kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Музыкальная деятельность К. Орфа, Золтана Кодая и Д.Б. Кабалевского

Нажмите, чтобы узнать подробности

Любая педагогическая система включает  в себя цели, содержание, методы, организационные формы детской деятельности и управление воспитательными и дидактическими процессами. Все эти компоненты тесно взаимосвязаны, составляя единый  комплекс средств воспитания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Музыкальная деятельность К. Орфа, Золтана Кодая и Д.Б. Кабалевского»

6







Краткое содержание музыкальных программ




1. «Ритмическая мозаика» А.И. Буренина

2. «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Э. Тютюнникова

3. «Синтез» К.В. Тарасова, М.Л. Петрова, Т.Г. Рубан

4. «Гармония» К.В. Тарасова, Т.В. Нестеренко, Т.Г. Рубан

5. «Играем в оркестре по слуху» М.А. Трубникова








«Ритмическая мозаика»

Автор программы А.И. Буренина


Это программа по ритмической пластике для детей от 3 до 9 лет. Привлекательность данной программы в том, что она доступна для освоения детьми разного возраста. Система работы по ней очень удобна, а занятия способствуют укреплению физического и психического здоровья детей.

Автор предлагает 100 музыкально-ритмических композиций различного уровня сложности. Композиции могут использоваться на занятиях, включаться в утренники и развлечения. Тематика очень разнообразна, поэтому данный репертуар хорошо сочетается с различными видами деятельности детей (изодеятельность, театр).

Основу композиций составляют простые, но разнообразные движения, которые позволяют детям выразить различные по характеру эмоциональные состояния, настроения, образы, сюжеты. Ребёнок овладевает разнообразными двигательными навыками и умениями, опытом творческого выражения. Поэтому автор рассматривает "Ритмическую мозаику" как своеобразный "донотный период" в процессе музыкально-двигательного воспитания детей, который помогает "настроить инструмент" (тело), научить его слышать музыку и выражать своё "видение" музыкального произведения в пластической импровизации.

В программу входит методическое пособие с подробным описанием композиций и комментариями, 4 аудиокассеты с записью музыки, видеозаписи. Программа адресована многим специалистам в образовании, в том числе и музыкальным руководителям дошкольных учреждений.


«Элементарное музицирование с дошкольниками»

Автор программы Тютюнникова Т.Э.

Данная программа предполагает занятия по музицированию с детьми дошкольного возраста в детском саду, группах раннего эстетического развития и в дошкольных группах ДМШ. Она успешно может быть использована в начальной школе. В основу заложено сочетание принципов педагогики Карла Орфа и отечественной детской музыкальной педагогики, что позволяет с особой эффективностью решать поставленные педагогами задачи.

Программа рассчитана на 2 года обучения - старшую и подготовительную группу (5-7 лет). Чтобы достичь хороших результатов, работая по данной программе, автор рекомендует соблюдать следующие условия:

- систематичность - 2 спец. занятия в неделю по 30 минут;

- небольшое количество детей в группе (10-15 человек);

- достаточное оснащение учебного процесса инструментами.

В основу методики программы положены два метода: метод активизации творческих проявлений ребёнка (детское творчество, направляемое педагогом, создание ситуаций для детского творчества) и метод моделирования элементов музыкального языка, позволяющий показать и почувствовать ребёнку все особенности выразительных средств, их отношения.

Особое внимание в программе уделяется развитию чувства метроритма, которое считается определяющим для дальнейшего обучения детей музицированию и музыкального развития в целом.

Работая по программе, возникает необходимость другого подхода к обучению со стороны педагога. Педагог живёт на занятиях вместе с детьми, помогает им, радуется. Это - педагогика сотрудничества.

Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» гармонично может войти в раздел работы музыкального руководителя детского сада, называемый «детским оркестром».

К данной программе разработан дополнительный курс «Звуки окружающего мира или из чего рождается музыка», который включает в себя альбом «Музыка 6-7 лет», методическое пособие и аудиокассету. Аудиокассета состоит из 75 фрагментов природных звуков (дождь, гроза, ветер, капель, шумы и т.д.) и 45 фрагментов из стихотворений для детей. Звуки группируются по тематическим разделам. 

В начале каждого раздела обычно представлены бытовые звуки и природные шумы, а затем и специально подобранные музыкальные фрагменты. Всё это способствует развитию чуткости и тонкости тембрового слуха, помогает активизировать внимание и ассоциативное мышление детей, расширяет из представление об окружающем мире.

Время звучания кассеты: 82 минуты.


Программа «Синтез»

Авторы: К.В. Тарасова, М.Л. Петрова, Т.Г. Рубан

«Синтез» - программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусство. Это программа по слушанию музыки. Группа авторов программы основывала свою работу на том, что изначально, на ранних этапах развития человеческое истории искусства носило синкретичных характер и включало в себя зачатки искусства словесного и музыкального, ранние формы хореографии и пантомимы. Принцип синкретичности искусства авторы используют на музыкальных занятиях с детьми: «синтез дает возможность соединения различных искусство в интересах их взаимообогащения, усиления образной выразительности».

Авторы считают, что полноценное восприятие и осознание человеком произведений любого искусства возможны только при наличии элементарных знаний в области других видов искусств. «Воспитание такого рода «художественных полиглотов» должно начинаться в детском возрасте, поскольку для ребенка естественны синкретическая ориентация в мире и синкретический характер художественно-творческой деятельности». Наиболее плодотворным, по мнению авторов является синтез музыки, живописи, литературы, дающей большие возможности для развития художественной культуры ребенка.

Данная программа основана на взаимодействии нескольких принципов организации музыкальных занятий с детьми:

1. Специальный подбор музыкального репертуара;

2. Использование синтеза искусств;

3. Использование на занятиях по слушанию музыки других видов музыкальной деятельности детей как вспомогательных: пения, игры в оркестре, дирижирования.

4. Разработка некоторых блоков содержания музыкальных занятий и их сюжетной канвы.

В музыкальный репертуар программы вошли произведения разных эпох и стилей, отвечающие двум ведущим принципам – высокой художественности и доступности. Исходя из того, что программа строится на синтезе искусств, авторы ее обратились так же к музыкальным жанрам, в основе которых лежит органичный синтез нескольких искусств – к опере и балету. В стремлении к тому, чтобы они были доступны детям, предпочтение отдается сказке – сказке в опере и сказке в балете.

Музыкальные произведения программы объединены в тематические блоки и даны в них в порядке возрастающей сложности. Темы блоков для детей 5 года жизни «Природа в музыке», «Мой день», «Русские народные образы», «Сказка в музыке», «Я учу ноты» и др.

Предлагаемые в программе произведения визуальных искусств не ограничиваются задачей дать только знания о тех предметах, событиях, персонажах, которые отражены в звуках. И живописные, и скульптурные произведения предлагаются как вариант образного понимания музыки на уровне ассоциативных связей. Это будит творческую фантазию ребенка, стимулирует его образное мышление. Пейзажи А.Саврасова, И.Левитана, И.Грабаря помогают создать поэтическую атмосферу служат своеобразной увертюрой, которая настраивает на восприятие музыки, посвященной картинам русской природы (П.Чайковский, С.Прокофьев, Г.Свиридов).

Работа по программе предполагает вариативности занятий. Авторы рекомендуют выделить слушание музыки в самостоятельное занятие и проводит его во второй половине дня. В пакет материалов наряду с программой входят: «Хрестоматия музыкального репертуара», «Методические рекомендации», кассета со студийной записью музыкальных произведений, набор слайдов, видеокассеты и диафильмы.

Программа «СИНТЕЗ» для детей 6-го года жизни построена на тех же научных основах и методических принципах и решает тот же комплекс задач музыкального и общехудожественного развития ребенка, что и программа «СИНТЕЗ» для детей 5-го года жизни. Вместе с тем, ее содержание и формы его подачи отличаются большей глубиной и сложностью, что связано с возросшими возможностями старших дошкольников. В программе два крупных раздела: «Камерная и симфоническая музыка» и «Опера и балет». В первом из них дети знакомятся с произведениями И.С.Баха, Й.Гайдна, В.А.Моцарта, С.Прокофьева. Во втором разделе программы детям предлагаются две музыкальные сказки – балет П.И.Чайковского «Щелкунчик» и опера М.И.Глинки «Руслан и Людмила». Для того, чтобы дети получили более полное впечатление о таких сложных жанрах искусства, как балет и опера, им предлагаются в видеозаписи фрагменты балета «Щелкунчик» и оперы «Руслан и Людмила».


Программа «Гармония»

Авторы: К.В. Тарасова, Т.В. Нестеренко, Т.Г. Рубан

«Гармония» - программа по общему музыкальному развитию детей 3-7 лет. Главной своей задачей в рамках этой программы является развитие у детей музыкальных способностей во всех доступных им видах музыкальной деятельности. «Гармония» задумана авторами как программа разностороннего музыкального развития дошкольников. Главное, на что акцентируют внимание авторы программы, это то, что «Гармония» - программа продуктивная, и рассчитана на свободного творческого педагога и свободных творческих детей. Главный акцент в программе сделан на музыкальном движении, которое в дошкольном возрасте, во всяком случае в младшем и среднем, является ведущим видом музыкальной деятельности.

Занятия, проводимые по программе, очень нравится детям и проходят практически «на одном дыхании». Все виды деятельности объединены одной тематикой, что позволяет избежать раздробленности занятия. Занимаясь по программе «Гармония» от педагога требуется максимум желания, творчества, умения чувствовать детей и следовать за ними

Пакет материала включает: программу с методическими рекомендациями, «Хрестоматию музыкального репертуара», аудиокассету с записью музыки для каждого возраста детского сада. В программе чётко обозначены разделы музыкальной деятельности детей с программным содержанием, задачами и репертуаром. Работать по программе «Гармония» очень интересно и удобно с точки зрения подбора и планирования музыкального материала.


Программа «Играем в оркестре по слуху»

Автор программы М.А. Трубникова

Это новая программа и методика обучения детей дошкольного возраста подбору мелодий по слуху и игре на детских музыкальных инструментов в ансамбле и оркестре.

Программа включает музыкальный репертуар (партитуры для ансамблей и оркестра детских музыкальных инструментов) и иллюстрации.

Программа построена по различным ступеням обучения (темброво-ориентировочная, ритмическая, мелодическая), может быть использована на усмотрение музыкального руководителя.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Музыкальная деятельность К. Орфа, Золтана Кодая и Д.Б. Кабалевского

Автор: Королёва Галина Васильевна

Дата: 07.12.2020

Номер свидетельства: 565829


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства