"Музыка как средство в экологическом воспитании дошкольников"
"Музыка как средство в экологическом воспитании дошкольников"
Музыка имеет первостепенное значение в развитии способности к эмоциональному восприятию окружающего мира. Она учит любить, ценить, сострадать. Чем раньше мы станем вводить ребёнка в мир музыки, тем успешнее будут решаться задачи экологического воспитания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Музыка как средство в экологическом воспитании дошкольников"»
Консультация для родителей
"Музыка как средство в экологическом воспитании дошкольников"
Музыкальный руководитель Рыбина Е.А..
Дошкольный возраст – важный этап развития экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе, позитивное отношение к природе к окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-целостное отношение к окружающему, формируя основы нравственно-экологической личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Наша задача -воспитать отзывчивых и добрых детей, научить их экологически грамотному поведению в природе, гуманистическому отношению ко всему живому.
Одним из важных средств воспитания эстетического восприятия окружающего мира является музыка. Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживанием, вести к преобразованию окружающего мира.
Музыка имеет первостепенное значение в развитии способности к эмоциональному восприятию окружающего мира. Она учит любить, ценить, сострадать. Чем раньше мы станем вводить ребёнка в мир музыки, тем успешнее будут решаться задачи экологического воспитания.
Величайшие композиторы прошлого и современности в своём творчестве теме природы отводили большое место. Известны музыкальные циклы «Времена года» П. И. Чайковского, А. Вивальди и А. К. Глазунова. В них авторы с помощью музыкальных средств рисуют яркие, поэтичные картинки природы, которые помогают детям в интегрированных занятиях по изобразительной деятельности. Можно показать детям картины (пейзажи) и предложить подобрать к ним соответствующую музыку. Например: рассмотрение с ними картины, где изображены разные времена года, и предложить послушать небольшие фрагменты произведений А. Вивальди или П. И. Чайковского «Времена года».
Тема экологии в повседневной жизни всегда рядом с детьми в любых видах музыкальной деятельности. Слушание музыки П.Чайковского из цикла «Времена года»: «Подснежник», «Жаворонок» вызывают эстетическое переживание весеннего пробуждение природы. Русская народная песня «Во поле береза стояла» формирует бережное отношение к деревьям, лесу. Пьесы «Полет шмеля» муз. Римского-Корсакова и «Танец бабочек» муз. Красева напоминает детям о лете, а пьесы «Котик заболел» и «Котик выздоровел» муз. Гречанинова прививает любовь к животным, способность к состраданию.
Перед прогулкой, экскурсией, занятием на экологической тропе дети могут прослушать фрагменты музыкальных произведений (их не должно быть много, они должны различаться между собой по звучанию и хорошо запоминаться). Во время прогулки вспомнить фрагменты и подумать, какие из окружающих предметов и явлений «похожи» на эту музыку.
Слушание музыки обязательно сочетается с танцевальными движениями. Представляя себя то бабочкой, то птичкой, то дождинкой или снежинкой, ребёнок в пластике ещё и ещё раз переживает состояние образа, эмоциональную окраску которую даёт музыка. Проведение музыкальных этюдов для изображения деревьев, цветов и животных, например, «Цветы и бабочки», «Сороконожка», «Птички и вороны».
Для более яркого восприятия образов животных в игрушках детям раннего дошкольного возраста можно, обыгрывая их, напевать потешки, песенки-прибаутки, считалочки, песенки-небылицы («Кисонька-Мурысонька», «Сорока-ворона», «Идет коза рогатая» и т. д.)
Дети сопереживают зайке, который заболел («Зайка болеет» В. Сидоров), кормят зернышками птичку, поют песенки собачкам и кошечкам. Они подражают в песенках крику и пению животных.
Из дидактических музыкальных игр воспитанники узнают, что кошка – это мама котят, а курочка – мама цыплят, как нельзя обижать своих мам, так и нельзя обижать животных. У детей возникает желание защищать животных и птиц, помогать им. («Курочка –рябушечка», «Птицы, птенчики»).
Любовь к растительному миру можно формировать через слушание и исполнение песен и хороводов. Дети не останутся равнодушными перед образом кудрявой березки, красивой яблоньки, расцветающей весной (хороводы «Во поле береза стояла», «На горе-то калина» и др.), с удовольствием споют песни о листочках, которые падают с деревьев, отчего становится грустно, про грибочки, поясняя заодно про съедобные и несъедобные, про овощи, выращенные на своем огороде о том, как красив наш край, о солнце, о листве – обо всем, что нас окружает (песня «Посади деревце» муз. Кудряшова, «Мы хотим, чтоб птицы пели» муз. Жабко, «Одуванчик» муз. Кулаковой, которые способствуют формированию у детей навыков разумного поведения в лесу: не рвать цветов, не губить животных и насекомых).
Использование разных видов музыкальной деятельности способствует более успешному формированию у детей дошкольного возраста экологического сознания и экологического отношения к природе, растениям и животным, что приводит к замечательным результатам по экологическому воспитанию детей.