского быта . Словарная работа детей: прялка, веретено, гребень, щетка, трепала; серп, коса, пила, колотушка, плуг, грабли, молот, клещи, наковальня, лемех, кузнец, хлебороб. Встреча Хозяйки. Рассмотреть экспонаты. Рассказ воспитателя. Объяснения. Пословицы о труде. Загадки. Игра " Кто быстрей намотает клубок". Чтение сказки "Колосок".

«Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика. А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь»


март

Народные игрушки. Дымковская и Филимоновская игрушка как древний прикладной художественный промысел.

Знакомить детей с дымковской, филимоновской игрушкой историей ее создания,основными элементами росписи, их значении.

Дать представление о деревянных и глиняных народных игрушках. На примере дымковской ,филимоновской игрушки рассказать о глиняном промысле, изготовлении и росписи игрушек. На примере народной игрушки знакомить детей с фольклором: песнями, потешками, пословицами и поговорками.


Экскурсия в комнату русского быта. Рассмотрение репродукций с изображением расписных матрешек, глиняных игрушек. Словарная работа : промысел, красная глина, обжигать, праздник "Свистуньи", роспись, орнамент. Беседа. Рассказ воспитателя.


«Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова


апрель

От лучинки до электричества.

Знакомство с историей происхождения электрической лампы.


Познакомить детей с керосиновой лампой. Дать представление как она работает, как раньше люди жили без электричества. Развивать интерес к познаниям. Формировать у детей качества исследования.

Экскурсия в комнату русского быта. Обогащение словаря детей: лучинка, свеча, керосиновая лампа, электричество, керосин, факел, копоть. Рассмотрение экспонатов. Объяснение.  Показ. Рассказ воспитателя, как и с помощью чего освещали избу в старину. Дидактическая игра "Что перепутал художник?" Словесная игра "Раньше и теперь".






Статья «от лучины до лампы дневного света» www.energoportal.ru


май

Как рубашка в поле выросла.

 Расширять знания детей о труде крестьянина в поле( женские и мужские обязанности в поле).

 

 Познакомить детей с орудием труда для сельскохозяйственных работ. Формировать у детей исследовательские качества. Развивать любознательность.  Воспитывать уважение к труду крестьянина.

Экскурсия в комнату русского быта. Чтение сказки «Как рубашка в поле выросла». Словарная работа. Беседа. Пословицы о труде.

 

Серия: www.deagostini. Куклы в народных костюмах.

Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Бондарева Александра Евгеньевна

Дата: 05.01.2019

Номер свидетельства: 493890


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства