Просмотр содержимого документа
«Музыкальные инструменты и виды оркестров»
Конспект музыкального занятия
Подготовительная группа
Тема: Музыкальные инструменты и виды оркестров
Задачи. Обогатить знания о разных видах оркестра и музыкальных инструментах. Знакомить с возможностями музыкальных инструментов. Учить узнавать инструменты по виду и тембру звучания. Развивать навыки игры на детских музыкальных инструментах, речь, внимание, память, эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера. Воспитывать культуру восприятия музыки.
Вход на занятие
1-ый кадр презентации, на котором фото музыкантов оркестра с музыкальными инструментами.
Музыкальный руководитель. Смотрите, сколько музыкантов собралось в одном оркестре! Назовите музыкальные инструменты.
Дети перечисляют знакомые инструменты.
Музыкальный руководитель. Ребята, вы уже обратили внимание: чтобы появились звуки, в одни инструменты нужно подуть – это духовые инструменты; в другие инструменты необходимо ударить – это ударные инструменты; и ещё есть инструменты, у которых есть струны – это струнные инструменты. Все эти духовые, ударные и струнные инструменты образуют 3 группы симфонического оркестра. Оркестр называется симфоническим, т.к. этот оркестр играет симфонии, т.е. классическую музыку. Оркестр, как и любое государство, имеет свои законы. У него есть даже президент – он называется дирижёр. Дирижёр умеет заставить инструменты играть так, как он этого хочет, не произнося при этом ни слова. Он пользуется только палочкой.
Сейчас в исполнении симфонического оркестра мы прослушаем «Вальс» из балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского.
Напомнить правила слушания музыки.
Первый раз дети слушают, музыкальный руководитель дирижирует.
Музыкальный руководитель обращает внимание детей на красоту музыки.
При повторном прослушивании предлагаются творческие задания: кружение, легкий бег на носочках, плавные движения рукой в такт музыке.
Следующий кадр презентации.
Музыкальный руководитель. Рассмотрим теперь другую картину. Здесь тоже изображён оркестр, но он состоит из русских народных инструментов. Какие из них вам знакомы?
Музыкальный руководитель. А еще гусли, цимбалы, домры – слайды презентации.
Эх, оркестр народный,
раздольный, хороводный.
Если грянет плясовую –
Я со всеми затанцую!
Если песню грустную –
Грусть в душе почувствую!
А «Страданья» заиграет –
Прямо сердце замирает!
То он плачет, то хохочет –
С нами делает, что хочет!
Музыкальный руководитель. Послушайте в исполнении оркестра народных инструментов русскую народную песню «Ах ты, береза». Какие инструменты вы здесь услышали?
Дети. Гармони, балалайки, ложки, бубны.
Музыкальный руководитель. Мы тоже можем на ударных инструментах поиграть.
Треугольник есть и ложки,
Бубны, палочки, гармошки,
Если все их сразу взять,
Дружно вместе заиграть...
Буду я тут дирижёром,
Кто же вы? Ответьте хором...
Дети. Оркестр!
Участие в исполнении русской народной песни «Ах ты, берёза». Дети на детских музыкальных инструментах исполняют акценты (ударения), начало фразы, конец фразы, метрическую пульсацию, ритмический рисунок.
Музыкальный руководитель. Русские народные песни можно и сыграть, и спеть. Какие народные песни вы помните?
Дети. «Вейся, капустка», «Коровушка», «Во поле береза стояла» и другие песни.
Распевание «Скок-скок-поскок» (обр. В. Агафонникова)
Музыкальный руководитель. Ребята, скажите, какие наши инструменты подойдут для сопровождения этой песенки? Барабан подойдёт?
Дети. Нет.
Задание. Выбрать из разложенных инструментов те, который наиболее соответствуют характеру музыки.
Дети. Здесь музыка танцевальная, поэтому лучше всего подойдут бубны, деревянные ложки, маракасы.
Пение и игра на детских инструментах попевки «Скок-скок-поскок».
Песня «На чём играем» (игра на различение тембра), муз. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского
Все мы музыканты, вот нас сколько!
Мы сыграем польку для друзей.
Эй вы, звоночки, зазвените!
Весело звените: дили-день!
Все мы музыканты, вот нас сколько!
Мы сыграем польку для друзей.
Бум-бум-бум – в барабаны бей!
Бум-бум-бум – ну-ка, кто сильней?
Все мы музыканты, вот нас сколько!
Мы сыграем польку для друзей.
Ду-ду-ду – гудки гудят,
Ду-ду-ду – зовут ребят.
Задание: дети должны выбрать инструменты в соответствие с содержанием песни.
Исполнение ранее разученной песни с игрой на детских музыкальных инструментах.