"Музыкальная деятельность в ДОУ, как эффективное средство социализации дошкольников"
"Музыкальная деятельность в ДОУ, как эффективное средство социализации дошкольников"
Cтатья посвящена социализации дошкольников посредством музыкальной деятельности в ДОУ; рассмотрены виды, формы музыкальной деятельности и их влияние на формирование личности ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Музыкальная деятельность в ДОУ, как эффективное средство социализации дошкольников"»
Музыкальная деятельность в ДОУ,
как эффективное средство социализации дошкольников.
«Ребенок по своей природе пытливый исследователь, открыватель мира.
Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках,
ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве,
в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении заложить добро людям…»
В. А. Сухомлинский
Первой ступенькой социализации ребенка является семья. За семьей следует детский сад, от которого зависит дальнейшее развитие и адаптация ребенка в новых условиях жизнедеятельности.
Воспитатели и педагоги ДОУ являются первыми взрослыми, которые не имеют родственного отношения к детям, и в общении с которыми дошкольники приобретают определенный опыт социального взаимодействия.
Главным в социализации является деятельность. Деятельность в дошкольном учреждении выступает как условие и как средство социализации.
Музыкальная деятельность, благодаря доступности, разнообразию своих видов и форм является универсальным средством в социализации дошкольников. В музыкальной деятельности дети познают искусство, а через него окружающую жизнь и самого себя. Сила музыки не только в развитии чувства красоты, но и в формировании таких качеств ребенка, которые ему помогут со временем стать успешным школьником.
В непосредственной образовательной деятельности дети, слушая музыку, приобщаются к культуре, знакомятся с композиторами, их творчеством, учатся самостоятельно высказываться о музыке, дополнять ответы своих товарищей. Задача педагога состоит в умении вовлечь в разговор малоэмоциональных и малоактивных детей, особенно в младшем дошкольном возрасте. По результатам мониторинга дети старшего возраста с удовольствием вступают в диалог, творчески высказываются о музыке, проявляют свое воображение.
В пении у дошкольников развивается эстетическое отношение к окружающей среде, жизненным явлениям. Песня углубленно дает представление о жизни, исторических событиях, учит понимать красоту природы, вызывать эмоциональный отклик, воспитывать любовь к семье, Родине. Во время исполнительства в разделе «Пение» дошкольники преодолевают свои страхи, так как зачастую этот вид деятельности предполагает коллективное пение. Интересные певческие упражнения, дидактические игры, разнообразные певческие приемы - все это помогает детям раскрепоститься и с интересом вовлекаться в творческий процесс. В дальнейшем дети сами проявляют активность в желании петь не только коллективно, но и индивидуально. Уже в старшем дошкольном возрасте можно выявить предпосылки одаренности детей к пению. Педагогу важно не только это выявить, развить, но и заинтересовать ребенка заниматься этим видом деятельности в дальнейшем.
Огромную роль в формировании и развитии коммуникативных качеств дошкольников выполняет музыкально-игровая деятельность. Коммуникативные качества относятся к категории социально значимых свойств личности в силу их влияния на процесс взаимодействия ребёнка с окружением, а значит, их развитие способствует повышению социальной компетентности дошкольников. В музыкальных играх, хороводах, массовых танцах дети раскрепощаются, эмоционально реагируют, становятся увереннее в своих силах, что способствует проявлению своей уверенности в индивидуальных выступлениях перед большим количеством людей. В музыкально-игровой деятельности дети стараются действовать дружно, согласованно. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального климата в детской группе. У дошкольников формируется чувство коллективизма, дружбы.
Элементарное музицирование, игра на детских музыкальных инструментах - одна из самых доступных форм ознакомления ребёнка с музыкой. В процессе музицирования у детей повышается интерес к музыкальным занятиям, развиваются музыкальные способности, воспитываются волевые качества, преодолеваются застенчивость, скованность, проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя, формируются личные предпочтения, закладываются первоначальные основы любви к культуре нашего народа. Совместное музицирование - это возможность приобретения многообразного опыта в связи с музыкой - опыта речи и движения, опыта общения, творчества и фантазирования, опыта переживания музыки как радости и удовольствия.
Музыкальная деятельность сопровождает ребенка не только в НОД, но и в режимных моментах. Музыкальное оформление утренней зарядки, слушание музыки в самостоятельной деятельности помогают закрепить те навыки, знания, и предпочтения, которые дошкольники приобретают в НОД. Огромнейшую роль в воспитании дошкольников играют праздники. Ведь именно на праздниках дети проявляют все свои лучшие качества, умения и даже таланты. Они утверждаются, получают похвалу и благодарность от зрителей, в особенности от своих родителей, что для ребенка очень важно. На праздниках дети с радостью взаимодействуют с взрослыми: воспитателями и родителями - танцуют, играют и поют.
Надо помнить, что очень важно с детского возраста заложить в ребенке любовь к родному краю, Родине, дать первоначальные знания о великих людях и героях своей страны, чтобы в будущем каждый ребенок стал достойным гражданином своей Родины. Анатолий Тепляшин написал - «Без Родины нет человека».
В нашем детском саду с большим трепетом и уважением ежегодно проводится праздник, посвященный Дню Победы. Ребята разучивают песни, танцы, стихи. В прошлом году праздник стал незабываемым, благодаря трогательным выступлениям детей. Я уверенна, что посредством исполнения и слушания музыкальных произведений, в душе у ребят зажглись искорки уважения и гордости к нашему героическому народу, которые они пронесут через всю свою жизнь, передавая будущим поколениям!
Список литературы:
Ступакова Л. В., Масанова М. Д. Социальная направленность работы дошкольного образовательного учреждения // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 417-420. — URL https://moluch.ru/archive/69/11806/ (дата обращения: 20.03.2020).
Олейник, М.А. Проблемы музыкальной коммуникации в современной культуре / М.А. Олейник // Философия и общество. – 2009. – № 1. – С. 167-173.