Музейно-педагогическая программа для детей дошкольного возраста в рамках мини-музея "Горенка".
Музейно-педагогическая программа для детей дошкольного возраста в рамках мини-музея "Горенка".
В условиях нашего города не так много музеев, и ориентированы они в основном на школьников. Наше дошкольное учреждение находится далеко от центра города, и существует проблема с организацией его посещения. Проведя опрос, мы выяснили, что не все дети были в музее, некоторые не знают, что это такое, а родители не считают нужным водить детей дошкольного возраста в музеи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Музейно-педагогическая программа для детей дошкольного возраста в рамках мини-музея "Горенка".»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
"ДЕТСКИЙ САД - СКАЗКА".
Музейно-педагогическая программа
для детей дошкольного возраста
в рамках мини-музея "Горенка".
Руководители:
Бондарева А. Е.
Головина Ю.С.
2018 год.
ПРОГРАММА
мини – музея русского быта на учебный 2018-2019 год.
Направление: туристско-краеведческое.
Пояснительная записка
В условиях нашего города не так много музеев, и ориентированы они в основном на школьников. Наше дошкольное учреждение находится далеко от центра города, и существует проблема с организацией его посещения. Проведя опрос, мы выяснили, что не все дети были в музее, некоторые не знают, что это такое, а родители не считают нужным водить детей дошкольного возраста в музеи.
Решению данной проблемы способствовало создание мини-музея "Горенка", являющегося наиболее оптимальным средством передачи информации, позволяющего внедрить в воспитательно-образовательный процесс ДОУ средств музееведения и музейной педагогики.
Мини-музей позволяет познакомить дошкольников с бытом, традициями, отдельными историческими моментами, фольклором, культурой народа родного края.
В настоящее время в мини-музеe "Горенка" собрана коллекция старинных предметов быта русского народа, широко представлена крестьянская утварь : валёк, рубель, утюги на углях, ухваты, чугунки, крынки, пест, самопрялки, старинная вышивка, самотканые половики, расписные полотенца, керосиновые лампы, ларь и т.д.
Этнография (от греческого слова « этнос» - древний) - наука, изучающая обычаи, традиции определенного народа. В настоящее время под этносом понимается «исторически сложившаяся этническая общность – племя, народность, нация».
Этнография позволяет увидеть истоки различных верований, обычаев и обрядов, проследить их развитие. В работе красной нитью проходит тема взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, что помогает детям ощутить себя в потоке времени, найти там свое место и, в конечном счете, способствует формированию у них исторического сознания. Став элементами музейной экспозиции, обычные вещи приобретают значение символа эпохи или явления традиционно – бытовой культуры.
Цель мини-музея "Горенка" - воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ; заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи:
- приобщить дошкольников к традициям русского народа;
-на примере ближнего природного окружения познакомить дошкольников с окружающим миром, помочь им осознать свое место в нем;
- средствами нравственно-патриотического воспитания развивать интеллект ребенка, формировать образно-наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
- способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада;
- на основе изучения русских народных традиций развивать доброе, заботливое отношение к природе и людям, своему краю, стране;
- развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту русского быта;
- включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини-музея.
Работа в музее строится на общепринятых принципах:
Наглядность.
Коллекция экспозиций содержит разнообразный наглядный и практический материал:
- русская печка, деревянная лавка, посуда, утварь;
Все это позволяет подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.
Интерактивность.
В музее русского быта воссоздана уютная обстановка светлой горницы, устроено деревенское «подворье». Периодически музей пополняется экспонатами, здесь же размещаются работы педагогов, совместные работы детей и родителей воспитанников.
Содержанием работы музея русского быта является:
-проведение тематической СОД для дошкольников;
-посещение экспозиций сотрудниками, воспитанниками, их родителями и гостями ДОУ;
-организация экскурсий для детей и их родителей.
Темы экскурсий: «Устройство русской избы», «Полочка предметов быта в избе», «Куклы в народных костюмах», «Народный досуг в избе: посиделки, вечерки, календарные праздники», «Подворье: "Уж как я -ль мою коровушку люблю», «Во саду ли, в огороде» и др.;
оформление тематических выставок: «Предметы крестьянского быта», «Народный костюм», «Горница», «Самовар», «Обитатели избы – их место», «Домашние животные – их роль в жизни русского крестьянина» и др.;
организация народных, фольклорных досугов и развлечений для дошкольников.
Формы деятельности музея русского быта:
- СОД в комнате русского быта (знакомство с предметами);
- работа в комнате русского быта как часть СОД (создание образов, погружение в атмосферу старины);
- тематические досуги в комнате русского быта («Русские народные посиделки», «Как ходила Коляда», «В гости пришла Марья Искусница» и др.).
Типы СОД тематические, интегрированные:
- демонстрация музейных экспонатов из вспомогательного фонда (слайды, репродукции, фотографии, музыкальное сопровождение);
- обыгрывание обрядов и традиций народных праздников;
- продуктивные виды деятельности (роспись, лепка, аппликация).
Тематический план работы с детьми от 3-4 лет
№
месяц
тема
часы
1
сентябрь
Добрая изба.
15 мин
2
октябрь
Печка - хозяйка.
15 мин
3
ноябрь
Хозяйкины помощники.
15 мин
4
декабрь
Куклы в народном сарафане.
15 мин
5
январь
Кот Пушок на печурке греется.
15 мин
6
февраль
Волшебная прялица.
15 мин
7
март
Народные игрушки.
15 мин
8
апрель
От лучинки до электричества.
15 мин
9
май
Уж как я - ль мою коровушку люблю.
15 мин
Тематический план работы с детьми от 4-5 лет
№
месяц
тема
часы
1
сентябрь
В гостях у Хозяюшки.
20 мин
2
октябрь
Печка - сударыня.
20 мин
3
ноябрь
Посудочка хороша!
20 мин
4
декабрь
Куклы в народных костюмах (Московская, Вепсская).
20 мин
5
январь
Как ходила Коляда.
20 мин
6
февраль
Вечера долгие - руки умелые.
20 мин
7
март
Народные игрушки.
20 мин
8
апрель
От лучинки до электричества.
20 мин
9
май
Пастух, пастушок, пастух миленький дружок.
20 мин
Тематический план работы с детьми от 5-7 лет
№
месяц
тема
часы
1
сентябрь
Милости просим в нашу избу.
25 мин
2
октябрь
Печь - как мать родная.
25 мин
3
ноябрь
Мир народной посуды.
25 мин
4
декабрь
Бабушкин сундук.
25 мин
5
январь
Рождество Христово.
25 мин
6
февраль
Рабочие руки не знают скуки.
25 мин
7
март
Народные игрушки.
25 мин
8
апрель
От лучинки до электричества.
25 мин
9
май
Как рубашка в поле выросла.
25 мин
Перспективный план работы с детьми от 3-4 лет
Месяц
Тема
Цель
Программное содержание
Методы, приемы
Литература
сентябрь
Добрая изба.
Знакомство с устройством избы
Вызвать интерес к жизни старинных времен. Обогащать словарный запас детей: изба, лежанка, печь, утварь.
Развивать образное восприятие. Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.
Экскурсия в комнату русского быта. Беседа.
Сюрпризный момент: (Домовенок)
Загадки.
Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.
Повторение.
Показ.
Обобщение.
«Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова,
Л.В. Соколова
октябрь
Печка – хозяйка.
Знакомство детей с печью.
Дать понятия, для чего нужна была печь раньше. Объяснить его функции. Формировать у детей познавательные качества. Обогащать словарный запас детей: печь, кирпичный, железный, кормилица. Воспитывать интерес к прошлому.
Экскурсия в комнату русского быта. Беседа.
Сюрпризный момент: (Домовенок)
Загадки.
Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.
Повторение.
Показ.
Обобщение.
«Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова,
Л.В. Соколова
ноябрь
Хозяйкины помощники.
Знакомство детей со старинной посудой и утварью.
Сравнить их с посудой нашего времени. Дать представления как готовилось еда. Продолжать развивать любознательность. Обогащать словарный запас детей: ухват, миска, чугунок, горшок. Воспитывать интерес к устному творчеству русского народа. Дидактическая игра:«Собери целое».
Экскурсия в комнату русского быта Сюрпризный момент:(появление хозяйки).Загадки про посуду. Показ экспонатов. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.Обобщение.
«Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова
Декабрь
январь
Куклы в народном сарафане
Кот Пушок на печурке греется.
Знакомство детей с русским национальным костюмом.
Знакомство с обитателями избы (не людьми).
Назвать части костюма. Активация словаря: фартук, сарафан, косница, узор, кокошник, душегрейка, лапоточки, чуни, стануха, рубаха. Развивать разговорную речь. Воспитывать уважение к родной культуре. Дидактическая игра:« Укрась фартук». «Опиши одежду Настеньки».
Дать понятия о домашних животных, живущих в избе с людьми, их месте и значении, создание домашнего тепла и уюта. Кот – помощник хозяюшки. Раскрыть образ «Котеньки – кота, кота – баюна, котик – белый ротик» в русском быту, в музыкальных произведениях, в устном творчестве. Пение колыбельных:"Уж ты, котинька – коток», «котик- белый ротик»
Экскурсия в комнату русского быта. Сюрпризный момент: (появление Котика Пушка). Загадка про кота. Рассмотреть иллюстрации котов. Беседа. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Повторение.
Обобщение.
Серия: www.deagostini.
Куклы в народных костюмах.
Гербова, Максакова «Занятия по развитию речи в 1 мл. гр. детского сада»
февраль
Волшебная прялица.
Знакомство детей с орудием труда по обработке шерсти.
Продолжать развивать интерес к предметам старины. Обогащать словарный запас детей: прялка, веретено, нить, клубок. Уметь отгадывать загадки. Воспитывать бережное отношение к экспонатам. Пальчиковая игра – потешка «Котик ниточки мотает». Дидактическая игра:«Кто быстрее соберет клубки в корзину»
Экскурсия в комнату русского быта. Беседа. Загадки. Показ экспонатов. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Повторение. Обобщение.
А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г.
Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г
март
Народные игрушки.
Знакомство детей со старинными деревянными игрушками (матрешка, конек).
Знакомить детей с народным творчеством, на примере народной игрушки. Дать детям представление о деревянной народной игрушке. Расширить словарный запас детей. Воспитывать желание играть в игрушки прошлого.
Экскурсия в комнату русского быта. Словарная работа: каталка, качалка, строгать, рубанок и др.
Рассмотреть тематическую выставку картинок. Беседа. Рассказ воспитателя. Объяснение.
«Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова,
Л.В. Соколова
апрель
От лучинки до электричества
Знакомство детей с естественным и искусственным освещением в избе
Познакомить детей с различными источниками света: солнце, камелёк, лучина, очаг, керосиновая лампа, газовый фонарь, электрическая лампа, энергосберегающая лампа. Дать представление, как раньше люди жили без электричества. Развивать интерес к познаниям. Формировать у детей качества исследования. Воспитывать любознательность
Экскурсия в комнату русского быта. Обогащение словаря детей: камелёк, лучинка, свеча, керосиновая лампа, электричество, керосин, копоть. Рассмотрение экспонатов. Объяснение. Показ. Рассказ воспитателя (как и с помощью чего освещали избу в старину). Вопросы: Что было бы, если не было электричества? Игра: « Гори, гори ясно».
Статья «от лучины до лампы дневного света» www.energoportal.ru
май
Уж как я - ль мою коровушку люблю.
Знакомство детей со скотным двором
Познакомить детей с домашними животными: Обогащать словарный запас: коровушка - буренушка, теленок, козлик, барашек, поросенок, гуси, уточка, курочка, петушок. Развивать образное восприятие героев песен «Коровушка – кормилица», «Козел – прыгун», «Барашеньки – крутороженьки»
Экскурсия на "скотный двор". Досуг с пением и играми. Словарная работа. Обобщение.
Гербова, Максакова «Занятия по развитию речи в 1 мл. гр. детского сада»
Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.
Перспективный план работы с детьми от 4-5 лет.
месяц
тема
цель
Программное содержание
Методы, приемы
литература
сентябрь
В гостях у Хозяюшки
Знакомство детей с жилищем русского народа.
Познакомить детей с тем, как строили жилище: вызвать интерес к традициям, уважение к старшим. Провести словарную работу: изба, бревно, мох, наличники окна. Обогащать речь детей поговорками, пословицами. Воспитывать интерес к познанию прошлого.
Экскурсия в комнату русского быта. Встреча Хозяйки. Беседа. Осмотр избы. Просмотр слайдов с изображениями изб разных областей. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Игра.« Кто быстрей поможет хозяйке». Обобщение.
«Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова
октябрь
Печка - сударыня.
Знакомство детей с музейными экспонатами, русской печью (макет).
Дать понятия, для чего нужна была печь раньше. Объяснить ее устройство, функции. Формировать у детей познавательные качества. Обогащать словарный запас детей: печь, кирпичный, железный, кормилица. Вспомнить народные сказки , где была печь. Чтение пословиц и поговорок о печи. Воспитывать интерес к народному быту.
Экскурсия в комнату русского быта. Загадка о печи. Рассказ воспитателя об устройстве печи и ее предназначении. Объяснение. Пословицы. Вопросы: В каких сказках говорилось о печи? Словарная работа. Поговорки. Обобщение.
«Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова
ноябрь
Посудочка хороша!
Знакомство детей со старинной посудой и утварью.
Сравнить их с посудой нашего времени. Дать представления как готовилось еда. Продолжать развивать любознательность. Обогащать словарный запас детей: ухват, миска, чугунок, горшок. Воспитывать интерес к устному творчеству русского народа. Викторина "Хозяйкины помощники".
Экскурсия в комнату русского быта. Словарная работа детей: ухват, чугунок, кринка, хлебная лопата. Встреча Хозяйки. Рассмотреть экспонаты. Рассказ воспитателя. Объяснения.Стенд " Старинная посуда в знакомых сказках". Загадки. Пословицы. Обобщение.
«Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф.Некрылова,Л.В. Соколова А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.
декабрь
Куклы в народных костюмах (Московская, Вепсская).
Знакомство детей с русским национальным костюмом.
Назвать части костюма. Обратить внимание на национальный костюм, орнамент, цвета.Активация словаря: фартук, сарафан, косница, узор, кокошник, душегрейка, лапоточки, чуни, стануха, рубаха. Развивать разговорную речь. Воспитывать уважение к родной культуре. Дидактическая игра: « Укрась косник». «Опиши одежду Барышней в костюмах
Экскурсия в комнату русского быта. Сюрпризный момент:(появление кукол). Рассмотреть кукол.Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа Обобщение. Рассмотрение репродукций с изображением девушек и женщин в народных костюмах.
Серия: www.deagostini.Куклы в народных костюмах.
январь
Как ходила Коляда
Знакомство с календарными праздниками, степень участия и местом детей в них.
Познакомить детей с праздником «Зимние колядки. Святки» и песенным материалом «Зимние поздравительные песенки». Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах. Активизировать личностные качества детей.
Экскурсия в комнату русского быта. Словарная работа: Колядки, Авсеньки, Таусеньки, Карилки, Виноградье. Пение муз. руководителя. Разучивание зимних поздравительных песенок, игр, закличек. Участие в празднике «Как ходила коляда»
М. Ю. Картушина «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет. ТЦ «Сфера , 2004г. А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика. А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г. Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.
февраль
Вечера долгие - руки умелые.
Знакомство с традиционным женским /девичьим и мужским ремеслами.
Дать понятие детям, какое место занимали орудия труда в прошлом по обработке льна, шерсти, волокнистых изделий, с орудием труда для сельскохозяйственных работ. Формировать у детей познавательные качества. Познакомить детей со сказкой «Три дочери». Воспитывать трудолюбие, уважение к труду крестьянина.
Экскурсия в комнату русского быта . Словарная работа детей: прялка, веретено, гребень, щетка, трепала; серп, коса, пила, колотушка, плуг, грабли, молот, клещи, наковальня, лемех, кузнец, хлебороб. Встреча Хозяйки. Рассмотреть экспонаты. Рассказ воспитателя. Объяснения. Пословицы о труде. Загадки. Игра " Кто быстрей намотает клубок".
«Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова,Л.В. Соколова. А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.
А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г.
март
Народные игрушки.
Знакомство детей с народными деревянными и глиняными игрушками; Дымковская игрушка - яркий представитель глиняных промыслов России.
Дать представление о деревянных и глиняных народных игрушках. На примере дымковской игрушки рассказать о глиняном промысле, изготовлении и росписи игрушек. На примере народной игрушки знакомить детей с фольклором: песнями, потешками, пословицами и поговорками.
Экскурсия в комнату русского быта. Рассмотрение репродукций с изображением расписных матрешек, глиняных игрушек. Словарная работа : промысел, красная глина, обжигать, праздник "Свистуньи", роспись, орнамент. Беседа. Рассказ воспитателя.
«Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова
апрель
От лучинки до электричества.
Знакомство с историей происхождения электрической лампы.
Познакомить детей с различными источниками света: лучина, очаг, керосиновой лампой, газовый фонарь, электрическая лампа, энергосберегающая лампа. Дать представление как работает лампа, как раньше люди жили без электричества. Развивать интерес к познаниям. Формировать у детей качества исследования. Воспитывать любознательность
Экскурсия в комнату русского быта Обогащение словаря детей: лучинка, свеча, керосиновая лампа, электричество, керосин, факел, копоть. Рассмотрение экспонатов. Объяснение. Показ. Рассказ воспитателя (как и с помощью чего освещали избу в старину). Игра: « Горелки».
Статья «от лучины до лампы дневного света» www.energoportal.ru
май
Пастух, пастушок, пастух, миленький дружок.
Знакомство детей со старинными крестьянскими профессиями. Формирование у детей представления о труде русских пастухов.
Познакомить детей с традициями русских пастухов, музыкальными инструментами, на которых они играли. Познакомить с особенностями сигнальных наигрышей пастухов. Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию.
Уголок "Подворье". Словарная работа: рожок, пастух, кугикл, дудочка, скотина, кормилец, кормилица. Пение муз. руководителя. Слушание аудиозаписей (наигрыши, звучание пастушьих инструментов). Разучивание попевок, закличек, игра ну музыкальных инструментах. Участие в театрализованном празднике «Ваня - пастушок»
А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика. А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г. Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.
Перспективный план работы с детьми от 5-7 лет.
Месяц
Тема
Цель
Программное содержание
Методы, приемы
Литература
сентябрь
Милости просим в нашу избу
Расширить знания детей о жилище русской старины, объясняя назначение его составных частей.
Обогащать словарь детей: терем, горница, лежанка, красный угол и др. Познакомить детей с пословицами и поговорками о гостеприимстве на старинном русском языке. Воспитывать уважение к разным народам страны.
Экскурсия в комнату русского быта. Рассматривание внутреннего устройства и убранства избы ( макет избы). Рассказ воспитателя. Словарная работа. Объяснение новых слов. Беседа. Фольклор (потешки, колыбельные, посиделочные песни). Р.Н. игра:«Тетера».
«Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова,
Л.В. Соколова
октябрь
Печь - как мать родная.
Продолжать знакомство детей с устройством избы, с главной ее достопримечательностью- печью.
Дать представление о том, что печь в избе выполняла несколько функций: на ней и в ней готовили, заготавливали продукты на зиму - сушили ягоды, грибы, пекли, хлеб, спали, лечились, даже парились, обогревались; о строительстве печи и о секретах печника. Пробуждать детей о назначение печи, вспоминая русские народные сказки: «Колобок», « Гуси- лебеди», « По щучьему велению». Обогащать словарь детей за счет поговорок и пословиц, загадок. Воспитывать уважение к труду печника.
Экскурсия в комнату русского быта. Загадка о печи. Рассказ воспитателя об устройстве печи и ее предназначении.Объяснение. Пословицы. Стенд "Печь в русских народных сказках". Словарная работа. Пословицы и поговорки.
«Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова
ноябрь
Мир народной посуды.
Знакомство детей со старинной посудой и утварью.
Сравнить старинную посуду с современной. Дать представления, как готовилось еда. Продолжать развивать любознательность. Обогащать словарный запас детей: ухват, миска, чугунок, горшок. Воспитывать интерес к устному творчеству русского народа. Викторина "Хозяйкины помощники".
Экскурсия в комнату русского быта. Словарная работа детей: ухват, чугунок, кринка, хлебная лопата. Встреча Хозяйки. Рассмотреть экспонаты. Рассказ воспитателя. Объяснения. Стенд " Старинная посуда в знакомых сказках". Загадки. Пословицы.
«Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф.Некрылова,Л.В. Соколова А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.
декабрь
Бабушкин сундук
Расширить знания детей о народном костюме.
Дать представления о различи и важности соблюдения обряда детского, девичьего, женского и мужского народного костюма: (одежда повседневная, праздничная, головной убор, обувь. Украшения)
Экскурсия в комнату русского быта. Беседа «И стоит покрыт ковром ларь с хозяйкиным добром». Стенд "Народный костюм".Обогащение словарного запаса.Хороводные игры.
Серия: www.deagostini. Куклы в народных костюмах.
январь
Рождество Христово
Знакомство с календарными праздниками, степень участия и местом детей в них.
Закрепить знания детей о празднике «Зимние колядки. Святки» и песенным материалом «Зимние поздравительные песенки». Познакомить с праздником «Рождество Христово» и театром «Рождественский вертеп» ( с руководителем театрального кружка). Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение. Активизировать личностные качества детей.
Словарная работа: Колядки, Авсеньки, Таусеньки, Карилки, Виноградье, Вертеп. Слушание аутентичных записей (Курская, Белгородская обл.)Разучивание зимних поздравительных песенок, игр, закличек. Участие в празднике «Рождество Христово»
А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.
А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г.
Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.
февраль
Рабочие руки не знают скуки.
Знакомство с традиционным женским /девичьим и мужским ремеслами.
Дать понятие детям, какое место занимали орудия труда в прошлом по обработке льна, шерсти, волокнистых изделий, познакомить с орудием труда для сельскохозяйственных работ. Формировать у детей познавательные качества. Воспитывать трудолюбие, уважение к труду крестьянина.
Экскурсия в комнату русского быта . Словарная работа детей: прялка, веретено, гребень, щетка, трепала; серп, коса, пила, колотушка, плуг, грабли, молот, клещи, наковальня, лемех, кузнец, хлебороб. Встреча Хозяйки. Рассмотреть экспонаты. Рассказ воспитателя. Объяснения. Пословицы о труде. Загадки. Игра " Кто быстрей намотает клубок". Чтение сказки "Колосок".
«Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика. А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь»
март
Народные игрушки. Дымковская и Филимоновская игрушка как древний прикладной художественный промысел.
Знакомить детей с дымковской, филимоновской игрушкой историей ее создания,основными элементами росписи, их значении.
Дать представление о деревянных и глиняных народных игрушках. На примере дымковской ,филимоновской игрушки рассказать о глиняном промысле, изготовлении и росписи игрушек. На примере народной игрушки знакомить детей с фольклором: песнями, потешками, пословицами и поговорками.
Экскурсия в комнату русского быта. Рассмотрение репродукций с изображением расписных матрешек, глиняных игрушек. Словарная работа : промысел, красная глина, обжигать, праздник "Свистуньи", роспись, орнамент. Беседа. Рассказ воспитателя.
«Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова
апрель
От лучинки до электричества.
Знакомство с историей происхождения электрической лампы.
Познакомить детей с керосиновой лампой. Дать представление как она работает, как раньше люди жили без электричества. Развивать интерес к познаниям. Формировать у детей качества исследования.
Экскурсия в комнату русского быта. Обогащение словаря детей: лучинка, свеча, керосиновая лампа, электричество, керосин, факел, копоть. Рассмотрение экспонатов. Объяснение. Показ. Рассказ воспитателя, как и с помощью чего освещали избу в старину. Дидактическая игра "Что перепутал художник?" Словесная игра "Раньше и теперь".
Статья «от лучины до лампы дневного света» www.energoportal.ru
май
Как рубашка в поле выросла.
Расширять знания детей о труде крестьянина в поле( женские и мужские обязанности в поле).
Познакомить детей с орудием труда для сельскохозяйственных работ. Формировать у детей исследовательские качества. Развивать любознательность. Воспитывать уважение к труду крестьянина.
Экскурсия в комнату русского быта. Чтение сказки «Как рубашка в поле выросла». Словарная работа. Беседа. Пословицы о труде.
Серия: www.deagostini. Куклы в народных костюмах.
Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова