Просмотр содержимого документа
«Музыкальная среда в детском саду»
■■'■■' ' '
Музыкальная предметно-развивающая среда в ДОУ
ФГОС ориентируют дошкольное образование «не на формальную результативность, а на поддержку способности ребенка к самореализации здесь и сейчас», что ведет к переосмыслению и изменению предметно-развивающей среды, в том числе и музыкальной. Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками.
Для полноценного музыкального развития ребенка недостаточно занятий с музыкальным руководителем. Необходимо предоставить ему возможность действовать самостоятельно: играть на различных музыкальных инструментах, заниматься творческим музицированием, закреплять полученные умения и навыки с помощью музыкально-дидактических игр. Для достижения этой цели необходима разнообразная музыкальная предметно-развивающая среда в каждой группе детского сада.
Музыкальный уголок, оформленный яркими, интересными пособиями, музыкально-дидактическими играми, детскими инструментами, игрушками, поможет ребенку прочувствовать всю красоту музыки, расширит представление о многообразии звуков в окружающем мире, разовьет его воображение, активизирует мышление и речь.
При создании музыкальных зон в ДОУ рекомендуется продумать:
учет возрастных особенностей детей;
целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хранение;
разнообразие оборудования, его безопасность;
эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий;
возможность переноса оборудования в другие места.
Примерное наполнение музыкальных зон по возрастным группам может выглядеть следующим образом
Перечень материалов для детей от 2, 5 до 4 лет (1 и 2 младшие группы):
куклы-неваляшки;
образные музыкальные игрушки (зайчик, петушок, курочка, птенчик, собачка, котик и т. п.);
игрушки-инструменты с фиксированным звуком-органчики, шарманки, свистульки, дудки;
игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, большие и маленькие колокольчики, бубен, барабанчики, молоточки, шумики;
набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки, фортепиано и т. д.);
атрибуты к музыкальным подвижным играм;
атрибуты для детского танцевального творчества (по сезонам): флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т. п;
ширма настольная с перчаточными игрушками;
музыкальный центр и набор программных аудиозаписей;
поющие и двигающиеся игрушки;
музыкально-дидактические игры:
на развитие звуковысотного слуха: «Птица и птенчики», «Кошка и котята», «Высокий домик, низкий домик»;
на определение характера музыки (настроения): «Солнышко и дождик», «Весёлая девочка, грустная девочка»;
на развитие тембрового слуха: «Отгадай, на чём играю»;
на развитие динамического слуха: «Тихо - громко»;
на развитие ритмического слуха, чувства темпа: «Мышка и мишка», «Кукла шагает и бегает», «Ноги и ножки», «Играем медленно и быстро».
Перечень материалов для детей от 4-5 лет (средняя группа):
пособия для воспитанников 1 и 2 младших групп;
металлофон;
шумовые инструменты для детского оркестра: маракасы, деревянные ложки, кубики, палочки;
набор карточек «Наши любимые песни» с яркими иллюстрациями;
фланелеграф или магнитная доска;
атрибуты к подвижным музыкальным играм;
атрибуты к творческим импровизациям: ленточки, цветные платочки, яркие султанчики, в том числе пособия, используемые на музыкальных занятиях;
ширма настольная и набор игрушек;
музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования:
музыкальный центр и набор программных аудиозаписей;
материалы для экспериментирования со звуками: камешки, деревянные брусочки, газетная бумага, фантики и др.
музыкально-дидактические игры:
на развитие звуковысотного слуха: «Птица и птенчики», «Эхо»;
на определение характера музыки (настроения): «Весело-грустно», «Солнышко и тучка», «Вот так зайцы!» (зайцы спят, танцуют);
на развитие тембрового слуха: «Узнай свой инструмент»;
на развитие динамического слуха: «Громко - тихо заиграю», «Тише – громче в бубен бей»;
на развитие ритмического слуха, чувства темпа: «Кто как идет», «Кукла шагает и бегает».
Перечень материалов для детей от 5-6 лет (старшая группа):
пособия для воспитанников младших и средней групп;
музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта);
иллюстрации к произведениям представленной фонотеки;
музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр);
портреты композиторов;
музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая, на которых
находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка);
атрибуты к подвижным играм;
альбомы детского творчества «Мы рисуем музыку»;
ширмы: настольная и ширма по росту детей;
разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты;
элементы костюмов к музыкальным играм-драматизациям;
элементы костюмов к знакомым народным танцам;
атрибуты для детского танцевального творчества: разноцветные перышки, султанчики, шарфики, ленточки, листики, снежинки, цветы на запястье и др.;
магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.
материалы для экспериментирования со звуками по темам «Как звучат камни», «Как звучит бумага», «Как звучит дерево» (знакомство с деревянными музыкальными инструментами);
музыкально-дидактические игры:
на развитие звуковысотного слуха: «Лесенка», «Заиграла труба», «Три медведя»;
на определение характера музыки (настроения): «Солнышко и тучка» (с добавлением карточки «Солнышко, чуть прикрытое тучкой» - спокойная, колыбельная мелодия), «Удивительный светофор» (дети спят, маршируют, пляшут);
на развитие тембрового слуха: «Узнай по голосу», «Угадай, на чем играю?»;
на развитие динамического слуха: «Громко-тихо запоем»;
на развитие ритмического слуха, чувства темпа: «Ритмические кубики», «Петушок, курочка, цыпленок», «Ритмическое лото», «Три медведя» и др.
Перечень материалов для детей от 6-7 лет (подготовительная группа):
пособия для воспитанников младших, средней, старшей групп;
музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.);
портреты композиторов;
иллюстрации к произведениям представленной фонотеки;
альбомы детского творчества: «Мы рисуем и поем»;
графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений;
альбомы для рассматривания: «Инструменты симфонического оркестра», «Народные инструменты», «Опера», «Балет», «Времена года» и т. п.;
музыкальные лесенки (трех-, пяти- и семиступенчатые);
набор самодельных инструментов для шумового оркестра;
атрибуты к подвижным играм;
атрибуты для детского танцевального творчества: разноцветные перчатки, султанчики, платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки;
элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т. д.),
музыкальный центр и набор программных аудиозаписей или дисков;
материалы для экспериментирования со звуками по темам «Как звучит пластмасса», «Как звучит вода», «Как звучит металл»;
музыкально-дидактические игры:
на развитие звуковысотного слуха: «Лесенка», «Бубенчики», «Три медведя», «Кого встретил колобок?»;
на определение характера музыки (настроения), жанров: «Удивительный светофор» (дети спят, маршируют, пляшут), «Что звучит: песня, танец, марш?», «Три танца»;
на развитие тембрового слуха: «Узнай по голосу», «Угадай, на чем играю?», «Наш оркестр», «Музыкальный магазин»;
на развитие динамического слуха: «Громко-тихо запоем»; «Громко-тихо заиграем», «Громкая и тихая музыка»;
на развитие ритмического слуха, чувства темпа: «Ритмические кубики», «Ритмическое лото», «Три медведя», «Кого встретил колобок?», «Музыкальные молоточки» и др.
на закрепление полученных знаний: «Сладкий колпачок», «Назови композитора» и др.
Для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлечённый музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества детей в музыкальной деятельности.
Роль воспитателя в организации самостоятельной деятельности детей - побуждать воспитанников применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада, создавать проблемные ситуации, побуждающие дошкольников к вариативным самостоятельным действиям. Следуя представленным выше рекомендациям, педагог сможет создать обстановку, способствующую творческому развитию таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность.