Музыкально-дидактические игры для развития звуковысотного слуха
Автор: Куликова Лариса Владимировна,
музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад «Березка» р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области
«Бубенчики»
Цель:
Упражнять детей в различении трех звуков разной высоты. Знать песню
«Бубенчики» муз. Тиличеевой.
Описание:
12 парных карточек: на карточках одной серии (12штук) на нотных
линейках изображены ноты (до, ля, фа) на карточках другой серии (12
штук) бубенчики (верхний, средний, нижний) на линейках,
соответствующих этим нотам. Каждый бубенчик и нота нарисованы
отдельно на четырех карточка разного цвета: красного, синего, зеленого,
желтого. Цвет дается с двух сторон. Для игры используется металлофон и
ширма.
«Музыкальные лесенки»
Цель:
Развивать восприятие и различение последовательностей из трех, четырех,
пяти ступеней лада, идущих вверх и вниз:
1. до – ре – ми; ми – ре – до.
2. до – ре – ми – фа; фа – ми – ре – до.
3. до – ре – ми – фа – соль; соль – фа – ми – ре - до.
Ступени лада поются со словами:
1. «вверх иду»; «вниз иду».
2. «вверх я иду»; «вниз я иду».
3. «вот иду я вверх»; «вот иду я вниз».
Дети должны знать последовательность звуков и петь их.
Описание:
4 комплекта карточек разного цвета (с обеих сторон): красного, синего,
зеленого, желтого. В один комплект входят 12 карточек, т.е. 6 пар. Каждая
пара состоит из карточки, на которой нарисована лесенка и карточки с
изображением кружков, соответствующих ступенькам лесенки. Всего по 2
5
карточки с тремя ступеньками и тремя кружками, идущими вниз и вверх; по
две карточки с четырьмя ступеньками и четырьмя кружками, идущими вверх
и вниз; по две карточки с пятью ступеньками и пятью кружками, идущими
вверх и вниз. Для игры необходим металлофон и ширма.
«Цирковые собачки»
Цель:
Упражнять детей в различении полного звукоряда (7 ступеней), неполного
звукоряда (5 ступеней), последовательностей из трех звуков мажорного
трезвучия. Все последовательности звуков даются в поступенном движении
вверх и вниз.
Описание:
Две большие карточки, на которых изображены лесенка из кубиков, по ним
прыгают цирковые собачки. Каждая ступенька имеет свой цвет и
соответствует определенному звуку. На маленьких карточках, одинаковых по
размеру со ступеньками, нарисованы ноты. Два набора маленьких карточек
такие же по цвету, как и две большие карточки. Для игры необходимы
карточки с заданиями:
1. нарисован полный звукоряд;
2. последовательность из пяти звуков, идущих вверх: (до – соль);
3. последовательность из пяти звуков, идущих вниз :(соль – до);
4. последовательность из трех звуков мажорного трезвучия: (до – ми – соль);
5. последовательность из трех звуков мажорного трезвучия идущего вниз:
(соль – ми – до);
6. два звука разной высоты: (до1 – до2 октавы)
Для игры нужны поощрительные жетоны, металлофон и четыре ширмы.
«Три поросенка»
Цель:
Упражнять детей в развитии звуковысотного слуха, точном интонировании.
Описание:
Детям показывают домик, в котором живут три веселых поросенка: Наф –
Наф, Ниф – Ниф и Нуф – Нуф. Поросята очень любят петь. Они спрятались в
домике, и выйдут тогда, когда вы споете так, как они. У Ниф – Нифа самый
высокий голос, у Наф –Нафа – самый низкий, а у Нуф – Нуфа - средний
Дети по очереди протягивают полоску в окошке домика. В окошке появляется
поросенок, например, в желтой шапочке. Ребенок должен спеть: «Я, НифНиф» - на звуке до второй октавы и, если он спел правильно, получает
карточку с изображением желтой шапочки и закрывает ею соответствующее
изображение на своей карточке. Если ребенок затрудняется спеть, ему
помогает музыкальный руководитель. Побеждает тот, кто раньше закроет все
три части своей карты.
Для игры нужны домик, полоска с нарисованными поросятами в разного цвета
шапочки, карточки.
«Птица и птенчики»
Цель:
Упражнять детей в восприятии и различении двух звуков
(до1 – до2). Необходимо знание попевки «Птица и птенчики
Е. Тиличеевой.
Описание:
Две большие карточки, на которых даны контурные изображения: На
первой – птица, на второй – птенчики. Две другие точно такие же по
размеру карточки с цветным изображением этих птиц разрезаны на четыре
части (четыре квадрата из одной карточки). В игре используется
металлофон и настольная ширма.
«Качели»
Цель:
Закреплять восприятие и различение звуков септимы (до2 - ре1).
Требуется знание песни «Качели» Е. Тиличеевой.
Описание: Большая карточка с контурным изображением качелей в
верхнем и нижнем положении. Качели в верхнем положении
соответствуют высокому звуку, а в нижнем – низкому звуку. Небольшие
карточки – фигурки в форме качелей по ходу игры накладывается на
силуэты качелей большой карточки. Металлофон, ширма.
«Курицы»
Цель:
Упражнять детей в восприятии и различении звуков квинты (фа – до2)
Требуется знание песни «Курица» Е. Тиличеевой.
Описание:
Две большие карточки с контурным изображением: на одной нарисована
курица с опущенной головой (соответствует низкому звуку), на другой –
курица с поднятой головой (соответствует высокому звуку). Другая пара
таких же карт выполнена в цвете и разрезана на четыре части. Металлофон,
ширма.
6